СОЗДАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С СЕМЬЕЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ»
Оценка 4.6

СОЗДАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С СЕМЬЕЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ»

Оценка 4.6
docx
03.09.2022
СОЗДАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С СЕМЬЕЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ  В РАМКАХ ПРОЕКТА  «ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ»
Статья Формы взаимодействия с родителями Касушкина.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание и применение различных форм взаимодействия учителя с семьей обучающегося

в рамках проекта

 «Школы полного дня»

 

 

Касушкина Г.Р.,

г. Ульяновск,

учитель начальных классов

МБОУ «Губернаторский лицей №101

 им. Ю.И.Латышева»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействие с родителями, другими членами семьи учащегося является особой сферой деятельности педагога, отвечающей современным реальностям.

 Актуальность проблемы взаимодействий в окружающем пространстве «не нуждается в особых доказательствах, поскольку все сущее вокруг нас находится в постоянном взаимообусловленном движении». Исследование взаимодействий в образовательном процессе было, есть и будет одной из вечных проблем педагогики.

Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.

«Родительство в современном обществе рассматривается как процесс содействия прогрессивному развитию ребенка и достижению им личностной автономии. Компоненты родительства включают:

- заботу (удовлетворение витальных, социальных, эмоциональных потребностей ребенка и его защита от болезней, вредностей, ущерба, отвержения, насилия и пр.),

- контроль (нормативное структурирование границ поведения и деятельности ребенка) и

- содействие развитию в реализации потенциала ребенка в различных сферах».

 Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. В период пандемии противоречия ощущаются особо остро. С одной стороны, общество стало заниматься проблемами семьи: разрабатываются, реализуются различные программы, направленные на укрепление института семьи. С другой, различные экономические, социальные процессы, а также неблагоприятная эпидемиологическая ситуация в последние пару лет вносят свои коррективы, оказывая влияние на жизненный уровень семьи: вопросы воспитания, личностного развития ребенка отходят на второй план, прямые функции зачастую утрачиваются и возлагаются на образовательное учреждение.

Подобные тенденции на протяжении последних лет создавали основу для появления школы нового типа – «Школы полного дня».

«Школа полного дня» - это образовательная организация, позволяющая наиболее полно объединить учебную и внеурочную сферы деятельности ребенка в условиях учебного сообщества, сформировать образовательное пространство учреждения, способствующее реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, объединить в единый функциональный комплекс образовательные, развивающие и воспитательные процессы.

Опыт реализации проекта «Школы полного дня», на мой взгляд, обострил проблему родительства в значении процесса содействия развитию ребенка. Сформировав социальный заказ на подобную программу, получив отклик и став участником данного проекта, семья часто самоустраняется от решения вопросов воспитания, перекладывая ответственность на образовательное учреждение.

Школа, в свою очередь, должна действовать в направлении активного включения родителей в учебно-воспитательный процесс.

Современный педагог не может подходить к данному вопросу с формальной стороны, а только с точки зрения практической полезности и ценности, будучи заинтересованным в налаживании контактов с родителями. Чем лучше будет налажен диалог между школой и семьей, тем успешнее будет осуществляться процесс воспитания подрастающего поколения.

 

Целью исследования является выявление и изучение наиболее продуктивных форм и способов взаимодействия учителя (классного руководителя) с родителями, способствующих сотрудничеству школы и семьи в современных, постоянно меняющихся условиях общественной жизни.

Методика и организация исследования

Более полному изучению темы данной работы способствовало использование следующих методов: теоретический анализ педагогической литературы в рамках поставленной проблемы, изучение педагогического опыта взаимодействия: беседа, анкетирование, наблюдение за деятельностью, практические задания, мониторинг условий и результатов.

 

В педагогической практике сложилось мнение, что само явление взаимодействия имеет всегда только положительный характер. Такие расхожие штампы, как: «у нас в школе все основано на взаимодействии», «мы с родителями школьников работаем в тесном взаимодействии» и др., априори подразумевают позитивность и оптимистичность происходящих событий. Между тем образовательные реалии свидетельствуют об узости такого восприятия. В действительности в школе можно встретить одну учительницу, которая с удовольствием занимается с отстающим школьником, идет на контакт с семьей обучающегося, и другую, которая старается как можно меньше контактировать с родителями, ограничиваясь обсуждением успеваемости и прилежности по необходимости. Чаще всего это назидание, просьба повлиять на нерадивого обучающегося.

С развитием гуманистической психологии и педагогики, с разработкой и реализацией личностно-ориентированного подхода в образовательной деятельности возникает потребность в смене профессиональной ориентации педагога: от воздействующей позиции в педагогическом процессе к взаимодействующей. Есть мнение, что «воздействие и взаимодействие—это взаимосвязанные явления. Однако они далеко не равноценны, что справедливо и относительно педагогического процесса.

 

Задачи сотрудничества с родителями:

·         Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.

·         Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.

·         Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, взаимозаинтересованности и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

·         Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

·         Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.

 

На первый план встает вопрос о личности педагога. Именно это определяет профессиональную компетентность. Современный педагог обязан учитывать тенденции изменяющегося общества. Нельзя отправлять ребенка для решения проблем в семью. Необходимо семью вовлечь в совместную деятельность по коррекции. Родители нуждаются в инструментах. Под инструментами понимается выработка механизмов взаимодействия семья – ребенок – школа. Не секрет, что часто семье нужно обозначить ее роль в личностном становлении ребенка, нужно показать важность внутрисемейных процессов как факторов воспитания.

Т. П. Елисеева в своей статье «Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях» говорит о современных формах взаимодействия педагогов и родителей, о необходимости повышения их педагогической культуры.  И. Ф. Харламов также говорит о необходимости повышения педагогической культуры родителей, что будет способствовать объединению воспитательных усилий семьи и школы.

 

В контексте личного опыта пришло понимание, что семья нуждается в систематической квалифицированной помощи со стороны школы, а именно классного руководителя. Не всегда результаты и достижения понятны и прозрачны для родителей. Школа должна быть открыта, информативна, должна предлагать продуктивное сотрудничество заинтересованным семьям и оказывать действенную поддержку слабомотивированным родителям.

 

Направления работы учителя:

·         Необходимо выявить потребности родителей в педагогической поддержке, какая помощь и в чем именно им необходима, готова ли семья к активному взаимодействию со школой.

·         Нужно выбрать такие формы взаимодействия с родителями, которые наиболее эффективно можно использовать в работе.

·         Определиться, в каком направлении необходимо поддерживать семью.

 

На первоначальном этапе мною использовались традиционные формы взаимодействия:

- родительское собрание,

- посещение на дому,

- индивидуальные консультации,

- внеклассные мероприятия.

 

На первом же родительском собрании стала явной разрозненность родительского коллектива, поэтому сразу было принято решение в завершение собрания использовать психологическую игру:

- Родителям было предложено назвать одно пожелание для своего ребенка в школьной жизни, в новом коллективе. Называя, каждый передавал клубок нити далее. Намеренно передавали не последовательно, друг за другом, а в разные точки класса. Получилась паутина. Сделали вывод, что коллектив – это паутина, где все взаимосвязано, разрыв в одном месте уже приведет к нарушению целостности и стройности картины.

Игра заложила у участников понимание моей заинтересованности  в дружеских, взаимовыгодных отношениях. Получила отклик у большинства родителей.

С течением времени родители разделились на различные группы помощи учителю по всевозможным вопросам.  В коллективе есть родители-профессиональные психологи. Это дало возможность провести на одном из собраний своеобразный брейншторм:

- Задача: провести коррекцию агрессивного поведения учащихся. Участникам было предложено проанализировать сложившуюся ситуацию с точки зрения своего ребенка. Можно было не озвучивать выводы, но, стоит отметить, что большинство родителей сами захотели высказаться, в этом проявилась заинтересованность каждого. Далее предложили совместно найти максимальное количество идей решения нашей общей задачи. Был намечен путь коррекции, сформулировали правила, наметили контрольные точки. Результат, однозначно, положителен для всех участников взаимодействия. Присутствие родителя-психолога, с одной стороны, оказало поддержку мне, с другой, он выступал на стороне родителей, и они также восприняли это в качестве своеобразного «плеча».

 

В выстраивании отношений с родителями своего класса я выбрала тип интегративных переговоров, целью которых является не отстаивание своей позиции, а достижение разумного эффективного соглашения. Родителю это дает ощущение уверенности, понимание, что с ним советуются, что его посвящают в происходящие события. Тем самым каждый родитель принимает долю контроля, а с ней и долю ответственности.

 

В результате взаимосвязи совместно с коллективом родителей выработаны правила:

- «Телефонная шкатулка», система хранения телефонов в период пребывания детей в школе. В августе 2019 года Роспотребнадзор выпустил специальные рекомендации на эту тему. Следуя этим рекомендациям, было 100% согласование с родителями. Со стороны детей последовало полное принятие данного правила, что свидетельствует о работе со стороны родителей. Еще одним доказательством действенности данного правила стал следующий факт: в начале 2021 учебного года в класс прибыло 4 детей, родители не участвовали в обсуждении и принятии, выслушали правила класса, подтвердили согласие, но только двое из 4-ых учащихся неукоснительно и спокойно выполняют общее для всех правило. Это дети, чьи родители с радостью поддержали ранее принятую идею и отработали дома. И, напротив, дети, родители которых равнодушно отнеслись к данному факту, весь первый триместр нарушали правило, пытались его обойти, чувствуя явный дискомфорт без постоянного использования гаджета.

- «Объяснительная», система воспитания ответственности за свои поступки. Драки, манипуляции с чужими вещами, оскорбления, использование нецензурной лексики попадают под строжайший запрет. В данных вопросах действуем слаженно: в семье проговаривают, назначают «меру наказания», в классе осуществляется контроль, фиксируется проступок, который ученик самостоятельно формулирует в «объяснительной». Фото объяснительной передается родителям для дальнейшей работы.

- «Метод пряника», система поощрения. Со стороны учителя: сертификаты «антидвойка», «0% домашки», грамоты и т.п.; со стороны родителей: в качестве подведения итогов триместра материальное вознаграждение (призы, сувениры, билеты в кино, в театр).

 

Сложившаяся эпидемиологическая ситуация внесла свои поправки. Родительские собрания, консультации, встречи перешли в онлайн формат. Возникла необходимость менять формы взаимодействия.  

К сожалению, собрания на платформе ZOOM не дали посещаемости более 60%. Причины самые разнообразные: материальные, технические, даже психологические. Не видя смысла стучаться в закрытые двери, я создаю своеобразную платформу «Родительский факультет».

Основой стала не структура управления, а структура помощи родителям. Создан небольшой кластер, который позволяет определиться с формой диалога с классным руководителем. Это особо актуально при переходе на дистанционное обучение.

Кластер содержит следующие разделы:

 - Гугл-диск – возможность прикрепить файл с домашней работой, получить проверенный файл с комментариями для работы над ошибками,

 - электронная почта класса – необходимая и актуальная документация: договоры, заявления и т.п., а также тренажеры, дополнительные рабочие листы предметной области,

 - образовательная платформа ЯКласс – возможность повторить и закрепить пройденный материал, выполнить проверочную работу; платформа имеет обновляемую базу статей и видеоматериалов, что позволило провести на данной платформе родительское собрание, классные часы, а также обучающие вебинары по предметным и внеурочным областям.

Кроме этого, созданы два чата в вайбере, папки Каникулы (планы внеурочной деятельности в каникулярный период для учащихся и родителей) и

Прочее (ссылки на интерактивный материал обучающего и познавательного характера, фильмы и мультфильмы для семейного просмотра, аудиофайлы). (Приложение)

 

Для предотвращения негативных последствий применения дистанционных форм обучения была проведена разъяснительная беседа с родителями по группам. Анкетирование помогло выявить родителей, отвергающих саму идею дистанционного образования. С каждой из групп пришли к взаимопониманию: в беседе была применена техника активного слушания, а затем присоединения, подстройки. Далее были даны рекомендации, каждый был убежден в помощи классного руководителя на любом этапе. Нет идеальных алгоритмов, поэтому необходимо было перестроиться и максимально упростить технологические и организационные сложности.  В помощь разработаны подробные памятки: как скачать, как зарегистрироваться, как загрузить и т.п. «Главное сейчас – организовать детей и задать ритм. Организовать учебное пространство. Самое важное для всех нас – не превратить это время в период невыносимых трудностей для себя и наших детей. А постараться жить с позитивной мотивацией, поддерживать своих детей. Сегодня учителя тоже учатся – быстро и много. Я всегда готова прийти к вам на помощь, ответить на все ваши вопросы».

Родители положительно отнеслись к предложению создать отдельный чат для детей с учителем. Здесь нужно учитывать возможности и обеспечение детей телефонами.  В случае с моим классом данное нововведение сыграло на пользу: дети оперативно получают ответы на волнующие вопросы, они постоянно на связи. Параллельно развивается такой важный навык, как эффективная переписка и общение. Нужно помнить о том, что данный вид работы достаточно энергозатратный для учителя на первичном этапе. Но при отлаженной работе и введении четких правил способ взаимодействия через чаты с родителями и учениками себя оправдывает.

Я намеренно отказалась от чисто информативного чата (когда пишет только учитель). На мой взгляд, контролировать и управлять настроениями и намерениями родителей гораздо легче и эффективнее в самом их зачаточном состоянии. Мы сделали акцент на «плюсы» чата: новости, нужные контакты, напоминания, обмен воспоминаниями.  На базе медиа и видеофайлов чата созданы памятные папки с видео и фото файлами различных мероприятий, совместных семейных челленджей, создания конкурсных работ.

С проявлениями «минусов» чата (споры, рассуждения, зарождающиеся конфликты) велась профилактическая работа, в данный момент они носят единичный характер.

 

Вопрос разрешения конфликтов крайне интересен. Сам по себе конфликт-показатель заинтересованности родителя, его неравнодушного отношения к успехам ребенка в образовательном пространстве. Причин возникновения конфликтных ситуаций бесчисленное множество: заниженная/завышенная отметка, сложность/простота программы, частый/редкий опрос детей, много/мало домашнего задания, конфликты между детьми, горячий/холодный обед… Учитель должен помнить, что родителями движет одно единственное желание – помочь ребенку, ожидание помощи ребенку со стороны школы. И учитель обязан убедить родителя в том, что им движет тоже самое желание. Для успешного взаимодействия необходимо формирование конфликтной компетентности у педагога. Существуют обучающие курсы, выработанные гайды, путеводители по конфликтным ситуациям, формирующие навык «экологичной» работы с возражениями родителей.  

 

Профилактикой конфликтов может стать и просвещение семьи по вопросам воспитания, образования, взросления и становления личности. Раздел кластера Прочее включает в себя рекомендуемый материал, консультативные статьи, списки литературы, ссылки на интерактивный материал обучающего и познавательного характера.

Метод опроса помогает выявить запрос родителей, который обрабатывается, обрастает необходимой информацией, затем дается обратная связь.

Индивидуальная работа с семьей проявляется в эффективной обратной связи.

Обратная связь – это процесс предоставления и получения комментариев о конкретных действиях, ситуациях, вопросах, которые ведут к достижению цели. Обратная связь обеспечивает успех обучения ребенка и взаимодействия с семьей.

Обратная связь оказывает большое влияние на качество образования, так как это реакция учителя на деятельность или результат деятельности учащихся. Реакция учителя – это рекомендации, советы и комментарии, позволяющие устранять возникающее непонимание на самых ранних этапах обучения, не давая ученику «потеряться в пути». Обратная связь носит личностно-ориентированный характер, так как направлена на конкретного учащегося, его конкретную проблему, и вовлекает его к исправлению допущенных ошибок. Для родителя –это осведомленность о степени достижения ожидаемых результатов. А также получение рекомендаций с разработкой индивидуального маршрута, указанием точек роста и выставлением контрольных точек.

Все отметки, домашнее задание можно контролировать в Сетевом городе. Параллельно ведем дневник, куда вносятся записи-замечания. Они носят информационный характер.

Вместе с тем, для внесения конструктива и увеличения эффективности мною стала применяться описательная обратная связь для родителей в виде таблицы, которую я вклеиваю в дневник.  Идея взята из работы «Оценивание учебных достижений учащихся»  (Методическое руководство составителей     Р. Х. Шакиров, А. А. Буркитова, О. И. Дудкина). В первоисточнике таблица содержит вопросы для описательной обратной связи учащемуся. В контексте создания системы взаимосвязи с семьей описание и результаты адресованы родителю:

Описание

Результат

Сильная сторона

Может…Научился…Применяет…

Точка роста

Повысить…Улучшить…Применять…

Приемы улучшения

Вспомнить…Попробовать…Использовать…

 

«Результативность и эффективность решения множества профессиональных задач, по признанию ученых, сегодня зависят не только от индивидуальных качеств и умений индивида, но и от его готовности и умения включиться в совместную деятельность на уровне партнерства, сотрудничества, сотворчества, от сформированной культуры социального поведения. Интерес к исследованию взаимодействий возрос, потому что динамично расширяется коммуникативная сфера, появляются новые формы контактов, расширяются возможности не только непосредственной, но и опосредованной (дистантной, виртуальной и пр.) совместной деятельности.

Именно потому в последнее время заговорили о том, что педагог должен нести в себе фасилитирующие — поддерживающие, одобряющие, конструктивные установки (в противовес ингибиции, подавляющей продуктивность деятельности). Характеризуя образ педагога-фасилитатора, К. Роджерс и Д. Фрайберг настаивают на том, что доминирующим приемом здесь является «одобрение ученика — одобрение его чувств, его мнений, его личности».

 

Эта мысль о доминирующем приеме также применима, по моему мнению, и в отношении семьи обучающегося в целом. Одобрение чувств семьи, поддержка, сделают педагогическое взаимодействие продуктивным.

Принятие других в профессиональной деятельности учителя выражается в проявлении коммуникативной толерантности, терпимости в отношении к родителям. В случае, когда приходится сталкиваться с отрицательными качествами, противоположными взглядами, неприемлемыми поступками, такие навыки позволяют эффективно выстраивать общение, избегать конфликтных ситуаций, сохранять конструктивные взаимоотношения в рамках профессиональной деятельности.

Ничто не может заменить непосредственное участие в организованной деятельности под руководством педагога. Поэтому наиболее востребованными остаются активные формы взаимодействия с семьей. Будучи включенными в воспитательно-образовательный процесс, родители получают личный опыт проживания учебных ситуаций, расширяют представления о современных образовательных стандартах, осваивают эффективные приемы взаимодействия со своими детьми в рамках взаимодействия с педагогами по формированию учебных навыков и развитию потенциальных возможностей обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.     Белкин А.С. Педагогика детства (Основы возрастной педагогики). Екатеринбург, 1995. С. 45.

2.     Елисеева Т. П. Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях/Т. П. Елисеева// Классный руководитель. 2005. №5. С. 65 – 72.

3.     Коротаева Е.В. Организация взаимодействий в образовательном процессе школы. — М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. — 192 с. — (Библиотека журнала «Директор школы».)

4.     Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство / Сост. Р. Х. Шакиров, А. А. Буркитова, О. И. Дудкина. – Б.: «Билим», 2012. – 80 с.

5.     Педагогическая поддержка ребенка в образовании / под ред. В.А.Сластенина, И.А.Колесниковой. М., 2006. С. 66–67.

6.     Психологические проблемы современной семьи: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции под редакцией О.А. Карабановой, Н.Н. Васягиной / Урал. гос. пед. ун-т. – Электрон.дан. – Екатеринбург, 2018. –905 с.

7.     Роджерс Карл., Фрейберг Дж. Свобода учиться. (Архив файлов сайта studmed.ru)

8.     Трифаненкова С.В. Формы взаимодействия образовательной организации с семьями обучающихся. Методические материалы. – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2018 – 60 с.

9.     Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. 3-е изд. М.,1997.


 

Создание и применение различных форм взаимодействия учителя с семьей обучающегося в рамках проекта «Школы полного дня»

Создание и применение различных форм взаимодействия учителя с семьей обучающегося в рамках проекта «Школы полного дня»

Взаимодействие с родителями, другими членами семьи учащегося является особой сферой деятельности педагога, отвечающей современным реальностям

Взаимодействие с родителями, другими членами семьи учащегося является особой сферой деятельности педагога, отвечающей современным реальностям

Сформировав социальный заказ на подобную программу, получив отклик и став участником данного проекта, семья часто самоустраняется от решения вопросов воспитания, перекладывая ответственность на образовательное учреждение

Сформировав социальный заказ на подобную программу, получив отклик и став участником данного проекта, семья часто самоустраняется от решения вопросов воспитания, перекладывая ответственность на образовательное учреждение

Задачи сотрудничества с родителями : ·

Задачи сотрудничества с родителями : ·

На первоначальном этапе мною использовались традиционные формы взаимодействия: - родительское собрание, - посещение на дому, - индивидуальные консультации, - внеклассные мероприятия

На первоначальном этапе мною использовались традиционные формы взаимодействия: - родительское собрание, - посещение на дому, - индивидуальные консультации, - внеклассные мероприятия

В результате взаимосвязи совместно с коллективом родителей выработаны правила: - «Телефонная шкатулка», система хранения телефонов в период пребывания детей в школе

В результате взаимосвязи совместно с коллективом родителей выработаны правила: - «Телефонная шкатулка», система хранения телефонов в период пребывания детей в школе

ЯКласс – возможность повторить и закрепить пройденный материал, выполнить проверочную работу; платформа имеет обновляемую базу статей и видеоматериалов, что позволило провести на данной платформе родительское…

ЯКласс – возможность повторить и закрепить пройденный материал, выполнить проверочную работу; платформа имеет обновляемую базу статей и видеоматериалов, что позволило провести на данной платформе родительское…

Мы сделали акцент на «плюсы» чата: новости, нужные контакты, напоминания, обмен воспоминаниями

Мы сделали акцент на «плюсы» чата: новости, нужные контакты, напоминания, обмен воспоминаниями

Для родителя –это осведомленность о степени достижения ожидаемых результатов

Для родителя –это осведомленность о степени достижения ожидаемых результатов

Ничто не может заменить непосредственное участие в организованной деятельности под руководством педагога

Ничто не может заменить непосредственное участие в организованной деятельности под руководством педагога

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.09.2022