Теоретическая часть
Каллиграфия – это искусство писать четким, красивым почерком.
Количество первоклассников с трудностями обучения письму и нарушениями письма увеличивается с каждым годом, в настоящее время составляет 25 – 30%.
Системы коррекции письма нет.
Педагогическая технология (на уроках)
Процесс формирования каллиграфических навыков первоклассников будет успешным, если учитель:
Знает психолого-физиологические особеннности формирования графических навыков письма, гигиенические условия письма.
Осознает важность педагогических принципов обучения письму.
Имеет представление об исторических методах обучения чистописанию.
Продолжение
4. Знает различные системы работ по формированию каллиграфических навыков.
5. выбирает эффективные приемы обучения каллиграфическим навыкам.
6. анализирует графические ошибки детей при письме и на этой основе намечает способы их предупреждения и исправления.
Задачи технологии обучения:
Свести все разработанные в дидактике законы и принципы в эффективные методы преподавания и обучения;
Создать все необходимые условия для их наилучшего применения;
Попытка получения положительного результата, на реализации успешного усвоения учебного материала
Приемы, необходимые для письма
владение инструментами письма;
соблюдение правильного положения тетради;
соблюдение правильной посадки;
движение руки вдоль строки во время письма;
правильный подбор ручки и карандаша для ребенка
Технологии развивающего обучения
путь изучения материала, индуктивный, т.е. от частного к общему; большое внимание уделяется анализирующему наблюдению, процессу сравнения;
на уроках работа коллективная и индивидуальная; изложение материала информационное и проблемное, методы объяснительный и поисковый;
методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи;
стимулирование учащихся к творческой деятельности;
преобразующий характер деятельности учащихся: наблюдают, сравнивают, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Задача учителя – вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить в ученике инстинкт познания, самосовершенствования.
Приемы письма
Умение сравнивать образец с результатом письма.
Приемы перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную.
Приемы написания букв (начало, куда вести стержень, поворот, соединения).
Приемы соединения букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу и так далее).
Приемы сопоставления букв по высоте.
Письмо букв между линиями строки и на линии.
Начало письма; запоминание строки.
Приемы правильного наклонения письма.
Принципы обучения письму – это руководящие идеи, нормативные требования к организации процесса письма
- принцип наглядности:
принцип сознательности;
принцип повторности;
принцип посильности;
принцип учета индивидуальных особенностей;
принцип деятельности;
принцип совместного обучения чтению и письму;
принцип здоровьесбережения (комфортности).
- принцип наглядности:
принцип сознательности;
принцип повторности;
принцип посильности;
принцип учета индивидуальных особенностей;
принцип деятельности;
принцип совместного обучения чтению и письму;
принцип здоровьесбережения (комфортности).
Продолжительность непрерывного письма
1 класс- 5 минут
2 класс – 8 минут
3 класс – 12 минут
4 класс – 15 минут
При обучении грамоте уроки чтения и письма необходимо вести интегрированно.
На уроке проводить 2 – 3 физкультминутки.
Необходимо уделять внимание проведению пальчиковых игр, специальных упражнений для развития пальцев, кисти и предплечья руки.
Зрительно-двигательный образ буквы
Это представление о целостном, относительно законченном движении руки при воспроизведении буквы на бумаге, которое осуществляется на основе зрительного представления о ее форме, знания последовательности начертания ее двигательных элементов.
Составные части процесса обучения:
принятие учеником цели;
подготовка к восприятию нового;
практическая учебная деятельность;
анализ содержания, построение доказательств;
подведение итогов учения, оценивание;
постановка новых целей.
Игровые технологии
« Игра – одно из эффективных средств вовлечения детей в творческую деятельность, способ мотивации их активности»
Имитационные игры –имитируют конкретную деятельность людей, обстановку, условия.
Операционные игры –проводятся в условиях, имитирующих реальные.
Имитационная ролевая игра – распределение ролей и последующее их исполнение учащимися
Деловой театр – разыгрывается ситуация, поведение людей, их действия.
Технология проектного обучения
Виды проектов:
Информационный и исследовательский проект.
Обзорный проект.
Продукционный проект.
Проекты – инсценировки или организационные проекты.
Форма проектов:
интервью со знаменитыми людьми;
журнальный репортаж;
видеофильм;
конференция;
обобщающий семинар.
Этапы работы над проектом:
Постановка проблемы, цели, темы проекта;
Планирование;
Исследования;
Результаты;
Отчет;
Оценка результатов и процесса.
Проектно-исследовательская технология
Технология направлена на решение трех основных проблем:
Найти необходимые и реальные пути превращения учебного процесса в школе в подлинно образовательный процесс.
Сделать школьника подлинным субъектом урока и всего образовательного процесса.
Обновить содержание образования с точки зрения распространения его вербального учебного материала на деятельность учащихся.
Оцениваются:
умение ученика высказывать свою точку зрения;
умение отстоять свою точку зрения;
умение собирать материал из различных источников;
участие в дискуссиях;
умение задавать вопросы;
желание выполнить задание в срок и качественно;
интерес к исследовательской работе;
умение работать совместно в микрогруппе.
Последовательность упражнений усвоения учащимися навыков и умений
№ | Дидактическая задача | Виды упражнений |
1. | Актуализация опорных З. и Н. | Подготовительные |
На начальном этапе формирования навыка письма основными критериями действительности могут быть не скорость и качество, а наличие прогресса, продвижения, улучшения показателей.
Тренажер по письму позволит учителю:
сберечь время, которое ранее отводилось на написание образцов в рабочей тетради;
подготовить руку ребенка к написанию комплексной контрольной работы в конце года;
заинтересовать детей к самому процессу письма;
организовать индивидуальную работу по коррекции письму
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.