"Современные подходы к развитию математических представлений у детей"
Оценка 4.6

"Современные подходы к развитию математических представлений у детей"

Оценка 4.6
docx
14.04.2023
"Современные подходы  к развитию математических представлений у детей"
печать.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №53» общеразвивающего вида

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема выступления: «Современные подходы к развитию математических представлений у детей» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Стороженко Т. Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022/2023 учебный год

г. Барнаул


«Современные подходы к развитию   математических представлений у детей»

   «От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний» Л.А.Венгер

Мы с вами знаем, что одна из важных и актуальных задач воспитания ребенка дошкольного возраста– это развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Проблема умственного воспитания на сегодняшний день чрезвычайно важна и актуальна. Поэтому большое значение в умственном воспитание детей имеет развитие ФЭМП, т.к. именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость его мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, развивает речь.

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.  Его основная цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

- Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий.  В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводится  к обучению счета, измерению и вычислению. Особую ценность на сегодняшний день приобретает развитие самостоятельности и умения творчески мыслить.

Как научить ребенка думать?

Проблема формирования самостоятельности и креативности мышления приобретает особую актуальность в связи с повышенным требованием общества к инициативной личности, умеющей не стандартно мыслить, находить оригинальные способы решения всевозможных ситуаций. В связи с этим  стоит выделить такие понятия как проблемная ситуация, поисково-познавательная деятельность. Включаясь в решение проблемных ситуаций, дети сравнивают и сопоставляют, устанавливая сходство и отличие, преобразуют и группируют объекты, выражая математическое отношение к данным проблемам  разными способами.

   «Математика приводит в порядок ум» М. В. Ломоносов

-Известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей.

Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно.

Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности. Приобретенные  дошкольниками  математические представления,  активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира.

- ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.

Структура общеобразовательной программы  подразумевает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, а также способностей к умственной деятельности, умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.

  Основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются:

·         Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);

·         Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);

·         Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);

·         Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);

·         Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;

·         Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;

·         Развитие инициативности и активности детей.

  «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли.»  Л.С. Выготский.

-Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Новизна, необычность, неожиданность, т.е необходимо сделать обучение занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.

 Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

Современный подход – интеграция всех видов деятельности.

Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. А воспитатель подводит детей к этим открытиям, организуя и направляя их поисковые действия. Решая проблемные ситуации, воспитатели используют различные приемы, учитывающие степень самостоятельности детей: система вопросов, наводящие вопросы или задачи-подсказки, неполное решение. Включаясь в решение проблемных ситуаций, ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливая сходство и отличие, преобразует и группирует объекты, выражая математические отношения и зависимости разными способами. Так ребенок открывает мир чисел и фигур.

    Занятия являются системой дидактических и развивающих игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия. В ходе этих игр осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками, счетными палочками. Эти занятия воспринимаются детьми как естественное продолжение их игровой деятельности. Также на занятиях, в индивидуальной работе, во время режимных моментов воспитатели большое внимание уделяют развитию мышления и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур.

     Таким образом, решая математические проблемы, ребенок учится ориентироваться в окружающем, чувствовать свою избирательность, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию. У ребенка растет и реализуется его творческий потенциал. Своими занятиями педагоги стремятся сделать путешествие ребенка в мир чисел и геометрических фигур полезным и увлекательным.

         Математика входит в жизнь, как открытие закономерных связей и отношений окружающей действительности. Все это дает возможность развитию умственных способностей, так как в процессе наблюдения за живой и неживой природой дети выделяют основные признаки объекта: цвет форму, его параметры и отношения. Во время прогулки дошкольникам будет интересно измерить расстояние между деревьями, определить форму листьев, высоту кустов и деревьев.  Считалки, которые они используют для подвижных игр, тоже математика. Знакомство с окружающим миром и развитие речи также много дают детям в плане математического развития. Также  дети  ведут календарь природы, пользуясь знаниями о месяцах, днях недели.

Как показывает практика, дети очень любят дежурить в детском саду. Принимая это во внимание, счету ребенка можно научить во время дежурства. Каждое утро пересчитывать вместе с детьми количество детей, выделять сколько мальчиков/девочек, отвечать на вопросы сколько нужно мальчиков/девочек, чтобы их стало поровну.

Занимаясь аппликацией, дети могут убедиться в том, что количество предметов не зависит от места их расположения. Во время рисования можно вести поиск закономерностей или их нарушения, познакомить с понятием ритма в узоре, составлением узоров из геометрических фигур.

Читая детям сказки, мы опять же сталкиваемся с математикой: Три поросенка, Белоснежка и семь гномов, Мальчик с пальчик и т. д. А как же пословицы и поговорки? Там ведь тоже математика! Один в поле не воин. Семеро одного не ждут и пр.

 На занятиях по физическому воспитанию дошкольники осваивают количественный и порядковый счет

 «Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать, не снабжайте детей готовыми формулами, формулы-пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити» Экзюпери

       Детство-это пора игр, искреннего веселья, увлекательных приключений. Предложенные игры и задания помогут в интересной, нетрадиционной форме проверить эрудицию, смекалку, интеллект, находчивость, а также получить новые знания, развивать фантазию, образное мышление, творческие способности, приобрести уверенность в себе.

       В работе с детьми я предлагаю детям веселые, оригинальные, остроумные и познавательные викторины, розыгрыши, загадки, кроссворды, головоломки.

         Широко используется   метод моделирования, конструирования, логические схемы. За символами дети видят реальные объекты. Лежащий в основе моделирования принцип замещения значительно расширяет возможности самостоятельности детей.  Использование схем помогает детям понять смысл и значение арифметических действий, формирует обобщенное умение анализировать и решать задачи. Дети всегда с интересом рассматривают рисунки, слушают игровую задачу, зашифрованную в этих схемах или моделях.

        Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование, которое развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.  В процессе конструктивной деятельности ребенок создает определенную, заранее заданную воспитатель модель предмета из готовых деталей, воплощает свои представления об окружающих реальных предметах. Конструируя, ребенок уточняет свои представления, глубже и полнее познает также пространственные свойства, как форма, величина, конструкция. Этот вид деятельности доставляет огромное удовольствие, важно, что дети видят результат своего труда и широко используют в сюжетно-ролевой игре.

Для формирования полноценных математических представлений и развития познавательного интереса у старших дошкольников очень важно наряду с другими методами использовать занимательные математические сказки. Жанр сказки позволяет соединить в себе и собственную сказку, и проблемную ситуацию. Слушая интересные сказки и переживая с героями, дошкольник в то же время включается в решение целого ряда математических задач, учиться рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений.

Дошкольники - прирожденные исследователи. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование.

Необычайно увлекательным занятием для детей является измерение объема жидких и сыпучих тел, предметов в длину ,ширину, высоту, вместимость сосудов; измерение массы предметов.

Такие задания как:

-взвесить на весах два куска пластилина разной формы (длинная колбаска и шар), чтобы определить, что они одинаковые по массе.

-Измерение сыпучих и жидких материалов

«В какую бутылку быстрее нальется вода?».

Дети переливают воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить объем воды;

 «Сколько ложек крупы в чашке?» (кукольных, чайных, десертных, больших). Детям предлагается самостоятельно выполнить опыт по схеме, по заданию на рабочем листе.

Измеряя длину или ширину заданных предметов, дети используют разные предметы-мерки: карандаш, тетрадь, шарфик, ладонь и только потом измеряют длину (ширину) при помощи сантиметра и линейки.

-«Измерь длину стола разными мерками» (кукольного, детского и стол воспитателя). Дети измеряют, считают количество мерок, сравнивают. Анализируют и делают выводы.

Широкое применение полученных детьми знаний в самостоятельной деятельности: в сюжетно-ролевых играх, строительных играх, на прогулках, во время проведения экологических акций.

Одной из самых интересных и эффективных форм работы с детьми дошкольного возраста систематическое участие воспитанников в интеллектуальных конкурсах и викторинах различного уровня. Это не только конкурсы познавательной детской индивидуальности и мыслительных способностей, они несут в себе некую исследовательскую функцию и могут выступать в качестве педагогического мониторинга познавательных процессов.

Считаю, что создание развивающей предметно-пространственной среды является одним из первых современных походов в ФЭМП.

Важной задачей на этапе дошкольного детства является необходимость заложить основу для успешного вхождения ребенка в школьную среду, а в дальнейшем благополучной адаптации в социуме.

Практика показывает, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем то неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной.

Следующий  современный и эффективный подходом в ФЭМП является проектная деятельность, к которой подключаются родители

 Использование проектной деятельности способствует активизации познавательного и творческого развития ребенка. Знания, которые дети приобрели в ходе реализации проекта, становятся их личным опытом. Такие проекты по математике, , «Математика вокруг нас»,  «Занимательная математика», также изготовление с родителями мини-книжек «Цифры», «Квадрат и круг» и др.  позволяют воплотить личностно-развивающий характер взаимодействия взрослых и детей на практике, учитывая их потребности, возможности, желания в образовательном процессе.

В заключении моего доклада хочу зачитать вам высказывание Джона Дьюи:

«Если мы будем учить наших детей, как учили вчера, мы украдём у них «завтра».

Поэтому педагогам ДОО нужно идти в ногу со временем, постоянно самосовершенствоваться и самообразовываться, осваивать новые методики и технологии, постоянно повышать свою квалификацию по данному направлению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №53» общеразвивающего вида

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №53» общеразвивающего вида

Современные подходы к развитию математических представлений у детей» «От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения…

Современные подходы к развитию математических представлений у детей» «От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения…

Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение); ·

Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение); ·

Математика входит в жизнь, как открытие закономерных связей и отношений окружающей действительности

Математика входит в жизнь, как открытие закономерных связей и отношений окружающей действительности

Дошкольники - прирожденные исследователи

Дошкольники - прирожденные исследователи

В заключении моего доклада хочу зачитать вам высказывание

В заключении моего доклада хочу зачитать вам высказывание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2023