Современные подходы в преподавании ИЗО в условиях реализации ФГОС
Оценка 4.6

Современные подходы в преподавании ИЗО в условиях реализации ФГОС

Оценка 4.6
Лекции
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
18.02.2019
Современные подходы в преподавании ИЗО в условиях реализации ФГОС
«Изобразительное искусство» дает богатые возможности для интеграции с другими школьными предметами, и не только в качестве иллюстративного метода на уроке литературы или музыки. Можно использовать межпредметные связи изобразительного искусства с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), с историей (образ эпохи и стиль в искусстве, исторические личности – портретный жанр, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), с математикой (геометрия, пропорции), с физикой (механика, оптика), с технологией (художественная обработка материалов, дизайн одежды), с информатикой (компьютерная графика). Изобразительное искусство в школе осваивается детьми через творческую деятельность (рисование, лепка, художественное моделирование, аппликация и т.д.), что позволяет повысить мотивацию обучения, реализовать художественно-творческие способности и интересы учащихся. Этому же способствуют исследовательская и проектная деятельность на уроках и во внеурочной изобразительной деятельности.
доклад ИЗО.docx
« Современные подходы в преподавании ИЗО в условиях реализации ФГОС» Нехай З.К., учитель ИЗО  МБОУ «СОШ №9 им.К.Х.Нехая» а.Вочепший Главная особенность современного этапа развития отечественного образования – кардинальная  смена парадигмы (от знаниевой к деятельностной и компетентностной), которая нашла свое  отражение в новых ФГОС.  1 декабря 2007 года в Закон «Об образовании» была внесена поправка в статью 7 «О  государственном стандарте». Если в образовательных стандартах 1998 года и 2004­го объектом  стандартизации было минимальное содержание образования, и в основном весь стандарт  складывался из трех частей (цели образования, содержание образования и образовательный  результат), то с 2007 года Федеральный государственный стандарт стал определяться тремя  ключевыми требованиями: к образовательным результатам, к структуре основной образовательной  программы каждой ступени и к условиям реализации основных образовательных программ каждой из трех ступеней. Изменения статьи 7 Закона «Об образовании» привели к тому, что Федеральный  государственный образовательный стандарт приобрел рамочный характер.  Стандарт вводится не одномоментно, а постепенно. С 1 сентября 2011 года по новому стандарту  стали учиться все первые классы нашей страны. С 2012 года в пилотном режиме вводится ФГОС  основной школы для 5 классов. Впервые на государственном уровне обозначена методология  стандарта, которая провозглашена как системно­деятельностный подход. Он полностью  ориентируется на отечественную психолого­педагогическую науку и уходит корнями в культурно­ историческую теорию известного российского психолога Льва Семеновича Выготского. Его ученики  и последователи – А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и множество других  наших известных ученых – в течение 50 лет смогли разработать основу, на которой может строиться  современная российская школа. Ключевыми моментами этого подхода является постепенный уход  от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Во­первых, на уроке должны преобладать такие действия, как: поиск, исследование, проектная  деятельность, работа со знаково­символическими средствами, которые называются моделями.  Знание дается не в готовом виде, а ребенок сам под руководством учителя конструирует это знание.  Естественно, система оценивания такого знания ориентирована прежде всего не на конечный  результат, а на то, как ребенок сам каким­то способом достигает этого знания. Во­вторых, системно­ деятельностный подход предполагает, что знание интегрировано, и акцент делается не на большое  количество учебных дисциплин, а на создание интегративных курсов и модулей, которые  комплексно, системно дают возможность ребенку увидеть определенную группу знаний. В­третьих,  системно­деятельностный подход опирается на возрастные возможности школьника. Если исходить  из возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, то ведущей деятельностью в начальной школе является  учебная деятельность, где дети решают систему учебных задач, которые ориентируют ребенка на  конструирование общих способов, позволяющих решать большой круг частных задач. При переходе в подростковую школу ведущей становится личностная и общественно значимая деятельность. Причем для разных подростков разная деятельность становится ведущей: для одних ­ проектная, для других  ­ учебная, для третьих ­ спортивная, для четвертых ­ художественная. Такой подход в подростковой  школе показывает, что на первое место в основной школе выходит не собственно урок, не учебная  деятельность, а поcледеятельностное пространство, наличие разных видов деятельности, которые и  делают шаг в развитии ребенка. Деятельностный подход влияет и на структуру результатов обучения в школе, представленных в  новом стандарте. Начиная со стандарта 2004 года перед педагогическим сообществом была  поставлена задача не только формирования суммы знаний, умений, навыков, но и формирования так  называемых общеучебных умений и навыков. В новых стандартах начальной и основной школы  образовательные результаты носят комплексный характер, и имеют уже не две составляющие (ЗУН  по предмету и общеучебные умения, навыки), а три (предметный, метапредметный результат (или  универсальные учебные действия) и личностный результат). Описание самих образовательных  результатов можно найти в примерных основных образовательных программах ступеней обучения.  Так, в ФГОС основной школы определяет, что результатом изучения изобразительного искусства  является: 1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их  общей духовной  культуры,  как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие  эстетического, эмоционально­ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности,  способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного  вкуса и творческого воображения; 2) развитие визуально­пространственного мышления как формы эмоционально­ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; 3) освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как  материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах  (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения  отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); 4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в  архитектуре,  изобразительном искусстве, в национальных образах предметно­материальной и пространственной  среды, в понимании красоты человека; 5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально­ пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно­ прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в  синтетических искусствах (театр и кино); 6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в  различных видах визуально­пространственных искусств, в специфических формах художественной  деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись,  компьютерная графика, мультипликация и анимация);  7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение  практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства;  формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой,  эстетической и личностно­значимой ценности. А в примерной основной образовательной программе образовательного учреждения [3] идет  расшифровка результатов: Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества.  Выпускник научится:  понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в  связях искусства с наукой и религией;  осознавать потенциал искусства в познании мира, в  формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям; понимать роль искусства  в создании материальной среды обитания человека; осознавать главные темы искусства и, обращаясь  к ним в собственной художественно­творческой деятельности, создавать выразительные образы. Выпускник получит возможность научиться: выделять и анализировать авторскую концепцию  художественного образа в произведении искусства; определять эстетические категории  «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических  искусств и использовать эти знания на практике; различать произведения разных эпох,  художественных стилей; различать работы великих мастеров по художественной манере (по  манере письма). Духовно­нравственные проблемы жизни и искусства. Выпускник научится: понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;  осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и  в передаче духовно­нравственного опыта поколений; осмысливать на основе произведений искусства морально­нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной  позицией; передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё  отношение к негативным явлениям жизни и искусства; осознавать важность сохранения  художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни  страны, края, города. Выпускник получит возможность научиться: понимать гражданское подвижничество  художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном  образе; осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного  человека;  понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет  этического над эстетическим. Язык пластических искусств и художественный образ. Выпускник научится:  эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку, обществу;  различать и передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные  состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;  понимать роль  художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве; создавать композиции на  заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного  искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные  материалы для воплощения собственного художественно­творческого замысла в живописи,  скульптуре, графике; создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно­ прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица,  фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; наблюдать, сравнивать,  сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной  формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре,  графике, художественном конструировании; использовать декоративные элементы, геометрические,  растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для  создания орнамента; передавать в собственной художественно­творческой деятельности специфику  стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных  условий). Выпускник получит возможность научиться: анализировать и высказывать суждение о своей  творческой работе и работе одноклассников; понимать и использовать в художественной  работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие  замыслу; анализировать средства выразительности, используемые художниками,  скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа. Виды и жанры изобразительного искусства Выпускник научится: различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура,  художественное конструирование и дизайн, декоративно­прикладное искусство) и участвовать в  художественно­творческой деятельности, используя различные художественные материалы и  приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; различать виды декоративно­прикладных искусств, понимать их специфику; различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж,  натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно­творческой  деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для  передачи собственного замысла. Выпускник получит возможность научиться: определять шедевры национального и мирового  изобразительного искусства; понимать историческую ретроспективу становления жанров  пластических искусств. Изобразительная природа фотографии, театра, кино Выпускник научится: определять жанры и особенности художественной фотографии, её отличие от  картины и нехудожественной фотографии; понимать особенности визуального художественного  образа в театре и кино; применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима  для школьного спектакля (при наличии в школе технических возможностей — для школьного  фильма); применять компьютерные технологии в собственной художественно­творческой  деятельности (PowerPoint, Photoshop и др.). Выпускник получит возможность научиться: использовать средства художественной  выразительности в собственных фотоработах; применять в работе над цифровой фотографией технические средства Photoshop; понимать и анализировать выразительность и соответствие  авторскому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля; понимать и  анализировать раскадровку, реквизит, костюмы и грим после просмотра художественного  фильма. Так реализуется дидактический принцип минимакса, который заключается в следующем: школа  должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для  него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом  его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).  Ключевым моментом образовательных стандартов является формирование универсальных учебных  действий (метапредметных результатов): личностных, познавательных, регулятивных и  коммуникативных. Характеристика деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства [4]  Характеристика деятельности обучающихся Виды УУД: познавательные (П), личностные (Л), коммуникативные (К), регулятивные (Р) мыслей (К), формулирование и аргументация своего мнения (К) переживание (Л) выражение своих мыслей (К), нравственно­эстетическое оценивание (Л), оценка (Р) 1. воспринимать произведения искусства; анализ, синтез, сравнение (П), личностное  2. выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства (устно/письменно); 3. участвовать в обсуждении; планирование способов взаимодействия (К), выражение своих  4. понимать условность художественного образа; анализ, синтез, сравнение (П) 5. понимать общее и особенное в произведениях искусства и фотографиях; анализ, синтез,  6. выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного  7. овладеть основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикланого  8. создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; 9. наблюдать природу, различные её состояния в разное время суток; поиск и выделение  10. сравнение, обобщение, классификация (П) замысла; выбор наиболее эффективных способов решения задач (П) искусства, художественного конструирования; моделирование и преобразование объекта (П) использовать элементарные правила перспективы для изображения природы, пейзажа,  необходимой информации (П) сюжетных сцен; выполнение действий по алгоритму (П), использование знаково­ символических средств (П) самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) знаково­символических средств (П) использовать контраст, композиционный центр, выделять главное; использование  изображать растения, животных, человека, сказочных и фантастических существ,  11. 12. самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) цвета; использование знаково­символических средств (П) использовать различные средства живописи, основные и составные, теплые и холодные  овладеть на практике основами цветоведения; выполнение действий по алгоритму (П) 13. 14. 15. 16. 17. 18. мифов… самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) миром; выбор наиболее эффективных способов решения задач (П) передавать внешний облик человека, изображать портреты персонажей сказок,  понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим  овладеть приемами работы различными графическими материалами; выбор наиболее  изображать графическими средствами реальные и фантастические образы; эффективных способов решения задач (П) использование знаково­символических средств (П), моделирование и преобразование объекта  (П) создавать средствами компьютерной графики образы природы, человека, животного (в программе Paint); использование знаково­символических средств (П), моделирование и  преобразование объекта (П) различной формы; анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П) фантастических образов; самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и изображать предметы  использовать декоративные элементы, узоры для украшения реальных и  понимать смысл знаков и символов декоративно­прикладного искусства; извлечение  моделировать с помощью трансформации природных форм; использовать стилизацию  необходимой информации (П) природных форм для создания орнамента;  моделирование и преобразование объекта (П),  самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) изображать в объеме выразительные образы человека; самостоятельное создание  понимать роль изобразительных искусств в жизни человека,  роль художника в театре; давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам  нравственно­эстетическое оценивание (Л), оценка (Р) быта, архитектурным постройкам в природе и жизни человека; выражение своих мыслей (К),  нравственно­эстетическое оценивание (Л), оценка (Р) создавать графическими и живописными средствами композицию пейзажа и  постройки; самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) видеть и понимать многообразие видов и жанров в искусстве, группировать и  соотносить их по характеру; анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П) конструирование предметов быта, зданий, транспорта, посуды, одежды, садово­ паркового искусства, зоопарка, детской площадки; самостоятельное создание алгоритмов  деятельности (П) алгоритмов деятельности (П) деятельности (П) средневековая Европа); нравственно­эстетическое оценивание (Л), оценка (Р) моделировать маску, костюм, макеты; самостоятельное создание алгоритмов  узнавать характерные черты ярких культур мира (Др. Греция, Япония, Индия,  осознавать героизм и нравственность подвига защитников Отечества; нравственно­ различать произведения народных промыслов России и художественных ремесел;  создавать эскизы и модели игрушек; самостоятельное создание алгоритмов  называть ведущие художественные музеи России и региона выражение своих мыслей  эстетическое оценивание (Л), оценка (Р), построение логической цепи рассуждений (П) анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П) деятельности (П) (К), нравственно­эстетическое оценивание (Л) 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. Кроме того, учебный предмет «Изобразительное искусство» дает богатые возможности для  интеграции с другими школьными предметами, и не только в качестве иллюстративного метода на  уроке литературы или музыки. Можно использовать межпредметные связи изобразительного искусства с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в  природе), с историей (образ эпохи и стиль в искусстве, исторические личности – портретный жанр,  выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), с математикой (геометрия,  пропорции), с физикой (механика, оптика), с технологией (художественная обработка материалов,  дизайн одежды), с информатикой (компьютерная графика).  Изобразительное искусство в школе осваивается детьми через творческую деятельность (рисование,  лепка, художественное моделирование, аппликация и т.д.), что позволяет повысить мотивацию  обучения, реализовать художественно­творческие способности и интересы учащихся. Этому же  способствуют исследовательская и проектная деятельность на уроках и во внеурочной  изобразительной деятельности. Кроме того, постижение школьниками основных закономерностей живописи, графики, скульптуры,  архитектуры, декоративно­прикладных и зрелищных искусств и самих произведений искусства,  предполагает не просто знакомство с авторами произведений, а собственно художественную  деятельность. А темы, соответствующие современным требованиям жизни (книжный и промышленный дизайн,  дизайн костюма и среды, зрелищные и экранные искусства, мультипликация, компьютерная  графика), имеют практикоориентированный характер, позволяют подросткам ориентироваться в  дальнейшем профессиональном выборе. Введение ФГОС влечет за собой утверждение нового списка учебников, разработанных в  соответствии с новыми стандартами и прошедших экспертизу.  Таким образом, ФГОС второго поколения декларирует большие возможности для реализации  творческого потенциала учителей изобразительного искусства. Главная задача учителей ­  использовать эти возможности, обеспечить деятельностный характер каждого своего урока, достичь  вместе с учащимися определённых ФГОС результатов освоения основной образовательной  программы.

Современные подходы в преподавании ИЗО в условиях реализации ФГОС

Современные подходы в преподавании ИЗО в условиях реализации ФГОС

Современные подходы в преподавании ИЗО в условиях реализации ФГОС

Современные подходы в преподавании ИЗО в условиях реализации ФГОС

Современные подходы в преподавании ИЗО в условиях реализации ФГОС

Современные подходы в преподавании ИЗО в условиях реализации ФГОС

Современные подходы в преподавании ИЗО в условиях реализации ФГОС

Современные подходы в преподавании ИЗО в условиях реализации ФГОС

Современные подходы в преподавании ИЗО в условиях реализации ФГОС

Современные подходы в преподавании ИЗО в условиях реализации ФГОС

Современные подходы в преподавании ИЗО в условиях реализации ФГОС

Современные подходы в преподавании ИЗО в условиях реализации ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2019