СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ,СЛУЖАЩИХ И СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНГО ЗВЕНА С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС СПО И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
А.С.Коллина преподаватель
ГБП ОУ Тверской технологический колледж
Аннотация: В данной статье наряду с классической системой содержания образования рассмотрены наиболее актуальные подходы к содержанию образования при реализации ППКРС и ССЗ с учетом требований ФГОС. В настоящее время педагогическая реальность стала более многогранной, вариативной, требующей более гибкого подхода к формированию содержания образования. В статье приводятся примеры использования компетентстного подхода и развития профессиональных компетенций обучающихся
Ключевые слова: образование, стандарт, система образования, подход, компетенция.
Известно, что с течением времени любые учебники, учебные планы и программы устаревают. Известно также, что в связи с инновационными процессами, происходящими в системе образования непрерывно, требуется разработка новых планов, программ и учебников. Следовательно, проблема формирования содержания образования – вечная. Длительное время эта проблема была раздроблен. Особенностью содержания образования является то, что оно, конкретизируясь, облекается в различные формы. В одних случаях оно представлено в виде учебных планов, в других – в виде учебных программ, в третьих – оно включено в учебники и другие учебные пособия, в четвёртых – функционирует во взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и т. д.
В педагогической теории и практике при отборе содержания образования принято ориентироваться на следующие принципы:
1. Принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Он предполагает включение в содержание общего образования как традиционно необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и возможности личностного роста.
2. Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения. Он предполагает учет особенностей конкретного учебного процесса. Это означает, что при отборе содержания образования необходимо учитывать принципы и технологии передачи материала, уровни его усвоения и связанные с этим действия.
3. Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося.
4. Принцип гуманизации содержания общего образования связан прежде всего с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры. Академик Д.С.Лихачев отмечает, что XXI в. - «век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил».
Это говорит о том, что современное содержание общего образования должно быть направлено на формирование гуманитарной культуры личности, характеризующей ее внутреннее богатство, уровень развития духовных потребностей и способностей и уровень интенсивности их проявления в созидательной практической деятельности.
Реформа содержания образования (учебников) 70-х годов 20 века впервые позволила практически увидеть проблему его формирования комплексно.
На рубеже 70-х–80-х годов ХХ века была разработана многоуровневая теоретическая модель формирования содержания образования, объединившая различные процессы и аспекты его разработки в одно целое. Авторы модели – известные учёные В.В. Краевский и И.Я. Лернер. При её построении первые три уровня ввёл В.В. Краевский, четвёртый и пятый уровни обосновал и подсоединил к первым трём И.Я. Лернер. Пятиуровневая модель обладает иерархической структурой и вместе с наполнением каждого уровня адекватным ему содержанием и имеет следующий вид:
1.Уровень общетеоретического представления, на котором содержание выступает в виде обобщённого представления о содержании передаваемого подрастающим поколениям социального опыта в его педагогической интерпретации.
2.Уровень учебного предмета, где развёрнуто представление об определённой части содержания, несущей специфические функции в общем образовании.
3.Уровень учебного материала, где даны конкретные, подлежащие усвоению учащимися, фиксированные в учебниках, учебных пособиях, сборниках задач и т.п. элементы состава содержания (знания, способы деятельности), входящие в курс обучения определённому учебному предмету.
4.Уровень педагогической действительности, где проектируемое содержание образования становится содержанием совместной деятельности преподавания и учения.
5.Уровень, где проектируемое содержание становится достоянием каждого отдельно взятого ученика, частью структуры его личности [3, с.36].
Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами. Прежде всего, необходимостью создания единого в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений.
Понятие «стандарт» происходит от английского слова standart, означающего норму, образец, мерило. Основное назначение стандартов состоит в такой организации и регулировании отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определенными свойствами и качествами, удовлетворяющими потребности общества.
Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижении этого идеала.
Стандартизация образования в развитых странах мира осуществляется давно посредством разработки учебных планов и программ, установления определенного уровня образования и т.д. Однако сам термин «стандарт» в отношении образования стал использоваться сравнительно недавно.
В нашей стране стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона РФ «Об образовании». Он развивает и конкретизирует такие характеристики образования, как содержание, уровень и форма предъявления, указывает методы и способы измерения и интерпретации результатов обучения .[7]
Важным показателем системы образования является степень демократичности его стандарта, которая прежде всего характеризуется соотношением доли образования, централизованно нормируемой органами власти, с долей образования, самостоятельно определяемой учебными заведениями.
В Законе РФ «Об образовании» предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции регионов и образовательных учреждений.[5]
Проводимая модернизация образования предполагает не только обновление содержания, но и реализацию разных подходов.
В научной интерпретации академика РАО Е.В. Бондаревской подход - это осознанная ориентация педагога-исследователя или педагога-практика на реализацию в своей деятельности определенной совокупности взаимосвязанных ценностей, целей, принципов, методов исследовательской или практической педагогической деятельности, соответствующая требованиям принятой образовательной парадигмы. Для целостного понимания подхода необходимо выяснение его связей с рядом категорий и понятий, таких, как: парадигма, ценностные ориентации, методологические принципы, принципы обучения, педагогическое целеполагание, отбор содержания образования, методы реализации образования, основной практический метод подхода.
Подход включает в себя принципы обучения, характеризуется присущими только ему ценностными ориентациями, реализуется в практическом методе. Он предполагает рассмотрение того или иного педагогического феномена через призму педагогически определенных понятий и т.д.[2]
Понятийный аппарат, отражающий процессы становления подхода в образовании на данном этапе представляет собой достаточно сложный конгломерат теоретических положений, классификаций, понятий и научных определений, из которых порой проистекают весьма противоречивые выводы.
Встречаются также поверхностные исследования, не отличающиеся глубиной и имеющие весьма сомнительную теоретическую и практическую ценность.
Такое положение свидетельствует о большой сложности и глубине данной проблемы, которая продолжает находиться в стадии становления и научной разработки.
На данном этапе можно наблюдать общую тенденцию в российской науке - применять компетентностный подход как ключ к формированию и оценке профессиональных возможностей педагога и оценке качества учебных достижений учащихся за известный промежуток времени, через создание стандартов нового поколения.
По мере введения компетентностного подхода в нормативную и практическую составляющую образования, продолжает обосновываться и уточняться описание результирующих единиц содержания образования, таких как: базовые и ключевые компетентности, ключевые квалификации. Достаточно функциональную и стройную систему социально-профессиональных единиц, как конструктивных элементов обновления содержания профессионального образования был предложен коллективом под руководством Э.Ф. Зеер.
Среди данных конструктов названы базовые (ключевые) компетентности, социально-профессиональные, в том числе, ключевые компетенции и, наконец, ключевые квалификации.
Ключевые компетентности выражают степень теоретико-прикладной подготовленности к деятельности на уровне функциональной грамотности посредством использования имеющихся у человека знаний, умений, опыта.
Обязательными требованиями при составлении рабочих программ является ориентир на развитие профессиональных компетенций прописанных в Федеральном Государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальностям.
Свою педагогическую деятельность я направляю на развитие таких компетенций как:
Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения обучающегося в ситуациях учебной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам обучающихся овладевает креативным добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
С помощью разработки индивидуальных проектов по Мдк 03.02 «Экскурсионная и туристская деятельность» студенты самостоятельно осуществляют подбор экскурсионных объектов, литературных источников, разрабатываю маршрут экскурсии. В результате защищают свои проекты.
Также развитию учебно-познавательной компетенции способствует разработка сценариев различных мероприятий. Студенты при изучении Мдк. 02.01 «Организация досуга туристов» самостоятельно создают сценарии с использованием необходимый режиссерских документов и проводят мероприятия для наших обучающихся.
Информационные компетенции. Навыки деятельности отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Участвуя в различных онлайн олимпиадах, викторинах, правовом и географическом диктанте,проходя тестирование обучающие ищут, анализируют и отбирают необходимую информация, преобразовывают и сохраняют её.
4.Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Наши студенты принимают участие в ВСР по различным компетенциям, Всероссийской олимпиаде профмастерства среди студентов СПО, в международных и всероссийских научно- практических конференциях. Для развития навыка общения с иностранными партнерами проводятся встречи со студентами Northampton колледжа коммуникаций, которые ежегодно посещают наш колледж.
Таким образом, реализация основных функций стандарта образования способствует обеспечению единства образовательного пространства в условиях разнообразия типов образовательных учреждений, национальных и региональных моделей образования; формированию у обучающихся положительной мотивации благодаря повышению доступности учебного материала, нормализации учебной нагрузки, знанию предъявляемых требований к уровню образования и критериям его оценки.
список литературы и источников
1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика №4, 2009., с.18.
2. Блинов, В.И. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования четвертого поколения (проект). [Электронный ресурс] / В.И. Блинов, О.Ф. Батрова, Е.Ю. Есенина, А.А. Факторович
3. ., Лернер И.Я. Дидактические основания определения содержания учебника //Проблемы шк. учебника. Вып. 8. – М.: Просвещение, 1980.- С.34-49.
4. . Сериков В.В. Субъективная реальность педагога // Педагогика.- 2005.- № 10.- С.53-61. Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2011, №6
5. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. — Гарант: информационно-правовая система. — 19.04.2016.
6. Общая и профессиональная педагогика / В.Д. Симоненко [и др.]. – М. : Вентана – Граф, 2005. – 368 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт.// http://www.firo.ru/
8.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.