Управление по образованию
Молодечненского райисполкома
Статья в рамках педагогического проекта
Исполнитель:
учитель информатики
Городиловской СШ
Пекарская С.Н.
На сегодняшний день разработано множество электронных учебников на совершенно разные темы, начиная от простых учебных пособий, заканчивая сложными и серьезными проектами, которые создавались годами.
В чем же причина такого большого количества электронных учебников?
Ответ прост: причина во всеобщей компьютеризации общества. Наряду с традиционными учебными пособиями стали использоваться, так называемые, электронные учебники, удобные и для домашнего обучения, и для использования в образовательных учреждениях. Они существенно повышают качество визуальной информации, которая становится ярче, красочнее, а, как известно, чем интереснее представлен материал, тем интереснее его изучать. Поэтому возможности электронных учебников не ограничиваются только изложением и демонстрацией материала, они призваны заинтересовать ученика.
Огромный информационный поток зачастую не только не помогает старшекласснику при выборе профессии, но и приводит его в состояние растерянности, неопределенности. В такой ситуации необходимо выявить и создать условия, определяющие эффективность профессионального самоопределения старшеклассников в процессе обучения. Профессиональное самоопределение – процесс развития личности, внутренним содержанием которого является формирование системы знаний о мире труда, положительной трудовой направленности, практических умений и навыков в общественно значимой деятельности.
Профессиональное самоопределение постоянно подвержено влиянию разнообразных факторов. Можно выделить как минимум четыре их группы. Во-первых, социально-экономические факторы. На разных этапах своего развития общество предлагает разные сферы приложения сил молодому человеку, вступающему в жизнь. В первую очередь это относится к спектру профессий, перспективам их изменения и развития, способам и орудиям труда, потребностям общества в тех или иных специалистах. Не меньшее значение имеют и моральные и материальные стимулы конкретного профессионального труда, престиж профессии, важность для общества на данном этапе его развития и т. д.
Актуальность темы исследования заключается в том, что одной из проблем, волнующей учителей выпускных классов, является вопрос «Как развить у подростков устойчивый интерес к знаниям в профориентационной деятельности и потребность в их самостоятельном поиске?» Решение этого вопроса опирается на активизацию познавательной деятельности. Учащемуся должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.
В современном образовании сложилось противоречие между существующей традиционной системой организации профориентационной деятельности, в рамках которой учащиеся получают заученные знания, и применением этих знаний на практике. Поэтому проблема исследования заключается в поиске ответов на вопросы: «Можно ли сделать обучение по профориентации не пассивным, а активным?», «Как поставить ученика, а не учителя в центр процесса профориетации?», «Можно ли изменить учебную ситуацию, чтобы учитель из лектора превратился во внимательного, заинтересованного собеседника и опытного проводника?»
Мною, как участником реализации педагогического проекта «Портфолио учащегося базовой школы как путь его профессионального самообразования», совместно с группой учащихся разработан электронный учебник «В мире профессий», который может стать главным помощником для них при выборе траектории дальнейшего обучения и будущей профессии. Наша деятельность в рамках проекта была направлена на изучение личностных особенностей школьников и формирование реалистического самовосприятия, ознакомление с миром профессий, с требованиями рынка труда и образовательных услуг, с правилами выбора профессии, самопрезентации и планирования карьеры.
Целью создания данного электронного учебника является: исследование методов активизации познавательной деятельности учащихся старших классов при организации профориентационной работы в процессе создания электронного учебника «В мире профессий».
Объект исследования: процесс создания электронного учебника по профориентации совместно с группой учащихся 10 класса.
Предмет исследования: активные методы обучения, приёмы активизации познавательной деятельности учащихся.
Гипотеза: создание электронного учебника «В мире профессий» активизирует познавательную активность учащихся, так как позволяет не только приобрести знания и отработать практические навыки по созданию электронного продукта с помощью программы Microsoft Office FrontPage, но и систематизировать полученные ранее знания по основным направлениям профориентационного обучения в школе.
Исходя из цели определены следующие задачи:
Изучить методическую литературу.
Апробировать методы активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях по профориентации.
Создать электронный учебник с помощью программы Microsoft Office FrontPage.
Методы исследования: анализ педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение и опрос учащихся.
Этапы исследования:
Изучение и анализ теоретического материала, подбор методов активизации познавательной деятельности учащихся.
Наблюдение за процессом активизации познавательной деятельности учащихся в ходе создания электронного учебника.
Проведение опроса учащихся.
Научная новизна для меня заключается в том, что электронный учебник создаётся с применением активных методов обучения, большая роль при этом отводится самостоятельной работе учащихся.
Практическая значимость: в результате проведённых исследований апробируется применение активных методов обучения при организации профориентационной работы, результатом которой становится электронный учебник «В мире профессий», который в дальнейшем можно усовершенствовать и применять как на занятиях по профориентации, так и для самостоятельного обучения.
Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов. В значительной степени он определяется численностью учащихся (большинство методов обучения можно использовать в небольших группах). Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей.
Нами была спланирована перспективная работа на год, в ходе которой были изучены и апробированы следующие активные методы обучения: групповые дискуссии, анализ практических ситуаций, метод проектов, деловые игры. Так же, были выделены основные этапы работы над электронным учебником:
1. Выбор, анализ и обобщение источников.
2. Разработка структуры учебника.
3. Разработка дизайна, создание основных элементов управления, компоновка, связь элементов между собой.
4. Визуализация материала.
Первоначально основное внимание в нашей работе уделялось формированию практических навыков по созданию web-страниц с использованием программы Microsoft Office FrontPage. Изучение данного материала способствовало развитию познавательной активности учащихся, творческого мышления, повышению интереса к информатике, и самое главное, профориентации в мире профессий. В ходе совместной работы были рассмотрены следующие вопросы: виды сайтов, инструментарий для создания web-страниц, структура web-документа, навигация по сайту. На занятиях, проводимых с помощью традиционных методов обучения, обычно в роли лектора выступает учитель. Следуя выявленной проблеме исследования, в центр процесса обучения был поставлен ученик, а не учитель. Учебная ситуация была изменена так, чтобы учитель из лектора превратился во внимательного, заинтересованного собеседника и опытного проводника. Поэтому учащимся было заранее предложено подготовить сообщения по рассматриваемым вопросам. Мною был освещён только вопрос о структуре web-документа, остальной материал подготовили ученики. Таким образом, я и учащиеся оказались абсолютно равноправны. Никто не остался безучастным. Оказалось, что при такой форме организации занятия подростки чувствуют себя более уверенно, раскрепощённо, легче вступают в дискуссию, активнее задают интересующие их вопросы. Кроме того, качество усвоения материала оказалось тоже гораздо выше, чем при традиционном подходе к ведению занятия. Это выяснилось в ходе фронтального опроса. Самостоятельное добывание знаний, безусловно, очень продуктивно, но нужно учитывать, что мы имеем дело с детьми и однообразие их утомляет, поэтому я предложила учащимся построить нашу работу несколько иначе: включить в наши занятия использование опорных конспектов, что позволило мне выступать в роли консультанта, и способствовало развитию самоорганизации учащихся. При изучении теоретических вопросов, я старалась быть с подростками равноправным партнёром, при выполнении практических заданий – консультантом. Основная методическая установка — обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной работы по практическому созданию web-страниц в программе Microsoft Office FrontPage. Кроме самостоятельной индивидуальной, применялась и групповая работа. На обобщающих этапах обучения учащиеся объединились в группу, т.е. использовался проектный метод обучения. Проектная деятельность позволила развить исследовательские и творческие способности учащихся. Моя роль, как учителя, состояла в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания.
При моделировании электронного учебника мы руководствовались некоторыми основополагающими принципами:
1. Принцип квантования: распределение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию.
2. Принцип полноты: каждый модуль должен иметь полную структуру.
3. Принцип наглядности: каждый модуль должен состоять из коллекции кадров с минимумом текста и визуализацией, облегчающей понимание и запоминание новых понятий, утверждений и методов.
4. Принцип ветвления: каждый модуль должен быть связан гипертекстными ссылками с другими модулями так, чтобы у пользователя был выбор перехода в любой другой модуль; принцип ветвления не исключает, а наоборот, предполагает наличие рекомендуемых переходов, реализующих последовательное изучение учебника.
5. Принцип регулирования: учащийся самостоятельно управляет сменой кадров.
6. Принцип адаптивности: электронный учебник должен допускать адаптацию к нуждам конкретного пользователя в процессе учебы, позволять варьировать глубину изучаемого материала и его прикладную направленность.
7. Принцип собираемости: электронный учебник должен быть выполнен в формате, позволяющем компоновать его как единый электронный комплекс, расширять и дополнять его новыми разделами и темами.
Ученики изучали теоретический материал (М. Бендюков, И. Соломин, М. Ткачев Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда? – Санкт-Петербург, «Литера плюс», 1997 г.; Климов, Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990 г.; Грецов, А. 100 популярных профессий: психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов /А.Грецов,Т. Бедарева.- СПб.: Питер, 2005 г.; Энциклопедия для детей. Выбор профессии/ред. коллегия: [М. Аксеноваи др. ] – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2006 г.), оптимальный для развития предпрофессиональной компетенции школьников, лаконичный и удобный для создания гипертекстов, определяли оглавление, т. е. производили разбиение материала на разделы, определяли связи между темами, подготавливали проект гипертекста для компьютерной реализации.
Большое значение для формирования у старшеклассников познавательного интереса имела даже культура оформления учебника, который имеет следующее содержание:
Введение.
Профессия, специальность, специализация.
Оценка профессиональной предрасположенности.
— Дифференциально диагностический опросник Е.А.Климова.
— Метод Биркмена.
— Тест «Профиль».
Исследование профессий – общий обзор.
— Информационные технологии. Интернет. Телеком.
— Бухгалтерия. Управленческий учёт. Финансы предприятия.
— Маркетинг. Реклама. PR.
— Туризм. Гостиницы. Рестораны.
— Банки. Инвестиции. Лизинг.
— Искусство. Развлечения. Масс-медиа.
— Консультирование.
— Медицина. Фармацевтика.
— Юристы.
— Наука. Образование.
— Спортивные клубы. Фитнес.
— Производство. Технологии.
— Транспорт. Логистика.
— Автомобильный бизнес.
— Строительство. Недвижимость.
Обучение и подготовка к профессии.
Для тех, кто любознателен! Получи полезную информацию!
— История современных профессий.
— Основные понятия профориентации.
— Словарь профессий.
— 10 востребованных профессий.
— Опасные для психики профессии.
— Советы психолога.
— Загадки «Отгадай профессию!»
— Частушки о труде и профессиях.
В процессе разработки и создания электронного учебника учащиеся научились поиску и систематизации информации по профориентации, планированию деятельности, работе со справочными материалами, подборке иллюстраций к различным разделам и оформлению учебника, а так же основам работы в программе Microsoft Office FrontPage.
Результаты работы над проектом показали, что:
1. созданный электронный учебник можно использовать для организации работы по профессиональной ориентации учащихся, как в группе, так и для организации их самостоятельной работы. К примеру, его можно использовать на первых занятиях для формирования представления об основных понятиях по профориентации (раздел «Профессия, специальность, специализация», а так же пункт «Основные понятия профориентации» раздела «Для тех, кто любознателен! Получи полезную информацию!») на диагностических занятиях для формирования у учащихся понимания своих качеств, способностей, личностных особенностей и желаемый уровень будущего социального положения (пункты «Дифференциально диагностический опросник Е.А.Климова», «Метод Биркмена», «Тест «Профиль» раздела «Оценка профессиональной предрасположенности»), на занятиях по обзору профессий для формирования представления об основных группах профессий и специальностях (раздел «Исследование профессий – общий обзор») и т.д.
2. электронный учебник компактен и при этом имеет неограниченные возможности для дальнейшего совершенствования;
3. электронный учебник можно использовать для дистанционного обучения.
Необходимо отметить, что использование электронного учебника «В мире профессий» для работы с учащимися выпускных классов позволит:
Для самостоятельной работы учащихся:
– облегчить понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на эмоциональную память и т.п.;
– осуществить адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
– предоставить неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и прочее.
На занятиях по профессиональной ориентации:
– дать возможность учителю проводить занятия в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта;
– задавать содержание и уровень изучаемого материала;
– преподносить информацию в наглядном виде.
В результате апробации выяснилось, что гипотеза, высказанная в работе, полностью подтвердилась. Цель работы достигнута, задачи выполнены.
Результаты опроса учащихся старших классов представлены в таблицах:
Вопрос |
Варианты ответов |
Кол-во учащихся |
Как часто вы хотели бы использовать электронный учебник «В мире профессий» на занятиях по профориентации? |
На каждом занятии |
76% |
Только на некоторых занятиях |
15% |
|
Только на одном занятии |
9% |
|
Не использовать |
0% |
|
Как часто вы хотели бы использовать электронный учебник «В мире профессий» в домашних условиях? |
Ежедневно |
51% |
Несколько раз в неделю |
45% |
|
Не использовать |
4% |
Таблица №1.
Вопрос |
Варианты ответов |
Кол-во учащихся |
Какой учебник удобнее? |
Электронный учебник |
52% |
Бумажный учебник |
15% |
|
Затрудняемся ответить |
33% |
|
С каким учебником интереснее заниматься? |
Электронным учебником |
76% |
Бумажным учебником |
11% |
|
Затрудняемся ответить |
13% |
|
Какой учебник удобнее носить? |
Электронный учебник |
93% |
Бумажный учебник |
3% |
|
Затрудняемся ответить |
4% |
Таблица №2.
Конечный продукт, полученный в результате эксперимента – электронный учебник «В мире профессий» — содержит теоретический, диагностический, справочный и развлекательный материал.
В заключении хочется отметить, что активизация познавательной деятельности учащихся в профориентационной работе является одной из самых актуальных задач современного образования.
Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.
Леонардо да Винчи
ЛИТЕРАТУРА
1. М. Бендюков, И. Соломин, М. Ткачев Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда? – Санкт-Петербург, «Литера плюс», 1997 г.
2. Климов, Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990 г.
3. Грецов, А. 100 популярных профессий: психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов /А.Грецов,Т. Бедарева.- СПб.: Питер, 2005.-272 с.
4. Энциклопедия для детей. Выбор профессии/ред. коллегия: [М. Аксеноваи др. ] – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2006. – 432 с.
5. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / под ред. кандидата пед. наук М.В.Моисеевой. - М.: Издательский дом "Камерон", 2004. - 216 с.
6. О.В. Зимина, А.И. Кириллов Рекомендации по созданию электронного учебника.// http://www.academiaxxi.ru/Methodics.html.
7. Киселев, Б.Г. Архитектура электронного учебника. // http://education.kudits.ru/homeandschool/Papers/Kiselev2.htm.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.