Современные образовательные технологии на уроках немецкого языка
Оценка 5

Современные образовательные технологии на уроках немецкого языка

Оценка 5
doc
03.07.2024
Современные образовательные технологии на уроках немецкого языка
современные образовательные технологии на уроках немецкого языка.doc

Современных образовательные технологии на уроках немецкого языка

             Одной из самых главных и острых проблем современной школы является проблема мотивации учащихся к изучению предметов школьной программы. В отношении к предмету “Иностранный язык” эта проблема проявляется в том, что у детей постепенно, от класса к классу, снижается интерес к овладению языком. Если в самом начале мотивация к изучению языка, как правило высокая, то впоследствии отношение меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления  материала, стадию неизбежного примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате пропадает активность, ослабевает воля, снижается  успеваемость. При организации традиционных уроков дети плохо включаются в работу, отличаются низкой концентрацией внимания и уровнем интереса к изучаемому материалу.                                                                                                                                         При работе над решением данной проблемы необходимо обратиться к некоторым современным образовательным технологиям организации обучения и  применять их на уроках. Ниже перечислены основные технологии, используемые на уроках немецкого языка:

1) модульное обучение;

2) интерактивное обучение;

3) проектирование;

4) использование ИКТ.

                      При отборе современных методов обучения  необходимо учитывать следующие критерии, в соответствии с которыми используемые методы должны:

  • создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно, стимулировать интересы обучаемого;
  • затрагивать личность ученика в целом, вовлекать в учебный процесс его эмоции, чувства, стимулировать его творческие способности;
  • активизировать школьника, делать его главным действующим лицом в учебном процессе;
  • создавать ситуации, в которых учитель не является главной фигурой;
  • учить школьников работать над языком самостоятельно на уровне его физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей, т.е. обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;
  • предусматривать различные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, стимулирующие активность, самостоятельность, творчество учащегося.

      Исследователи приходят к выводу, что наиболее эффективные условия для развития познавательной самостоятельности учащихся заключены в такой системе обучения, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Одной из таких систем, реализующих данные требования на практике, является технология модульного обучения.                         

Обучение эффективно только при такой организации учебного процесса, когда учащийся усваивает учебное содержание в деятельности. Только в этом случае обучение ведёт к осознанному и прочному усвоению знаний и развитию интеллекта ученика. Модульное обучение позволяет практически решить эту задачу.

. Сущность модульного обучения состоит в том, что оно позволяет каждому учащемуся полностью самостоятельно добиваться конкретных целей учебно-познавательной деятельности.

Свое название модульное обучение получило от термина «модуль», который, в свою очередь, является средством модульного обучения. Модуль может представлять собой программу обучения, которая индивидуализируется по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, а также темпу обучения.

Внедрение модульной технологии в практику требует от учителя четкого понимания принципов модульного обучения:

1 принцип модульности предполагает конструирование учебного материала таким образом, чтобы было обеспечено достижение каждой поставленной перед учеником цели,

2 принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов и осознанной перспективы предполагают  разработку разноуровневых дидактических целей - комплексных, интегрированных, частных на основе структурирования содержания образования;

3 принцип динамичности включает идею открытости, которая понимается как возможность видоизменить информацию, формы организации учебно-познавательной деятельности, сделать анализ каждого этапа урока с позиции адаптивности, комфортности ученика;

4 принцип успешности каждого ученика, использование стимулирующего поощрения активной деятельности ученика при работе оценочной системы означает индивидуализацию обучения на основе результатов мониторинга по определению зоны актуального развития и зоны ближайшего развития;

5 принцип разносторонности методического консультирования заключается в том, что модульная программа содержит рекомендации учителя, облегчающие усвоение информации (алгоритмы, системы вопросов и т.д.)

Приступая к проектированию модульной программы, учитель должен осознать и определить свои новые функции. Их новизна в том, что учитель:

- управляет познавательной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний в позицию организатора собственно-познавательной деятельности учащихся;

- мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации, взаимопонимания, и добивается положительного отношения к предмету;

- организует самостоятельную работу на уроке, включая работу с информационными материалами;

- использует коллективные способы обучения, включает всех учащихся в коллективную творческую деятельность, организует взаимопомощь;

- создает ситуацию успеха, т.е. разрабатывает методику и предлагает задания, посильные каждому ученику, создает положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества;

- организует самоанализ собственной деятельности ученика и формирует его адекватную самооценку.

 

В современной практике преподавания иностранного языка эффективно применяется ряд личностно ориентированных технологий, которые обеспечивают самоопределение и самореализацию ученика как языковой личности в процессе овладения и использования иностранного языка. Технология интерактивного обучения (обучение во взаимодействии) основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе (в парах, в малых группа) с целью совместного решения коммуникативных задач. Конечно, для опытных педагогов не новы такие формы обучения во взаимодействии, как:

         диалогическая, парная;

         политологическая;

         групповая;

         игровая.

Обучение в сотрудничестве использовалось в педагогике довольно давно. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе!

 

Наибольший интерес представляет проектная работа.                                                          

Данная технология основана на идее взаимодействия учащегося в группе в ходе учебного процесса, идее взаимного обучения, при котором они берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, начинают помогать друг друга, отвечать за успехи каждого.

Метод проектов (технология проектов) - это одна из технологий в обучении, в том числе иностранному языку, основанная на моделировании социального взаимодействия в малой группе в ходе учебного процесса. По существу проектная технология-это взаимодействие в ходе обучения и обучение в системе социального взаимодействия, при котором учащиеся принимают и выполняют различные социальные роли (организатора, лидера, исполнителя и др.) и приучаются, готовятся к их выполнению в процессе решения проблемных задач в ситуациях реального взаимодействия

Проектная работа ставит учащегося в ситуацию реального использования изучаемого языка, способствует осознанию целей и возможностей изучения иностранного языка в его собственной деятельности и включает процесс освоения иностранным языкам в продуктивную творческую деятельность.

По характеру конечного продукта проектной деятельности можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка:

1. Конструктивно-практические проекты: (коллаж, дневник наблюдений, игра и её описание).

2. Игровые-ролевые проекты (разыгрывание игр, драматизация или сочинение пьесы).

3. Информационные и исследовательские проекты.

4. Проекты конкретного социологического обследования.

5. Издательские проекты.

6. Сценарные проекты.

7. Творческие работы.

Эти виды проектов могут носить междисциплинарный характер.

Содержание проектной работы ориентировано на личностно значимую, познавательную мотивацию учащегося и определяется самими учащимися в ходе обсуждения и с учетом реальных потребностей и интересов всех участников проектной группы.

Проектная работа по иностранным языкам носит по большей части межпредметный и интегративный характер, ориетированный на решение реальных проблемно-поисковых, исследовательских, творческих задач, выходящих за пределы учебной аудитории.

Метод проектов позволяет реализовать интеграцию как педагогический принц обновления содержания обучения иностранным языкам, преобразования всех компонентов содержания обучения, что позволяет обеспечить непрерывный процесс становления и развития разносторонней личности школьника и его последующую социальную адаптацию и устойчивость.

Проектная работа по иностранным языкам позволяет обеспечить условия для использования изучаемого языка в ситуациях реального межкультурного общения в различных информационно-познавательных, учебно-профессиональных, социально-культурных целях и тем самым реализовать и апробировать степень сформированности коммуникативных умений.

 

Все глубже проникают в жизнь человека информационные технологии, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Не вызывает сомнения тот факт, что сегодня без широкого использования ИКТ построить учебный процесс очень сложно. Ученики, владея широким кругом компьютерных навыков, хотят и могут их использовать в освоении целого ряда предметов. Не исключение и мой предмет – немецкий язык. В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением ИКТ, становится важной составляющей его профессионализма.   Это и определяет актуальность данной проблемы.

Можно выделить ряд дидактических задач, которые решаются в процессе преподавания иностранных языков с помощью ИКТ:

      формирование и совершенствование языковых навыков и умений чтения, письма, говорения, аудирования;

      расширение активного и пассивного словарей;

      приобретение культурологических знаний;

      формирование культуры общения;

      формирование элементов глобального мышления;

      формирование устойчивой мотивации познавательной деятельности, 

      потребности к использованию иностранного языка для целей подлинного общения;

      формирование навыков работы в группе.

Для реализации этих задач в  педагогической деятельности  используются следующие компьютерные программы:

·        Microsoft Word

·        Microsoft Internet Explorer

·        Microsoft Power Point

·        Windows Movie Maker

·        компьютерные обучающие программы.

Естественно, главная цель обучения иностранному языку - формирование коммуникативной компетенции. Для этого с помощью Интернета можно:

1.     включать материалы сети в содержание урока (интегрирование их в программу обучения);

2.     проводить самостоятельный поиск информации учащимися в рамках работы над проектом;

3.     повышать мотивацию и создавать потребность в изучение иностранного языка посредством живого общения;

4.     формировать и развивать умения и навыки чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;

5.     формировать и развивать умения и навыки аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных преподавателем;

6.     совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных преподавателем или кем-то из учащихся материалов сети.

7.     совершенствовать умения письменной речи, составляя ответы партнерам по переписке;

8.     пополнять словарный запас лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества, используя аутентичные тексты из страны изучаемого языка;

9.     получать культуроведческие знания, включающие в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка.

Компьютеризация обучения иностранному языку помогает облегчить доступ к информации и сократить время изучения языка. На данный момент существует огромный выбор мультимедиа продуктов, Интернет-страничек, содержащих информацию необходимую для изучения иностранного языка, электронных учебников, баз данных с тематическими текстами и упражнениями.

Особенно интересно использовать материалы Интернета при работе над текущей темой урока иностранного языка. Результатом этой работы становится создание учащимися мультимедийных презентаций по страноведческой тематике, тестовых заданий, видеороликов.

Практически к каждому разделу учебника можно подобрать материал одной из названных программ и использовать её фрагмент на уроке как вспомогательное средство при введении нового лексического или грамматического материала, отработке произношения, при обучении диалогической речи, чтению и письму, а также при тестировании.

         Таким образом, применение мультимедийных средств обучения создает наиболее благоприятные условия и способствует значительному повышению мотивации в процессе обучения иностранным языкам.

       Итак, новые информационные технологии способствуют развитию коммуникативных навыков учащихся, расширению кругозора, формированию общеучебных навыков, развитию самостоятельной, поисковой, исследовательской, аналитической, сопоставительной деятельности, развитию благородных чувств и стремлений, эстетических взглядов; повышению уровня компетентности учащихся в области информационной культуры; мотивации, интереса к предмету, исследуемому материалу.

 

 

Использованная литература и информационные ресурсы

 

1. Владимирова Л.Н. Интернет на уроках иностранного языка.// Иностранные языки в школе, 2002, № 3.

2. Денисова Ж.А., Денисов М.К. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием, ИЯШ № 3 2008

      3.  www.ict.edu.ru/vconf/files/Быкова Е. А. «Использование икт на уроке

немецкого языка—залог успеха».

      4.  http://www.iteach.ru/eve/1084/Брыксина О.Ф. «Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности»

      5.  http://www.wecomm.ru/structure/?idstucture=441 Слобожанина Е. А. Мультимедийные презентации как средство освоения учениками информационнокоммуникативной компетенции

      6.  http://festival.1september.ru/authors/100-684-782/ Садовникова Нина Ивановна, Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам


Скачано с www.znanio.ru

Современных образовательные технологии на уроках немецкого языка

Современных образовательные технологии на уроках немецкого языка

Свое название модульное обучение получило от термина «модуль» , который, в свою очередь, является средством модульного обучения

Свое название модульное обучение получило от термина «модуль» , который, в свою очередь, является средством модульного обучения

Обучение в сотрудничестве использовалось в педагогике довольно давно

Обучение в сотрудничестве использовалось в педагогике довольно давно

ИКТ построить учебный процесс очень сложно

ИКТ построить учебный процесс очень сложно

Особенно интересно использовать материалы

Особенно интересно использовать материалы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.07.2024