Современные приемы и методы преподавания русского языка и литературы

  • docx
  • 05.04.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Современные приемы и методы преподавания русского языка и литературы.docx

Выступление на ШМО учителя русского языка и литературы

Рядновой Любови Васильевны 

31.08.2021 г.

 

Современные приемы и методы преподавания русского языка и литературы

 

         Современное общество находится в состоянии непрерывного развития и изменения. Система образования в таком обществе так же должна изменяться и совершенствоваться, чтобы соответствовать запросам со стороны общества и государства. И одним из таких способов, способности системы образования отвечать вызовам времени, являются инновации – введения, причем качественно новые, в устоявшуюся систему образования.

Деятельность современного учителя невозможна без использования современных методов обучения, поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения. В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся следующие технологии: проектная технология, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационная, технология развития критического мышления, игровые технологии, модульная технология, технология мастерских, кейс-технология. Получив информацию о каждой ,  принимаю попытки внедрять их  в свою практике.  Предпочтение же  отдаю  нескольким из них, т. к. они кажутся мне наиболее эффективными.

           Использование ИКТ на уроках даёт возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебного материала. Мультимедийная презентация - самый быстрый и современный способ донести любую информацию. Мультимедийные презентации использую и с целью демонстрации занимательного материала (логические задачи, ребусы, кроссворды); а также при организации словарной работы (толкование, проверка правописания) на этапе контроля (тестовые задания).

        «Многие предметы в школе настолько серьезны, что полезно не упускать случая сделать их немного занимательными» . Поэтому достаточно часто  использую в рамках урока элементы игровой технологии  в виде кроссвордов, ребусов, загадок, анаграмм.

       Предпочтительность же  использования активных методов обучения в рамках технологии проблемного обучения и развития критического мышления,  обоснована и подкреплена следующими данными, полученными педагогами и психологами в результате опыта педагогической деятельности и экспериментов, из которых следует, что человек запоминает:

10% того, что читает;

20% того, что слышит;

30% того, что видит;

50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях;

80% когда обучающийся самостоятельно обнаруживает и формулирует проблему;

90% когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, в выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.

      Реализации данных технологий, на мой взгляд, способствуют интегрированные уроки и проведение их в нестандартной форме. Практикуя организацию и проведение нестандартных уроков, я сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, развивают активность, самостоятельность, личную инициативу и творческие способности учащихся.(лекции, беседы, практикумы, защита проектов, уроки-путешествия («Страна Глаголия,  «По Лермонтовским местам»)

    Интеграция  уроков русского языка и литературы заключается в следующем:

Уроки русского языка строю на материале художественных текстов изучаемых произведений или литературно – критических статей о творчестве писателей (в качестве дидактического, раздаточного материала, контрольного диктанта, изложения). На уроках литературы анализируем язык художественных произведений (лексика, синтаксис, изобразительно – выразительные средства)

 Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения. Считаю, что в своей работе надо применять разнообразные методы не обхожусь  без репродуктивных методов обучения, но стараюсь  вводить  новые.

   Основу содержания деятельности и учителя, и ученика на уроке составляют три взаимосвязанных этапа урока: целеполаганиесамостоятельная продуктивная деятельностьрефлексия.

   Поэтому приемы можно классифицировать по данным этапам, но это не постулат. Одни и те же приемы допустимы на разных этапах урока, другие помогают в организации учебного процесса. В рамках реализации перечисленных технологий  и применяемых   форм организации  и проведения уроков, на перечисленных этапах урока использую следующие приемы:

Прием «Исключение». Даются слова: окно, правдивость, уникальный, город, общение. Задается вопрос: какое слово лишнее? Как правило, учащиеся находят слово «уникальный», так как оно отвечает на вопрос какой? а не что? Тема «Имя прилагательное»

Прием «Яркое пятно». Этот прием заключается в том , что в начале урока я или подготовленный ученик  сообщаем какие-либо интересных запоминающиеся факты по теме.

Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в магазинах, слышать о них по телевидению и радио. Цифра «знает», сколько ребят учится в нашем лицее. Цифра  расскажет о том, что в Санкт-Петербурге 245 мостов, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести им корм за день около 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а всего лишь одна капля нефти делает непригодным для питья 25 литров воды.

Прием «Творческое задание». Предлагаю детям заменить словосочетания одним подходящим по смыслу словом с удвоенной согласной на стыке приставки и корня.

- прекратить знакомство (расстаться);

- жестокий поступок ( бессердечный);

- беспечное настроение ( беззаботное).

Почему вы выбрали написание  з или с ? Как будет звучать тема урока?

Тема: «Правописание приставок на з и с.

 

Прием  Ассоциаций  учащимся необходимо назвать ассоциации по слову, которое написано на карточке.

Прием Мозаика. На доске помещается мозаика, необходимо сложить ее так, чтобы узнать тему урока

Прием Иллюстрация После просмотра фильма или картины, возможно, портрета  участники формулируют тему урока и цели.

Прием «Проблемный вопрос»

Предлагаю детям посмотрите на рисунок. Вспомнить басню. (И.А.Крылов. « Квартет»)

Какое слово я забыла? (сыграть)

А как же правильно его написать? (Варианты)

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Какую цель мы поставим?

        Прием  «Подводящий диалог» представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы.

Фрагменты урока №1. «Многозначные слова».

    В рамках урока-путешествия, предлагаю детям  взять  в руки кораблик с заданием, в котором нужно отгадать  3 слова по лексическому значению и записать в тетрадь. В процессе работы дети понимают, что они записали три раза одно и то же слово. В процессе дальнейшей беседы приходим к тому, что слово, имеет несколько (или много) лексических значений,  и называется оно  многозначным. Далее дети формулируют тему и цели.

Фрагменты урока №2. «Стили речи»

При изучении стилей речи предлагаю детям прослушать сказку о курочке Рябе в научном и художественном стилях. В ходе дальнейшей беседы дети приходят к выводу, что выбираемый стиль общения зависит от речевой ситуации , т.е. от того, ГДЕ мы говорим, С КЕМ и ЗАЧЕМ .И уже могут самостоятельно сформулировать тему и цели.

 

Фрагменты урока №3. «Омонимы».  Изучая тему «Омонимы», предлагаю детям взять чистый лист и выполнить мои команды. По окончании действий у ребенка  должен получиться человечек, но при предъявлении их классу, дети понимают , что человечки почему-то получаются разными, не смотря на то, что говорила я всем одно и то же. В результате размышлений дети приходят к выводу, что так происходит, потому что мы все внешне одинаковы, но каждый индивидуален, мыслит и воспринимает по своему, т.е все мы одинаковы , но в то же время разные, так же как и слова  с которыми они будут знакомиться на уроке. Далее формулируем  тему: «О словах разнообразных – одинаковых, но разных»

 

Итак, в центре листа изобразите квадрат, внизу квадрата изобразите два прямоугольника, но постарайтесь, чтобы они обязательно соприкасались  с квадратом любым способом (одной точкой, стороной, частью стороны), как вам нравится больше. Слева и справа от квадрата нарисуйте два треугольника, соприкасающихся с квадратом, вверху, над квадратом – круг, над кругом один треугольник. А теперь, используя знакомые фигуры, дорисуйте лицо. У каждого из вас получился человек. Но в ваших работах я заметила одну очень интересную деталь..(говорила я всем одинаково, а результат почему-то разный, есть несколько вариантов).

Давайте  подумаем, почему так вышло? Внешне мы с вами одинаковые, у каждого из нас две руки , две ноги, но мы разные внутри

  • Мыслим по-разному
  • Воспринимаем по-разному
  • Каждый из нас – индивидуален, у каждого из нас свой внутренний мир,

             При подготовке к написанию  сочинения  описания интерьера читаю детям описание жилищ сказочных героев из произведений  Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон», Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей, И.Тургенев «Му-му»)

       Дети легко узнают героев произведений и приходят к выводу, что обычно дом становится похож на тех, кто в нем живет, легко определяют  цель урока.

       Текст 1. И вдруг на одной из крыш он действительно увидел домик. Очень симпатичный с зелеными ставенками и маленьким крылечком. Малышу захотелось как можно скорее войти в этот домик и своими глазами увидеть все паровые машины и все картины с изображением петухов, да и вообще все, что там находилось.В домике было очень уютно. Это малыш сразу заметил: красный деревянный диванчик, который стоял у стены. Кроме деревянного диванчика, в комнате стоял верстак, служивший также и столом, шкаф, два стула и камин с железной решеткой, и таганком, но паровой машины пока что-то не было видно. (Карлсон  - маленький сказочный человечек – озорник, мечтатель, выдумщик. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»))

       Текст  2.  А он знал много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги. От чтения книг он сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили. Одевался он всегда в черный костюм, а когда садился за стол, надевал на нос очки и начинал читать какую-нибудь книгу, то совсем становился похож на профессора. (Знайка  Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей)

       Текст 3. Герасиму отвели над кухней коморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся… (Герасим Тургенев «Му-му»)

        I.            Определение темы урока.

       Как вы узнали героев,ведь их имена не были названы? (по описанию их жилищ)

       К какому типу речи относятся данные тексты? (описание)

       Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать, чему должны научиться?

       Запись  темы в тетради и на доске. Эпиграф к уроку: «Обычно дом становится похож на тех, кто в нем живет».( М Рощин)

       Тема урока «Знаки препинания при обращении».

       - Мой друг ,Отчизне посвятим души прекрасные порывы!

       - А мы с тобой ,брат, из пехоты.

       - Приди ко мне ,любезный друг.

       Что общего в строении данных предложений? Чем они различаются? (позиция

       обращения). Запишите предложения. Какое затруднение возникло? Почему?

       Прочитайте предложения, интонационно выделяя обращения. Как вы думаете, как в письменной речи нужно оформить обращения? Сформулируйте правило. Проверьте

       себя по учебнику.

 

Приём «Инсерт» заключается в маркировке текста (или его отрывка) специальными символами, имеющими следующее функциональное назначение:
«+» - «узнал  новое»
«~» - «уже знал»
«-» - «думал иначе»
«?» - «есть вопросы»

             Прием «толстые и тонкие вопросы».

Он может быть применен для самостоятельной учебной и домашней работы. «Тонкими» называют простые, односложные вопросы, требующие ответа да/нет. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.

 

       Приём «Жокей и лошадь»

Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».

 

Синквейн

Один из приёмов активизации познавательной активности учащихся на уроке.

В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – высказывание, несущее определённый смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Пример синквейна:

 

 

Фразеологизмы

Яркие, красочные

Называют, изображают, не изменяются

Не чуя под собой ног

Образность

 

Проанализировав образ Герасима, пятиклассники составляли такой синквейн:

Герасим

добрый, трудолюбивый

заботится, любит, работает

не должен страдать из-за жестокости людей

человек