Современные образовательные технологии на уроках физики: методический аспект
Оценка 4.9

Современные образовательные технологии на уроках физики: методический аспект

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
физика
Взрослым
26.09.2020
Современные образовательные технологии             на уроках физики: методический аспект
Включить обучающихся в активный процесс познания позволяют нестандартные формы проведения уроков, такие, как проблемная лекция, дискуссия, семинар, практикум, деловая игра, урок-лаборатория. В процессе усвоения знаний существенным звеном является учебная мотивация.
Статья на конференцию.doc

           Современные образовательные технологии

            на уроках физики: методический аспект

                                                              

                                                                 Смирнова С.Г.,

                                              учитель физики

                                                              МОУ «Луховский лицей»

 

Думать легко, действовать трудно, а превратить

мысль в действие – самая трудная вещь на свете. 
И. Гете

 

 В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний, универсальных действий, компетенций обучающихся в соответствии с новыми стандартами, позволяющими ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Недостаток учебного времени и сложность предмета физика были и остаются проблемами физического образования. Применение на уроках физики современных образовательных технологий, заложенных в новые стандарты (проектно-исследовательская технология, системно - деятельностный подход) позволяет решить поставленные задачи.

Основная идея системно - деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а обучающиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя заключается в организации исследовательской деятельности обучающихся таким образом, чтобы они самостоятельно додумались до решения проблемы урока и объяснили, как надо действовать в новых условиях.

       Системно-деятельностный подход на уроках физики осуществляю

посредством:

-вовлечения учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную,

-исследовательскую и рефлексивную деятельность;

-моделирования и анализа жизненных ситуаций на уроках;

-использования активных методик.

Включить обучающихся в активный процесс познания позволяют нестандартные формы проведения уроков, такие, как  проблемная лекция, дискуссия, семинар, практикум, деловая игра, урок-лаборатория. В процессе усвоения знаний существенным звеном является учебная мотивация.                                            Положительную мотивацию к деятельности на уроке создаю за счёт:

-позитивного эмоционального фона;

-вовлечения обучающихся в постановку целей урока через организацию методической цепочки: удивление-интерес-мотив-цель-собственная учебная задача;

-актуализации опорных знаний;

-постановки проблемы;

-создания на уроке «точки удивления»;

-искусственного создания затруднений, которые хочется преодолеть.

 Системно - деятельностный подход на уроках физики осуществляю: при проведении целых уроков, спланированных таким образом, чтобы учащиеся сами добывали знания, учились осознавать их, осмысливать и отрабатывать;

-при введении в традиционные уроки фрагментов, включающих творческую познавательную деятельность учащихся.

Методический аспект системно - деятельностного подхода при проведении урока физики продемонстрирую на примере урока изучения нового материала по теме «Электромагниты и их применение». Урок провожу в форме «Урок-лаборатория».

 К моменту изучения темы ребята познакомились с темой «Магнитное поле и его свойства». Узнали, что магнитное поле существует вокруг проводников с током. Из курса природоведения они  уже знают том, что магнитное поле существует вокруг постоянных магнитов – естественных и искусственных, знают свойства взаимодействия магнитов: одноимённые полюсы отталкиваются, разноимённые – притягиваются. Но они не знают того, что катушка с током тоже является магнитом.

          Образовательная цель урока состоит в том, чтобы:

1) вызвать объективную необходимость изучения нового материала;

2) способствовать овладению знаниями по теме «Магнитное поле катушки с током. Электромагнит»;

3) контроль знаний и закрепление навыков работы с качественными задачами.

На 1 этапе урока «Организационный момент» (стадии настроя на работу) происходит включение обучающихся в деятельность. Продолжительность этапа 2 минуты. Учитель приветствует  учеников и приглашает их в исследовательскую лабораторию. Не в качестве гостей, а в качестве сотрудников.  В качестве эпиграфа озвучиваются слова Конфуция:

«Три пути ведут к знанию:

-путь размышления – это путь самый благородный,

-путь подражания – это путь самый легкий,

-и путь опыта – это путь самый верный».

В ходе урока обучающиеся  воспользуются тремя путями, которые ведут к знанию, по мнению философа. Но какой путь для него самый приемлемый, каждый для себя определит сам. Задача учителя на этом этапе состоит в создании положительной эмоциональной направленности у обучающихся, включении их в деятельность, выделении содержательной области.

          На 2 этапе урока «Актуализация знаний» (стадии активизации              мыслительной деятельности) предлагаю, прежде  чем приступить к работе, пройти аттестацию как сотрудникам научной лаборатории. Для этого вспоминаем изученный материал (работа со слайдами по пройденному материалу). Прошу ребят - сотрудников  лаборатории - оценить свою работу на этом этапе и поставить знак в «Лист оценки работы сотрудников лаборатории», которые у них на столах. С  этими листами оценки ученики работают в течение всего урока.

Лист оценки работы сотрудника лаборатории

 __________________ Ф.И.

Поставьте знак + (положительная работа)  или  - (удовлетворительная работа)

1

2

3

Активность

Итог

 

 

 

 

 

 

          На 3 этапе урока «Постановка учебной задачи» создается проблемная ситуация. На столах у ребят лежат постоянные магниты, катушки, источники тока. Учитель обращается к ребятам: «Коллеги, обратите внимание на свой рабочий стол. Возьмите в руки и покажите мне магниты. Вы показываете мне постоянный магнит. Больше магнитов на ваших столах нет? Давайте это проверим»

Демонстрационный эксперимент. Берем катушку, подносим ее к гвоздикам и наблюдаем, что ничего не происходит. А теперь эту же катушку подключаем к источнику тока. И повторяем опыт. Что мы наблюдаем?

Возникает проблемный вопрос: Является ли катушка магнитом?

Чем отличаются катушки, которые у меня в руках? После опытов ученики сами формулируют тему урока занятия: «Электромагниты и их применение».

Теперь мы должны определить, чем будем заниматься и каких целей достигнем.  Ребята формулируют цели занятия в лаборатории.

Цели: 

-познакомиться с понятием «электромагнит»;

-исследовать принцип действия электромагнита и выявить факторы,

 -влияющие на его магнитные свойства;

-узнать о возможностях применения электромагнита.

         Учитель просит назвать ключевой термин занятия и сформулировать определение электромагнита. (Дети формулируют и  записывают в тетрадь «Электромагнит- катушка, по которой течет электрический ток»).

На 4 этапе урока «Открытие нового знания» (стадии восприятия) создаётся проект решения проблемы.

Поскольку мы сегодня находимся в лаборатории, то первым шагом будет выдвижение гипотезы. Гипотеза – это предположение. Давайте предположим, всегда ли катушка проявляет одинаковые магнитные свойства? Ученики предполагают: на магнитные действия катушки могут влиять: 1) сила тока, 2) длина провода, 3) металлический сердечник, вставленный в катушку.

Выдвигаем гипотезу: (Гипотеза – это предположение. Давайте предположим, всегда ли катушка проявляет одинаковые магнитные свойства?)

Ученики в ходе размышлений выдвигают гипотезу: «Магнитные действия катушки с током зависят от различных условий».

 Опытным путем предлагаю подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу. Продолжаем нашу работу в парах. Ученики первого  ряда проверяют первое условие - влияние силы тока, второго ряда –второе условие, связанное с длиной провода, третьего ряда- определяют влияние металлического сердечника, вставленного в катушку.

У ребят на столах разное оборудование, необходимое для проведения опыта.

Учитель: Коллеги, изучающие влияние первого условия, назовите ваше оборудование. Сотрудники второго ряда – ваше оборудование? Сотрудники третьего ряда - ваше оборудование? (называют оборудование).

Кроме оборудования на ваших столах лежат листы с инструкцией по выполнению эксперимента. По окончанию работы вам необходимо зафиксировать результаты в данных листах.

Уважаемые сотрудники лаборатории, прошу соблюдать технику безопасности.

Техника безопасности:

1)    Перед началом работы убедитесь в том, что изоляция проводов не нарушена.

2)    При проведении опытов с магнитными полями снимите с руки часы и уберите мобильный  телефон.

Итак, начинаем наш эксперимент. У вас 7 минут.

       5 этап урока «Здоровьесберегающая пауза» (стадия расслабления).

         Учитель: Время эксперимента закончено. Вижу, что вы готовы сделать выводы, но прежде, чем мы приступим к этому виду работы, давайте проведем нашу производственную гимнастику.

        Ваши ладони - это полюса магнита, одноименные полюса  отталкиваются, разноименные – притягиваются. Будьте внимательны, начинаем: ваши ладони – одноименные полюса; ваши ладони – одноименные полюса; (повторяем 3-4  раза). Поаплодировали друг другу (продолжительность этапа 2 минуты).

        6 этап урока «Первичное закрепление» (стадия осмысления)

Продолжаем нашу работу. Мы готовы огласить результаты эксперимента.

Слово предоставляется коллегам из первой группы

         Первая группа: Чем больше сила тока, тем сильнее действие электромагнита.

         Вторая группа: Чем длиннее провод, тем сильнее действие           электромагнита.

         Третья группа: Наличие металлического сердечника, вставленного внутрь катушки, усиливает действие электромагнита.

         Таким образом: Магнитное действие катушки с током зависит от: 1)силы тока в катушке; 2)длины провода; 3)наличия металлического сердечника, вставленного внутрь катушки (на экране слайд с выводами).

Прошу вас зафиксировать вывод в своих тетрадях.

Обменяйтесь оценочными листами и оцените работу партнера в графе 2.                    

Применение электромагнитов. Электромагниты  быстро размагничиваются при выключении тока. Также во время работы электромагнита можно регулировать его магнитное действие, меняя силу тока в катушке, в чем вы сегодня убедились. Благодаря этим замечательным свойствам электромагниты широко применяют в практике. Предлагаю  ученикам найти дополнительную  информацию в различных источниках (обратиться к п. 41  и дополнительным  источникам  на столах).  Далее видеоролик и слайды с применением электромагнитов: медицина  (магнитно-резонансная томография),  радиоэлектроника (телевизор, радио, мобильный телефон); агропромышленный комплекс (элеватор с зерном) и другие области.

После просмотра ролика и работы с дополнительной литературой ребята кратко называют области применения электромагнитов.

Учитель: Обменяйтесь оценочными листами и оцените работу партнера в графе 3.

Демонстрационный эксперимент

Вашему вниманию предлагается опыт с электродвигателем. Электрические двигатели обладают преимуществами перед тепловыми. Они имеют меньшие размеры, чем тепловые. При работе они не выделяют газов, дыма и пара, а значит, не загрязняют воздух.

7 этап урока закрепление:

Предлагаю вам выполнить задание (устройство электрического звонка)

Рассмотрев предложенную схему, прошу вас объяснить принцип работы электрического звонка (к доске выходят двое учеников по желанию). «Назови элементы на рисунке, что происходит с катушкой? Примени эти знания для

решения задачи»

Ученик у доски применяет полученные знания и демонстрационный электрический звонок звенит.

Учитель: Прозвеневший звонок – сигнал о том, что наша работа подходит к завершению.

На 8 этапе урока «Рефлексия деятельности» (стадия итога урока) учащиеся проводят самооценку своей деятельности и всего класса. Продолжительность этапа 3 минуты.

Учитель: Скажите, можем ли мы считать работу нашей лаборатории успешной?

Что вы узнали нового на уроке?

Что вы поняли?

Чему вы научились?

Что особенно запомнилось на уроке? Почему?

С какими трудностями вы столкнулись на уроке? Почему?

Подтвердили ли мы гипотезу?

  Как вам сегодня работалось?

Предлагает учащимся провести самооценку своей деятельности на уроке с помощью «Листа оценки сотрудника лаборатории»

Если вы активно работали на уроке, то оцените себя, поставьте знак в 4-й графе и подведите итог.

Поблагодарите своих коллег.

И мне, как руководителю лаборатории, с вами было легко и интересно. Мы достигли желаемого: реализовали цели, решили поставленные задачи. Спасибо всем за работу!

Таким образом, на своем уроке я использовала следующие методы:

Методы

Методические приемы

- проблемный

через создание и решение проблемной ситуации

 - наглядно-иллюстративный

через демонстрацию слайдов и технических пособий, опытов, и работу с видеороликом,

- исследовательский

путём выполнения мини-исследования;

 и через работу с  дополнительными источниками информации

 

 На всех этапах формировались УУД.

Предметные: обучающиеся получали знания об электромагнитах, их свойствах, особенностях применения.

Метапредметные: дети анализировали информацию из разных источников (познавательные);

ставили и формулировали для себя, новые задачи, выдвигали гипотезу и искали пути её решения (регулятивные);

выстраивали взаимодействие с партнёрами, работали в парах (коммуникативные).

 Личностные: обучающиеся осознали ценность нового знания, его практического применения в дальнейшей жизни. 

На всех этапах урока обучающиеся открывали для себя новые знания, выполняя конкретные действия. Чередование различных видов деятельности повышало продуктивность урока, способствовало сохранению активности и работоспособности обучающихся в течение всего урока, благодаря чему мы приходили к предполагаемому результату.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха и психологического комфорта, кто-то решил задачу, а кто-то просто помог учителю в демонстрации опыта. Все они заслужили словесное поощрение учителя, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

  В ходе урока применялось оценивание деятельности учеников: само-, взаимооценивание, фронтальное. Детям были предложены листы оценки их деятельности, что позволило в конце урока оценить работу каждого.

  Считаю, что достоинством системно-деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: игровыми, информационно-коммуникационными, критического мышления, исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий учащихся.

Использование системно-деятельностного подхода позволяет обучающимся

-работать с современными средствами коммуникации и источниками информации;

-критически осмысливать информацию, поступающую из разных источников, формулировать собственные заключения и оценочные суждения;

-анализировать и решать познавательные и практические задачи;

-выполнять творческие работы и исследовательские проекты;

-аргументировать защиту своей позиции, оппонировать другому мнению через участие в дискуссиях, диспутах.

Таким образом, использование системно-деятельностного подхода на уроках физики способствует:

-личностному развитию учащихся – развитию готовности и способности учащихся к саморазвитию, реализации их творческого потенциала в выбранной деятельности;

-социальному развитию учащихся – формированию гражданской личности на основе воспитания патриотических убеждений, развития толерантности жизни в обществе;

-познавательному развитию учащихся – формированию у учащихся научной картины мира, развитию способности управлять своей познавательной деятельностью, овладению стратегиями и способами познания, развитию памяти, внимания, воображения, мышления, рефлексии;

-коммуникативному развитию учащихся – формированию компетентности в общении, умению слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.


Современные образовательные технологии на уроках физики: методический аспект

Современные образовательные технологии на уроках физики: методический аспект

Включить обучающихся в активный процесс познания позволяют нестандартные формы проведения уроков, такие, как проблемная лекция, дискуссия, семинар, практикум, деловая игра, урок-лаборатория

Включить обучающихся в активный процесс познания позволяют нестандартные формы проведения уроков, такие, как проблемная лекция, дискуссия, семинар, практикум, деловая игра, урок-лаборатория

Образовательная цель урока состоит в том, чтобы: 1) вызвать объективную необходимость изучения нового материала; 2) способствовать овладению знаниями по теме «Магнитное поле катушки с током

Образовательная цель урока состоит в том, чтобы: 1) вызвать объективную необходимость изучения нового материала; 2) способствовать овладению знаниями по теме «Магнитное поле катушки с током

Ф.И. Поставьте знак + (положительная работа) или - (удовлетворительная работа) 1 2 3

Ф.И. Поставьте знак + (положительная работа) или - (удовлетворительная работа) 1 2 3

На 4 этапе урока «Открытие нового знания» (стадии восприятия) создаётся проект решения проблемы

На 4 этапе урока «Открытие нового знания» (стадии восприятия) создаётся проект решения проблемы

Перед началом работы убедитесь в том, что изоляция проводов не нарушена

Перед началом работы убедитесь в том, что изоляция проводов не нарушена

Благодаря этим замечательным свойствам электромагниты широко применяют в практике

Благодаря этим замечательным свойствам электромагниты широко применяют в практике

Ученик у доски применяет полученные знания и демонстрационный электрический звонок звенит

Ученик у доски применяет полученные знания и демонстрационный электрический звонок звенит

На всех этапах формировались УУД

На всех этапах формировались УУД

Использование системно-деятельностного подхода позволяет обучающимся -работать с современными средствами коммуникации и источниками информации; -критически осмысливать информацию, поступающую из разных источников, формулировать собственные заключения и оценочные…

Использование системно-деятельностного подхода позволяет обучающимся -работать с современными средствами коммуникации и источниками информации; -критически осмысливать информацию, поступающую из разных источников, формулировать собственные заключения и оценочные…