Современные аспекты свободы

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

У современного общества, по мнению Фромма, сложился взгляд на проблему свободы, заключающийся в том, что защита завоеванной свободы от сил, которые на нее покушаются -- единственная необходимая вещь; в то время как необходимо добиваться свободы, позволяющей реализовать личность, поверить в себя и в жизнь вообще. Капитализм не только освободил человека от традиционных уз, но и внес большой вклад в развитие позитивной свободы; с другой стороны, капитализм сделал человека еще более одиноким, изолированным, подверженным чувству ничтожности и бессилия. Учения Реформации предопределили процесс уничтожения связей между отдельными индивидами через принцип частной инициативы: в католицизме отношение к богу основано на принадлежности к церкви, протестантство оставило индивида один на один с богом, вера Лютера носила субъективный характер, Кальвин же пропагандировал убежденность в спасении, носившую столь же субъективный характер.
Иконка файла материала Современные аспекты свободы.doc
Современные аспекты свободы У современного общества, по мнению Фромма, сложился взгляд на проблему свободы, заключающийся в том, что защита завоеванной свободы от сил, которые на нее покушаются ­­ единственная необходимая вещь [13, с. 96]; в то время как необходимо добиваться свободы, позволяющей реализовать личность, поверить в   себя   и   в   жизнь   вообще.   Капитализм   не   только   освободил   человека   от традиционных   уз,   но   и   внес   большой   вклад   в   развитие   позитивной   свободы;   с другой стороны, капитализм сделал человека еще более одиноким, изолированным, подверженным чувству ничтожности и бессилия. Учения Реформации предопределили процесс уничтожения связей между отдельными индивидами через принцип частной инициативы:   в   католицизме   отношение   к   богу   основано   на   принадлежности   к церкви,  протестантство   оставило   индивида   один   на   один   с   богом,  вера   Лютера носила   субъективный   характер,   Кальвин   же   пропагандировал   убежденность   в спасении,   носившую   столь   же   субъективный   характер.   "Индивидуалистическое отношение к богу было психологической подготовкой к индивидуализму человека в мирной жизни" [13, с. 98].  Вместе   с   самоутверждением   индивида   капитализм   принес   с   собой самоотрицание   и   аскетизм:   целью   жизни   стала   экономическая   деятельность, финансовый   успех     и   материальная   выгода.   Принцип   работы   ради   накопления капитала объективно сыграл большую положительную роль в развитии человечества ­­   именно   рост   производительных   сил   позволяет   представить   такое   будущее, пишет   Фромм,   в   котором   прекратится   борьба   за   удовлетворение   самых   насущных материальных нужд, ­­ но субъективно он заставил человека работать на чужие цели и усилил в нем чувство личной ничтожности и бессилия. Мышление   Лютера   и   Кальвина   основано   на   предположении,   что   эгоизм   и любовь к себе ­­ понятия идентичные и исключают любовь к другому. Однако, по Фромму, здесь допускается ошибка. "Любовь не создается каким­то специфическим объектом, а является постоянно присутствующим фактором внутри самой личности, который лишь "приводится в действие" определенным объектом. Как ненависть ­­ это   страстное   желание   уничтожить,   так   и   любовь   ­­   страстное   утверждение "объекта";   это   не   аффект,   а   внутреннее   родство   и   активное   стремление   к счастью,   развитию   и   свободе   объекта   любви"   [13,   с.   102­103].   Эгоизм,   по Фромму, ­­ не любовь к себе, а противоположность: вид жадности. Люди такого типа не в восторге от самих себя, в глубине души они себя ненавидят. Господство рынка во всех общественных и личностных отношениях привело к тому,   что   все   они   проникнуты   безразличием.   Личности   становятся   объектами манипуляций, инструментами. Таким же стало и отношение к труду: производитель не   заинтересован   в   своей   продукции,   он   производит   то,   что   обеспечивает максимальную   прибыль   от   вложенного   капитала.   Однако   наиболее   сильно   эффект "объектизации" проявился в отношении индивида к самому себе: личность стала товаром,   который   продается   и   покупается   по   законам   рынка.   Рынок   решает, сколько в данный момент стоят те или иные качества, и если человек не имеет качеств,   пользующихся   спросом,   то   он   ничего   не   стоит,   как   и   товар,   не пользующийся   спросом.   Таким   образом,   уверенность   в   себе   превращается   в отражение   того,   что   думает   о   данном   индивиде   рынок.   Спрос   есть   ­­   индивид считает   себя   "кем­то",   спроса   нет   ­­   и   он   в   собственных   глазах   никто.   Из числа   других   факторов,   на   которые   опиралось   "я",   Фромм   называет   престиж   и власть, а уж для того, у кого не было ни того, ни другого, источником личного престижа становилась семья.  "Осознать чувство собственного бессилия сложно, поэтому человек прячет его  под рутиной своих повседневных дел. Но одиночество, страх и потерянность  остаются. Терпеть их вечно невозможно, поэтому если люди не в состоянии  перейти от свободы негативной к свободе позитивной, они стараются избавиться  от нее вообще. Главные пути, по которым происходит бегство от свободы, ­­ это подчинение вождю, как в фашистских странах, и вынужденная конформизация,  преобладающая в нашей демократии