Современные проблемы изучения химии в старших классах
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
химия
8 кл—11 кл
01.02.2018
В свете последних изменений роль естественных наук как никогда становится актуальной. Ученик, выбравший как основу, предметы естественно-научного цикла должен понимать как важны эти знания в современном мире. Сегодня ученик — это уже не чистый лист, на который наносятся знания. Учитель уже не является единым источником информации. Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания.
Современные проблемы обучения химии в старших классах.docx
В свете последних изменений роль естественных наук как никогда становится
актуальной. Ученик, выбравший как основу, предметы естественнонаучного цикла должен
понимать как важны эти знания в современном мире. Сегодня ученик — это уже не чистый
лист, на который наносятся знания. Учитель уже не является единым источником
информации. Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания.
Роль учителя — помочь прорваться сквозь все источники информации, которая
доступна сейчас в таких невообразимых количествах.
Химия — один из самых сложных общеобразовательных предметов. Успешно
овладеть даже базовым школьным курсом химии нелегко.
Одно из современных требований к получению знаний — это получение знаний
метапредметных, которые развивают у школьников основы методов познания, основ анализ
и синтеза, умения формировать гипотезы, а также использовать различные источники для
получения химической информации.
Цель моего обучения — формирование у детей целостного представления о мире и
роли химии в создании естественнонаучной картины мира; основ химической науки,
методов ее познания, формирование умений объяснять химические явления, происходящие,
прежде всего, в быту, в живых организмах. Кроме того, важным для меня является также
интеграция с социальной, культурной, технической средой; формирование личности готовой
к дальнейшему образованию.
Работая в школе более 50 лет, являюсь педагогом с большим стажем и огромным
опытом. В первый год своей работы учитель привлекает учеников своей молодостью и
интересом к «новому лицу». На этом интересе молодой учитель может продержаться от
силы один учебный год. Проработав несколько лет, я столкнулась с тем, что в маленьких
сельских школах идет привлечение внимания учеников к предмету, где, как на войне, все
средства хороши.
В школе, где проходит моя педагогическая деятельность последние годы количество
учеников не превышает 100 человек. Помимо этого сложилась такая тенденция, как частая
смена учителей физикоматематического направления либо вообще их отсутствие.
Приступая к изучению химии в 8 классе мои ученики не имеют четкого понимания некоторых
терминов, понятий, процессов и математических приемов которые изучаются на уроках
физики и математики. А самое главное, практически отсутствуют навыки построения
причинноследственных связей и логических цепочек, а овладение этими навыками
напрямую ведет к успеху и при изучении химии.
Как научить ребенка учиться? Как привить интерес к своему предмету? Как показать его
красоту и значимость не сухим языком науки, а простыми доступными словами,
побуждающими ребенка к активному изучению предмета.
Умение работать самостоятельно — это та красная нить, которая соединяет школьное и
вузовское образование. И одним из способов ее развития становятся ИКТтехнологии
С помощью мультимедиа мы можем показать школьникам то, что раньше объясняли на
«пальцах» и табличном материале: например моделирование движения молекул и атомов,
вращение электронов вокруг ядра и многое другое, также побывать на вебинарах у
преподавателей ведущих ВУЗов, пройти онлайн подготовку к ЕГЭ и еще масса
возможностей так важных для учеников сельских школ.
Современные тенденции развития образования и переход на ФГОС диктует свои правила и
веянья. Владения навыками ИКТкомпетенций для любого учителя – это норма современной
жизни. ИКТтехнологии настолько обширны, что могут заменить учебник, рабочую тетрадь,
ручку и даже учителя.
Не секрет, что многие учителя, являются активными пользователями социальных
сетей. Особенно популярна среди учеников и учителей социальная сеть ВКонтакте. В
настоящее время в сети ВКонтакте появилось множество пабликов и тематических групп по
подготовке к сдаче ЕГЭ и ОГЭ, а также для подготовки к предметным олимпиадам
различного уровня. В этом учебном году я предложила своим ученикам стать участниками
этих групп и принимать участия в занятиях проводимых там. Параллельно сама отслеживаю
тематику этих занятий и участие в них учеников нашей школы. Интересные, на мой взгляд,
вопросы дублирую на уроках в классе, и сразу становится видно, кто и когда участвовал в
занятиях по данным темам. Иногда нам, взрослым, не удается объяснить то, что сверстники могут объяснить друг другу используя свой сленг и лексикон. И это еще один плюс в пользу
социальных сетей. Таким образом, я имею возможность ненавязчиво контролировать их
подготовку к сдаче экзаменов. Ведь в таких тематических группах собираются их
сверстникиединомышленники. Ученикам нашей школы нравиться не только заниматься, но и
находить новых друзей, которые, возможно, уже в следующем году, станут их
однокурсниками. По моему мнению, ресурсы соцсетей и сети Интернет для школы
Российской глубинки становятся одним из «окон» в большой мир. Помимо этого став
владельцем более современного мобильного устройства я, и мои ученики, открыли для себя
мир мобильных приложений для изучения химии. Изучение интереснейшей науки о строении
веществ, которая обычно вызывает у детей ужас перед непонятными элементами и
формулами. Но, кажется, дело, как всегда, в подходе. Возможно, если разнообразить
изучение таблицы Менделеева использованием различных игр и познакомить детей с
понятием химической валентности с помощью красочного и понятного приложения, то и сам
предмет не будет им казаться скучным или недоступным. На что собственно и направлены
такие приложения, как электронная периодическая таблица, конструктор 3D 2D молекул,
химическая лаборатория в мобильном телефоне. Самым нужным приложением оказалось
приложение химик, где встроены не только формулы различных химических веществ, расчет
их молярных масс, различные таблицы, но и возможность составлять уравнения химических
реакций и решение простейших задач. Это приложение помогло слабым ученикам решить
проблему со списыванием. Даже самый слабый ученик в классе, используя такие
приложения, уже не списывает у соседа по парте, а пытается выполнить задания
самостоятельно.
Отдельной строкой использования ИКТтехнологий являются
дистанционные олимпиады. Иногда именно с них начинается формирование тяги ребенка к
изучению химии. Ученики нашей школы участвуют в таких олимпиадах, как Олимпус,
Колосокосенний, Колосоквесенний, олимпиадах Всероссийского центра развития
мышления и интеллекта. Получение наград в дистанционных олимпиадах становится толчком
к участию в олимпиадах по химии более высокого уровня сложности. А предметная
олимпиадаэто один из способов утолить информационный голод учащихся.
Современные проблемы изучения химии в старших классах
Современные проблемы изучения химии в старших классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.