Выступление на ШМО учителя русского языка и литературы
Рядновой Любови Васильевны
31.08.2021 г.
Современные приемы и методы преподавания русского языка и литературы
Современное общество находится в состоянии непрерывного развития и изменения. Система образования в таком обществе так же должна изменяться и совершенствоваться, чтобы соответствовать запросам со стороны общества и государства. И одним из таких способов, способности системы образования отвечать вызовам времени, являются инновации – введения, причем качественно новые, в устоявшуюся систему образования.
Деятельность современного учителя невозможна без использования современных методов обучения, поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения. В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся следующие технологии: проектная технология, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационная, технология развития критического мышления, игровые технологии, модульная технология, технология мастерских, кейс-технология. Получив информацию о каждой , принимаю попытки внедрять их в свою практике. Предпочтение же отдаю нескольким из них, т. к. они кажутся мне наиболее эффективными.
Использование ИКТ на уроках даёт возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебного материала. Мультимедийная презентация - самый быстрый и современный способ донести любую информацию. Мультимедийные презентации использую и с целью демонстрации занимательного материала (логические задачи, ребусы, кроссворды); а также при организации словарной работы (толкование, проверка правописания) на этапе контроля (тестовые задания).
«Многие предметы в школе настолько серьезны, что полезно не упускать случая сделать их немного занимательными» . Поэтому достаточно часто использую в рамках урока элементы игровой технологии в виде кроссвордов, ребусов, загадок, анаграмм.
Предпочтительность же использования активных методов обучения в рамках технологии проблемного обучения и развития критического мышления, обоснована и подкреплена следующими данными, полученными педагогами и психологами в результате опыта педагогической деятельности и экспериментов, из которых следует, что человек запоминает:
10% того, что читает;
20% того, что слышит;
30% того, что видит;
50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях;
80% когда обучающийся самостоятельно обнаруживает и формулирует проблему;
90% когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, в выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.
Реализации данных технологий, на мой взгляд, способствуют интегрированные уроки и проведение их в нестандартной форме. Практикуя организацию и проведение нестандартных уроков, я сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, развивают активность, самостоятельность, личную инициативу и творческие способности учащихся.(лекции, беседы, практикумы, защита проектов, уроки-путешествия («Страна Глаголия, «По Лермонтовским местам»)
Интеграция уроков русского языка и литературы заключается в следующем:
Уроки русского языка строю на материале художественных текстов изучаемых произведений или литературно – критических статей о творчестве писателей (в качестве дидактического, раздаточного материала, контрольного диктанта, изложения). На уроках литературы анализируем язык художественных произведений (лексика, синтаксис, изобразительно – выразительные средства)
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения. Считаю, что в своей работе надо применять разнообразные методы не обхожусь без репродуктивных методов обучения, но стараюсь вводить новые.
Основу содержания деятельности и учителя, и ученика на уроке составляют три взаимосвязанных этапа урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия.
Поэтому приемы можно классифицировать по данным этапам, но это не постулат. Одни и те же приемы допустимы на разных этапах урока, другие помогают в организации учебного процесса. В рамках реализации перечисленных технологий и применяемых форм организации и проведения уроков, на перечисленных этапах урока использую следующие приемы:
Прием «Исключение». Даются слова: окно, правдивость, уникальный, город, общение. Задается вопрос: какое слово лишнее? Как правило, учащиеся находят слово «уникальный», так как оно отвечает на вопрос какой? а не что? Тема «Имя прилагательное»
Прием «Яркое пятно». Этот прием заключается в том , что в начале урока я или подготовленный ученик сообщаем какие-либо интересных запоминающиеся факты по теме.
Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в магазинах, слышать о них по телевидению и радио. Цифра «знает», сколько ребят учится в нашем лицее. Цифра расскажет о том, что в Санкт-Петербурге 245 мостов, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести им корм за день около 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а всего лишь одна капля нефти делает непригодным для питья 25 литров воды.
Прием «Творческое задание». Предлагаю детям заменить словосочетания одним подходящим по смыслу словом с удвоенной согласной на стыке приставки и корня.
- прекратить знакомство (расстаться);
- жестокий поступок ( бессердечный);
- беспечное настроение ( беззаботное).
Почему вы выбрали написание з или с ? Как будет звучать тема урока?
Тема: «Правописание приставок на з и с.
Прием ≪Ассоциаций≫ учащимся необходимо назвать ассоциации по слову, которое написано на карточке.
Прием ≪Мозаика≫. На доске помещается мозаика, необходимо сложить ее так, чтобы узнать тему урока
Прием ≪Иллюстрация≫: После просмотра фильма или картины, возможно, портрета участники формулируют тему урока и цели.
Прием «Проблемный вопрос»
Предлагаю детям посмотрите на рисунок. Вспомнить басню. (И.А.Крылов. « Квартет»)
Какое слово я забыла? (сыграть)
А как же правильно его написать? (Варианты)
Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Какую цель мы поставим?
Прием «Подводящий диалог» представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы.
Фрагменты урока №1. «Многозначные слова».
В рамках урока-путешествия, предлагаю детям взять в руки кораблик с заданием, в котором нужно отгадать 3 слова по лексическому значению и записать в тетрадь. В процессе работы дети понимают, что они записали три раза одно и то же слово. В процессе дальнейшей беседы приходим к тому, что слово, имеет несколько (или много) лексических значений, и называется оно многозначным. Далее дети формулируют тему и цели.
Фрагменты урока №2. «Стили речи»
При изучении стилей речи предлагаю детям прослушать сказку о курочке Рябе в научном и художественном стилях. В ходе дальнейшей беседы дети приходят к выводу, что выбираемый стиль общения зависит от речевой ситуации , т.е. от того, ГДЕ мы говорим, С КЕМ и ЗАЧЕМ .И уже могут самостоятельно сформулировать тему и цели.
Фрагменты урока №3. «Омонимы». Изучая тему «Омонимы», предлагаю детям взять чистый лист и выполнить мои команды. По окончании действий у ребенка должен получиться человечек, но при предъявлении их классу, дети понимают , что человечки почему-то получаются разными, не смотря на то, что говорила я всем одно и то же. В результате размышлений дети приходят к выводу, что так происходит, потому что мы все внешне одинаковы, но каждый индивидуален, мыслит и воспринимает по своему, т.е все мы одинаковы , но в то же время разные, так же как и слова с которыми они будут знакомиться на уроке. Далее формулируем тему: «О словах разнообразных – одинаковых, но разных»
Итак, в центре листа изобразите квадрат, внизу квадрата изобразите два прямоугольника, но постарайтесь, чтобы они обязательно соприкасались с квадратом любым способом (одной точкой, стороной, частью стороны), как вам нравится больше. Слева и справа от квадрата нарисуйте два треугольника, соприкасающихся с квадратом, вверху, над квадратом – круг, над кругом один треугольник. А теперь, используя знакомые фигуры, дорисуйте лицо. У каждого из вас получился человек. Но в ваших работах я заметила одну очень интересную деталь..(говорила я всем одинаково, а результат почему-то разный, есть несколько вариантов).
Давайте подумаем, почему так вышло? Внешне мы с вами одинаковые, у каждого из нас две руки , две ноги, но мы разные внутри
• При подготовке к написанию сочинения описания интерьера читаю детям описание жилищ сказочных героев из произведений Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон», Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей, И.Тургенев «Му-му»)
• Дети легко узнают героев произведений и приходят к выводу, что обычно дом становится похож на тех, кто в нем живет, легко определяют цель урока.
• Текст 1. И вдруг на одной из крыш он действительно увидел домик. Очень симпатичный с зелеными ставенками и маленьким крылечком. Малышу захотелось как можно скорее войти в этот домик и своими глазами увидеть все паровые машины и все картины с изображением петухов, да и вообще все, что там находилось.В домике было очень уютно. Это малыш сразу заметил: красный деревянный диванчик, который стоял у стены. Кроме деревянного диванчика, в комнате стоял верстак, служивший также и столом, шкаф, два стула и камин с железной решеткой, и таганком, но паровой машины пока что-то не было видно. (Карлсон - маленький сказочный человечек – озорник, мечтатель, выдумщик. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»))
• Текст 2. А он знал много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги. От чтения книг он сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили. Одевался он всегда в черный костюм, а когда садился за стол, надевал на нос очки и начинал читать какую-нибудь книгу, то совсем становился похож на профессора. (Знайка Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей)
• Текст 3. Герасиму отвели над кухней коморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся… (Герасим Тургенев «Му-му»)
I. Определение темы урока.
• Как вы узнали героев,ведь их имена не были названы? (по описанию их жилищ)
• К какому типу речи относятся данные тексты? (описание)
• Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать, чему должны научиться?
• Запись темы в тетради и на доске. Эпиграф к уроку: «Обычно дом становится похож на тех, кто в нем живет».( М Рощин)
• Тема урока «Знаки препинания при обращении».
• - Мой друг ,Отчизне посвятим души прекрасные порывы!
• - А мы с тобой ,брат, из пехоты.
• - Приди ко мне ,любезный друг.
• Что общего в строении данных предложений? Чем они различаются? (позиция
• обращения). Запишите предложения. Какое затруднение возникло? Почему?
• Прочитайте предложения, интонационно выделяя обращения. Как вы думаете, как в письменной речи нужно оформить обращения? Сформулируйте правило. Проверьте
• себя по учебнику.
Приём «Инсерт»
заключается в маркировке текста (или его отрывка) специальными символами,
имеющими следующее функциональное назначение:
«+» - «узнал новое»
«~» - «уже знал»
«-» - «думал иначе»
«?» - «есть вопросы»
Прием «толстые и тонкие вопросы».
Он может быть применен для самостоятельной учебной и домашней работы. «Тонкими» называют простые, односложные вопросы, требующие ответа да/нет. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.
Приём «Жокей и лошадь»
Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».
Синквейн
Один из приёмов активизации познавательной активности учащихся на уроке.
В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – высказывание, несущее определённый смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Пример синквейна:
Фразеологизмы
Яркие, красочные
Называют, изображают, не изменяются
Не чуя под собой ног
Образность
Проанализировав образ Герасима, пятиклассники составляли такой синквейн:
Герасим
добрый, трудолюбивый
заботится, любит, работает
не должен страдать из-за жестокости людей
человек
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.