Современный урок в условиях реализации ФГОС ООО.

  • docx
  • 29.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Современный урок в условиях реализации ФГОС ООО..docx

                  Современный урок в условиях реализации ФГОС ООО.

 

   Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, иметь способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации, поэтому социально значимыми становятся способности к самостоятельному выбору, построению или освоению новых способов деятельности.

   В школе вводятся новые формы организации учебного процесса. Но основной формой обучения в начальной школе сегодня по-прежнему

остаётся урок.

   Что такое урок, знает каждый. Школьные годы – это тысячи уроков – нудных, веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами.

  Современный урок - это не просто основная форма работы с обучающимися, это ещё и творчество каждого учителя и ученика.

  Урок-это творческая свобода учителя, направленная на раскрытие потенциала каждого ученика. ФГОС предусматривает всестороннее развитие школьников, но не опровергает роль учителя. Недаром говорил  А.Дистервег: «Плохой учитель преподносит истину. Хороший учит её находить». По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

   При всей естественности того, что происходит в классе, за этим стоит титанический труд учителя. Учителя, для которого личность другого -ценность. И, значит, нет другого пути учить, как вести с детьми диалог на равных. Сотрудничать, учиться вместе. Высший пилотаж – это урок, на котором учитель лишь направляя детей, даёт рекомендации в течение урока. Поэтому учащиеся ощущают, что ведут урок сами! Урок- это зеркало, в котором видна вся система обучения: цели, задачи, методы и формы.

   Учитель, как и раньше, должен спланировать проведение урока и деятельность учащихся, четко сформулировать тему , цель, задачи урока. Урок должен носить гуманистический подход. Красной нитью через урок должен проходить системно-деятельностный подход.
   Урок должен быть нацелен на формирование у учащихся универсальных учебных действий, быть проблемным и развивающим.    А учитель должен организовывать проблемные и поисковые ситуации, активизировать учебную деятельность учащихся, должен
побуждать учеников самих делать выводы по ходу урока. Дети на уроке должны проявлять максимум творчества.
   В центре внимания на уроке должны быть дети.

   Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности. Поэтому современный урок ставит целью формирование следующих универсальных учебных действий: развитие личности ребёнка, т.е. личностные результаты, метапредметные умения, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно предметные результаты, т.е. результат изучения данной темы урока.

   Виды универсальных учебных действий формируемых на уроке в начальной школе таковы:

-личностные

-познавательные

-регулятивные

-коммуникативные

Личностные:

обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

Регулятивные:

обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.

- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;

- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;

- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;

- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.  

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

   Другими словами, если раньше ребёнок выступал в роли пассивного слушателя, то в соответствии с новыми веяниями, он должен стать исследователем, который умеет сам добывать знания, работая в группе с другими детьми или самостоятельно.

  Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.     Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.         

   Учить детей сегодня как никогда трудно. И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили всегда. XXI век – век открытий, Век инноваций, новизны, Но только от учителя зависит, Какими дети быть должны!