Базы психодиагностических данных. В настоящее время многие результаты психодиагностических экспериментов, проводимых отдельными исследователями и науч¬ными коллективами, после завершения анализа, соответствующего локальным целям их сбора, зачастую утрачиваются. В связи с этим, например, в области медицинской психодиагностики, несмотря на многолетние и многочисленные исследования больных, осуществ¬ляемые клиническими психологами и врачами, как в практических, так и научных целях, отсутствуют достаточные статистические данные даже для наиболее употребляемых психологических тестов (MMPI, 16РF Р.Кеттелла, тест рисуночных ассоциаций Розенцвейга, шкалы памяти и интеллекта Векслера и др.). Такого рода дан¬ные для отдельных нозологических, синдромальных и других кате¬горий больных обычно приводятся в ограниченном виде лишь в научных публикациях.
Современные информационные технологии
Базы психодиагностических данных
В настоящее время многие результаты психодиагностических экспериментов,
проводимых отдельными исследователями и научными коллективами, после завершения
анализа, соответствующего локальным целям их сбора, зачастую утрачиваются. В связи с
этим, например, в области медицинской психодиагностики, несмотря на многолетние и
многочисленные исследования больных, осуществляемые клиническими психологами и
врачами, как в практических, так и научных целях, отсутствуют достаточные
статистические данные даже для наиболее употребляемых психологических тестов (MMPI,
16РF Р.Кеттелла, тест рисуночных ассоциаций Розенцвейга, шкалы памяти и интеллекта
Векслера и др.). Такого рода данные для отдельных нозологических, синдромальных и
других категорий больных обычно приводятся в ограниченном виде лишь в научных
публикациях. Затем они рассеиваются и практически теряются. Одной из актуальных задач
компьютерной психодиагностики является организация специальных систем для хранения
разноплановой и разнородной экспериментальнопсихологической информации, в
которых реализуются процедуры сортировки и поиска данных на запросы различной
сложности. Такие системы носят название систем управления базами данных (СУБД).
[8,120]
Их основная задача заключается в унификации внутреннего представления
информации и устранении дублирования информации, требуемой для различных
алгоритмов. СУБД позволяют, вопервых, систематически накапливать и хранить
практически неограниченные объемы как экспериментальнопсихологических, так и других
релевантных целям психодиагностики данных. И, вовторых, базы данных дают
возможность проводить регулярные и оперативные уточнения статистических ха
рактеристик изучаемых контингентов, в частности, получать их для однородных по
интересующим параметрам выборок и проверять выдвигаемые статистические гипотезы.
Также наличие СУБД создает предпосылки для широкого использования в психодиагно
стике экстенсионального подхода, основанного на принятии решения путем сравнения с
прецедентами из множества хорошо изученных случаев диагностической практики.
Анализ данных
Психологу, оснащенному современным высокопроизводительным компьютером,
становятся доступны гораздо более сложные операции с информацией, чем при ручном
эксперименте. Сюда относится, например, оперативная реализация широкого спектра
различных трудоемких процедур для расчета дополнительных шкал, индексов,
вспомогательных показателей и т.п. Но главным является возможность развития подходов,
которые принципиально были ранее не доступны.
Иллюстрацией качественно новых результатов в психодиагностике может служить
тот факт, что применение персональных компьютеров дало мощный импульс для развития
и практического применения методов" идеографического подхода, получившего название
"субъективная парадигма анализа данных". Реконструкция субъективного семантического
пространства в этом подходе производится с помощью процедур кластерного и
факторного анализа, а также алгоритмов многомерного шкалирования и масштабирования,
требующих больших объемов вычислений.
Другая иллюстрация — развитие экстенсионального подхода, основанного на
принятии диагностических решений относительно исследуемого объекта посредством егосравнения с диагностическими прецедентами. Реализация этого подхода возможна только с
использованием высокопроизводительной компьютерной техники, так как он связан с
применением трудоемких алгоритмов конструирования информативных описаний
прецедентов, нахождения мер для сравнения объектов и определения оптимальных
композиций диагностических прецедентов.
Еще одним немаловажным фактором, существенно влияющим на качество
психодиагностический решений, является использование колоссального потенциала,
заложенного в компьютерной когнитивной графике. Функция когнитивной графики
заключается в наглядном графическом представлении тех или иных особенностей
анализируемой информации, что является эффективным средством для прямого
воздействия на процесс интуитивного образного мышления исследователя и практического
специалиста. [1,250]
Интеллектуальные системы
Развитие компьютеров вступило в этап, когда они начали активно брать на себя
различные функции, традиционно считавшиеся прерогативой интеллектуальной
деятельности. С одной стороны этому способствовало техническое совершенствование
компьютеров (улучшение технологической базы и архитектуры, повышение
производительности и надежности, уменьшение габаритов и стоимости). С другой — к
этому вели разработки, например, в области игровых программ, доказательства теорем,
распознавания образов, машинного перевода, автоматического реферирования, ин
формационного поиска, сочинения текстов и музыки и другие разработки, приводящие к
результатам или моделирующие процесс получения результата в отдельных видах
деятельности человека. Главным фактором, послужившим стержнем для становления
индустрии интеллектуальных систем, явилось перенесение акцента с разработок
компьютерных вычислительных программ на программы, осуществляющие представление и
манипулирование знаниями из актуальных предметных областей. [7,83]
В психологии выделяют следующие основные типы прикладных интеллектуальных
систем.
1. Интеллектуальные информационнопоисковые системы (ИИПС). В отличие от
СУБД эти системы обладают способностью понимать недостаточно четко
сформулированные вопросы. Другая особенность ИИПС заключается в их способности
осуществлять автоматическое реферирование и анализ состояний противоречивости и
неполноты фрагментов знания, что обусловливает возможности ИИПС "переваривать" и
накапливать огромные количества информации из самых разнообразных источников.
2. Экспертные системы (ЭС) предназначены, главным образом, для решения
практических задач, возникающих у специалиста, работающего в плохо структурированной
и трудно формализуемой предметной области. Они способны аккумулировать профес
сиональные знания квалифицированных экспертов о ситуации психологического
эксперимента, особенностях объекта и, может быть, личности самого экспериментатора и
могут служить полезным инструментом, содействующим повышению точности психо
диагностики и эффективности планирования психотехнических мероприятий. [13,200]
3. Обучающие системы, которые нередко называют тьюторами (англ. tutor обучать),
являются разновидностью экспертных систем. Основной особенностью тьюторов является
их способность давать обоснованные, методически эффективные для обучения объяснения
с адаптивной степенью детализации по рассматриваемым диагностическим решениям.
В заключение данной работы кратко охарактеризуем компьютерныепсиходиагностические системы, предназначенные для проведения комплексных
экспериментов. Эти эксперименты могут преследовать практические, исследовательские и
смешанные цели.
В практических целях специальные средства компьютерных систем позволяют
оформлять набор психодиагностических методик, результаты которых отражают
различные стороны психики испытуемых в виде батареи тестов. Единое информационное
обеспечение батареи тестов в рамках компьютерной системы часто служит основой для
синтеза интегральных психодиагностических показателей.
Целями исследований является изучение новых закономерностей психических
феноменов с помощью известных психодиагностических методик и конструирование
нового инструментария психодиагностических измерений. Для достижения указанных
целей в исследовательских компьютерных системах функционируют средства
формирования вербальных и невербальных, статических и динамических тестовых
стимулов, задания порядка их предъявления испытуемым, определения регистрируемых
параметров психодиагностического эксперимента и описания алгоритмов вычисления
тестовых оценок. Эти средства представлены в исследовательских компьютерных
психодиагностических системах в виде метаязыков и так называемых настраиваемых
оболочек, позволяющих экспериментатору конструировать и корректировать
психодиагностический тест, не прибегая к услугам профессионального программиста.
Кроме того, в данных системах предусматриваются средства архивирования
экспериментальнопсихологической информации, манипулирования с ней и
статистического анализа психодиагностической информации.