МИНОБРНАУКИ
РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РЕФЕРАТ
«Современные технологии формирования стереотипов здорового образа жизни человека»
по дисциплине «Физическая культура»
Руководитель И.В. Егорова
Исполнитель И.А. Попов
Группа ГД-1806
Санкт-Петербург
2018
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ3
СТРУКТУРА ЗОЖ4
ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ6
ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ7
ВЫВОДЫ9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития человеческого общества проблема сохранения здоровья подрастающего поколения продолжает оставаться актуальной.
Проведённые в последние годы исследования свидетельствуют о неуклонном ухудшении состояния здоровья детей и молодёжи России. Одной из основных причин такого положения является то, что у подрастающего поколения не сформирована устойчивая мотивация на здоровый образ жизни (ЗОЖ) и нет ясного понимания, как следует заботиться о своём здоровье. Школьники не всегда могут противостоять негативному влиянию со стороны окружающей среды. Развитие информационных технологий, ускорение темпов жизни также повышают требования к физической и психической выносливости детей, их адаптационным способностям.
Важными факторами поддержания здоровья являются качество жизни и ЗОЖ человека. Понятие «качество жизни» появилось в Index Medicos в 1977 году и всё шире используется в настоящее время.
Качество жизни – понятие важное не только для здравоохранения, но и для всех сфер жизни современного общества, т.к. основная цель всех институтов общества – благополучие человека. Составляющими качества жизни являются:
1) психическое благополучие;
2) социальное благополучие;
3) физическое благополучие;
4)
духовное благополучие.
СТРУКТУРА ЗОЖ
Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
В связи с высокой актуальностью и значимостью проблем обеспечения, как здоровья населения, так и качества образования в настоящее время в образовании всё более распространённым становится термин «здоровье сберегающее образование».
Рассмотрим структуру ЗОЖ:
· оптимальный уровень двигательной активности;
· закаливание, увеличение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям;
· рациональное питание;
· соблюдение режима труда и отдыха;
· личная гигиена;
· экологически грамотное поведение;
· психическая и эмоциональная устойчивость;
· сексуальное воспитание;
· отказ от вредных привычек;
· безопасность труда и поведения, позволяющая избежать травм и других повреждений.
Несмотря на разносторонность проблемы, можно выделить два основных аспекта ЗОЖ: правильное питание и занятия спортом.
ЗОЖ связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и общества в целом.
ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
Трудно оспорить важность правильного питания в жизни человека. С питанием связаны все жизненно важные функции организма. Оно — источник развития тканей и клеток, их постоянного обновления, насыщения человека энергией. Неправильное питание ― как избыточное, так и недостаточное ― способно нанести существенный вред здоровью человека в любом возрасте. Это выражается в снижении уровня физического и умственного развития, быстрой утомляемости, неспособности оказывать сопротивление воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, снижении работоспособности и даже преждевременном старении и сокращении продолжительности жизни
Рацион человека должен содержать все необходимые человеку вещества. Ниже представлены несколько правил здорового питания:
Правило № 1. Навсегда забудьте про фастфуд и постарайтесь не злоупотреблять сладким.
Правило № 2. Ешьте как можно больше сезонных продуктов — в них содержится максимум полезных веществ. Зимние овощи и фрукты, выращенные в теплицах или привезенные издалека, из-за обработки химикатами и длительного хранения не только теряют всю пользу, но и становятся аккумуляторами нитратов и других вредных химических соединений.
Правило № 3. Максимально ограничьте употребление рафинированных продуктов: сахара, растительного масла, белой пшеничной муки, очищенного белого риса. В них нет клетчатки, которая очень важна для работы пищеварительного тракта, а также для питания полезных бактерий, живущих в кишечнике. Именно поэтому гораздо лучше вместо белого хлеба есть цельнозерновой, а рафинированный сахар заменить на коричневый или даже на мед.
Правило № 4. Пейте воду. Чай, кофе и соки воду не заменяют. В сутки организму необходимо получать не меньше 30–35 мл жидкости на 1 кг веса. Сладкие газировки — полностью под запретом, в них содержится слишком много сахара.
Правило № 5. Не забывайте о белковой пище. Она способна надолго дать чувство сытости и к тому же богата аминокислотами. Белки необходимы организму для строительства мышечной ткани, замены устаревших клеток. К богатым белками продуктам относятся различные виды мяса, рыба, кальмары, креветки, орехи, грибы, некоторые бобовые, яйца, творог.
ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ
Не каждый располагает временем, возможностями и мотивацией для регулярных занятий спортом. Однако в таком случае на помощь приходит ежедневное выполнение разминки.
Утренняя гигиеническая гимнастика, или зарядка, – одна из важнейших частей личной физической культуры человека. После сна организм находится в состоянии сниженной работоспособности. Гимнастические упражнения способный активизировать деятельность всех систем организма, в том числе и деятельность нервной системы. При выполнении тренировок без предварительной разминки существенно снижается эффективность занятий.
При выполнении движений сигналы импульсы с мышц через проводящие нейроны поступают в мозг, возбуждая двигательную зону коры больших полушарий. Нормализуется соотношение процессов возбуждения и торможения. Возникает чувство «мышечной радости», повышается настроение и работоспособность. Регулярное и правильное выполнение утренней гимнастики:
· улучшает состояние сердечно-сосудистой системы
· укрепляет мышцы
· формирует правильную осанку
· улучшает координацию
· помогает развить подвижность в суставах.
При занятиях физической культурой важно грамотно подготовить организм к предстоящим нагрузкам. Лучшим средствам подготовки к тренировке является разминка.
Разминка – это комплекс упражнений, который проводится в начале занятий по физической культуре с целью подготовки организма к последующим заданиям. Разминка также направлена на проработку суставов, мышц, связок и общий разогрев организма.
Разминка состоит из лёгких аэробных упражнений, которые постепенно набирают интенсивность. Показатель эффективности разминки – увеличение частоты пульса примерно 100 ударов в минуту. Разминка перед тренировкой – важнейший компонент предстоящего занятия.
Некоторые упражнения, которые не отнимут много времени, но помогу организму:
· небыстрый бег
· вращательные и наклонные движения головы, плечевого и локтевого суставов, кистей, коленей, туловища
· бег на месте
· упражнения в парах
· подтягивания и вис на перекладине
· отжимания
· приседания
· невысокие прыжки.
Занятие физической активностью увеличивает интенсивность ферментативных реакций и интенсивность обмена веществ, ускоряет кровообращение, лимфообращение и терморегуляцию. При этом возрастает способность соединительных тканей (особенно мышц, связок, сухожилий) к растяжению. Возбудимость и лабильность скелетных мышц также повышается. Особо важно значение разминки для деятельности функциональных систем, обеспечивающих аэробную производительность организма. Увеличение температуры тела оказать содействие более сильной диссоциации оксигемоглобина в тканях и органах.
ВЫВОДЫ
В связи с высокой актуальностью и значимостью проблем обеспечения, как здоровья населения, так и качества образования в настоящее время в образовании всё более распространённым становится термин «здоровье сберегающее образование».
На протяжении уже более чем двадцатилетнего периода сохраняется тенденция снижения показателей здоровья детского населения. Данные официальной статистики и показатели профилактических обследований ежегодно свидетельствуют о негативных тенденциях в состоянии здоровья подрастающего поколения.
Организация детей в коллективы и их длительное пребывание в образовательных учреждениях позволяет на протяжении всего периода обучения эффективно осуществлять профилактические мероприятия, в том числе оздоровительные программы и формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) подрастающего поколения.
Применительно к детям необходимо постоянно иметь в виду, что не всегда сам ребёнок может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле ребёнок пассивен, но от того, как организована его жизнедеятельность, во многом будет зависеть и его будущее поведение.
Субъективно человек, ведущий здоровый образ жизни, может ощутить изменения в своем состоянии, которые станут наградой за его усилия: может увеличиться выносливость, повыситься трудоспособность, реже возникать простуды, улучшиться настроение и самочувствие.
Путь каждого человека к здоровому образу жизни уникален, но всегда важен конечный результат.
С целью формирования здорового образа жизни применяются различные социальные технологии. Одной из популярных социальных технологий признана адаптивная физическая культура, причем можно выделить несколько ее различных видов:
· адаптивное физическое воспитание с целью дать базовые основы физкультурного образования;
· адаптивная двигательная рекреация, предназначенная для организации здорового досуга, активного отдыха, игр, общения;
· адаптивный спорт, направленный на совершенствование и реализацию физических, психических, эмоционально-волевых способностей;
· адаптивная двигательная реабилитация, направленная на использование естественных средств и методов, стимулирующих скорейшее восстановление организма.
Основная задача - сформировать у занимающихся осознанное отношение к своим силам, твердую уверенность в них, осознанное отношение к выполнению необходимых физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и формированию здорового образа жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильева, В. В. Изменение функционального состояния организма при разминке / В. В. Васильева. М.: Физкультура и спорт, 2005. 496 с.
2. Спортивная физиология / под ред. Я. М. Коца. М.: Физкультура и спорт, 2006. 240 с.
3. Куценко Г. И., “Книга о здоровом образе жизни”, М.: Профиздат, 1987г.
4. Сайт «Allbest»// Спорт и туризм [Электронный ресурс]
URL: https://knowledge.allbest.ru//,свободный (Дата обращения: 30.10.2018)
5. Сайт «Искусство жить счастливо»// Как повысить эффективность тренировки? [Электронный ресурс]
URL: https://your-happy-life.com/,свободный (Дата обращения: 17.12.2018)
7. Сайт «Alfawebstudio»// Настольный теннис [Электронный ресурс]
URL: http://alfawebstudio.ru/ , свободный (Дата обращения: 17.12.2018)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.