Современные информационные технологии

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Базы психодиагностических данных. В настоящее время многие результаты психодиагностических экспериментов, проводимых отдельными исследователями и науч¬ными коллективами, после завершения анализа, соответствующего локальным целям их сбора, зачастую утрачиваются. В связи с этим, например, в области медицинской психодиагностики, несмотря на многолетние и многочисленные исследования больных, осуществ¬ляемые клиническими психологами и врачами, как в практических, так и научных целях, отсутствуют достаточные статистические данные даже для наиболее употребляемых психологических тестов (MMPI, 16РF Р.Кеттелла, тест рисуночных ассоциаций Розенцвейга, шкалы памяти и интеллекта Векслера и др.). Такого рода дан¬ные для отдельных нозологических, синдромальных и других кате¬горий больных обычно приводятся в ограниченном виде лишь в научных публикациях.
Иконка файла материала Современные информационные технологии.doc
Современные информационные технологии   Базы психодиагностических данных В настоящее время многие результаты психодиагностических экспериментов,  проводимых отдельными исследователями и научными коллективами, после завершения  анализа, соответствующего локальным целям их сбора, зачастую утрачиваются. В связи с  этим, например, в области медицинской психодиагностики, несмотря на многолетние и  многочисленные исследования больных, осуществляемые клиническими психологами и  врачами, как в практических, так и научных целях, отсутствуют достаточные  статистические данные даже для наиболее употребляемых психологических тестов (MMPI, 16РF   Р.Кеттелла, тест рисуночных ассоциаций Розенцвейга, шкалы памяти и интеллекта  Векслера и др.). Такого рода данные для отдельных нозологических, синдромальных и  других категорий больных обычно приводятся в ограниченном виде лишь в научных  публикациях. Затем они рассеиваются и практически теряются. Одной из актуальных задач компьютерной психодиагностики является организация специальных систем для хранения   разноплановой  и  разнородной  экспериментально­психологической информации, в  которых реализуются процедуры сортировки и поиска данных на запросы различной  сложности. Такие системы носят название систем управления базами данных (СУБД).  [8,120] Их основная задача заключается в унификации внутреннего представления  информации и устранении дублирования информации, требуемой для различных  алгоритмов. СУБД позволяют, во­первых, систематически накапливать и хранить  практически неограниченные объемы как экспериментально­психологических, так и других релевантных целям психодиагностики данных. И, во­вторых, базы данных дают  возможность проводить регулярные и оперативные уточнения статистических ха­ рактеристик изучаемых контингентов, в частности, получать их для однородных по  интересующим параметрам выборок и проверять выдвигаемые статистические гипотезы.  Также наличие СУБД создает предпосылки для широкого использования в психодиагно­ стике экстенсионального подхода, основанного на принятии решения путем сравнения с  прецедентами из множества хорошо изученных случаев диагностической практики. Анализ данных Психологу, оснащенному современным высокопроизводительным компьютером,  становятся доступны гораздо более сложные операции с информацией, чем при ручном  эксперименте. Сюда относится, например, оперативная реализация широкого спектра  различных трудоемких процедур для расчета дополнительных шкал, индексов,  вспомогательных показателей и т.п. Но главным является возможность развития подходов,  которые принципиально были ранее не доступны. Иллюстрацией качественно новых результатов в психодиагностике может служить  тот факт, что применение персональных компьютеров дало мощный импульс для развития  и практического применения методов" идеографического подхода, получившего название  "субъективная парадигма анализа данных". Реконструкция субъективного семантического  пространства в этом подходе производится с помощью процедур кластерного и  факторного анализа, а также алгоритмов многомерного шкалирования и масштабирования,  требующих больших объемов вычислений. Другая иллюстрация — развитие экстенсионального подхода, основанного на  принятии диагностических решений относительно исследуемого объекта посредством егосравнения с диагностическими прецедентами. Реализация этого подхода возможна только с использованием высокопроизводительной компьютерной техники, так как он связан с  применением трудоемких алгоритмов конструирования информативных описаний  прецедентов, нахождения мер для сравнения объектов и определения оптимальных  композиций диагностических прецедентов.  Еще одним немаловажным фактором, существенно влияющим на качество  психодиагностический решений, является использование колоссального потенциала,  заложенного в компьютерной когнитивной графике. Функция когнитивной графики  заключается в наглядном графическом представлении тех или иных особенностей  анализируемой информации, что является эффективным средством для прямого  воздействия на процесс интуитивного образного мышления исследователя и практического  специалиста. [1,250] Интеллектуальные системы Развитие компьютеров вступило в этап, когда они начали активно брать на себя  различные функции, традиционно считавшиеся прерогативой интеллектуальной  деятельности. С одной стороны этому способствовало техническое совершенствование  компьютеров (улучшение технологической базы и архитектуры, повышение  производительности и надежности, уменьшение габаритов и стоимости). С другой — к  этому вели разработки, например, в области игровых программ, доказательства теорем,  распознавания образов, машинного перевода, автоматического реферирования, ин­ формационного поиска, сочинения текстов и музыки и другие разработки, приводящие к  результатам или моделирующие процесс получения результата в отдельных видах  деятельности человека. Главным фактором, послужившим стержнем для становления  индустрии интеллектуальных систем, явилось перенесение акцента с разработок  компьютерных вычислительных программ на программы, осуществляющие представление и манипулирование знаниями из актуальных предметных областей. [7,83] В психологии выделяют следующие основные типы прикладных интеллектуальных  систем. 1. Интеллектуальные   информационно­поисковые   системы (ИИПС). В отличие от  СУБД эти системы обладают способностью понимать недостаточно четко  сформулированные вопросы. Другая особенность ИИПС заключается в их способности  осуществлять автоматическое реферирование и анализ состояний противоречивости и  неполноты фрагментов знания, что обусловливает возможности ИИПС "переваривать" и  накапливать огромные количества информации из самых разнообразных источников. 2. Экспертные системы (ЭС) предназначены, главным образом, для решения  практических задач, возникающих у специалиста, работающего в плохо структурированной и трудно формализуемой предметной области. Они способны аккумулировать профес­ сиональные знания квалифицированных экспертов о ситуации психологического  эксперимента, особенностях объекта и, может быть, личности самого экспериментатора и  могут служить полезным инструментом, содействующим повышению точности психо­ диагностики и эффективности планирования психотехнических мероприятий. [13,200] 3. Обучающие системы, которые нередко называют тьюторами (англ. tutor ­ обучать),  являются разновидностью экспертных систем. Основной особенностью тьюторов является  их способность давать обоснованные, методически эффективные для обучения объяснения  с адаптивной степенью детализации по рассматриваемым диагностическим решениям. В заключение данной работы кратко охарактеризуем компьютерныепсиходиагностические системы, предназначенные для проведения комплексных  экспериментов. Эти эксперименты могут преследовать практические, исследовательские и  смешанные цели. В практических целях специальные средства компьютерных систем позволяют  оформлять набор психодиагностических методик, результаты которых отражают  различные стороны психики испытуемых в виде батареи тестов. Единое информационное  обеспечение батареи тестов в рамках компьютерной системы часто служит основой для  синтеза интегральных психодиагностических показателей. Целями исследований является изучение новых закономерностей психических  феноменов с помощью известных психодиагностических методик и конструирование  нового  инструментария психодиагностических измерений. Для достижения указанных  целей в исследовательских компьютерных системах функционируют средства  формирования вербальных и невербальных, статических и динамических тестовых  стимулов, задания порядка их  предъявления испытуемым, определения  регистрируемых  параметров психодиагностического эксперимента и описания алгоритмов  вычисления  тестовых оценок. Эти средства представлены  в исследовательских компьютерных  психодиагностических  системах в виде метаязыков и так называемых  настраиваемых  оболочек, позволяющих экспериментатору конструировать и корректировать  психодиагностический тест, не прибегая к услугам профессионального программиста.  Кроме того, в данных системах предусматриваются средства архивирования  экспериментально­психологической информации, манипулирования с ней и  статистического анализа психодиагностической информации.