СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕТОД ПРОЕКТОВ

  • docx
  • 31.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала метод проектов.docx

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

МЕТОД ПРОЕКТОВ

                                                                                    

                                                                         

Современные педагогические технологии. Метод проектов.

Технология-это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве,

искусстве.” (“Толковый словарь”)

Г.К.Селевко считает, что педагогической технологией является продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности, включающей в себя проектирование,организацию и проведение учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Педагогическая технология–это деятельность педагога, в которой действия  представлены в определённой последовательности и целостности, а их выполнение предполагает достижение прогнозируемого результата.

Развитие и воспитание учащихся зависит от их оптимального психического напряжения;от волевой сферы ученика; от оптимального педагогического состояния, которое определяется характером решаемых задач и личностями учащегося и педагога, а также от выбранной технологии контроля знаний и умений.

Современные образовательные технологии включают в себя:

-развивающее обучение;

-проблемное обучение;

-разноуровневое обучение;

-коллективная система образования;

-исследовательские методы в образовании;

-проектные методы образования;

-технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и др.;

-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

-ИКТ;

-здоровьесберегающие технологии и др.

Необходимо обеспечить гармоничное развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер,опираясь на технологию обучения: обучение и самообучения(учение) учащихся;

технологию воспитания: формирование устойчивых и постоянных высокообобщающих отношений; технологию развития: умственные умения, прирост каких-то операций в психике человека.

Педагогические технологии  направлены на:

-объединение творческих мыслей учащихся;

-развитие креативности детей;

-воспитание сотрудничества; законопослушания;

-стимулирование деятельности учащихся;

-снятие неуверенности у слабых учеников перед сильными;

-развитие речи, логического мышления;

-воспитание положительной Я-концепции;

-развитие интереса к предмету;

-формирование умений;

-развитие памяти;

-углубления понимания и запоминания учебного материала;

-усвоение материала;

-воспитание уверенности в своих способностях;

-повышение эффективности образовательного процесса;

-повышение мотивации к учению;

-обучение анализировать и оценивать проблемы человеческих  взаимоотношений.

Остановимся на проектных методах образования.

Метод проектов-это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы(технологию),которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.(проф.Е.С.Полат)

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.

Говоря о методе проектов как о педагогической технологии, видно, что эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Этапы работы над проектом:

Поисковый этап:

-поиск и анализ проблемы;

-выбор темы проекта;

-планирование проектной деятельности по этапам;

-сбор, изучение и обработка информации по теме проекта;

Конструкторский этап:

1.-поиск оптимального решения задачи проекта;

-исследование вариантов конструкции с учётом требований дизайна;

-выбор технологии изготовления;

-экономическая оценка;

-экологическая экспертиза;

2.-составление конструкторской и технической документации;

Технический этап:

-составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых материалов,

инструмента и оборудования;

-выполнение запланированных технических операций;

-текущий контроль качества;

-внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию;

Заключительный этап:

-оценка качества выполнения проекта;

-анализ результатов выполнения проекта;

-изучение возможностей использования результатов проектирования(Метод проектов в образовательной области “Технология”);

Начинать следует с выбора темы проекта, его типа, количества участников. Далее учителю

необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя(наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.)

Идёт распределение задач по группам; обсуждение возможных методов исследования;

поиска информации; творческих решений; самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам;

промежуточные обсуждения полученных данных в группах; защита проектов, экспертиза,

коллективное обсуждение, результаты внешней оценки  и выводы.

Характер педагогической деятельности в методе проектов.

Учитель при этом выполняет следующие функции(задачи):помогает учащимся в поиске источников информации, сам является источником информации, поощряет учеников,

поддерживает непрерывную обратную связь.(Левина Т.Ф.Метод проектов. Развитие интеллектуальной активности.)

Из носителя готовых знаний учитель превращается в организатора, разработчика, эксперта, координатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.

Учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. (Полат Е.С.Метод проектов).

Самое сложное для учителя в ходе проектирования-это роль независимого консультанта.

Трудно удерживаться от подсказок, особенно, если педагог видит, что учащиеся “идут не туда”.Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщающего рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников(Метод

проектов в образовательной области”Технология”).

Характер деятельности учащихся в методе проектов.

Вся деятельность учащихся сосредоточивается на следующих этапах: подготовка, планирование, исследование, результаты и/или выводы, оценка результатов и процесса.

Подготовка

-определение проблемы и вытекающих из неё целей и задач;

-выдвижение гипотезы их решения;

-обсуждение методов исследования;

Планирование

-определение источников информации;

-определение способов сбора и анализа информации;

-определение способа представления результатов;

-установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

-распределение задач(обязанностей)между членами команды;

Исследование

-сбор информации;

-решение промежуточных задач;

Результаты и/или выводы

-анализ полученных данных;

-формирование выводов;

Оценка результатов и процесса

-оформление конечных результатов;

-подведение итогов, корректировка, окончательные выводы(Гузеев В.В.Планирование результатов образования и образовательная технология.М.; Народное образование,2000)

Преодоление специфичских сложностей при выполнении проекта является одной из ведущих педагогических целей метода проектов.В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределённости,

и его нужно организовать, моделировать, т.к. учащимся трудно намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать пути их решения, выбирая оптимальные при наличии альтернатив(Метод проектов в образовательной области “Технология”).

В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:

1.рефлексивные умения;

2.поисковые/исследовательские умения;

3.умения и навыки работы в сотрудничестве;

4.менеджерские умения и навыки;

5.коммуникативные умения;

6.презентационные умения и навыки.

Технология метода проектов предоставляет ученику возможность позиции творца,исследователя, а учителю-организовать коллективную мыслительную деятельность.

Используемая литература:

1.Сальникова Т.П.Педагогические технологии: Учебное пособие/М:ТЦ “Сфера”,2015.

2.Селевко Г.К.Современные образовательные технологии. Народное образование,1998.

3.Колеченко А.К.Энциклопедия педагогических технологий. Санкт-Петербург, изд.”Карро”,

2006.

4.Колесникова И.А.Основы технологической культуры педагога. Научно-методическое пособие для системы повышения квалификации работников образования. Санкт-Петербург, изд. ”Дрофа”,2003.

5.Гузеев В.В.Образовательная технология от приёма до философии/М:сентябрь,1996.

6.Полат Е.С.,Бухаркина М.Ю.Современные педагогические и информационные технологии в системе образования.-М:Издательский Центр “Академия”,2007.