Современные технологии обучения на уроках иностранному языку

  • docx
  • 10.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Современные технологии обучения на уроках иностранному языку.docx

Сотникова Елена Владимировна,

преподаватель

ГАПОУ СО «Энгельсский политехнический колледж», г. Энгельс

Современные технологии обучения на уроках иностранного языка

                                                                                                                          

Выделяют технологии традиционные и современные.

Традиционные технологии построены на объяснительно-иллюстративном способе обучения. То есть, учитель преподносит учащимся новый материал, сопровождающийся наглядностью, преподнесение материала идет в форме монолога учителя. Учащиеся слушают, выполняют задания учителя, после чего материал заучивается.

Минус этой технологии - низкий уровень навыков общения учащихся, неразвернутые ответы, отсутствие собственной точки зрения.

А так как основной целью обучения иностранным языкам является овладение учащимися коммуникативными умениями во всех видах речевой деятельности и развитие способности учащихся использовать язык как средство общения, т.е. практическое овладение иностранными языками, задача учителя выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность.

В чем же различие между традиционными и современными технологиями обучения.

В традиционных технологиях обучения:

- в центре технологии обучения - учитель;

- суть обучения - передача знаний (фактов);

- обучающиеся играют пассивную роль на занятиях;

Современные же технологии обучения основаны на следующих положениях:

- в центре технологии обучения - обучающийся;

- роль учителя – научить учиться;

- в основе учебной деятельности - сотрудничество;

- обучающиеся играют активную роль в обучении;

- суть технологии - развитие коммуникативной компетенции учащихся и способности к самообучению.

Какие технологии относятся к современным технологиям?

Информационные технологии

Информационными технологиями как правило называют технологии, использующие такие технические средства обучения как аудио, видео-технику, компьютер, интерактивные доски). Но в настоящий период – период всеобщей компьтеризации, говоря об информационных технологиях, нужно говорить прежде всего о компьютере и Интернет-ресурсах.

О безграничных возможностях компьютера и интернета знают все и останавливаться здесь не стоит. Нужно отметить только, что использование компьютера и интернет ресурсов

  • позволяют отработать как основные аспекты языка (лексику, грамматику, фонетику), так и развивать виды речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо, говорение).
  • создает условия для получения любой необходимой учащимся информации (в том числе и страноведческой)
  • повышает мотивацию к изучению иностранного языка
  • способствует расширению кругозора учащихся

Включая компьютер и интернет в работу на уроке, мы создаем модель реального общения, тем самым реализуя такие принципы, как коммуникативность, интерактивность и аутентичность, а соответственно решаем основную задачу - развитие коммуникативной культуры школьников.

Игровые технологии

Чем хороши игровые технологии? Игра – это естественная для ребенка форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Существует много разных классификаций. Согласно одной из классификаций игры делятся на подготовительные (фонетические, орфографические, лексические и грамматические) и творческие (игры для развития основных видов речевой деятельности). По этой классификации видно, что игровые игры позволяют отрабатывать как основные аспекты языка (лексику, грамматику, фонетику), так и развивать основные виды речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо, говорение).

Согласно другой классификации игры подразделяются на предметные или лингвистические, сюжетно-ролевые и деловые.

  • На первом (или начальном) этапе обучения уместны предметные или лингвистические игры, т.к. на этом этапе только формируются языковые навыки. Данные игры способствуют накоплению лексического запаса, овладению грамматическими и фонетическими навыками.
  • На среднем этапе более уместны сюжетно-ролевые игры. Ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой учащиеся выступают в определённых ролях. Учебный характер игры ими часто не осознаётся. Для учителя цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, но она обладает большими обучающими возможностями.
  • На старшем этапе рекомендуют применять деловые игры - учебно-деловая игра представляющая собой практическое занятие, моделирующее приближенную к реальным условиям профессиональную деятельность.

Применяя игровые технологии, мы реализуем принципы коммуникативности, ситуативности и функциональности. Т.е. происходит общение в проектируемых нами ситуациях, имитирующие реальные.

Применение игр на уроках развивает коммуникативные способности, ведет к снятию языкового барьера, развивает компенсаторные умения, т.е. умение выходить из положения при нехватке иноязычных средств общения, повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка и развивает творческие способности.

Метод проектов

Метод проектов – это совокупность действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего знаний из различных предметных областей. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

Этапы работы над проектом:

  • Предпроект – формулирование темы проекта для группы учащихся
  • Планирование работы над проектом: определение временных рамок, ограничивающих этапы работы; обсуждение вариантов оформления выполненной работы.
  • Аналитический этап: исследовательская работа учащихся и самостоятельное получение новых знаний; поиск и сбор информации; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, и т.д.); изучение специальной литературы, привлечение материалов средств массовой информации, Интернета.
  • Этап обобщения: систематизация, структурирование полученной информации в виде рефератов, докладов, фильмов, спектаклей, стенгазет, журналов, презентации в Интернете и т.д.).
  • Презентация полученных результатов.

Таким образом, метод проектов основывается на принципе “обучения посредством деятельности”, в которой ученик выступает активным участником. В основе него лежит не информационный подход, ориентированный на развитие памяти, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей, необходимых для исследовательской деятельности.

Метод проектов – это многоуровневый подход к изучению языка, создающий такую среду, где возникает естественная потребность в общении.

Обучение в сотрудничестве

Обучение в сотрудничестве – это обучение в малых группах. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности всех учащихся. Ученики разные - одни быстро “схватывают” все объяснения учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями, другим требуется больше времени и дополнительные примеры, разъяснения. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет его равнодушным), но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все непонятые ими вопросы, а сильные ученики заинтересованы в том, чтобы слабые ученики поняли материал, и зачастую это делают лучше, чем учитель, так в силу возраста понимают друг друга лучше. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы.

Основные принципы данной технологии:

  • группы учащихся формируются учителем заранее с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должен быть сильный, средний и слабый ученик;
  • группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы;
  • оценивается работа не одного ученика, а всей группы;
  • учитель сам выбирает ученика, который будет отчитываться за задание.

Стоит отметить, что данная технология очень экономит время на уроке.

Модульно-блочные технологии

Такую форму обучения удобно применять для тех тем, которые не очень сложны и на которые отводится не очень большое количество часов. Или когда уроки по тем или иным причинам отменяются, как, например, во время карантина.

Суть блочно-модульного обучения – это самостоятельное изучение темы учащимися по материалам, разработанным и предоставленным учителем. Роль учителя – организовать, проконсультировать и проконтролировать.

Блок подразделяется на модули – уроки. Как готовится модульный урок? Учителем пишется методическое пособие для учащихся или, как еще называют модульная карта. Что включает в себя модульная карта:

  • формулировка темы урока;
  • формулировка интегрирующей цели, где сформулировано, что к концу урока учащийся должен знать;
  • учебный материал с выделенными основополагающими идеями;
  • упражнения на закрепление материала;
  • контроль усвоения знаний.

Плюсы такой технологии то, что учащиеся учатся работать самостоятельно и у учащихся есть возможность работать в индивидуальном ритме.

Технология проблемного обучения

Под проблемным обучением понимают обучение, протекающее в виде разрешения создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций. Т.е. ученик ищет ответ на вопрос самостоятельно.

Различают три формы проблемного обучения:

  • метод проблемного изложения, когда учитель сам ставит проблему и решает ее;
  • частично-поисковый метод (совместное обучение), при котором учитель ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися;
  • исследовательский метод, при котором учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение. В этом методе учащиеся проявляют наивысшую самостоятельность.

Первоначально предполагалось, что, используя метод проблемного обучения, учитель заранее знал то, что должно быть найдено учеником и подводил его к правильному ответу. В настоящее время используется более сложный вариант этого подхода, когда конечный результат неизвестен не только ученику, но и учителю.

Благодаря технологии проблемного обучения, мы развиваем самостоятельность учащихся и их мышление.

Здоровьесберегающие технологии

Так как одним из приоритетных направлений сейчас считается сохранение и укрепление здоровья школьников, при планировании уроков во избежание усталости учащихся следует обращать внимание на следующие правила:

  • оптимальный темп ведения урока;
  • подача материала наиболее доступным способом;
  • индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и разноуровневые задания;
  • смена видов деятельности;
  • чередование горизонтальных (работа за столом) и вертикальных рабочих плоскостей;
  • физкультминутки и динамические паузы, а также эмоциональные разрядки для снятия умственного напряжения.

Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что современные технологии обучения, развивают коммуникативные способности учащихся, развивают активность и мышление учащихся, их творческие способности, способности к самообучению и повышают мотивацию учащихся к изучению иностранного языка.

 

Список источников

1.      Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса: учебное пособие.Мн.: 2003.- 234с.

2.      Великанова А.В. Компетентностно-ориентированный подход к образованию. Cамара: Профи, 2007.-92с.

3.      Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие. М.: Академия, 2007. – 336с.

4.       Кузовлев Е.И. Урок иностранного языка в средней школе – М.: Просвещение, 2010 – 417 с.

5.      Пассов Е.И, Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. – М., 2010, 276 с

6.      Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М, 1991, 284 с.

7.      Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Академия, 2008.- 346с.

8.      Смирнова С.А. Педагогика: теории, системы, технологии. М.: Академия, 2008. – 392 с.

9.      Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. – М., 2002, 224 c.

10.  Филатова В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 416 с.