Календарно-тематический план
Предмет _____БИОЛОГИЯ______
Класс______6_______
2022 – 2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Календарно-тематическое планирование по биологии в 6А классе составлено в соответствии со следующими документами:
- реализации требований ФГОС ООО, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Примерной рабочей программы основного общего образования «Биологи. Базовый уровень» (для 5-9 классов образовательных организаций. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021
- Учебного плана МАОУ ОШ №5 на 2022-2023 учебный год, принятый педагогическим советом протокол от 26.08.2022 №11
- Календарного учебного графика МАОУ ОШ №5 на 2022-2023 учебный год утвержденный приказом от 29.08.2022 №371
- учебник Пономарёва И.Н. Биология: 6 класс: учебник для учащихся ОО. – М.: Вентана-Граф
- методические пособия:
- методические пособия:
Константинова И.Ю. Поурочные разработки по биологии – 6. – М.:ВАКО, 2017.
Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс: поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2007.
Программа в 2022 – 2023 учебном году реализуется за 34 часа в год , 1 час в неделю.
Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются различные формы контроля:
Вид контроля |
Количество часов (работ) |
Лабораторные работы |
16 |
Практические работы |
9 |
Контрольные работы (в том числе промежуточная аттестация) |
5 |
Тестовый контроль * |
в каждой теме |
Подготовка сообщений |
в каждой теме |
Составление таблиц в тетради |
7 |
* Контрольно-измерительные материалы. Биология. 6 класс / Сост. С.Н.Березина. – М.: ВАКО, 2014.
* Гекалюк М.С. Биология 6 класс. Промежуточный экзамен. Саратов: Лицей, 2014.
Промежуточная аттестация проводится по графику, в период с _________________________________ в форме тестирования.
В каждой теме курса «Биология. 6 класс» предусмотрено использование ИКТ – технологий (презентации, интерактивные задания и т.д.).
№ урока |
Дата план
|
Дата факт |
Тема урока (раздела) |
Примечание |
1 |
01.09 |
|
День знаний |
|
|
|
|
1. Растительный организм |
|
|
|
|
1.1. Растительный организм (6ч) |
|
2 |
08.09 |
|
Ботаника — наука о растениях. Разделы ботаники. Связь ботаники с другими науками и техникой. Общие признаки растений. |
|
3 |
15.09 |
|
Разнообразие растений. Уровни организации растительного организма. Высшие и низшие растения. Споровые и семенные растения. Видеоэкскурсия. Ознакомление в природе с цветковыми растениями. |
|
4 |
22.09 |
|
Растительная клетка. Изучение растительной клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, ядро, цитоплазма (пластиды, митохондрии, вакуоли с клеточным соком). ЛР1. Изучение микроскопического строения листа водного растения элодеи. |
|
5 |
29.09 |
|
Растительные ткани. Функции растительных тканей. ЛР2. Изучение строения растительных тканей (использование микропрепаратов). |
|
6 |
06.10 |
|
Органы и системы органов растений. Строение органов растительного организма, их роль и связь между собой. ЛР3. Изучение внешнего строения травянистого цветкового растения (на живых или гербарных экземплярах растений): пастушья сумка, редька дикая, лютик едкий и др.). |
|
7 |
13.10 |
|
Контрольная работа №1 по теме «Растительный организм» |
|
|
|
|
2. Строение и жизнедеятельность растительного организма |
|
|
|
|
2.1. Питание растений (8ч) |
|
8 |
20.10 |
|
Корень — орган почвенного (минерального) питания. Корни и корневые системы. Виды корней и типы корневых систем. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями. ЛР4. Изучение строения корневых систем (стержневой и мочковатой) на примере гербарных экземпляров или живых растений. |
|
9 |
27.10 |
|
Корневой чехлик. Зоны корня. Корневые волоски. Рост корня. Поглощение корнями воды и минеральных веществ, необходимых растению (корневое давление, осмос). Видоизменение корней. ЛР5. . Изучение микропрепарата клеток корня. |
|
10 |
03.11 |
|
Почва, её плодородие. Значение обработки почвы (окучивание), внесения удобрений, прореживания проростков, полива для жизни культурных растений. Гидропоника. |
|
11 |
17.11 |
|
Побег и почки. Листорасположение и листовая мозаика. ЛР6. Изучение строения вегетативных и генеративных почек (на примере сирени, тополя и др.). |
|
12 |
24.11 |
|
Строение и функции листа. Простые и сложные листья. Видоизменения листьев. ЛР7. Ознакомление с внешним строением листьев и листорасположением (на комнатных растениях). |
|
13 |
01.12 |
|
Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями (кожица и устьица, основная ткань листа, проводящие пучки). ЛР8. Изучение микроскопического строения листа (на готовых микропрепаратах). |
|
14 |
08.12 |
|
Лист — орган воздушного питания. Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе и в жизни человека. ПР1. Наблюдение процесса выделения кислорода на свету аквариумными растениями. |
|
15 |
15.12 |
|
Контрольная работа №2 по теме «Питание растений» |
|
|
|
|
2.2. Дыхание растений (2ч) |
|
16 |
22.12 |
|
Дыхание корня. Рыхление почвы для улучшения дыхания корней. Условия, препятствующие дыханию корней. ПР2. Изучение роли рыхления для дыхания корней. |
|
17 |
12.01 |
|
Лист как орган дыхания (устьичный аппарат). Поступление в лист атмосферного воздуха. Сильная запылённость воздуха как препятствие для дыхания листьев. Стебель как орган дыхания (наличие устьиц в кожице, чечевичек). Особенности дыхания растений. Взаимосвязь дыхания растения с фотосинтезом. |
|
|
|
|
2.3. Транспорт веществ в растении (5ч) |
|
18 |
19.01 |
|
Неорганические (вода, минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, витамины и др.) растения. ЛР 9. Обнаружение неорганических и органических веществ в растении. |
|
19 |
26.01 |
|
Связь клеточного строения стебля с его функциями. Рост стебля в длину. Клеточное строение стебля травянистого растения: кожица, проводящие пучки, основная ткань (паренхима). Клеточное строение стебля древесного растения: кора (пробка, луб), камбий, древесина и сердцевина. Рост стебля в толщину. ЛР10. Рассматривание микроскопического строения ветки дерева (на готовом микропрепарате). |
|
20 |
02.02 |
|
Проводящие ткани корня. Транспорт воды и минеральных веществ в растении (сосуды древесины) — восходящий ток. Испарение воды через стебель и листья (транспирация). Регуляция испарения воды в растении. Влияние внешних условий на испарение воды. ПР3. Выявление передвижения воды и минеральных веществ по древесине. |
|
21 |
09.02 |
|
Транспорт органических веществ в растении (ситовидные трубки луба) — нисходящий ток. Перераспределение и запасание веществ в растении. |
|
22 |
16.02 |
|
Перераспределение и запасание веществ в растении. Видоизменённые побеги: корневище, клубень, луковица. Их строение; биологическое и хозяйственное значение. ЛР11. Исследование строения корневища, клубня, луковицы. |
|
|
|
|
2.4. Рост растения (4ч). |
|
23 |
02.03 |
|
Образовательные ткани. Конус нарастания побега, рост кончика корня. Верхушечный и вставочный рост. Рост корня и стебля в толщину, камбий. Образование годичных колец у древесных растений. ПР4. Наблюдение за ростом корня. |
|
24 |
16.03 |
|
Влияние фитогормонов на рост растения. Ростовые движения растений. Развитие побега из почки. Ветвление побегов. ПР5. Наблюдение за ростом побега. |
|
25 |
23.03 |
|
Управление ростом растения. Формирование кроны. Применение знаний о росте растения в сельском хозяйстве. Развитие боковых побегов. ЛР12. Определение возраста дерева по спилу. |
|
26 |
06.04 |
|
Контрольная работа №3 по теме «Рост растения» |
|
|
|
|
2.5. Размножение растения (5ч). |
|
27 |
13.04 |
|
Вегетативное размножение цветковых растений в природе. Вегетативное размножение культурных растений. Клоны. Сохранение признаков материнского растения. Хозяйственное значение вегетативного размножения. ПР6. Овладение приёмами вегетативного размножения растений (черенкование побегов, черенкование листьев и др.) на примере комнатных растений (традесканция, сенполия, бегония, сансевьера и др.). |
|
28 |
20.04 |
|
Семенное (генеративное) размножение растений. Цветки и соцветия. ЛР13,14 Изучение строения цветков. Ознакомление с различными типами соцветий. |
|
29 |
27.04 |
|
Опыление. Перекрёстное опыление (ветром, животными, водой) и самоопыление. Двойное оплодотворение. Наследование признаков обоих растений. Образование плодов и семян. Типы плодов. Распространение плодов и семян в природе. |
|
30 |
04.05 |
|
Состав и строение семян. ЛР 15,16 Изучение строения
семян двудольных растений. |
|
31 |
11.05 |
|
Условия прорастания семян. Подготовка семян к посеву. Развитие проростков. ПР7. Определение всхожести семян культурных растений и посев их в грунт. Контрольная работа №4 по теме «Развитие растения» |
|
|
|
|
2.6. Развитие растения (1ч) |
|
32 |
18.05 |
|
Развитие цветкового растения. Основные
периоды развития. Цикл развития цветкового растения. Влияние факторов внешней
среды на развитие цветковых растений. Жизненные формы цветковых растений. ПР8,9
Наблюдение за ростом и развитием цветкового
растения в комнатных условиях (на примере фасоли или посевного гороха). |
|
33 |
25.05 |
|
Промежуточная аттестация в форме тестирования |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.