Выделяют технологии традиционные и современные.
Традиционные технологии построены на объяснительно-иллюстративном способе обучения. То есть, учитель преподносит учащимся новый материал, сопровождающийся наглядностью, преподнесение материала идет в форме монолога учителя. Учащиеся слушают, выполняют задания учителя, после чего материал заучивается.
Минус этой технологии - низкий уровень навыков общения учащихся, неразвернутые ответы, отсутствие собственной точки зрения.
А так как основной целью обучения иностранным языкам является овладение учащимися коммуникативными умениями во всех видах речевой деятельности и развитие способности учащихся использовать язык как средство общения, т.е. практическое овладение иностранными языками, задача учителя выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность.
В чем же различие между традиционными и современными технологиями обучения.
В традиционных технологиях обучения:
- в центре технологии обучения - учитель;
- суть обучения - передача знаний (фактов);
- обучающиеся играют пассивную роль на занятиях;
Современные же технологии обучения основаны на следующих положениях:
- в центре технологии обучения - обучающийся;
- роль учителя – научить учиться;
- в основе учебной деятельности - сотрудничество;
- обучающиеся играют активную роль в обучении;
- суть технологии - развитие коммуникативной компетенции учащихся и способности к самообучению.
Какие технологии относятся к современным технологиям?
Информационные технологии
Информационными технологиями как правило называют технологии, использующие такие технические средства обучения как аудио, видео-технику, компьютер, интерактивные доски). Но в настоящий период – период всеобщей компьтеризации, говоря об информационных технологиях, нужно говорить прежде всего о компьютере и Интернет-ресурсах.
О безграничных возможностях компьютера и интернета знают все и останавливаться здесь не стоит. Нужно отметить только, что использование компьютера и интернет ресурсов
Включая компьютер и интернет в работу на уроке, мы создаем модель реального общения, тем самым реализуя такие принципы, как коммуникативность, интерактивность и аутентичность, а соответственно решаем основную задачу - развитие коммуникативной культуры школьников.
Игровые технологии
Чем хороши игровые технологии? Игра – это естественная для ребенка форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Существует много разных классификаций. Согласно одной из классификаций игры делятся на подготовительные (фонетические, орфографические, лексические и грамматические) и творческие (игры для развития основных видов речевой деятельности). По этой классификации видно, что игровые игры позволяют отрабатывать как основные аспекты языка (лексику, грамматику, фонетику), так и развивать основные виды речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо, говорение).
Согласно другой классификации игры подразделяются на предметные или лингвистические, сюжетно-ролевые и деловые.
Применяя игровые технологии, мы реализуем принципы коммуникативности, ситуативности и функциональности. Т.е. происходит общение в проектируемых нами ситуациях, имитирующие реальные.
Применение игр на уроках развивает коммуникативные способности, ведет к снятию языкового барьера, развивает компенсаторные умения, т.е. умение выходить из положения при нехватке иноязычных средств общения, повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка и развивает творческие способности.
Метод проектов
Метод проектов – это совокупность действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего знаний из различных предметных областей. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
Этапы работы над проектом:
Таким образом, метод проектов основывается на принципе “обучения посредством деятельности”, в которой ученик выступает активным участником. В основе него лежит не информационный подход, ориентированный на развитие памяти, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей, необходимых для исследовательской деятельности.
Метод проектов – это многоуровневый подход к изучению языка, создающий такую среду, где возникает естественная потребность в общении.
Обучение в сотрудничестве
Обучение в сотрудничестве – это обучение в малых группах. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности всех учащихся. Ученики разные - одни быстро “схватывают” все объяснения учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями, другим требуется больше времени и дополнительные примеры, разъяснения. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет его равнодушным), но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все непонятые ими вопросы, а сильные ученики заинтересованы в том, чтобы слабые ученики поняли материал, и зачастую это делают лучше, чем учитель, так в силу возраста понимают друг друга лучше. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы.
Основные принципы данной технологии:
Стоит отметить, что данная технология очень экономит время на уроке.
Модульно-блочные технологии
Такую форму обучения удобно применять для тех тем, которые не очень сложны и на которые отводится не очень большое количество часов. Или когда уроки по тем или иным причинам отменяются, как, например, во время карантина.
Суть блочно-модульного обучения – это самостоятельное изучение темы учащимися по материалам, разработанным и предоставленным учителем. Роль учителя – организовать, проконсультировать и проконтролировать.
Блок подразделяется на модули – уроки. Как готовится модульный урок? Учителем пишется методическое пособие для учащихся или, как еще называют модульная карта. Что включает в себя модульная карта:
Плюсы такой технологии то, что учащиеся учатся работать самостоятельно и у учащихся есть возможность работать в индивидуальном ритме.
Технология проблемного обучения
Под проблемным обучением понимают обучение, протекающее в виде разрешения создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций. Т.е. ученик ищет ответ на вопрос самостоятельно.
Различают три формы проблемного обучения:
Первоначально предполагалось, что, используя метод проблемного обучения, учитель заранее знал то, что должно быть найдено учеником и подводил его к правильному ответу. В настоящее время используется более сложный вариант этого подхода, когда конечный результат неизвестен не только ученику, но и учителю.
Благодаря технологии проблемного обучения, мы развиваем самостоятельность учащихся и их мышление.
Здоровьесберегающие технологии
Так как одним из приоритетных направлений сейчас считается сохранение и укрепление здоровья школьников, при планировании уроков во избежание усталости учащихся следует обращать внимание на следующие правила:
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что современные технологии обучения, развивают коммуникативные способности учащихся, развивают активность и мышление учащихся, их творческие способности, способности к самообучению и повышают мотивацию учащихся к изучению иностранного языка.
Список источников
1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса: учебное пособие.Мн.: 2003.- 234с.
2. Великанова А.В. Компетентностно-ориентированный подход к образованию. Cамара: Профи, 2007.-92с.
3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие. М.: Академия, 2007. – 336с.
4. Кузовлев Е.И. Урок иностранного языка в средней школе – М.: Просвещение, 2010 – 417 с.
5. Пассов Е.И, Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. – М., 2010, 276 с
6. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М, 1991, 284 с.
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Академия, 2008.- 346с.
8. Смирнова С.А. Педагогика: теории, системы, технологии. М.: Академия, 2008. – 392 с.
9. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. – М., 2002, 224 c.
10. Филатова В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 416 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.