Календарно-тематический план
Предмет _____БИОЛОГИЯ______
Класс______5_______
2022 – 2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Календарно-тематическое планирование по биологии в 5А классе составлено в соответствии со следующими документами:
- реализации требований ФГОС ООО, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 №287
- Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ ОШ №5, принятая педагогическим советом 26 августа 2015г № 16, утвержденная приказом от 28.08.2015г №60.
- Учебный план МАОУ ОШ №5 на 2022-2023 учебный год, утвержденный приказом от 31.08.2021 №289
- Календарный учебный график МАОУ ОШ №5 на 2022-2023 учебный год утвержденный приказом от 31.08.2021 №289
- учебник Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. Биология: 5 класс: учебник для учащихся ОО. – М.: Вентана-Граф
- методические пособия:
Пономарева И.Н. Биология – 5. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Константинова И.Ю. Поурочные разработки по биологии – 5. – М.:ВАКО, 2015
Программа в 2022 – 2023 учебном году реализуется за 34 часа в год , 1 час в неделю.
Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются различные формы контроля:
Вид контроля |
Количество часов (работ) |
Практические работы |
9 |
Контрольные работы (в том числе промежуточная аттестация) |
3 |
Тестовый контроль * |
в каждой теме |
Подготовка сообщений |
в каждой теме |
Составление таблиц в тетради |
7 |
*Контрольно-измерительные материалы. Биология. 5 класс / Сост. Н.А.Богданов. – М.: ВАКО, 2014.
Промежуточная аттестация проводится по графику, в период с _________ по ______ в форме тестирования.
В каждой теме курса «Биология. 5 класс» предусмотрено использование ИКТ - технологий (презентации, интерактивные задания и т.д.).
№ урока |
Дата план
|
Дата факт |
Тема урока (раздела) |
Примечание |
|
|
|
1. Биология – наука о живом мире (4ч) |
|
1 |
06.09 |
|
Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и др.). Объекты живой и неживой природы, их сравнение. Живая и неживая природа — единое целое. |
|
2 |
13.09 |
|
Биология — система наук о живой природе. Основные разделы биологии (ботаника, зоология, экология, цитология, анатомия, физиология и др.). Профессии, связанные с биологией: врач, ветеринар, психолог, агроном, животновод и др. (4—5). Связь биологии с другими науками (математика, география и др.). Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека. |
|
3 |
20.09 |
|
Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами. |
|
4 |
27.09 |
|
Биологические термины, понятия, символы. Источники биологических знаний. Поиск информации с использованием различных источников (научнопопулярная литература, справочники, Интернет). |
|
|
|
|
2. Методы изучения живой природы (6ч) |
|
5 |
04.10 |
|
Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация. ПР 1. Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете. |
|
6 |
11.10 |
|
Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами. ПР 2. Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними. |
|
7 |
18.10 |
|
Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематический). Метод измерения (инструменты измерения). ПР 3. Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза (натуральные препараты), инфузории туфельки и гидры (готовые микропрепараты) с помощью лупы и светового микроскопа. |
|
8 |
25.10 |
|
Метод классификации организмов, применение двойных названий организмов. |
|
9 |
01.11 |
|
Наблюдение и эксперимент как ведущие методы биологии. Видеоэкскурсия. Овладение методами изучения живой природы — наблюдением и экспериментом. |
|
10 |
15.11 |
|
Контрольная работа №1 по теме «Биология – наука о живом мире. Методы изучения биологии» |
|
|
|
|
3. Организмы – тела живой природы (7ч) |
|
11 |
22.11 |
|
Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы. |
|
12 |
29.11 |
|
Клетка и её открытие. Клеточное строение организмов. Цитология — наука о клетке. Клетка — наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. Строение клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро. ПР 4. Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на примере самостоятельно приготовленного микропрепарата). |
|
13 |
06.12 |
|
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клетки, ткани, органы, системы органов. |
|
14 |
13.12 |
|
Жизнедеятельность организмов. Особенности строения и процессов жизнедеятельности у растений, животных, бактерий и грибов. |
|
15 |
20.12 |
|
Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность. Организм — единое целое. ПР 5. Наблюдение за потреблением воды растением. |
|
16 |
10.01 |
|
Разнообразие организмов и их классификация (таксоны в биологии: царства, типы (отделы), классы, отряды (порядки), семейства, роды, виды. ПР 6. Ознакомление с принципами систематики организмов. |
|
17 |
17.01 |
|
Бактерии и вирусы как формы жизни. Значение бактерий и вирусов в природе и в жизни человека. |
|
|
|
|
4. Организмы и среда обитания (5ч) |
|
18 |
24.01 |
|
Понятие о среде обитания. Водная, наземновоздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания. Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов. |
|
19 |
31.01 |
|
Приспособления организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов. |
|
20 |
07.02 |
|
ПР 7. Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах). |
|
21 |
14.02 |
|
Контрольная работа №2 по теме «Организмы – тела живой природы. Организм и среда обитания» |
|
22 |
21.02 |
|
Видеоэкскурсия. Растительный и животный мир родного края (краеведение). |
|
|
|
|
5. Природные сообщества (7ч). |
|
23 |
28.02 |
|
Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах. |
|
24 |
07.03 |
|
Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания. |
|
25 |
14.03 |
|
Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах. |
|
26 |
21.03 |
|
Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и др.). Видеоэкскурсия. Изучение природных сообществ (на примере леса, озера, пруда, луга и др.). |
|
27 |
04.04 |
|
Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ. Причины неустойчивости искусственных сообществ. Роль искусственных сообществ в жизни человека. ПР 8. Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума и др.). |
|
28 |
11.04 |
|
Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон. |
|
29 |
18.04 |
|
Ландшафты: природные и культурные. Видеоэкскурсия. Изучение сезонных явлений в жизни природных сообществ |
|
|
|
|
6. Живая природы и человек (4ч). |
|
30 |
25.04 |
|
Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства, производства и ростом численности населения. |
|
31 |
02.05 |
|
Влияние человека на живую природу в ходе истории. Глобальные экологические проблемы. Загрязнение воздушной и водной оболочек Земли, потери почв, их предотвращение. |
|
32 |
16.05 |
|
Пути сохранения биологического разнообразия. Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы). Красная книга РФ. Осознание жизни как великой ценности. |
|
33 |
23.05 |
|
ПР 9. Проведение акции по уборке мусора в ближайшем лесу, парке, сквере или на пришкольной территории. |
|
34 |
30.05 |
|
Промежуточная аттестация в форме тестирования |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.