Современный технологии социализации детей дошкольного возраста

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 26.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Социально-коммуникативное развитие дошкольников.docx
Развитие социально­значимых качеств дошкольников Музипова И.А. Аннотация. В   статье   проанализирована   актуальность   проблемы социально­коммуникативного   развития   личности   ребенка   как основополагающего   компонента   в   личностном   становлении   человека. Обосновываются   современные   тенденции   в   области   социально­ личностного развития ребенка дошкольного возраста. В статье приведен пример   построения   педагогического   процесса   с   целью   реализации   задач ФГОС   в   аспекте   реализация   образовательной   области   –   социально­ коммуникативное развитие. Современное российское дошкольное образование переживает период многогранных   перемен.   Во­первых,   осознается   значимость   национальных   и социальных ценностей в содержательном контексте воспитания и образования детей. Во­вторых, поворот всей системы воспитания и обучения к человеку как   ценности   выявил   необходимость   рассмотреть   процесс   воспитания   как содействие   духовному   и   ценностному   обогащению   личности.   Данные изменения акцентируют значимость индивидуального, личностного начала в системе   образования   детей.   В   государственном   стандарте   дошкольного образования   акцентируется   внимание   на   первостепенности   решения   задач воспитания   в   целостном   образовательном   процессе   на   основе   духовно­ нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения; формирования общей культуры личности детей, развития их социальных,   нравственных,   эстетических,   интеллектуальных,   физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка. Приоритетность   гуманистической,   личностно   ориентированной парадигмы   в   образовании   обусловлена   социальной   потребностью современного общества в развитии у детей, начиная с дошкольного возраста, субъектности,   коммуникабельности,   положительных   нравственных   качеств,социального   поведения.   Именно   в   дошкольном   детстве   происходит интенсивное   освоение   социального   пространства.   Ребенок   начинает осознавать себя как социальное существо и учится осознанному управлению своим поведением. У него появляется возможность саморегуляции поступков на   основе   знания   нравственных   норм   и   правил,   умения   анализировать ситуации,   заключающие   в   себе   моральный   смысл,   а   также   предвосхищать последствия предполагаемого собственного поступка для себя и окружающих [2]. В стандарте дошкольного образования одной из приоритетной области личностного развития ребенка дошкольного возраста определяется область ­ социально­коммуникативного   развития.   Реализация   данной   области   в программном   содержании   воспитания   и   образования   ребенка   дошкольного возраста направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая   моральные   и   нравственные   ценности;   развитие   общения   и взаимодействия   ребенка   со   взрослыми   и   сверстниками;   становление самостоятельности,   целенаправленности   и   саморегуляции   собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,   сопереживания,   формирование   готовности   к   совместной деятельности   со   сверстниками,   формирование   уважительного   отношения   и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [5]. Проблема   приобщения   ребенка   к   социальному   миру,   формирования умения   адекватно   ориентироваться   в   доступном   социальном   окружении, осознавать   самоценность   собственной   личности   и   других   людей,   выражать чувства   и   отношения   к   миру   в   соответствии   с   культурными   традициямиобщества,   на   современном   этапе   развития   общества   остается   одной   из ведущих. В   условиях   современного   личностно­ориентированного   образование развитие личности ребенка понимается как развитие субъектности, вхождение ребенка  в образ  своего  «Я», обретение  индивидуальных, фундаментальных свойств   личности,   в   данном   подходе   детство   воспринимается   как самоценность, а образовательный процесс рассматривается как деятельность взрослых направленная на сохранение, оберегание детства [1].  К сожалению, в   современной   ситуации   дошкольного   и   начального   образования   отмечена тенденция   к   интеллектуализации   образовательной   среды,   это   требование диктуется стремлением к высоким показателям интеллектуальной готовности ребенка  к   школьному   обучению,  что  ведет  к   неполноценному   проживанию ребенком   дошкольного   детства,   в   результате   такого   построения образовательного   пространства   намечается   тенденцию   к   снижению   уровня социально­личностной готовности ребенка к новой ситуации развития. Тем самым,   согласно   В.А.Петровскому   и   В.В.Давыдову,   нарушается   принцип самоценности дошкольного детства. В условиях модернизации образования, связанные   с   внедрением   предшкольного   образования,   особое   значение приобретает   проблема   гармонизации   повышенных   требований,   диктуемых   и   необходимостью современными   условиями   школьного   обучения, личностного развития ребенка, возможностью прожить дошкольное детство полноценно,   что   дает   возможность   становления   адаптивных   структур личностной   сферы   и   развития   индивидуальных   особенностей   личности каждого ребенка [4]. Связующим   звеном   между   ребенком   и   социальным   миром   является взрослый, который выступает по отношению к ребенку носителем социального опыта, взрослый включает дошкольника в пространство общения. Гуманное отношение к ребенку выражается в принятии его как полноправного субъекта.Собственная   активность   ребенка   есть   необходимое   условие   процесса самопознания. Особенности понимания ребенком своих личностных качеств обусловлены   не   только   оценочным   отношением   к   нему   взрослых,   но   и внутренними детерминантами, следствием которых является формирование личностной   рефлексии.   Уже   в   дошкольном   возрасте,   помнению   многих отечественных   и   зарубежных   психологов,   развивается   такой   механизм cоциальной перцепции, как эмпатия. Ребенок приобщается к переживаниям других людей,накапливая и обобщая опыт взаимодействия, что позволяет ему на   определенном   этапе   воспринимать   другого   человека   как   обособленного индивида   и   представлять   мир   переживаний   другого   как   отличный   от   его собственного.   Умение   встать   на   позицию   другого   развивается   у   него   в процессе направленного формирования взрослыми просоциальной мотивации. Именно в дошкольный период происходит зарождение и развитие способности к пониманию своей личности, которая включает не только умение оценивать свои личностные качества, но и предположить, что думают и как оценивают его окружающие [3]. Таким образом, факты окружающей жизни, присваиваемые ребенком, встраиваются   в   его   картину   мира   и   способствуют   образованию   целостной концепции   жизни   и   своего   места   в   ней,   что   может   быть   принято   за компоненты самосознания и мировоззрения ребенка дошкольного возраста. Педагогический   процесс   социально­коммуникативного   развития направлен на формирование ценностей, ценностных отношений и ценностных ориентаций. Формирование ценностного аспекта социального и личностного развития   должен   быть   представлен   в   целостности   и   последовательности взаимосвязанных развитие осуществляется через вхождение ребенка в мир ценностей и норм общества, с   Социально­коммуникативное     этапов. активной   позиции   субъекта   социальных   отношений,   благодаря   созданию специально   организованной   среды,   в   которой   формируется   механизмповедения каждого ребенка от наблюдения к переживанию – пониманию – оценке   –   выбору   для   себя   установки   и   стратегии   поведения.   Реализация программных   целей   социально­коммуникативного   развития   находит   свое отражение   в   решении   следующих   задачах:   обучить   умению   вести   себя   в общении   в   соответствии   с   нормами   и   правилами   этикета;   умению   умение   понимать   настроение   другого выслушивать   собеседника; (сопереживать);   обучить   умению   вести   себя   в   конфликтной   ситуации,   в ситуации морального выбора; умению относиться к окружающим с заботой и терпением,   но   при   этом   проявлять   нетерпимость   к   дурным   поступкам; сформировать правильное отношение к соблюдению и нарушению социальной нормы   поведения;   сформировать   способность   отрицательно   воспринимать собственное   нарушение   норм   и   правил   поведения;   сформировать   навыки культурного   поведения   в   повседневной   жизни,   в   ситуации   нравственного выбора. Для реализации задач социально­коммуникативного развития личности ребенка   дошкольного   возраста   необходимо   создать   среду   (специально организованную,   педагогически   целесообразную   и   адаптированную   к современным   детям),   в   которой   бы   формировался   механизм   поведения каждого   ребенка   от   наблюдения   к   переживанию   –   пониманию   –   оценке   – выбору   для   себя   установки.   Педагогическая   деятельность   может   быть представлена в виде реализации последовательных циклов, по принципу того, как   ребенок   открывает   для   себя   социальный   мир:   ребенок   –   взрослый (родители, воспитатель, учитель); ребенок – ребенок (сверстник); ребенок – общественная норма, ценность. Стимулирование личностной активности ребенка, как педагогического социально­коммуникативных условия   осознанного   формирования   компетенций   осуществляется   благодаря   системе   педагогических   средств, применение которых может привести к достижению запланированных целей изадач.   Социально­педагогическими   средствами   могут   выступать:   игровая ситуация   –   игра   способствует   гармоничному   включению   детей   в   мир ценностей и человеческих отношений, дает навык совместной деятельности. Игра   занимает важное место в жизни дошкольников. В процессе игры легче   усваиваются   понятия,   приобретаются   навыки.   Начиная   активно пользоваться   правилами   поведения   в   игре,   совместной   деятельности,   дети усваивают их, а понимание смысла помогает ребенку сознательно управлять своим   поведением,   эмоциями,   самостоятельно   регулировать   их   в   разных жизненных ситуациях. Именно в условиях игровых отношений дети осваивают нормативное поведение, в игре это происходит гораздо легче, чем в реальных отношениях, таким образом, дети в игре упражняются в различных способах выстраивания отношений с окружающими и тем самым подготавливает себя для того чтобы выстраивать нормативные отношения в практике реального поведения.   Игра   представляет   собой   модель   социального   взаимодействия, средство усвоения ребенком социальных отношений. Проблемная   ситуация   как   педагогическое   средство   формирования социально­ценностного   поведения   способствует   приобретению   детьми позитивного   опыта нравственного поведения, так как решение конкретных проблем   ориентирует   ребенка   на   конкретные   дела   и   поступки.   Ситуации морального   выбора   стимулировали   способность   к   анализу   и   обобщению нравственных   представлений,   чувств   и   стимулировали   выработку определенной стратегии поведения. Ориентируясь на собственные чувства и  нравственные   знания   ребенок   решая   определенную   проблему,   в   ситуации морального выбора, моделирует различные варианты поступков и повеления. С   помощью   возможности   апробирования   различных   способов   поведения ребенок, ориентируясь на социальную норму как ценность, выбирает для себя наиболее оптимальную модель поведения, которая в дальнейшем, опираясь на устойчивость нравственных знаний, представлений и ценностных ориентиров,переходит   в   стратегию   поведения.   Материальные   и   духовные   объекты культуры   и   социума   (устное   народное   творчество,   искусство,   детская литература)   –   русские   народные   сказки   оказывают   педагогическое воздействие на развитие у детей нравственных чувств, качеств, нравственного сознания и готовность к нравственному поведению. Русские народные сказки всегда включали в себя аспект, связанный с нравственным   поступком,   поведением.   С   помощью   устного   народного творчества   раскрываются   для   детей   такие   понятия   как   взаимопомощь, поддержка,   добро,   терпение,   любовь.   Чтение   произведений   для   детей помогает   детям   понять   и   оценить   поступки   людей.   В   литературных произведениях ставятся вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе,   верности.   Анализ   прочитанного   дает   возможность   детям   оценить поступки   различного   характера   и   увидеть   результаты   того   или   иного поведения, это способствует усвоению детьми нравственных представлений. Использование   в   воспитательной   деятельности   предметов   искусства обусловлена тем, что чем более разнообразнее чувственное восприятие, тем более прочно усваивается воспитательная информация.   Влияние предметов искусства на духовный мир ребенка направлено на изменение и обогащение нравственных чувств. Использование художественных средств познания мира обогащает   нравственное   сознание,   чувства   и   стимулирует   преобразование поведения ребенка [6]. Таким   образом,   каждый   этап   должен   выводить   ребенка   на соответствующий   уровень   социально­личностного   развития:   эмоциональное отношений к окружающим близким ведет к пониманию нравственных норм поведения   (дружба,   сочувствие   и   сорадование), соответственно, эмоциональные чувства и знания находят свое отражение в   взаимопомощь, поведении   как   способе   реализации   нравственных   отношений.   Реализация этапов   коммуникативно­личностного   развития   направлена   на   отвлечениедетей   от   фиксированности   на   собственном   «Я»   и   сосредоточенности   на отношении   к   сверстнику;   сформированности   нравственных   чувств, ценностных   представлений   и   нравственных   мотивов   поведения;   развитие способности   согласовывать   собственное   поведение   с   поведением   других людей. Ссылки на источники: 1. Бондаревская Е.В. Воспитание как встреча с личностью: избр.пед.тр.: в 2 т. Т 2 / Е.В  Бондаревская. . – М.; Ростов н/Д.: Изд­во Рост. Гос. Пед. ун­та, 2006. – 504с. 2. Запорожец   Л.В.   Воспитание   эмоций   и   чувств   у   дошкольника /Л.В.Запарожец //Эмоциональное развитие дошкольника.  ­ М., 1985. 3. Корепанова   М.В. Особенности   становления   образа   «Я»   ребенка   // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика – Волгоград: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 2009. Т.9 №4  – С.74­79. 4. Петровский   В.А.   Личность   в   психологии:   парадигма   субъектности /В.А.Петровский. – Ростов­н/Д: Феникс, 1996. – 512с. 5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.Утверждён   приказом   Министерства   образования   и  науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года, № 1155. – 9 с.6. Шарапова   Э.   И.   Формирование   социально­ценностного   поведения детей 5—7 лет: Дис.на соиск степ. канд. пед. наук. Волгоград, 2008 – 208с.