«Современные здоровьесберегающие технологии»
«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ.
Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии»
Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании.
Применительно к ребенку:
– обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада
- воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым:
– содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ
- валеологическому просвещению родителей
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:
Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
· (проведение медосмотров,
· контроль состояния здоровья детей,
· противоэпидемиологическая работа,
· организация специализированных коррекционных групп,
· профилактика многих заболеваний,
· санитарно-гигиеническая работа,
· контроль качества организации питания и т.д.);
Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:
· закаливание КГН;
· беседы по валеологии;
· спортивны праздники;
· спортивные развлечения и досуги;
· недели здоровья;
· соревнования;
· прогулки-походы.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:
· Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;
· Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;
· Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;
· Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.
Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:
· Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
· Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
· Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);
· Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.
Предлагаю педагогам рассмотреть следующие современные здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие социально-психологическое благополучие ребёнка, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.
Подвижные и спортивные игры
Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой и со средней степенью подвижности.
Ежедневно для всех возрастных групп.
Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.
Физкультминутки
Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.
Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.
Дыхательная гимнастика
Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика по укреплению общего здоровья ребенка.
На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей.
Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев.
Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно.
Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.
Гимнастика для глаз
Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения.
Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты.
Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.
Гимнастика пробуждения
Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. во всех возрастных группах.
Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.
Релаксация
В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.
Для всех возрастных групп.
Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы .
Самомассаж
В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста
Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму
Технологии эстетической направленности
Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др
Для всех возрастных групп
Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса .
Коррекционные технологии
Технологии музыкального воздействия
Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Технологии воздействия цветом
Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач со среднего возраста
Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка
Технологии коррекции поведения
Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья.
Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий
Игротерапия
Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:
· проявить эмоции, переживания, фантазию;
· самовыразиться;
· снять психоэмоциональное напряжение;
· избавиться от страхов;
· стать увереннее в себе.
Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.
Сказкотерапия
2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста
Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы
Куклотерапия - метод комплексного воздействия на детей. Использование кукол и театральных приемов обеспечивает профилактику и коррекцию эмоционально-личностных проблем у ребенка. Считается, что куклотерапия лечит человека.
Ароматерапия
Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары.
Суть таких технологий понятна исходя из их названий.
Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.
Десять золотых правил здоровьесбережения:
· Соблюдайте режим дня!
· Обращайте больше внимания на питание!
· Больше двигайтесь!
· Спите в прохладной комнате!
· Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
· Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
· Гоните прочь уныние и хандру!
· Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
· Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
· Желайте себе и окружающим только добра!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.