У современного общества, по мнению Фромма, сложился взгляд на проблему свободы, заключающийся в том, что защита завоеванной свободы от сил, которые на нее покушаются -- единственная необходимая вещь; в то время как необходимо добиваться свободы, позволяющей реализовать личность, поверить в себя и в жизнь вообще. Капитализм не только освободил человека от традиционных уз, но и внес большой вклад в развитие позитивной свободы; с другой стороны, капитализм сделал человека еще более одиноким, изолированным, подверженным чувству ничтожности и бессилия. Учения Реформации предопределили процесс уничтожения связей между отдельными индивидами через принцип частной инициативы: в католицизме отношение к богу основано на принадлежности к церкви, протестантство оставило индивида один на один с богом, вера Лютера носила субъективный характер, Кальвин же пропагандировал убежденность в спасении, носившую столь же субъективный характер.
Современные аспекты свободы
У современного общества, по мнению Фромма, сложился взгляд на проблему
свободы, заключающийся в том, что защита завоеванной свободы от сил, которые
на нее покушаются единственная необходимая вещь [13, с. 96]; в то время
как необходимо добиваться свободы, позволяющей реализовать личность, поверить
в себя и в жизнь вообще. Капитализм не только освободил человека от
традиционных уз, но и внес большой вклад в развитие позитивной свободы; с
другой стороны, капитализм сделал человека еще более одиноким, изолированным,
подверженным чувству ничтожности и бессилия. Учения Реформации предопределили
процесс уничтожения связей между отдельными индивидами через принцип частной
инициативы: в католицизме отношение к богу основано на принадлежности к
церкви, протестантство оставило индивида один на один с богом, вера Лютера
носила субъективный характер, Кальвин же пропагандировал убежденность в
спасении, носившую столь же субъективный характер. "Индивидуалистическое
отношение к богу было психологической подготовкой к индивидуализму человека в
мирной жизни" [13, с. 98].
Вместе с самоутверждением индивида капитализм принес с собой
самоотрицание и аскетизм: целью жизни стала экономическая деятельность,
финансовый успех и материальная выгода. Принцип работы ради накопления
капитала объективно сыграл большую положительную роль в развитии человечества
именно рост производительных сил позволяет представить такое будущее,
пишет Фромм, в котором прекратится борьба за удовлетворение самых насущных
материальных нужд, но субъективно он заставил человека работать на чужие
цели и усилил в нем чувство личной ничтожности и бессилия.
Мышление Лютера и Кальвина основано на предположении, что эгоизм и
любовь к себе понятия идентичные и исключают любовь к другому. Однако, по
Фромму, здесь допускается ошибка. "Любовь не создается какимто специфическим
объектом, а является постоянно присутствующим фактором внутри самой личности,
который лишь "приводится в действие" определенным объектом. Как ненависть
это страстное желание уничтожить, так и любовь страстное утверждение
"объекта"; это не аффект, а внутреннее родство и активное стремление к
счастью, развитию и свободе объекта любви" [13, с. 102103]. Эгоизм, по
Фромму, не любовь к себе, а противоположность: вид жадности. Люди такого
типа не в восторге от самих себя, в глубине души они себя ненавидят.
Господство рынка во всех общественных и личностных отношениях привело к
тому, что все они проникнуты безразличием. Личности становятся объектами
манипуляций, инструментами. Таким же стало и отношение к труду: производитель
не заинтересован в своей продукции, он производит то, что обеспечивает
максимальную прибыль от вложенного капитала. Однако наиболее сильно эффект
"объектизации" проявился в отношении индивида к самому себе: личность стала
товаром, который продается и покупается по законам рынка. Рынок решает,
сколько в данный момент стоят те или иные качества, и если человек не имеет
качеств, пользующихся спросом, то он ничего не стоит, как и товар, не
пользующийся спросом. Таким образом, уверенность в себе превращается в
отражение того, что думает о данном индивиде рынок. Спрос есть индивид
считает себя "кемто", спроса нет и он в собственных глазах никто. Из
числа других факторов, на которые опиралось "я", Фромм называет престиж и
власть, а уж для того, у кого не было ни того, ни другого, источником личного
престижа становилась семья.
"Осознать чувство собственного бессилия сложно, поэтому человек прячет его
под рутиной своих повседневных дел. Но одиночество, страх и потерянность
остаются. Терпеть их вечно невозможно, поэтому если люди не в состоянии
перейти от свободы негативной к свободе позитивной, они стараются избавиться
от нее вообще. Главные пути, по которым происходит бегство от свободы, это
подчинение вождю, как в фашистских странах, и вынужденная конформизация,
преобладающая в нашей демократии