Современный урок физической культуры в рамках реализации новых ФГОС
Оценка 4.8

Современный урок физической культуры в рамках реализации новых ФГОС

Оценка 4.8
docx
12.12.2024
Современный урок физической культуры в рамках реализации новых ФГОС
Современный урок физической культуры в рамках реализации новых ФГОС.docx

Современный урок физической культуры

в рамках реализации новых ФГОС

Ключевые слова: образовательный процесс, физическая культура, современный урок, методы обучения, программа ФГОС.

В настоящее время в области образования происходят значительные преобразования.

Современная система образования Российской Федерации базируется на Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), которые представляют собой комплекс требований к обучению на различных уровнях.

Идея введения этого стандарта первоначально заключалась в создании ориентиров, которые способствовали бы достижению качественно новых, более высоких результатов образования и указывали бы пути их достижения.

Главный способ достижения результатов на уроках, основанных на Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), заключается в создании условий, в которых ученики смогут самостоятельно добывать новые знания. Это подразумевает, что преподаватель не должен сразу же объявлять новую тему занятия, а должен создать такие условия, в которых ученик самостоятельно сможет определить и сформулировать её.

Из этого можно сделать вывод, что введение ФГОС на уроках в школе направлено на формирование самостоятельной, индивидуальной, образованной личности, готовой к эффективному взаимодействию с обществом. Такой формат проведения уроков особенно хорошо подходит для гуманитарных, естественно-научных и физико-математических дисциплин.

Однако как же применить его к такому предмету, как физическая культура?

В контексте урока прилагательное «современный», на мой взгляд, можно рассматривать как синоним слова «актуальный». Это означает, что урок соответствует текущим реалиям и закладывает основу для будущего.

Важно отметить, что в соответствии с новыми стандартами ученики самостоятельно планируют способы достижения цели на любом уроке. Они действуют по намеченному плану (групповому или индивидуальному), используют методы самоконтроля и вносят коррективы. Также они проводят рефлексию и оценивают успехи друг друга.

Кроме того, ученики могут самостоятельно или совместно с учителем разработать домашнее задание, учитывая свои индивидуальные особенности. Это особенно актуально для уроков физической культуры, которые имеют спортивно-игровую направленность.

Однако, если речь идёт о разучивании нового упражнения, двигательного действия или акробатической связки, то подход к организации урока физической культуры может отличаться.

На любом стандартном уроке движения, преподаватель сам объявляет тему занятия, объясняет, что именно должны изучить ученики и как это сделать. Под чутким руководством учителя ученики выполняют различные практические задания. Преподаватель также оценивает работу учащихся, помогает им в выполнении заданий, а по окончании занятия проводит анализ ошибок.

Современный же урок физической культуры представляет собой принципиально новый подход к организации занятий, кардинально отличающийся от традиционных методов. В чём же эти отличия?

Учительское сообщество осознаёт, что ключевым итогом образовательного процесса в сфере физической культуры является усвоение учащимися фундаментальных принципов и методов физической активности. Это объединяет как предыдущие, так и современные образовательные стандарты.

Кроме того, предмет «Физическая культура» в современном контексте способствует развитию личностных качеств учащихся и служит инструментом формирования универсальных способностей, которые также известны как компетенции. Эти компетенции находят своё выражение в метапредметных результатах образовательного процесса и проявляются в разнообразных видах деятельности, выходящих за рамки предмета «Физическая культура».

Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры, согласно ФГОС, принято подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.

На занятиях с образовательно-познавательной направленностью, ученики учатся самостоятельно организовывать свою физкультурную деятельность. Они осваивают навыки и умения, необходимые для проведения самостоятельных занятий.

Для успешного обучения навыкам и умениям организации самостоятельных занятий, выступает необходимым использовать учебники по физической культуре. Особенно полезны те разделы, которые посвящены выполнению самостоятельных заданий и закреплению изученных физических упражнений в домашних условиях.

Занятия, имеющие образовательную и предметную направленность, ориентированы преимущественно на обучение практическим аспектам таких дисциплин, как гимнастика, лёгкая атлетика, подвижные и спортивные игры, лыжные гонки и плавание. В ходе этих уроков учащиеся не только осваивают новые умения и навыки, но и получают новые знания, связанные с изучаемым предметом, такие как названия упражнений, описание техники их выполнения и другие понятия.

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью представляют собой эффективный инструмент для развития физических качеств ребёнка. В рамках этих занятий осуществляется выполнение задач, требующих строгого контроля физической нагрузки на протяжении всего урока.

Для достижения поставленных целей на таких уроках необходимо формировать у детей понимание физической подготовки, качеств, нагрузки и её воздействия на организм. Это яркий пример межпредметной компетенции.

На этих уроках также необходимо обучать детей способам регулирования физической нагрузки и, что особенно важно, методам контроля за её величиной с самого начала занятий физической культурой.

Особенностью таких уроков является постепенное увеличение физической нагрузки, которое достигается путём выполнения упражнений, различающихся по энергозатратам.

В сравнении с другими типами уроков физической культуры, заключительная часть таких занятий длится дольше, поскольку она необходима для восстановления организма после выполнения школьниками физических упражнений.

В сущности, каждый урок физической культуры имеет образовательную ценность и непременно включает в себя вовлечение учащегося в процесс самостоятельного выполнения практических заданий.

Знания, умения и навыки, полученные в результате такого подхода, должны быть закреплены в системе самостоятельных занятий физической культурой. При этом, развивая самостоятельность, необходимо направлять учащихся на использование учебного материала, не только усвоенного на уроках физической культуры или других учебных предметах, но и представленного в учебниках по физической культуре.

Кроме того, повышение самостоятельной познавательной активности учащихся способствует формированию их интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями и приучает к систематической работе над своим телом и здоровьем.

Касательно организации уроков физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС, следует подчеркнуть, что они характеризуются рядом специфических черт. Одна из которых, это творческий подход к организации занятий.

Для достижения этой цели необходимо разнообразить содержание урока. Например, можно заменить стандартные упражнения на специальные квесты и спортивные игры, в которых каждый участник будет выполнять свою роль и задания, соответствующие его индивидуальным особенностям.

Вот несколько идей для квестов в спортивном зале:

1.     «Поиск сокровищ». Участники получают карту зала с отмеченными на ней подсказками и должны найти сокровища (мелкие призы или конфеты), следуя указаниям. Подсказки могут быть в виде загадок, шифров или ребусов.

2.     «Эстафета». Участники делятся на команды и выполняют различные задания на скорость и ловкость. Например, бег с препятствиями, прыжки через скакалку, перетягивание каната и т. д.

3.     «Квест «Путешествие по станциям». Зал делится на несколько станций, на каждой из которых участники выполняют задания, связанные с определённым видом спорта. Например, на одной станции можно играть в баскетбол, на другой — в настольный теннис, на третьей — в бадминтон и т. д.

4.     «Поиск предметов». Участники получают список предметов, которые нужно найти в зале. Это могут быть мячи, скакалки, обручи, гантели и т. д.

5.     «Викторина». Участники отвечают на вопросы о спорте и здоровом образе жизни.

6.     «Квест «Шифровка». Участники получают зашифрованное послание, которое нужно расшифровать и найти в зале. Послание может быть в виде ребуса, шифра или загадки.

7.     «Квест «Кто быстрее?». Участники получают задание, которое нужно выполнить за определённое время. Например, пробежать определённую дистанцию, сделать максимальное количество отжиманий или приседаний за минуту и т. д.

8.     «Квест с использованием инвентаря». Участники получают список заданий, которые нужно выполнить, используя определённый инвентарь. Например, мячи, скакалки, обручи и т. д. Задания могут быть разнообразными: от жонглирования мячами до игры в баскетбол с использованием обруча в качестве кольца.

9.     «Квест «Сокровища». Для детей можно организовать квест с элементами игры. Например, можно спрятать в зале «сокровища» (мелкие призы или конфеты) и предложить детям найти их, следуя подсказкам. Подсказки могут быть в виде картинок, стихов или загадок.

10. «Квест-путешествие». Участники получают задание посетить несколько станций в зале и выполнить там определённые задания. Например, на одной станции можно поиграть в настольный теннис, на другой — побегать на беговой дорожке, на третьей — поиграть в бадминтон и т. д. Задания могут быть разнообразными и соответствовать интересам участников.

Крайне важно осознавать, что при организации квестов следует неукоснительно соблюдать требования безопасности, а также принимать во внимание возраст и уровень физической подготовки участников. Каждое упражнение, входящее в состав квеста, должно быть предварительно продемонстрировано преподавателем.

Основная сложность проведения урока физической культуры в рамках внедрения новых стандартов заключается в том, что практический материал на уроках всех трёх типов должен быть сначала объяснён и продемонстрирован учителем, а затем правильно выполнен учениками.

Таким образом, я полагаю, что уроки физической культуры, направленные на освоение разнообразных форм физической активности, могут быть как традиционными, так и инновационными. И это не будет противоречить стандартам ФГОС, что на первый взгляд может показаться удивительным.

Значит, можно сделать вывод, что программа ФГОС и её реализация на уроках физической культуры должны быть тщательно проработанными, обоснованными и компромиссными. Ведь качественно новые результаты могут быть достигнуты не только с помощью инновационных методов, но и с использованием традиционных, проверенных временем подходов.

Список литературы:

Петруленков, В. М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. 1-11 классы / В. М. Петруленков. - Москва : ВАКО, 2015. - 110 с.

Тимофеева, Л. Л. Конструирование урока на основе системно-деятельностного подхода / Л. Л. Тимофеева // Начальная школа. - 2018. - N 10. - С. 23-27.

Данюшенков, В. С. Современный урок: тенденции развития / В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова // Педагогика. - 2017. - №10. - С. 24-31.

 Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2020.

Ашмарин Б.А. Теория и практика педагогических исследований в физическом воспитании. –  М., 2008.


 

Современный урок физической культуры в рамках реализации новых

Современный урок физической культуры в рамках реализации новых

Важно отметить, что в соответствии с новыми стандартами ученики самостоятельно планируют способы достижения цели на любом уроке

Важно отметить, что в соответствии с новыми стандартами ученики самостоятельно планируют способы достижения цели на любом уроке

Физическая культура». Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры, согласно

Физическая культура». Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры, согласно

На этих уроках также необходимо обучать детей способам регулирования физической нагрузки и, что особенно важно, методам контроля за её величиной с самого начала занятий физической…

На этих уроках также необходимо обучать детей способам регулирования физической нагрузки и, что особенно важно, методам контроля за её величиной с самого начала занятий физической…

Вот несколько идей для квестов в спортивном зале: 1

Вот несколько идей для квестов в спортивном зале: 1

Квест «Сокровища». Для детей можно организовать квест с элементами игры

Квест «Сокровища». Для детей можно организовать квест с элементами игры

Список литературы: Петруленков,

Список литературы: Петруленков,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2024