Современные представления об общем недоразвитии речи
Оценка 4.8

Современные представления об общем недоразвитии речи

Оценка 4.8
docx
дефектология
Взрослым
05.05.2020
Современные представления об общем недоразвитии речи
Впервые термин ОНР был введён в 50-60 годах 20 века основоположником дошкольной логопедии в России Р.Е. Левиной. По мнению автора «под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи»
Современные представления об ОНР.docx

Современные представления об общем недоразвитии речи

 

Впервые термин ОНР был введён в 50-60 годах 20 века основоположником дошкольной логопедии в России Р.Е. Левиной. По мнению автора «под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи» [30, c.67].

Сложные речевые нарушения имеют тенденцию к образованию стабильных невротических наслоений с последующим искажением личностного развития ребенка. В большинстве случаев формируются комплексы ущербности, ущемленности. Постоянное недовольство собой при поступлении в школу имеют психотравмирующее влияние на ребенка. Поэтому очень важно своевременно оказать грамотную помощь ребенку с речевыми нарушениями уже в дошкольном детстве. Чем больше времени проходит с момента возникновения проблемы, тем чаще она переходит в стойкий дефект и влечет за собой изменение психики ребенка.

Т.И. Дубровина в своих работах описывает отставание в развитии неречевых процессов, что в свою очередь оказывают негативное влияние в становлении речи в целом. Автор отмечает недостаточность развития слухоречевой памяти у дошкольников с ОНР, которая оказывается непосредственно связанной с несовершенством их языковых и речевых возможностей. Для детей с ОНР характерна утомляемость, неустойчивость внимания, неуравновешенность, что сказывается на их работоспособности, дети быстро теряют интерес к заданиям, отвлекаются от его выполнения. Импульсивность и неравномерность снижают эффективность запоминания [17, c.65].

Современный ребенок уже к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, правильно строить развернутые сложные предложения, произносить все звуки, легко воспроизводить многосложные слова. Как отмечает О.Д. Голубец сожалению, с каждым годом появляется все больше детей с нарушениями речи и ОНР. У детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика [15, c. 17].

Л.В. Лопатина считает, что причины возникновения этих нарушений и их виды весьма разнообразны. Наиболее сложными из них являются органические нарушения, в частности, общее недоразвитие речи, осложненное стертой формой дизартрии [26, c.22]. У таких детей присутствуют не только в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, но и мелодико-интонационные расстройства, обусловленные парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых связок, мышц гортани, нарушением их мышечного тонуса и ограничением их подвижности. В результате у ребенка начинает страдать просодическая сторона речи, т.е. сила голоса, его тембр и выразительность.

Причинами такого общего недоразвития речи могут быть:

1. Неправильные условия формирования речи ребенка в семье (дефицит общения со взрослыми и с другими детьми, наличие няни, говорящей на другом языке, проживание с глухими родителями и т. д.).

2. Недостаточность речевого общения детей, воспитывающихся в условиях домов ребенка, детских домов.

3. Билингвизм, например, в детском саду с ребенком говорят на русском языке, а в семье – на другом.

4. Неблагоприятные социальные условия, в которых воспитывается ребенок [26, c.23].

В этиологии общего недоразвития речи выделяют разнообразные факторы как биологического, так и социального характера. По данным Е.М. Мастюковой, причинами возникновения ОНР, могут служить различные неблагоприятные факторы воздействия на нервную систему и организм ребенка в целом в различные периоды его развития [13, c.71].:

1.      Внутриутробная патология в результате инфекций и интоксикаций матери во время беременности; (особенно в период раннего эмбрионального периода), токсикозы, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору и группе крови;

2.      Патология во время родов – асфиксия, родовая травма, связанная с акушерской патологией матери (затяжные роды, стремительные роды, узкий таз, преждевременное излитие околоплодных вод и др.), а также вследствие неправильных манипуляций медицинского персонала;

3.      Постнатальная патология – нейроинфекции, травмы головы и др.

Особое значение в этиологии ОНР Е.М. Мастюкова придаёт перинатальной энцефалопатии, т.е. поражению головного мозга возникшему в результате воздействия неблагоприятных факторов во время эмбрионального периода, во время родов, в первые дни жизни ребенка. Перинатальная энцефалопатия может быть гипоксической ( внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах), травматической (механическая родовая травма), билирубиновой (несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности), а также сочетанной [13].

Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с психической депривацией в сензитивные периоды развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.

Н.В. Микляева отмечает, что у детей с общим недоразвитием речи оказываются нарушенными сами задатки к развитию языковой способности. В качестве таковых являются:

– особенности строения и функционирования цитоархитектоники коры головного мозга (особенно отделов префронтальной, нижнетеменной и височной областей);

– пластичность соответствующих областей мозга, определяемая генотипом, обеспечивает избирательную активацию областей ДНК, отвечающих за способность изменения;

– повышение количества РНК, белков мембранных и синаптических комплексов под влиянием сенсорной стимуляции и облучения;

– согласованность работы правого и левого полушарий [28].

На основе упомянутых факторов развиваются функциональные системы речедвигательного и речеслухового анализаторов. Между различными центрами коры – на базе безусловных рефлексов (ориентировочного, двигательно-сочетательного, подражательного и др.) – устанавливаются условные связи. Для речевой деятельности создается соответствующий «динамический стереотип» (И.П.Павлов) как временная связь нескольких анализаторов, участвующих в данной деятельности (М.Е. Хватцев). Действием динамического стереотипа объясняется усвоение системы языка при условии формирования ориентировочной схемы оперирования с речевым материалом. Возникает интуитивное «предчувствие всей системы в целом» (В. фон Гумбольдт), характеризующее «чутье языка» ребенком (К.Д.Ушинский).

Нарушение функционирования языковой способности у детей с ОНР проявляется в виде:

- пониженной речевой активности (Б.М. Гриншпун, Г.И. Жаренкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина и др.);

- пониженного внимания к речевому окружению и недостаточно активной наблюдательности (Т.Г. Визель, Ж.М. Глозман, Р.Е. Левина, А.К.Маркова и др.);

- замедленной выработки и патологической инертности речевых стереотипов, плохой переключаемости или, напротив, быстром угасании возникших следов в памяти (Г.В. Гуровец, В.И. Лубовский, И.К.Самойлова, Н.Н. Трауготт и др.);

- как следствие, возникают трудности актуализации даже хорошо знакомых слов (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева), не осуществляется перенос усвоенной грамматической формы на другие слова (О.Е. Грибова, Б.М. Гриншпун, Н.Н. Трауготт и др.);

- в речевой беспомощности в новых ситуациях и хаотичных действиях при решении вербальных задач (Т.Д. Барменкова, Н.С.Жукова, Н.Н. Трауготт);

- в нарушении программирования высказывания, несформированности динамического стереотипа (Т.Д. Барменкова, В.К. Воробьева, Г.С. Гуменная, Л.Б. Халилова и др.). Недоразвитие динамического стереотипа при моторной алалии является причиной появления нарушения в применении усвоенных средств общения – заикания (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева);

- снижение языковой способности отражается на недостаточности способности к моделированию (Л.Б. Халилова), замещению и символизации (Л.Н. Ефименкова, В.В. Юртайкин) [29].

Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова и д.р., изучая контингент детей младших классов не успевающих в школе по русскому языку, пришли к выводу, что существует прямая зависимость между речевым развитием и овладением грамотой.

Р.Е. Левина выделила 3 уровня речевого развития в зависимости от уровня сформированности каждого из компонентов языковой системы (лексики, фонетики, грамматики).

Первый уровень речевого развития – отсутствие общеупотребительной речи.  Характеризуется Р.Е Левиной полным или почти полным отсутствием словесных средств общения, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована.

Второй уровень речевого развития – начатки общеупотребительной речи. Автором характеризуется тем, что речевые возможности детей значительно возрастают, общение осуществляется не только с помощью жестом, сопровождаемых лепетными обрывками слов, но и посредством достаточно постоянных, хотя и очень искажённых в фонетическом и грамматическом отношении, речевых средств.

Третий уровень речевого развития – простая фразовая речь с фонетико-фонематическим и лексико-грамматическим недоразвитием.  Характеризуется тем, что обиходная речь детей оказывается более или менее развернутой, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений уже нет, имеются лишь отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя. Отчетливо выступают недостатки чтения и письма [30].

В 2000 году Т.Б. Филичева выделила четвертый уровень недоразвития речи [40].

У данных детей обиходная фразовая речь отличается нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи.  У детей с этим уровнем речевого развития не отмечается грубых нарушений звукопроизношения, наблюдается лишь недостаточно четкая дифференциация некоторых звуков: [р – р'], [л – л'], [j], [щ – ч – ш], [т' – ц – с – с'] и др. Среди недостатков фонетико-фонематического характера наряду с недостаточной сформированностью звукослоговой структуры слова отмечаются недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем не закончившегося процесса фонемообразования. На данном уровне является возможным непосредственное обучение чтению и письму [40].

На основании анализа характера вербальных ассоциаций у дошкольников 5-8 лет Н.В. Серебряковой выделены следующие этапы организации семантических полей:

Первый этап – несформированность семантических полей. Ребёнок опирается на чувственное восприятие окружающей ситуации.

Второй этап – усваивает смысловые связи слов, отличающихся друг от друга по семантике, но имеющих ситуативную, образную связь («дом -крыша»). Семантическое поле ещё структурно не оформлено.

Третий этап – формируются понятия, процессы, классификации. Образуются связи между словами, семантически близкими, которые отличаются лишь одним дифференциальным семантическим признаком, что проявляется в преобладании парадигматических ассоциаций («овощ -помидор») [24, c.12].

Как в устной, так и в письменной речи нередко отмечаются ошибки при использовании слов, созданных самим ребенком. Например, вместо сапожник – «почильник», маляр – «красильщик», фотограф – «аппаратчик», вышка – «прыжка». При обозначении профессий слова образуются от названия орудия производства; обозначение некоторых предметов, сооружений происходит от названия действия, для которого они предназначены (Р.Е.Левина, Р.И.Шуйфер, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, А.В.Ястребова, Н.С.Жукова и др.) [38, c.36].

Исходя из вышесказанного, у дошкольников с ОНР возникают трудности  как при восприятии речи, так и на этапах внутреннего программирования и моторной реализации речевой программы, что снижает их возможности усваивать словообразование морфем как языковых знаков, а также овладевать различными операциями с ними. Несомненно, такие нарушения и отставания в развитии речи сверстников без речевых трудностей, тормозят у дошкольников с ОНР  развитие лексической системы языка.

Итак, у детей с ОНР III уровня в той или иной степени несформирована речевая система, нарушено оперирование элементами речи на практическом уровне. Это ограничивает возможности перехода к более высокому, теоретическому уровню овладения речью, осознанию элементов структуры слова, предложения, закономерностей их сочетания и оперирования ими. В результате возникает значительное недоразвитие лексической и грамматической сторон языка.  Все эти трудности  необходимо учитывать в коррекционно-педагогической деятельности по преодолению общего недоразвития речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.   Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи/ Л.Б. Баряева, Т.Б. Волосовец, О.П.Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др.; Под редакцией Л.В.Лопатиной.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2014.

2.   Алексеева М.М.,  Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников,- М.: Просвещение, 1997.

3.   Баряева Л.Б., Вечканова И.Г., Демина В.Е. и др.Проектная деятельность с дошкольниками в группах различной направленности. Из опыта работы ГБДОУ детского сада № 5 Невского района Санкт-Петербурга в условиях ФГОС ДО: Методическое пособие/; Под общей редакцией И.Г. Вечкановой.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2014.

4.   Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.- М.: Мозаика-Синтез,2008.

5.   Воробьева  В.К. Особенности связной речи дошкольников с моторной алалией // Нарушения речи и голоса у детей. – М., 1995.

6.   Выготский, Л.С. Мышление и речь. – 5-е изд., испр. – М.: Изд-во «Лабиринт», 1999. .

7.   Гиндин С.И.Советская лингвистика текста. Некоторые пробле-
мы ирезультаты. -М.:
ЛиЯ,1977.

8.   Глухов В.П. Исследование состояния монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1986.–С. 6.

9.   Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: АРКТИ, 2002.

10.                      Гриншпун Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология. – 1988. - № 3.

11.                      Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. -М.: Просвещение, 1985.

12.                      Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. - М.: Соц.-полит, журн., 1994. 

13.                      Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: ООО «Книгомир», 2011.

14.                      Кольцова. М.М. Ребенок учится говорить.- М.: «Сов. Россия», 1973.

15.                       Корнев А.Н. Проблемы патологии речи. Тезисы Всесоюзного симпозиума 16 - 21 октября 1989г. - М., 1989.-  С.104 – 106

16.                      Кузина Н.И. Формирование объяснительной связной речи у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ….. канд. пед. наук. - М., 1975.

17.                      Ладыженская Т.А. Связная речь. Методика развития речи на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1980.

18.                      Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.: СОЮЗ, 1999.

19.                      Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. / Пол ред. проф. Л. Б. Баряевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009.

20.                      Леонтьев А.А. Лингвистическое моделирование речевой деятельности // Основы теории речевой деятельности. – М.: Наука, 1974.

21.                      Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. — М.: Смысл, 1999.

22.                      Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью.

23.                      Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

24.                      Лурия, А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. – М.: Изд-во Акад. пед-х наук РСФСР, 1956.

25.                      Мурзин Л. Н., Штерн А.С.Текст и его восприятие. —Сверд-
ловск.: Изд-во Урал. ун-та. - 1991. - С. 12.

26.                      Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е Левиной. М.: Просвещение, 1968.

27.                      Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т. В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002.

28.                      Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000.

29.                       Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии.- СПб.: ООО «Речь», 2003.

30.                      Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. - Ульяновск.: УлГТУ,1997.

31.                      Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Технология составления творческих текстов по картине.- Челябинск.: ИИЦ «ТРИЗ- инфо»,2000.

32.                      Сохин  Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1976.

33.                      Тихеева Е.И. Развитие речи у детей/ Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Прсвещение, 1981.

34.                      Ткаченко Т.А. Большая книга заданий на развитие связной речи малыша.- М.: Эксмо, 2006.

35.                      Ткаченко, Т, А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003.

36.                      Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи: Логопедическая тетрадь / Худ. И.Н. Ржевцева. - СПб.: Детство-пресс, 1999.

37.                      Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников.- М.: Из-во Института Психотерапии.- 2001.- 256 с.

38.                      Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. - М.: Просвещение, 1973.

39.                      Филичева, Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с., илл.

40.                      Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография.– М., 2000.- 314 с.

41.                      Филичева Т.Б., Туманова Т.В.Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: ДРОФА, 2009.

42.                      Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). - М.: Альфа, 1993.

43.                      Черкасова Е.Л. Воспитание речевого слуха у детей с ОНР // Дошкольное воспитание. – 2006. - №11. - С.65 - 75.

44.                      Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

45.                      Шаховская, С.Н., Худенко Е.Д. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. – М.: «Просвещение», 1992.

46.                      Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М.: Педагогика, 1985.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Современные представления об общем недоразвитии речи

Современные представления об общем недоразвитии речи

Как отмечает О.Д. Голубец сожалению, с каждым годом появляется все больше детей с нарушениями речи и

Как отмечает О.Д. Голубец сожалению, с каждым годом появляется все больше детей с нарушениями речи и

Внутриутробная патология в результате инфекций и интоксикаций матери во время беременности; (особенно в период раннего эмбрионального периода), токсикозы, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору…

Внутриутробная патология в результате инфекций и интоксикаций матери во время беременности; (особенно в период раннего эмбрионального периода), токсикозы, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору…

ДНК, отвечающих за способность изменения; – повышение количества

ДНК, отвечающих за способность изменения; – повышение количества

Г.В. Гуровец, В.И. Лубовский,

Г.В. Гуровец, В.И. Лубовский,

Третий уровень речевого развития – простая фразовая речь с фонетико-фонематическим и лексико-грамматическим недоразвитием

Третий уровень речевого развития – простая фразовая речь с фонетико-фонематическим и лексико-грамматическим недоразвитием

Первый этап – несформированность семантических полей

Первый этап – несформированность семантических полей

В результате возникает значительное недоразвитие лексической и грамматической сторон языка

В результате возникает значительное недоразвитие лексической и грамматической сторон языка

Список литературы 1. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи/

Список литературы 1. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи/

Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей

Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей

Мурзин Л . Н ., Ш терн А .

Мурзин Л . Н ., Ш терн А .

Филичева, Т.Б. и др. Основы логопедии:

Филичева, Т.Б. и др. Основы логопедии:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2020