Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, иметь способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации, поэтому социально значимыми становятся способности к самостоятельному выбору, построению или освоению новых способов деятельности.
В школе вводятся новые формы организации учебного процесса. Но основной формой обучения в начальной школе сегодня по-прежнему
остаётся урок.
Что такое урок, знает каждый. Школьные годы – это тысячи уроков – нудных, веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами.
Современный урок - это не просто основная форма работы с обучающимися, это ещё и творчество каждого учителя и ученика.
Урок-это творческая свобода учителя, направленная на раскрытие потенциала каждого ученика. ФГОС предусматривает всестороннее развитие школьников, но не опровергает роль учителя. Недаром говорил А.Дистервег: «Плохой учитель преподносит истину. Хороший учит её находить». По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
При всей естественности того, что происходит в классе, за этим стоит титанический труд учителя. Учителя, для которого личность другого -ценность. И, значит, нет другого пути учить, как вести с детьми диалог на равных. Сотрудничать, учиться вместе. Высший пилотаж – это урок, на котором учитель лишь направляя детей, даёт рекомендации в течение урока. Поэтому учащиеся ощущают, что ведут урок сами! Урок- это зеркало, в котором видна вся система обучения: цели, задачи, методы и формы.
Учитель, как и раньше, должен спланировать проведение
урока и деятельность учащихся, четко сформулировать тему , цель, задачи урока.
Урок должен носить гуманистический подход. Красной нитью через урок должен
проходить системно-деятельностный подход.
Урок должен быть нацелен на формирование у
учащихся универсальных учебных действий, быть проблемным и развивающим. А
учитель должен организовывать проблемные и поисковые ситуации, активизировать
учебную деятельность учащихся, должен
побуждать учеников самих делать выводы по ходу
урока. Дети на уроке должны проявлять максимум творчества.
В центре внимания на уроке должны быть дети.
Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности. Поэтому современный урок ставит целью формирование следующих универсальных учебных действий: развитие личности ребёнка, т.е. личностные результаты, метапредметные умения, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно предметные результаты, т.е. результат изучения данной темы урока.
Виды универсальных учебных действий формируемых на уроке в начальной школе таковы:
-личностные
-познавательные
-регулятивные
-коммуникативные
Личностные:
обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.
Регулятивные:
обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.
- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;
- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;
- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;
- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Другими словами, если раньше ребёнок выступал в роли пассивного слушателя, то в соответствии с новыми веяниями, он должен стать исследователем, который умеет сам добывать знания, работая в группе с другими детьми или самостоятельно.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Учить детей сегодня как никогда трудно. И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили всегда. XXI век – век открытий, Век инноваций, новизны, Но только от учителя зависит, Какими дети быть должны!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.