СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА В ГРУППЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО
Задача «Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста» неразрывно связана с созданием условий для психологического комфорта и обеспечением психологической безопасности детей группы раннего возраста. Психологический комфорт – это условия жизни, при которых человек, а в данном случае ребёнок раннего возраста, чувствует себя спокойно, и он не испытывает необходимости защищаться. Мы с уверенность можем сказать, что ребёнку комфортно в группе детского сада, если он эмоционально не напряжён, находится в хорошем настроении, а в течение дня оно меняется только от вида деятельности и испытываемых эмоций. Так, во время двигательной активности ребёнок вполне может испытывать радость, положительное возбуждение, во время конструктивной деятельности будет спокойно-сосредоточенным, во время восприятия художественной литературы – увлечённо-внимательным. Так же ребёнок раннего возраста будет испытывать психологический комфорт, если деятельность его будет успешной, если он будет испытывать внимание со стороны взрослого (воспитателя, педагога). Достижению такого идеального портрета эмоционально благополучного ребёнка в данное время большое внимание уделяет наша дошкольная образовательная организация. Активно заниматься данной проблемой мы смогли только при условии наличия ставки педагога-психолога в штате организации. Именно под руководством и при непосредственном участии психолога в данной работе мы добиваемся положительных результатов в адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО, в обеспечении психологического комфорта наших воспитанников, а как следствие этого – хорошая посещаемость, сокращение случаев заболеваемости детей. Находкой в нашей работе по созданию психологически безопасной и комфортной среды в группе раннего возраста стало использование возможностей цветовосприятия детей раннего возраста. Естественно, работу начинали с привлечения внимания родителей (законных представителей) будущих воспитанников к проблеме создания комфортных условия для детей в период адаптации к условиям ДОО. Так же активная работа проводилась с воспитателями и специалистами, работающими с детьми раннего возраста. Родителей (законных представителей) знакомили с особенностями развития детей раннего возраста, с условиями организации развивающей среды для детей. Психологами установлено, что в раннем возрасте происходит формирование таких важных черт личности, как активность, автономность, инициативность и самостоятельность. И эти личностные качества можно считать основными для формирования положительной адаптации и как следствие психологического комфорта в последующем. Мы привели родителей к пониманию, что цветовая образовательная среда в группе, будет влиять на то насколько вышеперечисленные качества сформируются и насколько будет высоким уровень психологической безопасности детей. Естественно, данное направление не стало приоритетным в нашей работе по созданию психологического комфорта детей в группе, но сыграло свою решающую роль в работе над проблемой. В основу нашей работы положены исследования психологов о том, что основные цвета спектра воспринимаются детьми раннего возраста по-разному: зелёный цвет наиболее сложен для их восприятия, а жёлтый воспринимается легко. И поэтому в ознакомлении детей с цветами спектра зелёный цвет стоит последним. Для того, чтобы создать положительное первое впечатление о группе у ребёнка, мы всегда стараемся подготовить группу к приёму детей проведя косметический ремонт, или каждый год ранний возраст принимается в одном и том же помещении. Так, в цветовом решении стен групповой комнаты у нас доминирует светло-жёлтый цвет. Так же, с жёлтым цветом знакомят малышей осенью, в самом начале учебного года, в сложный период адаптации, жёлтый цвет стимулирует накопление энергии и внутренней силы. В результате наблюдений за поведением детей и опираясь на исследования психологов, были сделаны выводы, что использование красного цвета в группе стимулирует двигательную деятельность детей, активизирует даже пассивных и медлительных детей, побуждает к деятельности и движению застенчивых и неуверенных в себе детей. Родителям было предложено для занятий физической культурой одевать малышей в яркие футболки с большим использованием красного цвета, и особенно обратить внимание на одежду малоподвижных и неактивных детей. И педагогами, и родителями отмечено, что при использовании данного приёма двигательная активность детей увеличивается, повышается настроение, дети испытывают положительные эмоции. Инструктором по физической культуре используется спортивный инвентарь красных оттенков (ярко-розовые султанчики, красные погремушки, мячи). Но, это не говорит о том, что это делается постоянно. Под руководством и наблюдением педагогапсихолога, данная работа является составляющей частью большого комплекса мер, направленных на создание психологически комфортных условий пребывания детей в ДОО. Учитывая, что сопутствующие черты красного цвета агрессивность и активность, мы обращаем внимание на формирование гардероба гиперактивных детей. Данную работу мы настолько осторожно строим с родителями (законными представителями), что это позволяет нам заручиться поддержкой и доверием с их стороны. Работа проводится индивидуально, в форме консультирования, ненавязчивых советов, бесед-рассуждений. И если педагог-психолог и воспитатели видят интерес со стороны родителей, то работа продолжается, а если – непонимание и отвержение нашего мнения, то приходится искать другие пути взаимодействия. Но, как правило, родители доверяют профессиональной компетентности педагогов и с основной массой родителей выстраиваются доверительные отношения. Занимаясь цветорешением пространственной среды, мы пришли к выводу, что светло-синий и голубой цвет лучше использовать в спальной, использовать в оформлении ширм для зон уединения. Это обеспечит автономность и независимость ребёнка в группе. Так же благоприятно влияет на создание психологического комфорта детей светло-зелёный цвет. Его мы используем при выборе коврового покрытия, некоторых пособий, вносим элементы декора в оформление стен. Так же используем много живой зелени. Зелёный цвет помогает воспитателю создать уравновешенную, деловую обстановку. Опираясь в своей работе на исследования психологов о значении цветового решения для самоощущения детей, мы подбираем для детей физически слабых игры и игрушки, окрашенные в ярко-оранжевый цвет. Это стимулирует их деятельность, и как следствие – их развитие. Наш опыт подсказал нам, что внешний цветовой образ воспитателя и психолога в группе является значимым объектом для внимания детей, вновь приходящих в группу. Мы отказались от униформы для педагогов, а помощник воспитателя одевает спецодежду только при выполнении конкретных профессиональных функций. Воспитатель подбирает одежду яркую, с различными деталями. Например, в большой карман можно спрятать интересный и необычный предмет, который заинтересует ребёнка и отвлечёт его от отрицательных эмоций, рюши или кисточки на платье или блузке, могут успокоить ребёнка, когда он нервничает. Ребёнок будет перебирать их руками и успокаиваться. Одежда педагога всегда удобная и позволяющая выполнять движения различной амплитуды: низко наклониться, присесть на корточки, на маленький стульчик, сесть на пол. Конечно, работа по созданию комфортных и психологически безопасных условий адаптации детей раннего возраста не является главным условием в сохранении и укреплении здоровья детей, но, по нашему мнению, является одной из составляющих системы мер в решение данной проблемы. Мы будем продолжать работу в данном направлении, так как результаты нашей работы видимы и ощутимы. Третий год подряд, адаптация детей раннего возраста проходит на высоком уровне, отмечается стойкое снижения заболеваемости, растёт посещаемость. Если ребёнок будет спокоен, будет испытывать положительные эмоции от первых посещений детского сада, значит мы можем с уверенность сказать, что мы создали максимум условий для сохранения и укрепления его здоровья путём создания психологического комфорта и психологической безопасности образовательной среды. Библиографический список: Бурмистрова Е.В.Детская возрастная психология// Вестник практической психологии образования.2014.-№4.-с41-44 Печора К.Л. Развиваем детей раннего возраста. Современные проблемы и их решение в ДОУ и семье. Изд.Сфера, 2017 Черепахова Э.М. Воспитание без слёз.- М.: Знание, 1998.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.