Современный урок в начальной школе
в соответствии с требованиями ФГОС
Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у
детей завтра.
Джон Дьюн
Что же для нас современный урок? Каждый учитель имеет на
этот счет свое совершенно твердое мнение. Полностью я согласна с обоснованием понятия
СОВРЕМЕННОГО УРОКА Сониной М.Н. и считаю полезным процитировать её взгляд на
эту тему. Сонина М.Н. пишет: «Урок можно назвать современным, если он:-
рассматривает ученика и его личностное развитие как главную цель; - учит
анализировать, рефлексировать, обобщать личный социальный опыт учащихся;-учит
работать не только с адаптированными текстами, а с разнородной, разноплановой
информацией, учит структурировать и критически оценивать её; - учит
самостоятельно ставить цели и задачи, оказывает помощь и поддержку в
саморазвитии, в формировании личностной троектории; - учит ставить, задавать
вопросы, стимулирует поиск ответов на них (именно с проблемы или вопроса, с
удивления или недоумения, с противоречия обычно начинается мышление);- учит
использовать теоретические знания для решения задач практической деятельности,
действовать по образцу и в измененной ситуации;-учит формулировать, занимать и
отстаивать собственную позицию, одновременно прививая толерантность к иному
мнению;-готовит к непрерывному продолжению образования, поиску новой
информации; учит различным социальным ролям, прививает нормы и ценности
различных ролевых наборов;- стимулирует обучающегося стремиться к объективному
контролю, не скрывая своего незнания».
Современный
урок - прежде всего, общение учителя с каждым ребенком в отдельности и со
всеми вместе. Психологами давно замечено, что знания, не имеющие
эмоционально-духовной нагрузки, ребенком не усваиваются. Современный урок-это
определенная атмосфера совместной деятельности. «Расскажи мне и я
забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому и я пойму» ,-
гласит древняя китайская мудрость. Психологи считают, что больше информации
усваивается из практических действий и деятельности.
С поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься значимой,
общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с
внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией - ролью
ученика, школьника.
Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне
действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная
ситуация развития детей нынешнего века:
- резко возросла информированность;
- современные дети относительно мало читают, особенно классическую
художественную литературу;
- не сформировано произвольное поведения, мотивационной сферы, разных типов
мышления;
- ограниченность общения со сверстниками.
И в настоящее время учитель начальных классов решает очень сложные
задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос : «Как
обучать в новых условиях?»
Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в
условиях введения федерального государственного стандарта начального общего
образования ответственность существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно
важным и актуальным является качественное методическое сопровождение
образовательного процесса в начальной школе. Школа становится не столько
источником информации, сколько учит учиться. Учитель не проводник знаний, а
личность, которая обучает способам творческой деятельности, направленной на
самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Урок
должен отражать владение классической структурой на фоне активного применения
собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе
содержания учебного материала, технологии его подачи, тренинга.
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность
учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему
качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом
определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью,
его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы
учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным
произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому
произведению искусства, сделать так, чтобы урок вооружал учащихся знаниями и
умениями, значимость которых невозможно оспорить. Всё, что происходит на
уроке, вызывало бы у детей искренний интерес, подлинную увлеченность,
формировало бы их творческое сознание.
Урок - целостная система. Рождение любого урока начинается с осознания и
правильного, четкого определения его конечной цели- чего учитель хочет
добиться; затем установления средства –что поможет учителю в достижении цели, а
уж затем определения способа- как учитель будет действовать, чтобы цель была
достигнута. Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с
указанием средств её достижения и её переводом в конкретные дидактические
задачи. Именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности и отвечают
современным требованиям к образованию.
Особенности современного урока (Слайд 2)
Современный урок – урок актуальный для настоящего времени.
Современный урок-урок действенный, имеющий непосредственное отношение к
интересам личности ребенка, его родителей, общества и государства.
Три постулата заложены в основание новой технологии урока. (Слайд 3)
- Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной
деятельности детей и учителя.
- Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на
уровне высокой общечеловеческой культуры.
- Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на
уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не
выступая в роли средства.
Ресурсы современного урока (Слайд 4)
Человеческие, методические и технологические ресурсы.
Человеческие ресурсы включают в себя три взаимосвязанные между собой
составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик, родители
(Слайд 5). Методические ресурсы включают в себя формы, технологии, содержание,
приемы, методы обучения (Слайд 6). Технологические ресурсы - это технологии
обучения; проектная деятельность, ИКТ, развивающее обучение, модульное
обучение, КСО, интерактивная доска, здоровьесберегающие технологии (Слайд 7).
Модели современного урока: традиционная и инновационная (Слайд8).
Традиционная включает в себя следующие компоненты: триединая цель урока,
план-конспект, преобладающая фронтальная форма обучения, методы и приемы
обучения, типы уроков. Инновационная модель в свою очередь делится на
деятельностную и развивающую. Включает в себя следующие компоненты: ключевые и
базовые компетентности, обязательное проектирование урока учителем,
разнообразные формы обучения, технологическую карту урока, практический опыт
деятельности.
Для более ясной картины остановимся на различиях традиционной педагогики,
которая продолжает иметь место в современном образовательном процессе и
инновационной педагогике (Слайд 9-13).
Тенденции развития современного урока включают в себя формирование
потребности учащихся в познании и умений учиться (ОУУ), применение новейших
информационных технологий, разнообразие типов урока, тщательное проектирование
урока в процессе его подготовки, технологичность обучения, применение идей
личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения, свобода в выборе
структуры урока. (Слайд 14)
Характеристика современного урока.
Современный урок включает в себя компоненты содержания : знания, умения,
навыки, творческую деятельность, эмоционально-ценностный опыт;
личностно-ориентированный, индивидуальный характер; создание условий для
формирования компетенций ребенка; самостоятельную работу ученика, а не
учителя, практический, деятельностный подход; использование образовательных
технологий (Слайд 15).
Урок – это работа души и тем усерднее эта работа ,чем уважительнее отношение
ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности. Поэтому
современный урок ставит целью формирование следующих универсальных учебных
действий: развитие личности ребенка, т.е. личностные результаты, межпредметные
умения, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе
знаний о мире и, наконец, непосредственно предметные результаты, т.е. результат
изучения данной теме урока.
Виды универсальных учебных действий формируемых на уроке в начальной школе:
личностные, познавательные, коммуникативные (Слайд16)
Личностные :
- обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и
умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение
соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд);
желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение
ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные
знания.
Регулятивные:
- обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности;
- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того,
что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;
- планирование как способность самостоятельно определять
последовательность выполнения действий;
- контроль как способность сличения способа действия и его результата с
заданными эталонами;
- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия
в нужный момент;
- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные
результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё
нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
(например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать
ответственность на себя.
Познавательные:
- включают действия исследования, поиска и отбора необходимой
информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические
действия и операции, способы решения задач.
Структура урока в начальных классах (Слайд 17)
I этап. Организация
класса (оргмомент)
II этап. Актуализация ранее усвоенных
знаний и умений (повторение)
III этап.
Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)
IV этап. Применение полученных знаний и
умений (решение учебных задач)
V этап. Рефлексия. Итог урока
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения.
(Слайд18)
1.Урок изучения нового - традиционный (комбинированный), лекция,
экскурсия, исследовательская работа и трудовой практикум. Имеет целью изучение
и первичное закрепление новых знаний.
2.Урок закрепления знаний – практикум, экскурсия, лабораторная работа,
собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3.Урок комплексного применения знаний – практикум, лабораторная работа,
семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в
комплексе, в новых условиях.
4.Урок обобщения и систематизация знаний- семинар, конференция, круглый
стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5.Урок контроля, оценки и коррекции знаний- контрольная работа, зачет,
коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями,
умениями и навыками.
Итак, подведём итог, что же характерно для современного урока?
(слайд 19) Цель – готовность к саморазвитию. Она включает в себя:
- умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;
- умение ставить перед собой цель, принимать решения;
- умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации;
- умение проконтролировать себя, свои собственные действия;
- умение адекватно оценить свои действия, выявить недочеты скорректировать
дальнейшую работу;
- умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться.
Другими словами, если раньше ребенок выступал в роли пассивного слушателя, то
в соответствии с новыми веяниями, он должен стать исследователем, который умеет
добывать знания, работая в группе с другими детьми самостоятельно.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество профессионализм,
его желание раскрыть способности каждого ребенка - вот это всё и есть главный
ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно - воспитательного
процесса в школе не могут существовать. (Слайд 20)
Многое зависит от желания и характера учителя и от уровня его
профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не
боится перемен, начнет делать первые уверенные шаги в новых условиях, он сможет
добиться желаемых результатов в более сжатые сроки.
Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет
своего умения быстро перестраиваться и изменяться.
Профессия учителя одна из самых важных и сложных, ведь учитель не только даёт
знания. Огромных душевных сил стоит разглядеть в каждом своём ученике «золотое
зёрнышко» и помочь ему прорасти. Пусть каждый учитель получает отдачу от своих
учеников! Пусть всегда будут силы и желание заходить в класс с улыбкой! Желаю
хорошего здоровья, душевного равновесия и педагогических побед!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.