"Современные подходы к организации патриотического воспитания в ДОО"

  • Документация
  • docx
  • 11.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к Родине, что потребовало модернизации российского образования.
Иконка файла материала sovremennye_podhody_k_organizatsii_patrioticheskogo_vospitaniya_v_doo.docx
Современные подходы к организации патриотического воспитания в ДОО Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых  актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей  стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к Родине, что  потребовало модернизации российского образования. С введением в действие ФГОС (Приказ Минобрнауки России от 17 октября  2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного  образовательного стандарта дошкольного образования") к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ключевым  становится принцип интеграции, предполагающий взаимодействие  образовательных областей, требующий переориентации педагогов с учебной  модели организации образовательного процесса на совместную деятельность  взрослых и детей. Патриотическое воспитание дошкольников — одна из задач нравственного  воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к  детскому саду, к родному краю и к родной стране, культурному достоянию  своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям  других национальностей, воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.  Возрождение патриотического воспитания как основной части духовно­ нравственного ­ это шаг к возрождению России. Дошкольный возраст ­ важнейший период становления личности,  формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального  опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм поведения,  взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Главной целью патриотического воспитания дошкольников выступает  закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию,  гармоничному взаимодействию с другими людьми. Вся деятельность  педагогов основана соответствие возрасту разных формах образовательной  работы с дошкольниками: экспериментировании, проектировании,  наблюдениях, введении проблемных ситуаций, дидактический смысл  заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью. Система  образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан  правового демократического, социального государства, уважающих права и  свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющихнациональную и религиозную терпимость. Реализация такой системы  невозможна без знания традиций своей Родины, своего края. Работу по патриотическому воспитанию, следует начинать с изучения  методической литературы, которая позволяет подобрать формы и методы  работы, соответствующие конкретным условиям работы в детском саду. В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка  инновационных подходов к патриотическому воспитанию. Формирование  любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни  мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя  пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком  уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой  Родины». Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой  связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим,  культурным, национальным, географическим, природно­экологическим  своеобразием. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями,  ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период,  в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к  богатствам национальной и мировой культуры. Дети знакомятся с историей  России, гербом, флагом, мелодией гимна. Работа по патриотическому  воспитанию проходит с широким использованием педагогических средств:  иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных  произведений и предметов народно­прикладного искусства, диафильмов,  слайдов. При этом с сочетанием разнообразных методов и интеграции видов  деятельности детей. При отборе произведений важно руководствоваться  общими принципами: доступность по содержанию и форме,  привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность. Знакомство с  двором, улицей, районом, где живет ребенок, способствует формированию у  него представлений о родном городе, его устройстве, истории,  достопримечательностях. Необходимо побуждать детей к творческой  деятельности, чтобы их знания и впечатления находили отражение в играх,  рисовании, лепке, аппликации, чтении стихов, рассматривании книг, пении,  сочинении рассказов. Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только  нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также  физического воспитания. В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются  следующие задачи: 1. Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к  настоящему и прошлому своего народа.2. Воспитывать нравственно­патриотические качества: гуманизм, гордость  желание сохранить и приумножить богатство своего родного края и страны. 3. Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа. 4. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание  детей в семье. Также решаются задачи эстетического воспитания дошкольников.  Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое  слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о  подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или  печалится. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя  непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по­новому  представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.  Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного  возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может  взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но  затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство  может угаснуть, поэтому, закрепляем это чувство в многократных  переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации. Знакомство дошкольников с родным краем и родной страной – процесс  длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю.  Положительного результата можно достичь только систематической работой.  Знакомство с патриотическим материалом включается в нашем детском саду  в разные виды деятельности, предусмотренные основной  общеобразовательной программой дошкольного образования (речевую,  музыкальную, физкультурную, изобразительную и т.д.). Работа вне  образовательной деятельности включает различные методы и приемы:  наблюдения, беседы, игры, труд, самостоятельная деятельность, экскурсии,  походы. Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется  систематически и последовательно, согласно комплексно­тематическому  планированию на учебный год. В нем отражены такие мероприятия как: «Веселые старты», «Я вырасту здоровым», «Мой любимый поселок», «Моя  страна», «Символы Российского государства», «Герои Отечества», Проект  «Наша дружная семья», «Их именами славится Россия», Проект «День  защитников Отечества», «Мама, папа, я – спортивная семья», «День победы» Комплексно­тематическое планирование составляется так, чтобы оно  способствовало эффективному и системному усвоению детьми знаний. Темы  повторяются в каждой возрастной группе, изменяется только их содержание,  объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.Старшие дошкольники получают знания о том, что в нашей стране живут  люди разных национальностей, они имеют свой язык, обычаи, фольклор. На  данном возрастном этапе поддерживаю чувство дружелюбия и симпатии к  людям других национальностей. Дружеское общение в быту, в труде, в  различных играх является первоначальной ступенью воспитания  доброжелательности ко всем людям. Ознакомление детей с  достопримечательностями, культурой, традициями родного края  осуществляется в процессе пешеходных прогулок и экскурсий. Во время  походов, экскурсий, знакомлю детей с историческим прошлым родного края,  его богатой историей, архитектурными памятниками, необыкновенной  красотой природы, воспитываю чувство гордости за своих земляков,  уважению к прошлому, любви к ближним. Отдельным направлением нравственно­патриотическое воспитание  подрастающего поколения является военно­патриотическое воспитание. Это  встречи с интересными людьми, экскурсии, изучение традиций воинской  доблести и славы России, историю и героическое прошлое родного края.  Центральным стержневым моментом является праздник, посвященный Дню  Победы, оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических  чувств детей. На занятиях в совместной деятельности дети знакомятся с  воинскими званиями, изучают художественную литературу на военную  тематику. На рисовании отображают свою позицию в рисунках, на музыке  разучивают военные песни, учатся маршировать. Постепенно ребёнок понимает, что он — частица большого коллектива —  детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная  направленность поступков постепенно становиться основой воспитания  гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно  постоянно, ежедневно пополнять опыт участия детей в общих делах,  упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника  формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью  нашей страны является высоконравственный, творческий, компетентный и  инициативный ЧЕЛОВЕК, который принимает судьбу страны, как свою  личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей Родины,  укорененного в духовных и культурных традициях многонационального  народа Российской Федерации.