«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Оценка 4.6

«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Оценка 4.6
Научные работы
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
12.03.2024
«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Краткий обзор по проблеме патриотического воспитания в современной школе
Доклад.docx

«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

 

Согласно «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» к основным традиционным духовно-нравственным ценностям Российского гражданина относятся: приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины. [6]

В свою очередь, в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» говорится, что гражданско-патриотическое воспитание относится к базовой национальной ценности и означает любовь к Отечеству, своей малой Родине, к своему народу, деятельное служение Родине. [1]

«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» отражает перечень  духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурно-исторического развития России, а именно: справедливость, честь, совесть, воля, личностное достоинство, вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством. [4]

Ценности гражданско-патриотического воспитания также нашли свое отражение в ФГОС НОО. Содержание личностных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы включают формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. [3] Требования к предметным результатам включают формирование понимания особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

В связи с внесением изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» процесс гражданско-патриотического воспитания в 2020 году получил официальный правовой статус. В пункте 2 статьи 2 этого закона гражданско-патриотическое воспитание определяется как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самореализации и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. [7]

В связи с вышесказанным актуальность выбранной темы научного исследования несомненна. Именно в начальной школе начинают закладываться основы гражданско-патриотического воспитания, понятий «патриотизм», «гражданский долг», «Родина», но без должной поддержки учителя, этот процесс может затормозиться или сменить направление. [2]

Понятие «патриотизм» и «гражданственность» включает в себя 3 компонента:

1.    Когнитивный – система знаний об обществе, основных моральных и нравственных нормах, правах и обязанностях, уважение истории своего Отечества, своего народа, его традиций и обычаев, знание и уважение государственной символики своего Отечества.

2.    Поведенческий или деятельностный характеризуется тем, что  знания об Отечестве реализуются в конкретных поступках и действиях, также это уровень морально-политической подготовленности, который включает наличие умений и навыков психической саморегуляции и самоконтроля.

3.    Оценочно-эмоциональный характеризуется тем, что личность воспринимает себя как субъекта национальной истории; есть потребности физического самосовершенствования и потребность в самовоспитании на основе развития социальных мотивов. [5]

Гражданско-патриотическое воспитание в современной начальной школе представляет собой сложный педагогический процесс, цель которого состоит в воспитании гражданина и патриота своей страны, формировании нравственных ценностей, а также создании в школьном учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию. [2]

К основным задачам гражданско-патриотического воспитания в современной начальной школе относятся:

1.            Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, школе, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

2.             Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.

3.            Воспитание уважительного отношения к человеку‒труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.

4.            Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле.

5.            Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее. [1]

В настоящее время выделяют следующие направления гражданско-патриотического воспитания младших школьников: духовно-нравственное, историко-краеведческое, художественное, экологическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, спортивно-патриотическое и героическое. [2]

Система работы по гражданско-патриотическому воспитанию в начальной школе включает в себя три основных компонента:

1.            Гражданско-патриотическое воспитание в системе общешкольных мероприятий, которое реализуется на материалах учебников и учебных пособий, литературных произведений в урочной деятельности с целью воспитания уважительного отношения к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям, чувства гордости за своё Отечество, за символы государства, за свой народ, чувства долга и  ответственности за судьбу Родины и своего народа, за ее будущее.

2.            Гражданско-патриотическое воспитание во внеурочной деятельности младших школьников, которое реализуется через организацию различных видов деятельности младших школьников, направленных на освоение знаний об истории, традициях, культуре народов России, Родного края, семейных ценностей. Сюда относится проведения классных часов, викторины, экскурсии, коллективные творческие дела.

3.            Гражданско-патриотическое воспитание в рамках работы с родителями, которое реализуется посредством проведения родительских собраний гражданско-патриотической направленности, помощи в организации  и проведении внеклассных мероприятий, привлечении родителей к организации экскурсий, походов, праздников, соревнований, а также совместных внеклассных мероприятий. [5]

Таким образом, реализация гражданско-патриотического воспитания в начальной школе с учетом современных тенденций является достаточно актуальным вопросом. Процесс гражданско-патриотического воспитания непрерывен и сложен, его нельзя ослаблять ни на один день. Необходимо постоянно помнить, что патриотами не рождаются – ими становятся.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.            Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009 ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения). ― ISBN 978-5-09-022138-2

2.            Калинина, С. А. Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности / С. А. Калинина, Р. Р. Никифорова, Л. Н. Савандеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 242-245. — URL: https://moluch.ru/archive/465/102227/ (дата обращения: 07.01.2024).

3.            Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования».

4.            Распоряжение от 29 мая 2015 г. № 996-р об утверждении «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

5.            Солошенко, Н. Н. Патриотическое воспитание младших школьников / Н. Н. Солошенко, В. М. Романенко, Н. И. Нечваль. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 25 (129). — С. 593-596. — URL: https://moluch.ru/archive/129/35814/ (дата обращения: 07.01.2024).

6.             Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». – Текст электронный - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 07.01.2024).

7.            Федеральный закон от 31.072020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» // Российская газета. — 2020. — № 174.


 

8.            Скачано с www.znanio.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО

России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; уважительного отношения к

России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; уважительного отношения к

Оценочно-эмоциональный характеризуется тем, что личность воспринимает себя как субъекта национальной истории; есть потребности физического самосовершенствования и потребность в самовоспитании на основе развития социальных мотивов

Оценочно-эмоциональный характеризуется тем, что личность воспринимает себя как субъекта национальной истории; есть потребности физического самосовершенствования и потребность в самовоспитании на основе развития социальных мотивов

Система работы по гражданско-патриотическому воспитанию в начальной школе включает в себя три основных компонента: 1

Система работы по гражданско-патриотическому воспитанию в начальной школе включает в себя три основных компонента: 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2024