Создание условий для формирования положительных эмоций у обучающихся по отношению к учебной деятельности.

  • Документация
  • docx
  • 22.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Создание условий для формирования положительных эмоций у обучающихся по отношению к учебной деятельности.
Иконка файла материала СТАТЬЯ.docx

Создание условий для формирования положительных эмоций у обучающихся по отношению к учебной деятельности.

 

 

 «Все наши замыслы, все поиски и

построения превращаются в прах,

если у ученика нет желания учиться».                                                     

 В.А. Сухомлинский

Актуальность темы

         Серьезной проблемой XXI века, является падение у школьников интереса к учебным занятиям. Учащиеся не умеют слушать, слышать, понимать, анализировать услышанное, выполнять то, о чём их просит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения каких-либо заданий

         Я – учитель начальных классов, поэтому знаю, что первоклассник - это малыш, который с нетерпением ждет 1 сентября, и, придя в школу, в первый раз, он с большим желанием делает первые для себя открытия.

         Противоречия: Почему спустя некоторое время, я вижу у кого-то грустные глаза, а у кого-то и вовсе нежелание ходить в школу?

Ребенок столкнулся с новым миром, полным не только открытий и загадок, но и целой системой требований, рамок и ограничений. Со временем у него накапливаются отрицательные эмоции.

         Проблема: Как добиться того, чтобы обучение вызывало положительные эмоции у учеников?

         Цель моей работы: изучение приёмов создания условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебе.

        

         Выбрав эту тему, я задала себе мысленно вопрос: «А когда у меня возникают положительные эмоции при выполнении какой-либо работы?» Ответ: «Когда мне комфортно, интересно, когда я добилась желаемого результата».

 

Я считаю, что для формирования положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, ученикам необходимо, чтобы на уроке был:

1) Комфорт

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, не имеет необходимости защищаться от кого-либо или чего-либо.

2) Интерес

Интерес – положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему.

3) Успешный результат

Успех — достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание.

 

         Чтобы ученику на уроке было КОМФОРТНО, работаю над формированием коммуникативных УУД.

1.   Создаю атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.

2.   Учебный день начинаю с кратковременного психологического настроя учащихся на урок. Говорю детям, что очень рада их видеть.

3.   Использую разнообразные приветствия между учителем и детьми, между детьми.

4.   Часто уроки начинаю в стихотворной форме, что позволяет вывести детей на диалог.

НАПРИМЕР:

– Здравствуйте.

– Дети, вам тепло? (Да!)

– В классе светло? (Да!)

– Прозвенел уже звонок? (Да!)

– Уже закончился урок? (Нет.)

– Только началсЯ урок? (Да!)

– Хотите учиться? (Да!)

– Значит, можно садиться!

***

Я рада видеть каждого из вас.

И пусть в окно зима прохладой дышит.

Нам будет здесь уютно и тепло

Ведь мы друг друга чувствуем и слышим.

***

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

***

Придумано кем-то просто и мудро! При

встрече здороваться:

-Доброе утро!

Доброе утро! - солнцу и птицам,

-Доброе утро! - приветливым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера!

***

Что такое, здравствуй?

Лучшее из слов,

Потому что, здравствуй,

Значит, БУДЬ ЗДОРОВ.

***

Добрый день и добрый час,

Очень рады видеть вас.

С добрым утром, начат день

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и читать!

 

5.   Провожу на уроке подвижные физминутки и минутки тишины.

6.   Учу не бояться задавать вопросы и ошибаться, не бояться выдвигать версии (пусть не всегда правильные) и высказывать свою точку зрения по услышанному. Если ребенок боится ошибаться, он чересчур сфокусирован на своем страхе и перестает получать удовольствие от учебы.

 

7.   При выполнении учащимися различных ролей в группе учу сотрудничать в совместном решении возникшей проблемы.

8.   Оцениваю каждого ученика за малейший успех. Отметки в 1 классе нет, но есть похвала, одобрение товарищей, помощь друг другу (через парную и групповую работу), слова благодарности от учителя, что и вызывает у учащихся положительные эмоции к учебной деятельности.

9.     Не всегда ставлю отметку за работу у доски. У доски дети учатся рассуждать, слушать, слышать, соглашаться или исправлять друг друга, принимать помощь со стороны и не чувствовать страха.

10.   Использую «справочник», который создаётся вместе с детьми в ходе учебного процесса. В нём памятки, таблицы, которые создавались на уроке, и ученики умеют ими пользоваться. Ученику разрешается им пользоваться  до тех пор, пока он сам для себя не поймёт, что справляется без него.

 

         Чтобы ученику на уроке было ИНТЕРЕСНО:

Интерес – важнейший побудитель учебной деятельности и на уроке, и на перемене, и на ПОУ и во время внеурочной деятельности.

1.            Школьники младшего возраста любят мечтать, играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны, стремятся к приключениям. Однообразная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений я использую приём «Привлекательная цель».

ПРИМЕР: урок – закрепление математика в 1-м классе «Сложение и вычитание чисел в пределах 20» одна из задач, решаемых на уроке, — отработка навыков сложения и вычитания. Детям же была поставлена цель: помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской. Но добиться этой цели сможем решив правильно все выражения.

2.            На уроках использую педагогический приём «Удивление»,
Удивить – это значит заронить в детскую душу искорку интереса.
Удивление на уроке может стать «запускным механизмом» для формирования интереса к обучению.

         Аристотель утверждал: «Познание начинается с удивления». Этот механизм запускается еще в детстве, когда ребенок по мере своего развития сталкивается с неизвестными ему ситуациями, сопровождающимися реакцией удивления. За этим следует попытка исследовать предмет, то есть познать его.

Чем может удивить учитель?

Для себя определила следующие источники удивления: удивление фактом, удивление методом, удивление окружающей средой. Рассмотрим  каждый из них на примерах.

1)    Удивление фактом

Любой школьный предмет - это совокупность интересных фактов.

НАПРИМЕР:

– урок математика и конструирование: «А вы знаете, что квадрат — это прямоугольник?»

– урок ИЗО: «Чистый белый лист покрываю акварельной краской, а на листе высвечивается рисунок». У детей удивление, как так?

2)    Удивление методом

То, как учитель представляет сложный для понимания школьников учебный материал, может вызвать удивление и восторг. В этом мне помогаю приемы мнемотехники.

Мнемотехника или мнемоника – это совокупность приёмов, облегчающих запоминание информации через правильные и «крепкие» ассоциации.

Сначала помогаем детям подобрать ассоциацию, затем дети их придумывают сами.

 

НАПРИМЕР:

– При работе со словарными словами ученики сталкиваются с проблемой запоминания орфограммы. Использую приемы мнемотехники:

Столица – выходим из поезда и видим сто лиц.

Лимон – кислый.

Морковь – растёт мордочкой вниз.

Горох – все горошины только круглые, похожие на букву «О».

– Могут быть рисованные ассоциации.

Ворона, сорока – рисунок, где этот предмет изображается в виде картинки-ассоциации «ворона с двумя сережками», похожими на букву «О»

– К приемам мнемотехники относятся и веселые рифмовки, помогающие запомнить правильное ударение:

Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!
Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!

С помощью данной техники можно быстро запомнить вопросы наречия.

Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?

-ИЛИ считалка для запоминания падежей:

Иван

Родил

Девчонку

Велел

Тащить

Пеленку

Мнемотехника уменьшает трудности в обучения и вызывает положительные эмоции у ученика. То, что казалось очень трудным, стало понятным и легко запомнилось.

3)    Удивление окружающей средой.

Удивлять должны условия в которых проходит урок.

- Иначе расставлены парты.

- Необычное оформление кабинета.

-Лабораторное оборудование.

-Интерактивные рабочие тетради по окружающему миру и литературному чтению.

- Проведение урока в нетрадиционной форме:

- урокь – турнир

- урок – КВН

- урок – викторина

- урок – путешествие

- Использование «Шумомера» для улучшения комфортной работы на уроке и поддержания дисциплины.

-Самоанализ урока «Дерево успеха».

 

         Я считаю, что положительные эмоции, интерес к учебе и творчеству, возникающие у ребят, на основе применения всех вышеперечисленных методов, приводит к хорошим результатам, К УСПЕХУ.

         Эти и другие  методики способствуют созданию положительных эмоций у обучающихся по отношению к учебной деятельности.

         В заключении скажу, что только сочетание разнообразных методов мотивации и стимулирования в своём единстве может обеспечить успешность каждого школьника в обучении, поддерживать его интерес к обучению и вызывать у ребёнка положительные эмоции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П Р И Л О Ж Е Н И Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также