СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Е.К. Паназдырь, методист
КГКП «Ясли – сад № 2» акимата города Рудного
Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим дополнением вашему дому, не допускайте непоправимую ошибку – не считайте, что он заменяет семью.
Алан Фромм (из книги «Азбука для родителей»)
Современные условия деятельности дошкольных организаций выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест, так как любая педагогическая система без семьи – полная абстракция [ 4 ]. Каждая дошкольная организация на сегодняшний день прилагает немало усилий для того, чтобы сделать детский сад привлекательным для родителей и максимально удовлетворить потребности родителей в образовательных услугах.
Успешное сотрудничество с родителями детей раннего возраста наиболее ответственно, ибо это начало многолетнего взаимодействия детского сада и семьи. Успех такого сотрудничества, его действенность во многом зависит от того, насколько родители с первых дней нахождения ребенка в детском саду проникнутся доверием к педагогам, убедятся в том, что теперь их заботы о малыше разделят заботливые, добрые, знающие и умелые люди. С другой стороны, воспитательный тандем - семья и детский сад, создает оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой, сложный социальный мир
[ 9].
Но в современном обществе все более заметной стала тенденция разделения функций воспитания в семье и в организации образования. Педагоги озабочены тем, что родители, отдав своего ребенка в детский сад, ответственность за его воспитание и развитие целиком и полностью перекладывают на воспитателей. Свою функцию многие родители зачастую сводят лишь к контролю и оцениванию деятельности воспитателей, не участвуя в самом воспитательно-образовательном процессе. Родители в свою очередь жалуются, что их ребенок не получает того, что они ожидали от данной организации образования.
И в то же время на фоне этих разногласий отмечается все возрастающее стремление родителей дать своему ребенку все самое лучшее, а в дошкольных организациях отмечается рост инновационных процессов, способствующих совершенствованию системы взаимодействия дошкольных организаций образования и семьи [1].
Все чаще слышатся призывы к сотрудничеству детского сада и семьи. Но, что же такое сотрудничество, что подразумевают под этим словом, когда говорят о детском саде? Детский сад сотрудничает с семьей или детский сад и семья – это содружество? Вроде бы слова по значению близкие, но в них есть смысловые нюансы. Сотрудничать можно и холодно, признавая право партнера на существование. А содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, здесь присутствует эмпатия. На наш взгляд, именно таким и должно быть общение детского сада с семьёй.
Поэтому так важен и значим для нас поиск активных форм взаимодействия педагогов и родителей, а также технологий построения позитивного общения детского сада с семьей.
Главной целью во взаимодействии с родительской общественностью является создание условий, мотивирующих родителей на объединение усилий с педагогами для достижения положительных результатов в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста; предоставление родителям возможности общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.
Сотрудничество с родителями в детском саду осуществляется с учетом следующих принципов:
- принцип активности и сознательности предполагает участие всего коллектива дошкольной организации и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;
- принцип открытости и доверия предоставляет каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;
- принцип сотрудничества подразумевает общение «на равных», совместную деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения;
- принцип согласованного взаимодействия реализуется за счет возможности высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в нашей дошкольной организации решается в трех направлениях:
- организационно-посредническое - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада, участие в работе педагогического, попечительского совета ДО, родительских комитетах и других объединениях родителей, взаимодействие с общественными организациями;
- информационно-просветительское - это обеспечение родителей информацией о дошкольной организации и документацией, регламентирующей деятельность детского сада, организация работы с коллективом родителей, индивидуально-педагогическая помощь, использование разнообразных средств актуальной информации для родителей.
- организационно-педагогическое – это вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность, участие в досуговых, оздоровительных мероприятиях, оказание посильной помощи дошкольной организации.
Сотрудничество детского сада и семьи включает 6 основных блоков:
рекламный, диагностический, педагогическое просвещение родителей, совместная деятельность коллектива и родителей, подготовка педагогов к работе с родителями, контрольный.
Целью рекламного блока является пропаганда деятельности и образовательных услуг дошкольной организации. Взаимодействие с семьей в рамках этого блока осуществляется в следующих формах: рекламный буклет, собеседование, информационные стенды для родителей с фотоматериалами разных планов, стенды для официальной информации.
Во втором блоке – диагностическом важно выявить образовательные потребности семей воспитанников, уровень осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольников, мнение родителей о качестве воспитательно-образовательного процесса в детском саду.
ФОРМЫ РАБОТЫ в данном блоке: изучение документов, беседы с родителями, анкетирование, тестирование, опросы, интервью, «Родительская почта», отзывы по итогам мероприятий.
На данном этапе очень важно выявить предпочтения, интересы родителей, а также потребность в образовательных услугах. Результаты анкетирования становятся отправной точкой для прогнозирования и проектирования дальнейшей деятельности. От достоверности, полноты полученной на данном этапе информации, будет в дальнейшем зависеть выбор форм и методов работы.
На этапе педагогического просвещения родителей ключевой целью является повышение психолого-педагогической компетентности родителей, привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе. Наиболее продуктивные формы работы – это родительские собрания, круглые столы, дискуссии, творческие мастерские, тренинги, совместные педсоветы, деловые игры, информационные стенды.
Каждая семья по своему определяет для себя процесс воспитания, но при этом, в силу разных обстоятельств, пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Не всякий родитель принимает эту помощь. И педагог, непосредственно наблюдающий ребёнка и знающий его проблемы, обязан привлечь родителей к сотрудничеству. Или, по крайней мере, подвести его к пониманию необходимости педагогического просвещения. На этом этапе большое значение имеет профессионализм воспитателя: его умение убеждать родителей, вызывать у них доверие, проявлять тактичность, касаясь сложных семейных отношений. [ 5 ]. Очень важно строить сотрудничество «на равных», учитывая родительский опыт, предоставляя им возможность высказывать свою точку зрения, решая и рассматривая возникающие проблемные ситуации в тесном контакте.
Диалог необходимо выстраивать на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, вызывая у родителей желание быть активным участником в процессе воспитания ребенка. Совместная деятельность детского сада и семьи предполагает привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе, повышение авторитета родителей в глазах детей, авторитета педагога – в глазах родителей и осуществляется через различные формы: тематические встречи, дни, недели, открытые занятия, благоустройство участков, групповых комнат, озеленение территории детского сада, совместные вернисажи, развлечения, праздники, мастер-классы, детско-родительские клубы.
Следующим блоком успешного взаимодействия дошкольной организации и семьи является подготовка педагогов к работе с родителями. Цель данного блока: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и других сотрудников детского сада.
Наиболее эффективными формами работы в этом блоке являются лекции, беседы, консультации, семинары-практикумы, педагогические советы, анкетирование, тестирование, круглые столы, деловые игры.
В организации союза "родители - педагоги" важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление воспитателей к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогам необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы через использование новых форм, методов и приемов взаимодействия с родителями.
Заключительный этап - это контрольный, ставит целью анализ результативности взаимодействия дошкольной организации и определение дальнейших перспектив в сотрудничестве детского сада и семьи.
Формы работы - это тесты, опросы, анкетирование, заседания круглого стола, дискуссии, коллоквиумы, перспективное и календарное планирование.
На данном этапе происходит изучение и оценка работы ДО по организации взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников, а также прогнозирование на основе полученных данных дальнейшего развития положительных тенденций в сотрудничестве с семьями воспитанников. С этой целью проводятся опрос, анкетирование, тестирование, заседание круглого стола и другие формы работы.
Открытое прямое сотрудничество, взаимодействие дошкольной организации с семьей, активное включение родителей в жизнь детского сада — главный принцип взаимодействия семьи и детского сада, при котором возможно выполнение главной цели воспитательного процесса — гармоничное развитие личности ребенка.
Деятельность дошкольной организации должна быть направлена на обеспечение взаимодействия и урегулирования отношений между детским садом и семьей, что позволит в дальнейшем избежать конфликтов между профессиональной (воспитателями) и непрофессиональной (родителями) частью педагогического сообщества.
Список литературы
1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. 1998. N 6. С. 66 - 70.
2. Григорьева Н., Козлова Л. Как мы работаем с родителями // Дошкольное воспитание. 1998. N 9. С. 23 - 31.
3. Дошкольная педагогика (конспект лекций) / Автор-составитель В. А. Титов. - М.: Приор-издат, 2002. - 192 с.
4. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. - 2001. - С. 25 - 26.
5. Клюева Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2002. - 160 с.
6. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 - 112 с.
7. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.
8. Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. 2001. N 8. - С. 57 - 59.
9. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. - С. 8 - 13.
10. Интернет сайты: www. 1september.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.