Уже более десяти лет в педагоги¬ческой науке обсуждаются про¬блемы образования, связанные с его гуманизацией, развитием способ¬ностей личности, необходимых и ей и обществу, соединением бытия индиви-дуального человека с культурой. Такое понимание целей определило педаго¬гические инновации последних лет, на¬правленные на преодоление манипули¬рования сознанием школьников, отход от практики навязывания им незыбле¬мых и не подлежащих критике стерео¬типов мышления. Процесс «очеловечи¬вания» образования связан с усилением тех положений отечественной и зару¬бежной педагогики, которые ставят во главу угла уважение к личности воспи¬танника, формирование у него само-стоятельности, установление гуман¬ных, доверительных отношений между ним и воспитателем.
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ КОНЦЕПЦИИ СОДЕРЖАНИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
Уже более десяти лет в педагогической науке обсуждаются проблемы
образования, связанные с его гуманизацией, развитием способностей
личности, необходимых и ей и обществу, соединением бытия индиви
дуального человека с культурой. Такое понимание целей определило педаго
гические инновации последних лет, направленные на преодоление манипули
рования сознанием школьников, отход от практики навязывания им незыбле
мых и не подлежащих критике стереотипов мышления. Процесс «очеловечи
вания» образования связан с усилением тех положений отечественной и зару
бежной педагогики, которые ставят во главу угла уважение к личности воспи
танника, формирование у него самостоятельности, установление гуманных,
доверительных отношений между ним и воспитателем.
Одно из следствий этого процесса состояло в замене учебнодисципли
нарной модели взаимодействия педагога и воспитанника на личностно
ориентированную, утверждающую ценность личности ребенка. Принцип
уважения к личности воспитанника и учета в содержании образования его
духовного потенциала реализуется путем приобщения к мировой культуре,
рассматриваемой в аспекте социального опыта. При этом сущностью
образовательного процесса, т.е. процесса обучения, воспитания и развития,
становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт
личностный, приобщение обучаемых ко всему богатству человеческой
культуры.
Целью работы является краткий обзор существующих моделей концепций
содержания образования. Особое внимание будет уделено модели содержания
образования, адекватное социальному опыту, имеющей на данном уровне
развития педагогической науки передовое значение, а также тесно
переплетающийся с личностным подходом. Будет рассмотрен процесс
формирования и структура вышеуказанной модели.
По вопросу непосредственно о личностно ориентированном подходе в
образовательном процессе проведем рассмотрение его основных принципов и
остановимся на учете индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Результатом гуманистической направленности образования должно
явиться становление как личности человека, способного к сопереживанию,
готового к свободному гуманистически ориентированному выбору и индиви
дуальному интеллектуальному усилию, уважающему себя и других,
терпимого к представителям других культур и национальностей,
независимого в суждениях и открытого для восприятия иного мнения и
неожиданной мысли.
Возникает необходимость обращения к имеющимся концепциям содержания для того, чтобы определить их соответствие целям личностно ориен
тированного образования.
Сегодня в нашей стране существуют различные концепции содержания об
разования, корни которых уходят в прошлое. В основе каждой из них лежат
определенные представления о месте и функциях человека в мире и в об
ществе. Истоки противостояния демократии и гуманизма, с одной стороны, и
авторитарных позиций с другой, в конечном счете восходят к разному по
ниманию этих функций. Человек — цель или средство, государство для
него или он для государства? Даже временная уступка, теоретическая или
практическая, в сторону понимания человека как средства, а не цели
общественного развития с неизбежностью уводит от гуманизма. В связи с этим
рассмотрим три концепции содержания образования, которые появились в
нашей стране в разное время, с точки зрения их соответствия современным
представлениям о человеке и его становлении.
Согласно одной из концепций, имеющей достаточно давнее происхожде
ние, содержание образования определяется как педагогически адаптиро
ванные основы наук, изучаемые в школе. Такое понимание содержания
образования нацеливает школу на формирование у школьников основ научных
знаний и приобщение их к производству. Человек, овладевший такой суммой
знаний, в ряду средств производства выступает как «производительная сила».
Образование, реализующее такое содержание, может быть охарактеризовано
как технократическое или сциентистское. (Сциентизм мировоззренческая
позиция, в основе которой лежит представление о научном знании и методах
естественнонаучного познания как о наивысших культурных ценностях.).
Сциентизм абсолютизирует роль науки в системе культуры человеческого
общества. При этом наивысшей ценностью считается стиль и общие методы
построения знания, свойственные естественным и точным наукам, которые
рассматриваются как образцы научного знания вообще.
В другой концепции содержание образования определяется как со
вокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены
учениками. Такое определение не раскрывает характера этих знаний и
умений и не основано на анализе состава всей человеческой культуры.
Предполагается,
что обладание знаниями и умениями (относящимися, кстати, к тем же
основам наук) позволит человеку адекватно жить и действовать внутри
существующей социальной структуры. В этом случае и требования к
образованию соответствующие: необходимо и достаточно передать под
растающему поколению знания, умения и навыки по языкам, математике,
физике и другим учебным предметам. Однако такое ограниченное понимание
образования явно ошибочно.
В последние десятилетия (ориентировочно с 60х гг.) в общественном и
педагогическом сознании произошел сдвиг, повлекший за собой продвижениедругим,
который называют
в понимании всего комплекса вопросов, связанных с образованием, его роли в
социуме. То, что называют личностно ориентированным образованием
человека, выступает как часть глобального социального процесса смены
рецептивно отражательного понимания мышления, а значит, и об
конструктивно
разования человека,
деятелъностным. Проявления этого процесса глубоки и разнообразны.
Они, прежде всего, предполагают отказ от жестких авторитарных схем,
связанных с манипулированием учащимися, ориентацию на их развитие и
воспитание. Конструктивно деятельностное понимание сущности образования
стало основой построения концепции его содержания, в наибольшей степени
соответствующего установкам гуманистического мышления. В этой
концепции содержание образования рассматривается как педагогически
адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по
структуре (разумеется, не по объему) мировой культуре.
В соответствии с таким пониманием содержание образования должно
включать, помимо «готовых» знаний и опыта осуществления деятельности по
образцу, также опыт творческой деятельности и эмоциональноценно
стных отношений. Тем самым содержание образования существенно шире
основ наук и нацелено на формирование личности освоившей социальный
опыт человечества в его структурной полноте.
Усвоение социального опыта в его цельности позволит школьнику не только
успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и
действовать самостоятельно, не просто «вписываться» в социальную систему,
а изменять ее.
Как можно видеть, данная концепция не сводит содержание образования к
науке. А учебные предметы (физика, химия, литература, иностранные языки и
др.) не могут представлять собой простую проекцию науки на школу и быть
уменьшенными копиями той или иной научной дисциплины.