Формирующее (формативное) оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.
Целью формирующего оценивания
является корректировка деятельности
учителя и учащихся в процессе обучения на
основе промежуточных результатов,
полученных в процессе обучения.
Что такое критериальное оценивание?
Критериальное оценивание - это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся
Смысл критериального оценивания заключается не в отказе от отметки. Критериальное оценивание позволяет ученику планировать свою учебную деятельность, определять цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда, повышать качество своего образования
Прочитайте сочинение ребенка. Оцените по предложенным критериям. Баллы внесите в таблицу.
Фантазия на тему «Кем быть?»
Я расту и думаю, кем быть. Кем только я хотел быть: и мореплавателем, и шофером, и дворником, и полицейским. А вчера твердо решил, буду охотником. С этой мыслью я отправился спать, пожелав всем родным: «Спокойной ночи!»
Долго не мог уснуть, ворочался, наконец, уснул. Вижу лес. Зима. А я – охотник. Иду на лыжах, в руках ружье – вертикалка, нет, пятизарядка или винтовка с оптическим прицелом. Впереди Лайма, я ее сам вырастил и люблю больше всего на свете. Выкатил на поляну. Лайма куда-то исчезла. И стоит впереди поляны лиса - всему свету краса. Огненный цвет так и сияет, искры сыплются в разные стороны. С одной стороны, я, а с другой, Лайма (оказывается, она тихонечко сзади к лисе подкралась). Как стрелять в такую красоту? «Беги, красавица!», - крикнул я и проснулся.
Не, не буду я охотником. Не смогу убивать зверей. Пусть живут себе на здоровье. А кем я буду, я еще подумаю, время еще есть.
Критериальное оценивание сочинений по русскому языку
№ | критерии | баллы |
К1 | Содержание | 0-3 |
Сочинение соответствует теме | 2 | |
Отсутствуют фактические ошибки | ||
Тема раскрыта полностью | 1 | |
К2 | Логическое построение текста | 0-3 |
Наличие смысловых частей, их взаимосвязь | 1 | |
Логическая последовательность и завершённость (наличие вступления, основной части, заключения) | 2 | |
Деление текста на абзацы | 1 | |
К3 | Стилевое единство и выразительность речи | 0-4 |
Соответствие текста сочинения выбранному стилю и типу речи | 1 | |
Разнообразие словаря и синтаксических конструкций | ||
Уместное использование выразительных средств |
К4 | Орфографическая грамотность | 0-3 |
Нет орфографических ошибок, или допущена 1 негрубая орфографическая ошибка | 2 | |
1-2 орфографических ошибки | ||
3-4 орфографических ошибки | ||
5 и более орфографических ошибок | 0 | |
К5 | Пунктуационная грамотность | 0-3 |
Нет пунктуационных ошибок, или допущена 1 негрубая пунктуационная ошибка | 2 | |
1-2 пунктуационные ошибки | ||
3-4 пунктуационные ошибки | 1 | |
5 и более пунктуационных ошибок | 0 | |
К6 | Соблюдение грамматических норм | 0-3 |
Грамматических ошибок нет | 2 | |
1-2 ошибки | ||
3-4 ошибки | 1 | |
5 и более ошибок | 0 | |
К7 | Соблюдение речевых норм | 0-3 |
Речевых ошибок нет, или допущена 1 речевая ошибка | 2 | |
2-3 ошибки | 1 | |
4-5 ошибок | 0 | |
6 и более ошибок | ||
Максимальное количество баллов: | 22 |
Инструменты оценочной деятельности
Письменные комментарии (письменная обратная связь) - это «хорошие слова» или комплименты. Комплимент формирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться. При оценке письменной работы отмечаются не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места, делаются поощрительные записи.
Инструменты оценочной деятельности
Символы – фиксация оценки производится следующим образом:
«+» - ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации
« - » - ученик не знает материал и не справляется с заданием
Балловая оценка
Процент выполнения
Техники формирующего оценивания
«Волшебная линеечка» - на полях тетрадей ученики чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу – не справился, посередине – выполнил, но допустил ошибку, вверху – справился без ошибок). При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.
Инструменты оценочной деятельности
«Светофорик» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов:
зеленый – я умею сам,
жёлтый – я умею, но не уверен,
красный - нужна помощь
Техники формирующего оценивания
Одноминутное эссе – это техника, которая используется учителем с цельюпредоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме. Для написания одноминутного эссе учитель может задать следующие вопросы:
. Что самое главное ты узнал сегодня?
. Какие вопросы остались для тебя непонятными?
В зависимости от обучающей среды и формата одноминутное эссе может быть использовано по-разному:
. Во время урока: урок разбивается на несколько этапов, от‑
слеживается поэтапное усвоение материала учащимися.
. В конце урока, чтобы проинформировать учащихся о том,
что они будут делать на следующем уроке.
Техники формирующего оценивания
«Вопросник» (подведение итога)
Групповая работа
На стол каждой группы кладутся карточки с вопросами:
«Что нового вы сегодня узнали?»,
«Какая информация была наиболее интересной?»,
«Что было трудным?»,
«Что мешало работе и почему?»
Каждый из участников группы выбирает только один вопрос и на небольшом листе бумаги пишет ответ.
26
Подведем итоги
Процесс оценивания – один из важнейших элементов современного преподавания и учения
От правильной организации оценивания во многом зависит эффективность управления учебным процессом
Процесс оценивания результатов обучения включает в себя формативное и суммативное оценивание
Формативное оценивание и преподавание неразделимы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.