Создание условий для формирования положительных эмоций у обучающихся по отношению к учебной деятельности.
«Все наши замыслы, все поиски и
построения превращаются в прах,
если у ученика нет желания учиться».
В.А. Сухомлинский
Актуальность темы
Серьезной проблемой XXI века, является падение у школьников интереса к учебным занятиям. Учащиеся не умеют слушать, слышать, понимать, анализировать услышанное, выполнять то, о чём их просит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения каких-либо заданий
Я – учитель начальных классов, поэтому знаю, что первоклассник - это малыш, который с нетерпением ждет 1 сентября, и, придя в школу, в первый раз, он с большим желанием делает первые для себя открытия.
Противоречия: Почему спустя некоторое время, я вижу у кого-то грустные глаза, а у кого-то и вовсе нежелание ходить в школу?
Ребенок столкнулся с новым миром, полным не только открытий и загадок, но и целой системой требований, рамок и ограничений. Со временем у него накапливаются отрицательные эмоции.
Проблема: Как добиться того, чтобы обучение вызывало положительные эмоции у учеников?
Цель моей работы: изучение приёмов создания условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебе.
Выбрав эту тему, я задала себе мысленно вопрос: «А когда у меня возникают положительные эмоции при выполнении какой-либо работы?» Ответ: «Когда мне комфортно, интересно, когда я добилась желаемого результата».
Я считаю, что для формирования положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, ученикам необходимо, чтобы на уроке был:
1) Комфорт
Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, не имеет необходимости защищаться от кого-либо или чего-либо.
2) Интерес
Интерес – положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему.
3) Успешный результат
Успех — достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание.
Чтобы ученику на уроке было КОМФОРТНО, работаю над формированием коммуникативных УУД.
1. Создаю атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.
2. Учебный день начинаю с кратковременного психологического настроя учащихся на урок. Говорю детям, что очень рада их видеть.
3. Использую разнообразные приветствия между учителем и детьми, между детьми.
4. Часто уроки начинаю в стихотворной форме, что позволяет вывести детей на диалог.
НАПРИМЕР:
– Здравствуйте.
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет.)
– Только началсЯ урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит, можно садиться!
***
Я рада видеть каждого из вас.
И пусть в окно зима прохладой дышит.
Нам будет здесь уютно и тепло
Ведь мы друг друга чувствуем и слышим.
***
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
***
Придумано кем-то просто и мудро! При
встрече здороваться:
-Доброе утро!
Доброе утро! - солнцу и птицам,
-Доброе утро! - приветливым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера!
***
Что такое, здравствуй?
Лучшее из слов,
Потому что, здравствуй,
Значит, БУДЬ ЗДОРОВ.
***
Добрый день и добрый час,
Очень рады видеть вас.
С добрым утром, начат день
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать!
5. Провожу на уроке подвижные физминутки и минутки тишины.
6. Учу не бояться задавать вопросы и ошибаться, не бояться выдвигать версии (пусть не всегда правильные) и высказывать свою точку зрения по услышанному. Если ребенок боится ошибаться, он чересчур сфокусирован на своем страхе и перестает получать удовольствие от учебы.
7. При выполнении учащимися различных ролей в группе учу сотрудничать в совместном решении возникшей проблемы.
8. Оцениваю каждого ученика за малейший успех. Отметки в 1 классе нет, но есть похвала, одобрение товарищей, помощь друг другу (через парную и групповую работу), слова благодарности от учителя, что и вызывает у учащихся положительные эмоции к учебной деятельности.
9. Не всегда ставлю отметку за работу у доски. У доски дети учатся рассуждать, слушать, слышать, соглашаться или исправлять друг друга, принимать помощь со стороны и не чувствовать страха.
10. Использую «справочник», который создаётся вместе с детьми в ходе учебного процесса. В нём памятки, таблицы, которые создавались на уроке, и ученики умеют ими пользоваться. Ученику разрешается им пользоваться до тех пор, пока он сам для себя не поймёт, что справляется без него.
Чтобы ученику на уроке было ИНТЕРЕСНО:
Интерес – важнейший побудитель учебной деятельности и на уроке, и на перемене, и на ПОУ и во время внеурочной деятельности.
1. Школьники младшего возраста любят мечтать, играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны, стремятся к приключениям. Однообразная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений я использую приём «Привлекательная цель».
ПРИМЕР: урок – закрепление математика в 1-м классе «Сложение и вычитание чисел в пределах 20» одна из задач, решаемых на уроке, — отработка навыков сложения и вычитания. Детям же была поставлена цель: помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской. Но добиться этой цели сможем решив правильно все выражения.
2.
На
уроках
использую педагогический приём «Удивление»,
Удивить – это значит заронить в детскую душу искорку интереса. Удивление на уроке может стать «запускным
механизмом» для формирования интереса к обучению.
Аристотель утверждал: «Познание начинается с удивления». Этот механизм запускается еще в детстве, когда ребенок по мере своего развития сталкивается с неизвестными ему ситуациями, сопровождающимися реакцией удивления. За этим следует попытка исследовать предмет, то есть познать его.
Чем может удивить учитель?
Для себя определила следующие источники удивления: удивление фактом, удивление методом, удивление окружающей средой. Рассмотрим каждый из них на примерах.
1) Удивление фактом
Любой школьный предмет - это совокупность интересных фактов.
НАПРИМЕР:
– урок математика и конструирование: «А вы знаете, что квадрат — это прямоугольник?»
– урок ИЗО: «Чистый белый лист покрываю акварельной краской, а на листе высвечивается рисунок». У детей удивление, как так?
2) Удивление методом
То, как учитель представляет сложный для понимания школьников учебный материал, может вызвать удивление и восторг. В этом мне помогаю приемы мнемотехники.
Мнемотехника или мнемоника – это совокупность приёмов, облегчающих запоминание информации через правильные и «крепкие» ассоциации.
Сначала помогаем детям подобрать ассоциацию, затем дети их придумывают сами.
НАПРИМЕР:
– При работе со словарными словами ученики сталкиваются с проблемой запоминания орфограммы. Использую приемы мнемотехники:
Столица – выходим из поезда и видим сто лиц.
Лимон – кислый.
Морковь – растёт мордочкой вниз.
Горох – все горошины только круглые, похожие на букву «О».
– Могут быть рисованные ассоциации.
Ворона, сорока – рисунок, где этот предмет изображается в виде картинки-ассоциации «ворона с двумя сережками», похожими на букву «О»
– К приемам мнемотехники относятся и веселые рифмовки, помогающие запомнить правильное ударение:
Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!
Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!
С помощью данной техники можно быстро запомнить вопросы наречия.
Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?
-ИЛИ считалка для запоминания падежей:
Иван
Родил
Девчонку
Велел
Тащить
Пеленку
Мнемотехника уменьшает трудности в обучения и вызывает положительные эмоции у ученика. То, что казалось очень трудным, стало понятным и легко запомнилось.
3) Удивление окружающей средой.
Удивлять должны условия в которых проходит урок.
- Иначе расставлены парты.
- Необычное оформление кабинета.
-Лабораторное оборудование.
-Интерактивные рабочие тетради по окружающему миру и литературному чтению.
- Проведение урока в нетрадиционной форме:
- урокь – турнир
- урок – КВН
- урок – викторина
- урок – путешествие
- Использование «Шумомера» для улучшения комфортной работы на уроке и поддержания дисциплины.
-Самоанализ урока «Дерево успеха».
Я считаю, что положительные эмоции, интерес к учебе и творчеству, возникающие у ребят, на основе применения всех вышеперечисленных методов, приводит к хорошим результатам, К УСПЕХУ.
Эти и другие методики способствуют созданию положительных эмоций у обучающихся по отношению к учебной деятельности.
В заключении скажу, что только сочетание разнообразных методов мотивации и стимулирования в своём единстве может обеспечить успешность каждого школьника в обучении, поддерживать его интерес к обучению и вызывать у ребёнка положительные эмоции.
П Р И Л О Ж Е Н И Е
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.