Развитие социальнозначимых качеств дошкольников
Музипова И.А.
Аннотация. В статье проанализирована актуальность проблемы
социальнокоммуникативного развития личности ребенка как
основополагающего компонента в личностном становлении человека.
Обосновываются современные тенденции в области социально
личностного развития ребенка дошкольного возраста. В статье приведен
пример построения педагогического процесса с целью реализации задач
ФГОС в аспекте реализация образовательной области – социально
коммуникативное развитие.
Современное российское дошкольное образование переживает период
многогранных перемен. Вопервых, осознается значимость национальных и
социальных ценностей в содержательном контексте воспитания и образования
детей. Вовторых, поворот всей системы воспитания и обучения к человеку
как ценности выявил необходимость рассмотреть процесс воспитания как
содействие духовному и ценностному обогащению личности. Данные
изменения акцентируют значимость индивидуального, личностного начала в
системе образования детей. В государственном стандарте дошкольного
образования акцентируется внимание на первостепенности решения задач
воспитания в целостном образовательном процессе на основе духовно
нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и
норм поведения; формирования общей культуры личности детей, развития их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Приоритетность гуманистической,
личностно ориентированной
парадигмы в образовании обусловлена социальной потребностью
современного общества в развитии у детей, начиная с дошкольного возраста,
субъектности, коммуникабельности, положительных нравственных качеств,социального поведения. Именно в дошкольном детстве происходит
интенсивное освоение социального пространства. Ребенок начинает
осознавать себя как социальное существо и учится осознанному управлению
своим поведением. У него появляется возможность саморегуляции поступков
на основе знания нравственных норм и правил, умения анализировать
ситуации, заключающие в себе моральный смысл, а также предвосхищать
последствия предполагаемого собственного поступка для себя и окружающих
[2].
В стандарте дошкольного образования одной из приоритетной области
личностного развития ребенка дошкольного возраста определяется область
социальнокоммуникативного развития. Реализация данной области в
программном содержании воспитания и образования ребенка дошкольного
возраста направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе,
включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и
взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление
самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных
действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и
чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в
Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда
и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,
природе [5].
Проблема приобщения ребенка к социальному миру, формирования
умения адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении,
осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать
чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициямиобщества, на современном этапе развития общества остается одной из
ведущих.
В условиях современного личностноориентированного образование
развитие личности ребенка понимается как развитие субъектности, вхождение
ребенка в образ своего «Я», обретение индивидуальных, фундаментальных
свойств личности, в данном подходе детство воспринимается как
самоценность, а образовательный процесс рассматривается как деятельность
взрослых направленная на сохранение, оберегание детства [1]. К сожалению,
в современной ситуации дошкольного и начального образования отмечена
тенденция к интеллектуализации образовательной среды, это требование
диктуется стремлением к высоким показателям интеллектуальной готовности
ребенка к школьному обучению, что ведет к неполноценному проживанию
ребенком дошкольного детства,
в результате такого построения
образовательного пространства намечается тенденцию к снижению уровня
социальноличностной готовности ребенка к новой ситуации развития. Тем
самым, согласно В.А.Петровскому и В.В.Давыдову, нарушается принцип
самоценности дошкольного детства. В условиях модернизации образования,
связанные с внедрением предшкольного образования, особое значение
приобретает проблема гармонизации повышенных требований, диктуемых
и необходимостью
современными условиями школьного обучения,
личностного развития ребенка, возможностью прожить дошкольное детство
полноценно, что дает возможность становления адаптивных структур
личностной сферы и развития индивидуальных особенностей личности
каждого ребенка [4].
Связующим звеном между ребенком и социальным миром является
взрослый, который выступает по отношению к ребенку носителем социального
опыта, взрослый включает дошкольника в пространство общения. Гуманное
отношение к ребенку выражается в принятии его как полноправного субъекта.Собственная активность ребенка есть необходимое условие процесса
самопознания. Особенности понимания ребенком своих личностных качеств
обусловлены не только оценочным отношением к нему взрослых, но и
внутренними детерминантами, следствием которых является формирование
личностной рефлексии. Уже в дошкольном возрасте, помнению многих
отечественных и зарубежных психологов, развивается такой механизм
cоциальной перцепции, как эмпатия. Ребенок приобщается к переживаниям
других людей,накапливая и обобщая опыт взаимодействия, что позволяет ему
на определенном этапе воспринимать другого человека как обособленного
индивида и представлять мир переживаний другого как отличный от его
собственного. Умение встать на позицию другого развивается у него в
процессе направленного формирования взрослыми просоциальной мотивации.
Именно в дошкольный период происходит зарождение и развитие способности
к пониманию своей личности, которая включает не только умение оценивать
свои личностные качества, но и предположить, что думают и как оценивают
его окружающие [3].
Таким образом, факты окружающей жизни, присваиваемые ребенком,
встраиваются в его картину мира и способствуют образованию целостной
концепции жизни и своего места в ней, что может быть принято за
компоненты самосознания и мировоззрения ребенка дошкольного возраста.
Педагогический процесс социальнокоммуникативного развития
направлен на формирование ценностей, ценностных отношений и ценностных
ориентаций. Формирование ценностного аспекта социального и личностного
развития должен быть представлен в целостности и последовательности
взаимосвязанных
развитие
осуществляется через вхождение ребенка в мир ценностей и норм общества, с
Социальнокоммуникативное
этапов.
активной позиции субъекта социальных отношений, благодаря созданию
специально организованной среды, в которой формируется механизмповедения каждого ребенка от наблюдения к переживанию – пониманию –
оценке – выбору для себя установки и стратегии поведения. Реализация
программных целей социальнокоммуникативного развития находит свое
отражение в решении следующих задачах: обучить умению вести себя в
общении в соответствии с нормами и правилами этикета; умению
умение понимать настроение другого
выслушивать собеседника;
(сопереживать); обучить умению вести себя в конфликтной ситуации, в
ситуации морального выбора; умению относиться к окружающим с заботой и
терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам;
сформировать правильное отношение к соблюдению и нарушению социальной
нормы поведения; сформировать способность отрицательно воспринимать
собственное нарушение норм и правил поведения; сформировать навыки
культурного поведения в повседневной жизни, в ситуации нравственного
выбора.
Для реализации задач социальнокоммуникативного развития личности
ребенка дошкольного возраста необходимо создать среду (специально
организованную, педагогически целесообразную и адаптированную к
современным детям), в которой бы формировался механизм поведения
каждого ребенка от наблюдения к переживанию – пониманию – оценке –
выбору для себя установки. Педагогическая деятельность может быть
представлена в виде реализации последовательных циклов, по принципу того,
как ребенок открывает для себя социальный мир: ребенок – взрослый
(родители, воспитатель, учитель); ребенок – ребенок (сверстник); ребенок –
общественная норма, ценность.
Стимулирование личностной активности ребенка, как педагогического
социальнокоммуникативных
условия осознанного формирования
компетенций осуществляется благодаря системе педагогических средств,
применение которых может привести к достижению запланированных целей изадач. Социальнопедагогическими средствами могут выступать: игровая
ситуация – игра способствует гармоничному включению детей в мир
ценностей и человеческих отношений, дает навык совместной деятельности.
Игра занимает важное место в жизни дошкольников. В процессе игры
легче усваиваются понятия, приобретаются навыки. Начиная активно
пользоваться правилами поведения в игре, совместной деятельности, дети
усваивают их, а понимание смысла помогает ребенку сознательно управлять
своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных
жизненных ситуациях. Именно в условиях игровых отношений дети осваивают
нормативное поведение, в игре это происходит гораздо легче, чем в реальных
отношениях, таким образом, дети в игре упражняются в различных способах
выстраивания отношений с окружающими и тем самым подготавливает себя
для того чтобы выстраивать нормативные отношения в практике реального
поведения. Игра представляет собой модель социального взаимодействия,
средство усвоения ребенком социальных отношений.
Проблемная ситуация как педагогическое средство формирования
социальноценностного поведения способствует приобретению детьми
позитивного опыта нравственного поведения, так как решение конкретных
проблем ориентирует ребенка на конкретные дела и поступки. Ситуации
морального выбора стимулировали способность к анализу и обобщению
нравственных представлений,
чувств и стимулировали выработку
определенной стратегии поведения. Ориентируясь на собственные чувства и
нравственные знания ребенок решая определенную проблему, в ситуации
морального выбора, моделирует различные варианты поступков и повеления.
С помощью возможности апробирования различных способов поведения
ребенок, ориентируясь на социальную норму как ценность, выбирает для себя
наиболее оптимальную модель поведения, которая в дальнейшем, опираясь на
устойчивость нравственных знаний, представлений и ценностных ориентиров,переходит в стратегию поведения. Материальные и духовные объекты
культуры и социума (устное народное творчество, искусство, детская
литература) – русские народные сказки оказывают педагогическое
воздействие на развитие у детей нравственных чувств, качеств, нравственного
сознания и готовность к нравственному поведению.
Русские народные сказки всегда включали в себя аспект, связанный с
нравственным поступком, поведением. С помощью устного народного
творчества раскрываются для детей такие понятия как взаимопомощь,
поддержка, добро, терпение, любовь. Чтение произведений для детей
помогает детям понять и оценить поступки людей. В литературных
произведениях ставятся вопросы о справедливости, честности, товариществе,
дружбе, верности. Анализ прочитанного дает возможность детям оценить
поступки различного характера и увидеть результаты того или иного
поведения, это способствует усвоению детьми нравственных представлений.
Использование в воспитательной деятельности предметов искусства
обусловлена тем, что чем более разнообразнее чувственное восприятие, тем
более прочно усваивается воспитательная информация. Влияние предметов
искусства на духовный мир ребенка направлено на изменение и обогащение
нравственных чувств. Использование художественных средств познания мира
обогащает нравственное сознание, чувства и стимулирует преобразование
поведения ребенка [6].
Таким образом, каждый этап должен выводить ребенка на
соответствующий уровень социальноличностного развития: эмоциональное
отношений к окружающим близким ведет к пониманию нравственных норм
поведения (дружба,
сочувствие и сорадование),
соответственно, эмоциональные чувства и знания находят свое отражение в
взаимопомощь,
поведении как способе реализации нравственных отношений. Реализация
этапов коммуникативноличностного развития направлена на отвлечениедетей от фиксированности на собственном «Я» и сосредоточенности на
отношении к сверстнику; сформированности нравственных чувств,
ценностных представлений и нравственных мотивов поведения; развитие
способности согласовывать собственное поведение с поведением других
людей.
Ссылки на источники:
1. Бондаревская Е.В. Воспитание как встреча с личностью: избр.пед.тр.: в
2 т. Т 2 / Е.В Бондаревская. . – М.; Ростов н/Д.: Издво Рост. Гос. Пед.
унта, 2006. – 504с.
2. Запорожец Л.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника
/Л.В.Запарожец //Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985.
3. Корепанова М.В. Особенности становления образа «Я» ребенка //
Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология.
Педагогика – Волгоград: Саратовский государственный университет им.
Н.Г. Чернышевского, 2009. Т.9 №4 – С.7479.
4. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности
/В.А.Петровский. – Ростовн/Д: Феникс, 1996. – 512с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования.Утверждён приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 года, № 1155. – 9 с.6. Шарапова Э. И. Формирование социальноценностного поведения
детей 5—7 лет: Дис.на соиск степ. канд. пед. наук. Волгоград, 2008 –
208с.