Познавательно — исследовательская деятельность
интерес к
исследованию
природы
активизирует
восприятие
учебного материала
стимулирует
познавательную
активность и
любознательность
Развивает
мыслительные
операции
Эксперименты можно классифицировать по разным принципам:
По характеру объектов, используемых в эксперименте
По месту проведения опытов
По количеству детей (форма организации)
По причине их проведения
По характеру включения в педагогический процесс
По продолжительности
По количеству наблюдений за одним и тем же объектом
По месту в цикле:
По характеру мыслительных операций:
По характеру познавательной деятельности детей:
По способу применения в аудитории
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:
опыты с растениями;
опыты с животными;
опыты с объектами неживой природы;
опыты, объектом которых является человек.
4. По причине их проведения:
случайные; специальной подготовки не требуют и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса проводятся на участке или в уголке природы (например: пускаем кораблики)
запланированные проводятся на выраженном предмете, объекте; подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения целей и задач.
поставленные в ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.
9. По характеру познавательной деятельности детей:
иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
решение экспериментальных
задач.
Примерный алгоритм проведения занятия по экспериментированию
1. Предварительная работа (наблюдения, экскурсии, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки)
2. Определение вида занятия (констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)
3. Постановка темы занятия
4. Выбор цели, задач (образовательные, развивающие, воспитательные)
5. Подготовка пособий и оборудования
6. Практическая часть
Условия
Детского
экспериментирования
Осуществлять
по мере возможности
проверку всех предположений. и формулировать выводы.
выбор темы и объекта
исследования осуществляется
с учетом интересов
и жизненного опыта детей
Необходимо
создание
мотивации
у детей
к деятельности
Поощрение
Выдвижения
детьми гипотез
ведение диалога
с детьми.
Использование
проблемных ситуаций,
поля пробности.
Приборы и оборудование:
приборы-помощники;
ёмкости;
природный материал;
разные виды бумаги;
красители;
медицинские материалы;
технические материалы;
утилизированный материал;
прочие материалы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.