Современные подходы к пониманию понятия «пропедевтика».
Оценка 4.6

Современные подходы к пониманию понятия «пропедевтика».

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
география
Детсад
08.03.2019
Современные подходы к пониманию понятия «пропедевтика».
Пропедевтика как явление существовала, наверное, всегда, но только недавно педагоги начали целенаправленно разрабатывать пропедевтические курсы по отдельным предметам. На сегодняшний день именно на подготовительном уровне в образовательных организациях, начиная с дошкольного возраста, изучают такой весомый предмет как география. «Пропедевтика» – одно из понятий, которое широко используется в современной науке.
Современные подходы к пониманию понятия.docx
Современные подходы к пониманию понятия «пропедевтика». Пропедевтика как явление существовала, наверное, всегда, но только недавно   педагоги   начали   целенаправленно   разрабатывать   пропедевтические курсы   по   отдельным   предметам.   На   сегодняшний   день   именно   на подготовительном   уровне   в   образовательных   организациях,   начиная   с дошкольного возраста, изучают такой весомый предмет как география.  Во   всем   мире   в   последнее   время   можно   проследить   две антагонистические   тенденции:   движение   в   направлении   пропедевтики   в рамках   интегрированного   преподавания,   и   внимание   к   специфическому, специализированного   подготовительного   обучения.   Количество   жизненных изменений   в   мире,   происходящих   за   небольшой   промежуток   времени, настойчиво   требуют   от   человека   таких   черт,   позволяющих   иметь продуктивный и прогрессивный подход к любым новостям времени. Для того, чтобы   достойно   воспринимать   ситуации   постоянных   изменений,   чтобы адекватно   реагировать   на   них,   человек   должен   реализовывать   свой креативный   потенциал.   Таким   образом,   поиск   новых   форм   и   приемов обучения в наше время ­ задача не только закономерная, но и приоритетная для большинства организаций, имеющих отношение к образованию во всем мире. «Пропедевтика»  –   одно   из   понятий,   которое   широко   используется   в современной   науке.   Это   объясняется   тем,   что   ученые   пришли   к   единому выводу,   что   нужен   постепенный   плавный   переход   от   более   понятных   и привычных знаниях по предметам и дисциплинам к более усложненным как в программах   школ   так     и   вузов.   Можно   сделать   вывод   по   работе предшественников,   что   подобный   переход   легко   осуществляется  через применение   пропедевтического   курса.  Пропедевтику   также   можно рассматривать как предварительный, вводный курс, введение в какую­либо науку, систематически изложенный в сжатой упрощенной форме ­ Советский энциклопедический словарь. Пропедевтика (от греч. propaideuo ­ предварительно обучаю) ­ введение в   какую­либо   науку,   предварительный,   вводный   курс,   систематически изложенный в сжатой и элементарной форме. Чтобы понять, как происходило становление пропедевтики, необходимо обратиться к истории педагогики и узнать, как воспринимали «пропедевтику» в   роли   понятия,   акценты   на   которые   обращали   внимание   представители методологии и дидактики XIX в., и как трактуется понятие «пропедевтика» в современной педагогике. Система   пропедевтики   создавалась   постепенно.   Ее   формирование происходило   в   течение   много   времени.   Со   временем   формулировались основные   базовые   понятия   и   компоненты.   Из­за   этого   содержание компонентов много раз менялось, менялся и угол рассмотрения пропедевтики как дидактического понятия, однако, идеи, которые были положены в основу пропедевтического обучения в XIX в., остаются актуальными и сегодня. В   разное   время   значительный   вклад   в   развитие   идей   пропедевтики внесли (Я.А. Коменский (1592­1670) XVII в, К.Д. Ушинский XIXв. и др.). Я.А. Коменский   полагал,   что,   принимаясь   к   изучению   наук,   у   обучающегося должно   быть,   сформировано   представление   о   них.   Теория   элементарного обучения,   благодаря   которому   происходит   подготовка   обучающихся   к   10 систематическому учению доказывали в конце XVIII – начале XIX вв. И.Г. Песталоцци   и   его   приемники.   В   первой   половине   XIX   в.   теория   И.Г. Песталоцци получила распространение в России.  В   отечественном   опыте   школьная   пропедевтика   получила   научно­ методическое   представление   в   1860­х   гг.   в   работах   К.Д.   Ушинского.   Он полагал,  что  пропедевтическое   обучение  должно   предшествовать   изучению систематического   курса.   В   структурно­организационном   плане   идеальным решением   было   бы   обособление   элементарной   школы   в   начальном образовании как отдельной ступени, но, учитывая тенденции России 60­х гг. позапрошлого столетия, К.Д. Ушинский допускал ведение только двухлетнего пропедевтического   обучения.   Готовность   учащегося,   особенно   психолого­ педагогическую, к систематическому учению К.Д. Ушинский считал главным условием в начале обучения. Полагаясь на это, он составлял требования со стороны методически к преподаванию. Пропедевтический курс, по мнению К.Д.   Ушинского   должен   быть   интегрированный.   Он   говорил   о   том,   что многообразие   предметов   начального   образования   будет   возможным   при условии,   что   бы   не   было   перенасыщенности   предметов   в   обучении,   а   все соединялось   в   одно   разумное   действие   педагога,   дающего   пищу   для деятельности   учащимся   и   сопровождающего   разнообразную   деятельность   Ушинский   рассматривал   как   элементарный   весь учащихся.   К.Д. пропедевтический курс.  И.Г.   Песталоцци   было   введено   понятие   элементарного   обучения: считалось такое обучение элементарным, когда учащимся в первую очередь должны   быть   усвоены   элементы   знания   с   помощью   деятельной   интуиции. Каждый элемент только после того, понят учащимся, найден в окружающей реальности,  сопоставлен   и  применен   в  дальнейшем   воплощен   в   жизненном опыте, можно приступить к изучению следующей позиции. В   разработанной   системе   К.Д.   Ушинского   природа   элементарного обучения,   также   и   географии,   выражается   в   поэтапном   усложнении изучаемого материала, когда знания рассматриваются неоднократно, но уже на высшем уровне осмысления. Свой   альтернативный   взгляд   имел   С.И.   Гессен   на   характер пропедевтического курса, методолог и историк в образовании, рассматривая любой   элементарный   курс   как   краткое,   но   последовательное   изложение материала,   с   соответствующим   комплексом   понятий,   фактов   и   причинно­ следственных связей. С.И. Гессен считал, что данное соотношение создавало элементарный   курс   для   какой­либо   дисциплины,   сокращенным систематическим курсом. Целью пропедевтического курса и К.Д. Ушинский, и   С.И.   Гессен   считали   постепенное   введение   учащихся   в   науку   через окружающую среду их и уже знакомые им части действительности. Должен вовлечь   в   пропедевтический   курс   систему   и   помочь   учащимся   понять   те сведения, которые получены ими из собственного опыта. Подготовка   детей   к   системному   учению,   т.е.   такая   подготовка, способствует   развитию   внимания,   воображения,   мышления,   памяти,   через формирование   умений   самостоятельно   работать   в   учебной   деятельности является одной из составляющей цели пропедевтического курса. Во   второй   половине   XIX   –   начале   ХХ   вв.   исследователи   уже формулировали   методические   проблемы,   актуальные   и   для   современного образования. Методисты прошлых веков говорили о необходимости разделять пропедевтику   и   систематизацию   в   обучении   предмета.   Считали,   что пропедевтика   является   отдельной   ступенью   и   концентром   школьного образования.   На   основе   этого   разрабатывалась   система   начального образования. В начале ХХ в., система пропедевтического обучения основывалась на возрастных психолого­педагогических особенностях обучающихся. По этому можно   сказать   что   продукт   к   которым   стремились   идеологи   начального обучения: дети, на основе полученных знаний, должны перейти к системному обучению, не ощущая трудностей, без потери заинтересованности в предмете. Развитие дошкольников должно быть сопоставимо с уровнем обучения.  Существует   разные   точки   зрения   на   процесс   пропедевтики   одни трактуют его как процесс обучения (Т.А. Боровских ), другие как средство обучения   (Л.Н.   Коврижкина),   третьи   как   подготовку   к   обучению   (Н.И. Кондаков).   Наиболее   полное   определение   предлагает   М.В.   Потапова.   Она определяет   пропедевтику   как   «предварительное   изучение,   обеспечивающее непрерывное   образование   на   основе   принципов   преемственности   и персонализации.   Средством   реализации   пропедевтики   может   служить пропедевтический   курс,   который   является   важным   звеном   целостного образовательного процесса».  Под   пропедевтикой,   в   методике   понимается   подготовительный   курс, предполагающий   введение   в   какую­либо   науку   или   учебный   предмет   и отличающийся   элементарной   формой   изложения.   Вопрос,   связанный   с пропедевтикой,   возникает   тогда,   когда   определяются   затруднения   в формулировании определенных понятий или при слишком кратком изложении данных   тем,   в   следствии   этого   возникает   целесообразность   распределения   При изучаемого   материала   на   значительный   отрезок   времени. структурировании   материала   с   выделением   начального   концентра,   то преобразуется пропедевтический курс. Кроме того, подобное действие можно осуществить непрерывным образом, распределяя часть материала по другим темам,   то   есть   опосредованно,   через   основное   содержание   учебного материала. Мы   рассматриваем   пропедевтику   как   одно   из   средств   интеграции   и содержания. В нашем понимании пропедевтика – это выстроенный педагогом образовательный процесс сообщения обучающимся предварительных знаний какой­либо дисциплине, излагаемое в элементарной, систематизированной и сжатой   форме,   приводящее   к   внутрипредметной,   и   межпредметной интеграции определенного учебного курса. Однако вопросы пропедевтики сводились в основном к рассмотрению методики   изучения   того   или   иного   понятия   на   пропедевтическом   уровне, теоретический   материал   по   вопросу   пропедевтики   освещен   слабо. Рассмотрим основные моменты, связанные с этим понятием. Пропедевтическое   введение   учебного   материала   согласуется   с выводами   психологов.   Так   согласно   теории   поэтапного   формирования умственных действий П.Я. Гальперина, ребенок способен усвоить то или иное понятие   (представление)   только   в   процессе   деятельности,   которая выполняется   в   различных   формах;   материальной   или   материализованной, перцептивной,   внешнеречевой,   умственной.   При   изучении   материала,   с которым дети уже предварительно знакомы, некоторые этапы пропускаются и происходит   свертывание   процесса   мышления,   что   сказывается   как   на скорости протекания мыслительных операций, так и на их организации. Как показывают исследования Л.С. Выготского  уровень психического развития   ребенка   определяется   его   воспитанием   и  обучением:  «Правильно организованное   обучение   ребенка   ведет   за   собой   детское   умственное развитие, вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными». Под его руководством было экспериментально доказано, что даже маленькие дети (4­5 лет) в результате обучения   весьма   быстро   приобретают   навыки   логического   мышления,   в частности, умение классифицировать и аргументированно обосновывать свои выводы. Школьные   предметы   включают   в   себя   как   некие   пропедевтические знания по различным наукам, или их разделам, а также фрагменты теорий, методы   исследования   и   эти   знания,   и   представления   должны   получить завершенный   характер.   В   связи   с   этим   процесс   обучение   в   школе целесообразно   включить   два   этапа:   пропедевтическое   знакомство   и систематическое   изучение   понятий,   фрагментов   теорий   и   их   некоторых положений. Задачами   пропедевтики   является   подготовка   личности   ребенка   к систематическому изучению фрагментов теории, так и абстрактных понятий. В пропедевтический период все понятия вводятся в более упрощенной форме, порционно;   но   все   равно   педагог   на   определенном   материале   доступными средствами внедряет понятия, либо научного утверждения.  Пропедевтическое   содержание,   определяется   занимаемым   место понятия  или   фрагмента   теории   в  научной  среде   данного  предмета.  Кроме этого, на содержание влияют: система внутренних взаимосвязей с другими понятиями,  утверждениями   предмета,  и   практическая   значимость,  а  также уровень завершенности, который должны получить данные понятия, фрагмент теории на данной образовательной ступени. Процесс   обучения   должен   быть   организован   так,   чтобы   знания сводились   в   некоторые   законченные   системные   единицы,   представляющие собой логически завершенную констатацию, состоящую из большой группы взаимосвязанных   понятий,   отношений,   операций   (преобразований,   задач, теорем   и   т.п.).   Внутри   такой   системной   единицы   должны   существовать циклические   связи,   обеспечивающие   непроизвольный   самоконтроль   и побуждающие к обобщению изучаемого. В   настоящий   момент   пропедевтические   курсы   разработаны   для множества   наук,   математика,   информатика,   химия,   физика,   биология, географии, история. Дидактическим   условием   может   определяться   пропедевтика   как, обеспечивающие   непрерывное   образование   в   основе   принципов персонализации и преемственности. Средствами в реализации пропедевтики может   являться   пропедевтический   курс   –   важное   звено   непрерывного процесса образования. В заключении отметим, что проблема определения сущности понятия «пропедевтика» является сегодня актуальной педагогической проблемой. В нашей работе мы опираемся на определения понятия пропедевтики сделанное в советском энциклопедическом словаре: «пропедевтика» – это введение в какую­либо   науку,   предварительный,   вводный   курс,   систематически изложенный в сжатой простейшей форме изложения.

Современные подходы к пониманию понятия «пропедевтика».

Современные подходы к пониманию понятия «пропедевтика».

Современные подходы к пониманию понятия «пропедевтика».

Современные подходы к пониманию понятия «пропедевтика».

Современные подходы к пониманию понятия «пропедевтика».

Современные подходы к пониманию понятия «пропедевтика».

Современные подходы к пониманию понятия «пропедевтика».

Современные подходы к пониманию понятия «пропедевтика».

Современные подходы к пониманию понятия «пропедевтика».

Современные подходы к пониманию понятия «пропедевтика».

Современные подходы к пониманию понятия «пропедевтика».

Современные подходы к пониманию понятия «пропедевтика».

Современные подходы к пониманию понятия «пропедевтика».

Современные подходы к пониманию понятия «пропедевтика».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2019