Современные образовательные технологии
на уроках физики: методический аспект
Смирнова С.Г.,
учитель физики
МОУ «Луховский лицей»
Думать легко, действовать трудно, а превратить
мысль
в действие – самая трудная вещь на свете.
И. Гете
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний, универсальных действий, компетенций обучающихся в соответствии с новыми стандартами, позволяющими ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Недостаток учебного времени и сложность предмета физика были и остаются проблемами физического образования. Применение на уроках физики современных образовательных технологий, заложенных в новые стандарты (проектно-исследовательская технология, системно - деятельностный подход) позволяет решить поставленные задачи.
Основная идея системно - деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а обучающиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя заключается в организации исследовательской деятельности обучающихся таким образом, чтобы они самостоятельно додумались до решения проблемы урока и объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Системно-деятельностный подход на уроках физики осуществляю
посредством:
-вовлечения учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную,
-исследовательскую и рефлексивную деятельность;
-моделирования и анализа жизненных ситуаций на уроках;
-использования активных методик.
Включить обучающихся в активный процесс познания позволяют нестандартные формы проведения уроков, такие, как проблемная лекция, дискуссия, семинар, практикум, деловая игра, урок-лаборатория. В процессе усвоения знаний существенным звеном является учебная мотивация. Положительную мотивацию к деятельности на уроке создаю за счёт:
-позитивного эмоционального фона;
-вовлечения обучающихся в постановку целей урока через организацию методической цепочки: удивление-интерес-мотив-цель-собственная учебная задача;
-актуализации опорных знаний;
-постановки проблемы;
-создания на уроке «точки удивления»;
-искусственного создания затруднений, которые хочется преодолеть.
Системно - деятельностный подход на уроках физики осуществляю: при проведении целых уроков, спланированных таким образом, чтобы учащиеся сами добывали знания, учились осознавать их, осмысливать и отрабатывать;
-при введении в традиционные уроки фрагментов, включающих творческую познавательную деятельность учащихся.
Методический аспект системно - деятельностного подхода при проведении урока физики продемонстрирую на примере урока изучения нового материала по теме «Электромагниты и их применение». Урок провожу в форме «Урок-лаборатория».
К моменту изучения темы ребята познакомились с темой «Магнитное поле и его свойства». Узнали, что магнитное поле существует вокруг проводников с током. Из курса природоведения они уже знают том, что магнитное поле существует вокруг постоянных магнитов – естественных и искусственных, знают свойства взаимодействия магнитов: одноимённые полюсы отталкиваются, разноимённые – притягиваются. Но они не знают того, что катушка с током тоже является магнитом.
Образовательная цель урока состоит в том, чтобы:
1) вызвать объективную необходимость изучения нового материала;
2) способствовать овладению знаниями по теме «Магнитное поле катушки с током. Электромагнит»;
3) контроль знаний и закрепление навыков работы с качественными задачами.
На 1 этапе урока «Организационный момент» (стадии настроя на работу) происходит включение обучающихся в деятельность. Продолжительность этапа 2 минуты. Учитель приветствует учеников и приглашает их в исследовательскую лабораторию. Не в качестве гостей, а в качестве сотрудников. В качестве эпиграфа озвучиваются слова Конфуция:
«Три пути ведут к знанию:
-путь размышления – это путь самый благородный,
-путь подражания – это путь самый легкий,
-и путь опыта – это путь самый верный».
В ходе урока обучающиеся воспользуются тремя путями, которые ведут к знанию, по мнению философа. Но какой путь для него самый приемлемый, каждый для себя определит сам. Задача учителя на этом этапе состоит в создании положительной эмоциональной направленности у обучающихся, включении их в деятельность, выделении содержательной области.
На 2 этапе урока «Актуализация знаний» (стадии активизации мыслительной деятельности) предлагаю, прежде чем приступить к работе, пройти аттестацию как сотрудникам научной лаборатории. Для этого вспоминаем изученный материал (работа со слайдами по пройденному материалу). Прошу ребят - сотрудников лаборатории - оценить свою работу на этом этапе и поставить знак в «Лист оценки работы сотрудников лаборатории», которые у них на столах. С этими листами оценки ученики работают в течение всего урока.
Лист оценки работы сотрудника лаборатории
__________________ Ф.И.
Поставьте знак + (положительная работа) или - (удовлетворительная работа)
1 |
2 |
3 |
Активность |
Итог |
|
|
|
|
|
На 3 этапе урока «Постановка учебной задачи» создается проблемная ситуация. На столах у ребят лежат постоянные магниты, катушки, источники тока. Учитель обращается к ребятам: «Коллеги, обратите внимание на свой рабочий стол. Возьмите в руки и покажите мне магниты. Вы показываете мне постоянный магнит. Больше магнитов на ваших столах нет? Давайте это проверим»
Демонстрационный эксперимент. Берем катушку, подносим ее к гвоздикам и наблюдаем, что ничего не происходит. А теперь эту же катушку подключаем к источнику тока. И повторяем опыт. Что мы наблюдаем?
Возникает проблемный вопрос: Является ли катушка магнитом?
Чем отличаются катушки, которые у меня в руках? После опытов ученики сами формулируют тему урока занятия: «Электромагниты и их применение».
Теперь мы должны определить, чем будем заниматься и каких целей достигнем. Ребята формулируют цели занятия в лаборатории.
Цели:
-познакомиться с понятием «электромагнит»;
-исследовать принцип действия электромагнита и выявить факторы,
-влияющие на его магнитные свойства;
-узнать о возможностях применения электромагнита.
Учитель просит назвать ключевой термин занятия и сформулировать определение электромагнита. (Дети формулируют и записывают в тетрадь «Электромагнит- катушка, по которой течет электрический ток»).
На 4 этапе урока «Открытие нового знания» (стадии восприятия) создаётся проект решения проблемы.
Поскольку мы сегодня находимся в лаборатории, то первым шагом будет выдвижение гипотезы. Гипотеза – это предположение. Давайте предположим, всегда ли катушка проявляет одинаковые магнитные свойства? Ученики предполагают: на магнитные действия катушки могут влиять: 1) сила тока, 2) длина провода, 3) металлический сердечник, вставленный в катушку.
Выдвигаем гипотезу: (Гипотеза – это предположение. Давайте предположим, всегда ли катушка проявляет одинаковые магнитные свойства?)
Ученики в ходе размышлений выдвигают гипотезу: «Магнитные действия катушки с током зависят от различных условий».
Опытным путем предлагаю подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу. Продолжаем нашу работу в парах. Ученики первого ряда проверяют первое условие - влияние силы тока, второго ряда –второе условие, связанное с длиной провода, третьего ряда- определяют влияние металлического сердечника, вставленного в катушку.
У ребят на столах разное оборудование, необходимое для проведения опыта.
Учитель: Коллеги, изучающие влияние первого условия, назовите ваше оборудование. Сотрудники второго ряда – ваше оборудование? Сотрудники третьего ряда - ваше оборудование? (называют оборудование).
Кроме оборудования на ваших столах лежат листы с инструкцией по выполнению эксперимента. По окончанию работы вам необходимо зафиксировать результаты в данных листах.
Уважаемые сотрудники лаборатории, прошу соблюдать технику безопасности.
Техника безопасности:
1) Перед началом работы убедитесь в том, что изоляция проводов не нарушена.
2) При проведении опытов с магнитными полями снимите с руки часы и уберите мобильный телефон.
Итак, начинаем наш эксперимент. У вас 7 минут.
5 этап урока «Здоровьесберегающая пауза» (стадия расслабления).
Учитель: Время эксперимента закончено. Вижу, что вы готовы сделать выводы, но прежде, чем мы приступим к этому виду работы, давайте проведем нашу производственную гимнастику.
Ваши ладони - это полюса магнита, одноименные полюса отталкиваются, разноименные – притягиваются. Будьте внимательны, начинаем: ваши ладони – одноименные полюса; ваши ладони – одноименные полюса; (повторяем 3-4 раза). Поаплодировали друг другу (продолжительность этапа 2 минуты).
6 этап урока «Первичное закрепление» (стадия осмысления)
Продолжаем нашу работу. Мы готовы огласить результаты эксперимента.
Слово предоставляется коллегам из первой группы
Первая группа: Чем больше сила тока, тем сильнее действие электромагнита.
Вторая группа: Чем длиннее провод, тем сильнее действие электромагнита.
Третья группа: Наличие металлического сердечника, вставленного внутрь катушки, усиливает действие электромагнита.
Таким образом: Магнитное действие катушки с током зависит от: 1)силы тока в катушке; 2)длины провода; 3)наличия металлического сердечника, вставленного внутрь катушки (на экране слайд с выводами).
Прошу вас зафиксировать вывод в своих тетрадях.
Обменяйтесь оценочными листами и оцените работу партнера в графе 2.
Применение электромагнитов. Электромагниты быстро размагничиваются при выключении тока. Также во время работы электромагнита можно регулировать его магнитное действие, меняя силу тока в катушке, в чем вы сегодня убедились. Благодаря этим замечательным свойствам электромагниты широко применяют в практике. Предлагаю ученикам найти дополнительную информацию в различных источниках (обратиться к п. 41 и дополнительным источникам на столах). Далее видеоролик и слайды с применением электромагнитов: медицина (магнитно-резонансная томография), радиоэлектроника (телевизор, радио, мобильный телефон); агропромышленный комплекс (элеватор с зерном) и другие области.
После просмотра ролика и работы с дополнительной литературой ребята кратко называют области применения электромагнитов.
Учитель: Обменяйтесь оценочными листами и оцените работу партнера в графе 3.
Демонстрационный эксперимент
Вашему вниманию предлагается опыт с электродвигателем. Электрические двигатели обладают преимуществами перед тепловыми. Они имеют меньшие размеры, чем тепловые. При работе они не выделяют газов, дыма и пара, а значит, не загрязняют воздух.
7 этап урока закрепление:
Предлагаю вам выполнить задание (устройство электрического звонка)
Рассмотрев предложенную схему, прошу вас объяснить принцип работы электрического звонка (к доске выходят двое учеников по желанию). «Назови элементы на рисунке, что происходит с катушкой? Примени эти знания для
решения задачи»
Ученик у доски применяет полученные знания и демонстрационный электрический звонок звенит.
Учитель: Прозвеневший звонок – сигнал о том, что наша работа подходит к завершению.
На 8 этапе урока «Рефлексия деятельности» (стадия итога урока) учащиеся проводят самооценку своей деятельности и всего класса. Продолжительность этапа 3 минуты.
Учитель: Скажите, можем ли мы считать работу нашей лаборатории успешной?
Что вы узнали нового на уроке?
Что вы поняли?
Чему вы научились?
Что особенно запомнилось на уроке? Почему?
С какими трудностями вы столкнулись на уроке? Почему?
Подтвердили ли мы гипотезу?
Как вам сегодня работалось?
Предлагает учащимся провести самооценку своей деятельности на уроке с помощью «Листа оценки сотрудника лаборатории»
Если вы активно работали на уроке, то оцените себя, поставьте знак в 4-й графе и подведите итог.
Поблагодарите своих коллег.
И мне, как руководителю лаборатории, с вами было легко и интересно. Мы достигли желаемого: реализовали цели, решили поставленные задачи. Спасибо всем за работу!
Таким образом, на своем уроке я использовала следующие методы:
Методы |
Методические приемы |
- проблемный |
через создание и решение проблемной ситуации |
- наглядно-иллюстративный |
через демонстрацию слайдов и технических пособий, опытов, и работу с видеороликом, |
- исследовательский |
путём выполнения мини-исследования; и через работу с дополнительными источниками информации |
На всех этапах формировались УУД.
Предметные: обучающиеся получали знания об электромагнитах, их свойствах, особенностях применения.
Метапредметные: дети анализировали информацию из разных источников (познавательные);
ставили и формулировали для себя, новые задачи, выдвигали гипотезу и искали пути её решения (регулятивные);
выстраивали взаимодействие с партнёрами, работали в парах (коммуникативные).
Личностные: обучающиеся осознали ценность нового знания, его практического применения в дальнейшей жизни.
На всех этапах урока обучающиеся открывали для себя новые знания, выполняя конкретные действия. Чередование различных видов деятельности повышало продуктивность урока, способствовало сохранению активности и работоспособности обучающихся в течение всего урока, благодаря чему мы приходили к предполагаемому результату.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха и психологического комфорта, кто-то решил задачу, а кто-то просто помог учителю в демонстрации опыта. Все они заслужили словесное поощрение учителя, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
В ходе урока применялось оценивание деятельности учеников: само-, взаимооценивание, фронтальное. Детям были предложены листы оценки их деятельности, что позволило в конце урока оценить работу каждого.
Считаю, что достоинством системно-деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: игровыми, информационно-коммуникационными, критического мышления, исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий учащихся.
Использование системно-деятельностного подхода позволяет обучающимся
-работать с современными средствами коммуникации и источниками информации;
-критически осмысливать информацию, поступающую из разных источников, формулировать собственные заключения и оценочные суждения;
-анализировать и решать познавательные и практические задачи;
-выполнять творческие работы и исследовательские проекты;
-аргументировать защиту своей позиции, оппонировать другому мнению через участие в дискуссиях, диспутах.
Таким образом, использование системно-деятельностного подхода на уроках физики способствует:
-личностному развитию учащихся – развитию готовности и способности учащихся к саморазвитию, реализации их творческого потенциала в выбранной деятельности;
-социальному развитию учащихся – формированию гражданской личности на основе воспитания патриотических убеждений, развития толерантности жизни в обществе;
-познавательному развитию учащихся – формированию у учащихся научной картины мира, развитию способности управлять своей познавательной деятельностью, овладению стратегиями и способами познания, развитию памяти, внимания, воображения, мышления, рефлексии;
-коммуникативному развитию учащихся – формированию компетентности в общении, умению слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.