Современные тренды образования
Оценка 4.6

Современные тренды образования

Оценка 4.6
doc
30.11.2021
Современные тренды образования
Современные тренды образования.doc

Доклад на тему: «Современные тренды образования»

 

Современный мир диктует свои правила, и в этом мире очень высоко развита конкуренция. По моим наблюдениям, сейчас всё образование перестраивается в некую бизнес-систему. В образовании появляется новая терминология, стратегические приёмы работы, взятые из сферы бизнеса.

Привычные нам образовательные форматы меняются, и основная причина тому – совершенствование технологий. Поэтому нам необходимо определиться с тем, в правильном ли направлении движется наша с вами деятельность. Или нам всё же необходимо сделать переоценку своей работы и выявить наиболее сильные стороны, и скорректировать курс своих программ под имеющиеся тенденции.

Современный мир кардинально меняет человека, требует от него гибкости и мобильности. Чтобы быть успешным, каждый обязан постоянно развивать в себе профессиональные и Soft Skills - мягкие навыки, уметь разбираться в технологиях и применять их.

Если взять советские времена, то в цене были узкие специалисты. Тогда информация добывалась с трудом, технологии не менялись десятилетиями. Как правило, человек работал на одном месте всю жизнь.

Сейчас «узкие» знания можно получить в интернете за несколько минут. Технологии постоянно обновляются. Поэтому «узкий профессионализм» перестает быть преимуществом, а иногда начинает мешать успеху человека на рынке труда. Поэтому сейчас от нас требуется тотальная перезагрузка.

Когда мы говорим о новом обучении, о новом образовании, то подразумеваем не только современные технологии обучения, но и те изменения, которые стоят за их появлением. Появляются современные тренды, а также связанные с ними методические задачи и вызовы, которые стоят перед учреждениями дополнительного образования.

Какие же изменения происходят сегодня в образовании?

Например, персонализация. Персонализация — это осознанное образование, умение учиться самостоятельно и возможность выбора предметов для изучения. Персонализированное образование направлено на то, чтобы помочь учащимся стать полностью независимыми и осознать свои потребности и возможности, при этом роль образовательной среды сводится к тому, чтобы научить их самостоятельно развиваться.

Этот навык — ценнейший дар, который пригодится не только в школе, но и в обычной жизни. Обладая им, ученик сможет самостоятельно следить за образовательным процессом, понимать и формировать программу, добиваясь максимальной эффективности и успеха в процессе образования.

А вы, уважаемые педагоги, когда учились в школе, задумывались о том, что вам нужно, чтобы добиться успеха? Пробовали разные методы и методики в поисках того, что лучше всего подходит для вас? Анализировали ли вы свои неудачи, чтобы сделать выводы на будущее? Если ответ «да», значит, вы осознаете и цените важность развития собственного учебного потенциала в контексте общечеловеческих способностей.

Сегодня нет более важной задачи для системы образования, чем повышение значимости метаобучения. Метапредметность подразумевает освоение ребенком универсальных учебных действие (метапредметных умений). Универсальные учебные действия (УУД) – это способы осуществления разных видов деятельности, позволяющих учащемуся самостоятельно овладевать новыми знаниями и умениями. К УУД относятся: обобщение, систематизация, классификация, умение определять цели, планировать, навыки контроля и самооценки, рефлексия собственной деятельности и т д.

Метапредметный подход может быть использован на интегрированном занятии или при подготовке и защите проектов. Например, проект, посвященный русской культуре, предполагает работу с материалами по литературе, истории, географии, МХК и родному языку. Под руководством двух педагогов (учителя русского языка и преподавателя какого-нибудь еще из названных предметов) дети подбирают и изучают книги, статьи, интернет-ресурсы, фото-, видео- и аудиоматериалы, делают сообщения и презентации.

Дополнительное образование является отличным помощником в реализации персонализированное образования.

Педагогам в персонализированном обучении отведена очень важная роль, роль наставников. Именно они должны научить своего воспитанника анализировать собственные потребности и возможности, рассказать о том, какие инструменты доступны для обучения, давать советы и при необходимости подсказывать нужное направление работы.

Индивидуальные траектории развития личности:

• индивидуальный учебный план;

• набор дополнительных курсов к обязательному;

• обучение каждого обучающегося по индивидуальным программам;

• интерактивная карта траекторий обучения.

Мобильное обучение

За последнее десятилетие мобильные технологии изменили подход к обучению, сделали его более комфортным и быстрым. ЮНЕСКО приводит следующие достоинства мобильных устройств:

мобильные устройства имеют небольшой размер и всегда сопровождают человека;

 

мобильные устройства могут быть подключены к сети практически в любой точке земного шара;

мобильные устройства обеспечивают совместную работу нескольких пользователей в сети.

Мобильное обучение подразумевает использование мобильной технологии — как в отдельности, так и совместно с другими информационными и коммуникационными технологиями — для организации учебного процесса вне зависимости от места и времени.

Обучение может принимать различные формы: с помощью мобильных устройств учащиеся могут получать доступ к образовательным ресурсам, связываться с другими пользователями, создавать контент в учебном классе и за его пределами.

Мобильное обучение также включает в себя мероприятия, не связанные напрямую с учебным процессом, но необходимые для достижения его целей: например, совершенствование взаимодействия между образовательными учреждениями и семьями учащихся и т.д.

Количество учебных материалов, предназначенных для мобильных устройств, стремительно растет. На рынке появляется все больше учебников, приложений для изучения необходимой информации, обучающих игр и программ. Мы все чаще просматриваем веб-сайты с мобильных устройств, а компании идут нам навстречу, создавая специальные «мобильные» версии сайтов.

Мобильные устройства дешевеют, количество их пользователей растет, и, как следствие, растет потребность в мобильных материалах. Более того, меняется отношение педагогов к мобильным устройствам.

В европейских странах и Америке мобильное обучение активно используется. Для российского образования термин «мобильное обучение» является относительно новым и достаточно дискуссионным. Мобильное обучение рассматривается и как условие, и как средство достижения целей ФГОС в контексте подготовки обучающегося к жизни в информационном обществе.

Где применяется мобильное обучение?

Технические и функциональные возможности мобильного обучения могут применяться:

для изучения нового материала (доступ к электронным учебникам и воспроизведение аудио- и видеофайлов расширяют возможности образовательного процесса, в особенности для обучения языковым предметам и творческим специальностям);

для проведения тестирования, письменных работ и самостоятельного контроля знаний;

 

для организации совместной или проектной работы (мессенджеры, командные онлайн-доски, облачные хранилища, а также вебинары в системе курса позволяют быстро и эффективно обмениваться информацией).

Коллаборация - это сотрудничество, партнерство.

В современном мире важно уметь сотрудничать и взаимодействовать с другими в положительном ключе. Ориентация на сотрудничество — это не только актуальная тенденция в сфере образования, но и неотъемлемая черта любого современного работника или организации. И дело не только в веяниях нового времени, быть частью общества — одна из основных потребностей человека. Именно поэтому взаимодействие и сотрудничество настолько же естественны, как и полезны.

В связи с этой деятельностью формируются весьма продуктивное сообщества детей и взрослых (педагогов, специалистов, энтузиастов-любителей), создающие образовательную среду, способную помочь обучающимся как в профессиональном, так и в личностном развитии.

Результаты исследований подтверждают, что в процессе совместного труда каждый участник привносит свои знания, навыки, опыт, идеи, личный взгляд на вещи и явления, образ мыслей и индивидуальность. Совместное творчество и коллегиальная деятельность всех членов группы создает уникальный, так называемый коллективный разум. В результате командная работа позволяет эффективнее решать любые вопросы, а также быстрее и с лучшим результатом реализовывать проекты и достигать выбранных целей.

Сегодня мы видим различные пути реализации стратегии сотрудничества в образовании, включая использование социальных сетей, технологий смешанного обучения, методику «перевернутый класс», занятия, построенные на обмене опытом между учениками, проектно-ориентированное обучение, обучение с использованием открытых источников информации, межпредметное обучение и т.д.

Специалисты в области образования пытаются использовать мотивирующий потенциал игр. Основная идея игрофикации – использовать игровые правила для достижения целей. За счёт игры скучные задания становятся интересными, а сложные вопросы – более простыми. В основе игры лежит принцип наград и поощрений. Получение баллов и их обмен даже на символические подарки заметно укрепляет вовлечённость.

В играх реализуются многие важные аспекты обучения, включая развитие навыков взаимодействия, оценки рисков и принятия решений, внесения изменений по ходу действия, преодоления трудностей и консолидации усилий, поиска информации «в определенный момент времени» и «по требованию».

 

Игрофикацию необходимо рассматривать как инструмент, очень эффективный и точный, но прежде всего цельный. Недостаточно просто заменить имена в журнале на аватарки или использовать индикаторы выполнения задач вместо оценок. Один или несколько компонентов — это еще не игрофикация. Чтобы достичь желаемых результатов, необходима полноценная система. Такая система должна содержать элементы, затрагивающие три сферы.

Первая сфера — это динамика, то есть восприятие происходящего как игры. Сюда относятся такие элементы, как сюжет, стиль повествования, масштаб, цель и задачи. Вторая сфера — это механика, то есть набор правил, двигатель, с помощью которого в игре происходят те или иные события. Последняя сфера — это все, что касается награждения игроков, то есть всем известные рейтинги, очки, уровни, медали, виртуальные персонажи и дополнительные виртуальные товары. Для эффективной игры достаточно просто объединить инструменты из всех трех групп. Но прежде чем это произойдет, необходимо ответить на ряд принципиальных вопросов. Какова моя цель? Какие эмоции должна вызвать игра? Что должны испытать участники и зачем?

Игры – это не только развлечение, но также и способ научиться мыслить тактически и стратегически, примером чего стали соревнования по киберспорту. Игры уже давно используются при обучении, особенно в бизнесобразовании. Есть целые лаборатории, которые занимаются разработкой онлайн-симуляторов кейсов, которые предлагаются учащимся.

Игры – это самый понятный способ захватить внимание и дать мотивацию представителям нового поколения детей, которые привыкли к стимулам и вознаграждениям - неотъемлемым частям любой игры.

Непрерывое образование

Когда-то почти утопическая идея, сейчас эта концепция - новая норма. Этот феномен, который еще иногда называют добровольным образованием, связан с самомотивацией длиною в жизнь и затрагивает каждый ее аспект.

Современный мир меняется с бешенной скоростью, и не похоже, что он сбросит темп в ближайшее время. Наилучший способ справиться с нестабильностью окружающей реальности — развить способность быстро адаптироваться к новым условиям. Непрерывное обучение — важный фактор такой адаптации, тем более что невозможно дать человеку в начале профессиональной карьеры все знания и навыки, которые понадобятся в течение жизни. Новые требования и новые задачи, возникающие в новой среде, требуют постоянного обучения.

Непрерывность обучения может заключаться в прохождении различных курсов (профессиональной переподготовки или повышения квалификации); смене рода деятельности, профессии, должности; участии в новых профессиональных проектах и т.д.

Система непрерывного профессионального образования

Качественное образование – это главный ресурс человека, который обеспечит ему способность свободно и эффективно действовать в новых условиях, свободно выбирать. Качество образования “задает” качество жизни человека и общества. И наша с вами задача – и совместно, и каждому - искать пути повышения качества образования, ведь качество образования это – итог деятельности нашей с вами работы.

Любое новшество в образовании, любая новая образовательная методика должны последовательно пройти несколько стадий: анализ, проектирование, развитие, внедрение и оценка. Только такой подход к образованию позволит создать по-настоящему качественное обучение.

Для того, чтобы быть в образовательном тренде, предлагаю повысить свой уровень знаний, самостоятельно изучив предложенные издания.


Доклад на тему: «Современные тренды образования»

Доклад на тему: «Современные тренды образования»

А вы, уважаемые педагоги, когда учились в школе, задумывались о том, что вам нужно, чтобы добиться успеха?

А вы, уважаемые педагоги, когда учились в школе, задумывались о том, что вам нужно, чтобы добиться успеха?

За последнее десятилетие мобильные технологии изменили подход к обучению, сделали его более комфортным и быстрым

За последнее десятилетие мобильные технологии изменили подход к обучению, сделали его более комфортным и быстрым

Коллаборация - это сотрудничество, партнерство

Коллаборация - это сотрудничество, партнерство

В основе игры лежит принцип наград и поощрений

В основе игры лежит принцип наград и поощрений

Современный мир меняется с бешенной скоростью, и не похоже, что он сбросит темп в ближайшее время

Современный мир меняется с бешенной скоростью, и не похоже, что он сбросит темп в ближайшее время
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2021