Современные формы и методы воспитательной работы для реализации стратегии развития воспитания.
Основными документами, на которых основана политика в области воспитания, являются:
1. "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" Утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва
2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
4.Основная образовательная программа ОУ
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Для выполнения этой задачи необходимо решить такую проблему, как повышение эффективности воспитательного процесса путем применения современных педагогических технологий, форм и методов воспитательной работы.
В педагогике прописаны разнообразные виды технологий:
-технология
разноуровневого обучения;
-технология модульного обучения;
-технология проектного обучения;
-личностно-ориентированная технология;
-технология здоровьесберегающая;
-технология учебной деловой игры;
-технология проблемного обучения;
-технология развития критического мышления;
-технология проведения учебных дискуссий;
-технология дифференцированного обучения;
-технология развивающего обучения;
-информационно-коммуникационная технология;
Все эти технологии применяются для организации не только учебной, но и
воспитательной работы в школе, в классе.
Технология здоровьесберегающая.
Цель технологии: сохранение физического и психического здоровья ребенка и
обучение навыкам его сохранения.
Выполнению этой программы способствуют мероприятия по воспитанию
санитарно-гигиенических норм: уроки физкультуры, спортивные соревнования,
секции, Дни здоровья, походы и экскурсии, изучение на классных часах и уроках
ОБЖ правил дорожного движения, акции, направленные на пропаганду ЗОЖ и
разнообразные КТД (работа отряда ЮИД, «Безопасное колесо» ..)
Широко применяется в воспитательной работе технология проектного обучения, при
которой учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из различных
источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения,
развивают исследовательские умения и системное мышление. Групповые проекты,
индивидуальные, которые обучающиеся реализуют в урочной и внеурочной
деятельности, результаты демонстрируют на НПК.
Цель технологии
учебной деловой игры: обучение принятию решений (для среднего и старшего звена).
Работа системы дополнительного образования предполагает применение технологии личностно-ориентированного
подхода в воспитании, которая создает наиболее благоприятные
условия для развития личности ученика как индивидуальности.
В работе кружков, секций, клубов применяется технология дифференцированного
обучения. Цель технологии - учет индивидуальных особенностей учащихся в
такой форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей для
отдельного обучения. Например, танцующие дети посещают танцевальный
кружок, поющие вокальный, хоровой.
Особого внимания заслуживает информационно-коммуникативная технология
(ИКТ).
Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие
коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного
общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные
решения.
Их можно использовать на всех этапах процесса обучения, поддерживать у ученика
состояние психологического комфорта при общении с компьютером. Также их
возможно применять при дистанционном обучении.
Формы ИКТ - компьютерное тестирование, интерактивные практикумы и
лабораторные работы, мультимедийные презентации, ЦОР – широко
применяются на уроках и классных часах, на родительских собраниях и вечерах.
В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио», которую можно рассматривать как одну из форм личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, как часть программы профильного обучения, как часть системы оценивания учебных и творческих достижений обучающихся. Использование портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны. Портфолио повышает социальную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Ребенок должен максимально подробно и всесторонне представить свои достижения в портфолио, чтобы анализ позволил ему определять цели и поставить адекватные задачи по своему развитию. Это становится возможным благодаря тому, что в качестве источника анализа рассматривается не только успехи в учебе, но и трудовой опыт, внеурочная деятельность.
Применение большинства технологий из данного перечня рекомендовано в Стандарте для достижения планируемых результатов.
В результате применения современных технологий наряду с традиционными должно обеспечиваться достижение обучающимися воспитательных результатов.
Воспитательные результаты могут быть условно распределены по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний и первичное их понимание об общественных нормах, устройстве общества, правилах поведения в обществе и т. п.). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями, родителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательной организации, т. е. в защищенной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательной организации, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся – формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социальнопсихологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
При этом учитывается, что достижение становится возможным благодаря деятельности педагога, других субъектов духовнонравственного воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.
Необходимо отметить, что современные технологии применяются в нашей школе при реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Мы сталкиваемся с ними, когда планируем воспитательную работу классного руководителя по направлениям, а затем при самоаудите собственной педагогической деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.