Современный урок физической культуры в рамках реализации новых ФГОС

  • docx
  • 12.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Современный урок физической культуры в рамках реализации новых ФГОС.docx

Современный урок физической культуры

в рамках реализации новых ФГОС

Ключевые слова: образовательный процесс, физическая культура, современный урок, методы обучения, программа ФГОС.

В настоящее время в области образования происходят значительные преобразования.

Современная система образования Российской Федерации базируется на Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), которые представляют собой комплекс требований к обучению на различных уровнях.

Идея введения этого стандарта первоначально заключалась в создании ориентиров, которые способствовали бы достижению качественно новых, более высоких результатов образования и указывали бы пути их достижения.

Главный способ достижения результатов на уроках, основанных на Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), заключается в создании условий, в которых ученики смогут самостоятельно добывать новые знания. Это подразумевает, что преподаватель не должен сразу же объявлять новую тему занятия, а должен создать такие условия, в которых ученик самостоятельно сможет определить и сформулировать её.

Из этого можно сделать вывод, что введение ФГОС на уроках в школе направлено на формирование самостоятельной, индивидуальной, образованной личности, готовой к эффективному взаимодействию с обществом. Такой формат проведения уроков особенно хорошо подходит для гуманитарных, естественно-научных и физико-математических дисциплин.

Однако как же применить его к такому предмету, как физическая культура?

В контексте урока прилагательное «современный», на мой взгляд, можно рассматривать как синоним слова «актуальный». Это означает, что урок соответствует текущим реалиям и закладывает основу для будущего.

Важно отметить, что в соответствии с новыми стандартами ученики самостоятельно планируют способы достижения цели на любом уроке. Они действуют по намеченному плану (групповому или индивидуальному), используют методы самоконтроля и вносят коррективы. Также они проводят рефлексию и оценивают успехи друг друга.

Кроме того, ученики могут самостоятельно или совместно с учителем разработать домашнее задание, учитывая свои индивидуальные особенности. Это особенно актуально для уроков физической культуры, которые имеют спортивно-игровую направленность.

Однако, если речь идёт о разучивании нового упражнения, двигательного действия или акробатической связки, то подход к организации урока физической культуры может отличаться.

На любом стандартном уроке движения, преподаватель сам объявляет тему занятия, объясняет, что именно должны изучить ученики и как это сделать. Под чутким руководством учителя ученики выполняют различные практические задания. Преподаватель также оценивает работу учащихся, помогает им в выполнении заданий, а по окончании занятия проводит анализ ошибок.

Современный же урок физической культуры представляет собой принципиально новый подход к организации занятий, кардинально отличающийся от традиционных методов. В чём же эти отличия?

Учительское сообщество осознаёт, что ключевым итогом образовательного процесса в сфере физической культуры является усвоение учащимися фундаментальных принципов и методов физической активности. Это объединяет как предыдущие, так и современные образовательные стандарты.

Кроме того, предмет «Физическая культура» в современном контексте способствует развитию личностных качеств учащихся и служит инструментом формирования универсальных способностей, которые также известны как компетенции. Эти компетенции находят своё выражение в метапредметных результатах образовательного процесса и проявляются в разнообразных видах деятельности, выходящих за рамки предмета «Физическая культура».

Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры, согласно ФГОС, принято подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.

На занятиях с образовательно-познавательной направленностью, ученики учатся самостоятельно организовывать свою физкультурную деятельность. Они осваивают навыки и умения, необходимые для проведения самостоятельных занятий.

Для успешного обучения навыкам и умениям организации самостоятельных занятий, выступает необходимым использовать учебники по физической культуре. Особенно полезны те разделы, которые посвящены выполнению самостоятельных заданий и закреплению изученных физических упражнений в домашних условиях.

Занятия, имеющие образовательную и предметную направленность, ориентированы преимущественно на обучение практическим аспектам таких дисциплин, как гимнастика, лёгкая атлетика, подвижные и спортивные игры, лыжные гонки и плавание. В ходе этих уроков учащиеся не только осваивают новые умения и навыки, но и получают новые знания, связанные с изучаемым предметом, такие как названия упражнений, описание техники их выполнения и другие понятия.

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью представляют собой эффективный инструмент для развития физических качеств ребёнка. В рамках этих занятий осуществляется выполнение задач, требующих строгого контроля физической нагрузки на протяжении всего урока.

Для достижения поставленных целей на таких уроках необходимо формировать у детей понимание физической подготовки, качеств, нагрузки и её воздействия на организм. Это яркий пример межпредметной компетенции.

На этих уроках также необходимо обучать детей способам регулирования физической нагрузки и, что особенно важно, методам контроля за её величиной с самого начала занятий физической культурой.

Особенностью таких уроков является постепенное увеличение физической нагрузки, которое достигается путём выполнения упражнений, различающихся по энергозатратам.

В сравнении с другими типами уроков физической культуры, заключительная часть таких занятий длится дольше, поскольку она необходима для восстановления организма после выполнения школьниками физических упражнений.

В сущности, каждый урок физической культуры имеет образовательную ценность и непременно включает в себя вовлечение учащегося в процесс самостоятельного выполнения практических заданий.

Знания, умения и навыки, полученные в результате такого подхода, должны быть закреплены в системе самостоятельных занятий физической культурой. При этом, развивая самостоятельность, необходимо направлять учащихся на использование учебного материала, не только усвоенного на уроках физической культуры или других учебных предметах, но и представленного в учебниках по физической культуре.

Кроме того, повышение самостоятельной познавательной активности учащихся способствует формированию их интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями и приучает к систематической работе над своим телом и здоровьем.

Касательно организации уроков физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС, следует подчеркнуть, что они характеризуются рядом специфических черт. Одна из которых, это творческий подход к организации занятий.

Для достижения этой цели необходимо разнообразить содержание урока. Например, можно заменить стандартные упражнения на специальные квесты и спортивные игры, в которых каждый участник будет выполнять свою роль и задания, соответствующие его индивидуальным особенностям.

Вот несколько идей для квестов в спортивном зале:

1.     «Поиск сокровищ». Участники получают карту зала с отмеченными на ней подсказками и должны найти сокровища (мелкие призы или конфеты), следуя указаниям. Подсказки могут быть в виде загадок, шифров или ребусов.

2.     «Эстафета». Участники делятся на команды и выполняют различные задания на скорость и ловкость. Например, бег с препятствиями, прыжки через скакалку, перетягивание каната и т. д.

3.     «Квест «Путешествие по станциям». Зал делится на несколько станций, на каждой из которых участники выполняют задания, связанные с определённым видом спорта. Например, на одной станции можно играть в баскетбол, на другой — в настольный теннис, на третьей — в бадминтон и т. д.

4.     «Поиск предметов». Участники получают список предметов, которые нужно найти в зале. Это могут быть мячи, скакалки, обручи, гантели и т. д.

5.     «Викторина». Участники отвечают на вопросы о спорте и здоровом образе жизни.

6.     «Квест «Шифровка». Участники получают зашифрованное послание, которое нужно расшифровать и найти в зале. Послание может быть в виде ребуса, шифра или загадки.

7.     «Квест «Кто быстрее?». Участники получают задание, которое нужно выполнить за определённое время. Например, пробежать определённую дистанцию, сделать максимальное количество отжиманий или приседаний за минуту и т. д.

8.     «Квест с использованием инвентаря». Участники получают список заданий, которые нужно выполнить, используя определённый инвентарь. Например, мячи, скакалки, обручи и т. д. Задания могут быть разнообразными: от жонглирования мячами до игры в баскетбол с использованием обруча в качестве кольца.

9.     «Квест «Сокровища». Для детей можно организовать квест с элементами игры. Например, можно спрятать в зале «сокровища» (мелкие призы или конфеты) и предложить детям найти их, следуя подсказкам. Подсказки могут быть в виде картинок, стихов или загадок.

10. «Квест-путешествие». Участники получают задание посетить несколько станций в зале и выполнить там определённые задания. Например, на одной станции можно поиграть в настольный теннис, на другой — побегать на беговой дорожке, на третьей — поиграть в бадминтон и т. д. Задания могут быть разнообразными и соответствовать интересам участников.

Крайне важно осознавать, что при организации квестов следует неукоснительно соблюдать требования безопасности, а также принимать во внимание возраст и уровень физической подготовки участников. Каждое упражнение, входящее в состав квеста, должно быть предварительно продемонстрировано преподавателем.

Основная сложность проведения урока физической культуры в рамках внедрения новых стандартов заключается в том, что практический материал на уроках всех трёх типов должен быть сначала объяснён и продемонстрирован учителем, а затем правильно выполнен учениками.

Таким образом, я полагаю, что уроки физической культуры, направленные на освоение разнообразных форм физической активности, могут быть как традиционными, так и инновационными. И это не будет противоречить стандартам ФГОС, что на первый взгляд может показаться удивительным.

Значит, можно сделать вывод, что программа ФГОС и её реализация на уроках физической культуры должны быть тщательно проработанными, обоснованными и компромиссными. Ведь качественно новые результаты могут быть достигнуты не только с помощью инновационных методов, но и с использованием традиционных, проверенных временем подходов.

Список литературы:

Петруленков, В. М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. 1-11 классы / В. М. Петруленков. - Москва : ВАКО, 2015. - 110 с.

Тимофеева, Л. Л. Конструирование урока на основе системно-деятельностного подхода / Л. Л. Тимофеева // Начальная школа. - 2018. - N 10. - С. 23-27.

Данюшенков, В. С. Современный урок: тенденции развития / В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова // Педагогика. - 2017. - №10. - С. 24-31.

 Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2020.

Ашмарин Б.А. Теория и практика педагогических исследований в физическом воспитании. –  М., 2008.