Создание условий для развития речевой коммуникации младших школьников
Оценка 5

Создание условий для развития речевой коммуникации младших школьников

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
04.11.2021
Создание условий для развития речевой коммуникации младших школьников
Создание условий для развития речевой коммуникации младших школьников
Знаио статья 1.docx

Буненко Наталия Анатольевна, учитель начальных классов

Создание условий для развития речевой коммуникации младших школьников.

Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их

совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в

познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства.

Современная школа призвана подготовить человека мыслящего и чувствующего реальность нынешнего времени, который не только должен иметь знания, но и уметь использовать эти знания в жизни, человека, который должен уметь общаться и обладать внутренней и внешней культурой. Цель современного образования заключается в необходимости ориентации не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а так же самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. В соответствии с этим, одним из приоритетных направлений образования в начальной школе является развитие речи в целом, и коммуникативных умений и навыков, в частности, поскольку, только через формирование речевой деятельности возможно становление и совершенствование познавательных процессов, мышления, развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Кроме этого, овладение языком, речью – необходимое условие социализации личности, адаптации к жизни в современном обществе.

Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в первый класс с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизическом развитии. Так, по результатам психолого-педагогической диагностики, 75% детей, пришедших в 1 класс, имеют недостаточный уровень развития коммуникативных умений. Для них характерен низкий уровень развития речи, неумение отследить логику рассказа, односложность ответов на поставленные вопросы, отсутствие навыка активного слушания. 25% первоклассников имеют критический уровень развития коммуникативных умений. При проведении диагностирования такие дети могли строить устный полный ответ только по предложенному алгоритму ,в диалоге анализировали услышанное, задавали вопросы по тексту. Естественно, все это оказывает непосредственное влияние на исходный уровень готовности учащихся к школьному обучению и на развитие коммуникативных умений и навыков первоклассников. За первый год обучения каждому ребенку предстоит научиться правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно говорить, легко и свободно вступать в ситуации речевого взаимодействия. В связи с этим возникает противоречие между исходным уровнем развития коммуникативных способностей школьников и требованиями, предъявляемыми к учащимся начальной ступени обучения в современной школе.

заключается всего практической значимости для развития речевых умений и навыков в коммуникативно-деятельном обучении и возможности самореализации внутреннего потенциала учащихся в условиях модернизации школьного образования и предстоящего перехода в среднее звено. Ориентация на формирование речевых умений и навыков, повышение уровня коммуникативной компетенции приобретает первостепенное значение в контексте сегодняшнего времени и побуждает учителя к постоянному поиску путей и созданию психолого-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия творческого и интеллектуального потенциала учащихся, реализации их в речевой деятельности и самовыражения на рефлексивной основе. Как показывает анализ методической литературы и практический опыт преподавания, речь - важнейшее средство передачи мыслей и чувств, инструмент познавательной деятельности младшего школьника. Она формируется в неразрывной связи с психическими процессами (мышлением, воображением, памятью, восприятием). Поэтому наиболее благоприятным условием развития речевых умений и навыков является такая позиция учителя, в основе которой лежит управление мыслительной деятельностью учащихся через коммуникативно-деятельное обучение.

Работу по формированию речевой деятельности следует начинать с момента поступления первоклассников в школу и изучения их индивидуальных особенностей. Развитие коммуникативных умений и навыков происходит на основе коммуникативно-деятельной системы обучения, которая дает возможность развивать все виды речевой деятельности (умения слушать и говорить, читать и писать), развивать интерес к языку, речи и художественной литературе, совершенствовать эстетическое и нравственное отношение к окружающим. Коммуникативная ориентация в образовательном процессе дает практическое представление о языке, как о важнейшем средстве общения. Учиться общению, общаясь, - вот основная характеристика формирования речевой деятельности в практике педагогической работы.

Важно помнить, что перспективность работы по коммуникативному направлению,

сотрудничество учителя и учащихся, основанное на включении каждого ребенка в ситуации речевого взаимодействия и общения является ведущей педагогической идеей.

В диапазон выполняемой работы по данной проблеме входит использование учителем различных методик и апробирование элементов инновационных технологий, направленных на развитие речи и формирование коммуникативных умений и навыков и представлен единой системой «урок – внеклассная работа». Структурными составляющими целенаправленной педагогической деятельности коммуникативного направления является:

  1. Создание психолого - педагогических условий для развития коммуникативных умений и навыков младших школьников.
  2. Организация учебных занятий и внеклассных мероприятий, имеющих речевую направленность и ведущих к самореализации творческого потенциала учащихся начальной ступени обучения.
  3. Диагностика речевых способностей учеников в учебно-воспитательном процессе.

Проблема формирования речевых умений и навыков давно является объектом изучения и разработок психологов, лингвистов, педагогов. Так, выдвинутая Л.С. Выготским идея о том, что речь ребенка формируется в процессе практической деятельности. Язык, будучи средством обобщения и отражения действительности в сознании человека, используется как средство общения людей, и в этом проявляется его коммуникативная функция, осуществляемая в речевой деятельности. По исследованиям Н.И. Жинкина механизмов развития речи детей ясно, что большое влияние на формирование речевой деятельности ребенка оказывает речевая среда, в которой находится школьник и неосознанное усвоение правил языка, которое происходит через речевое взаимодействие или общение. Выводы И.Г. Гальперина говорят о том, что результатом речевой деятельности ученика, как устной, так и письменной, является текст, в котором реализуются функциональные возможности языка, его коммуникативная направленность. Идея К.Д.Ушинского свидетельствует о том, что «содержание речи ребенка вытекает из его жизненного опыта, из потребностей жизни ребенка, из его игровой, познавательной, бытовой, трудовой деятельности», то есть имеет коммуникативную направленность в ее развитии. Разработанная Т.А. Ладыженской система обучения связной речи на основе коммуникативных умений, в которой условия обучения приближены к естественным условиям общения. На уроке ученик вводится в речевую ситуацию, что вызывает у него потребность в коммуникации.

Данная проблема актуальна в наше время и раскрывает инновационное насыщение и построение речевых уроков, направленных на индивидуальное развитие речевой деятельности, диагностирование коммуникативных умений и навыков школьников в процессе обучения, в подборе способов и методов их корректировки.

Итак, целью деятельности педагога по формированию речевых умений и навыков является индивидуальное развитие ребенка, его успешная социализация и активная адаптация в обществе основанные на формировании опыта коммуникативной деятельности.

Достигать положительных результатов учителю представляется путем решения следующих задач:

  • создание психологического комфорта, введение учащихся в ситуацию эмоционально - положительного общения на уроках и внеклассных занятиях;
  • совершенствование всех видов речевой деятельности, овладение умениями строить диалог, составлять монологические высказывания;
  • реализация коммуникативных способностей учащихся начальной ступени обучения;
  • диагностирование развития коммуникативных умений и навыков учащихся и их корректировка на конструктивной основе.

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности используются разнообразные формы, методы и средства организации образовательного процесса.

Ведущей деятельностью ребенка младшего школьного возраста является учебная деятельность, а наиболее значимым и авторитетным взрослым – учитель. Важным условием для успешного овладения учебной деятельностью в целом и отдельными ее компонентами является стиль взаимоотношений учителя и учащихся. Первоклассник, впервые пришедший в школу, сможет включиться в ситуацию учебного взаимодействия и общения с учителем только при условии установления позитивных взаимоотношений между ними. Это окажет непосредственное влияние на развитие речевой деятельности ребенка. Поэтому целенаправленной становится работы по созданию психологически комфортных условий организации совместной деятельности педагога и учащихся. Введение учащихся в ситуацию эмоционально - положительного общения на уроках и внеклассных занятиях обеспечивается благодаря следующим приемам:

  • «Настрой на работу».

Каждый определенный тип работы нуждается в настрое, так называемой процедуре «входа в урок». Сама процедура бывает разнообразной: короткие стихотворения, слушание музыки в начале урока, психологическая установка на успех.

  • «Включение положительных эмоций».

Ввести детей в ситуацию положительного общения помогает улыбка. Это не только приветствие, но и эмоциональное обращение к детям, которое сближает, вселяет уверенность, спокойствие, создает условия для раскрытия ребенком своего внутреннего мира.

  • «Примеры бесконфликтного общения».

Как показывают наблюдения, введение в урок примеров положительного общения создает благоприятную обстановку, что позволяет максимально включаться учащимся в ситуации речевого взаимодействия, приводит к повышению уровня усвоения изучаемого материала. Например:

  • «Давайте скажем друг другу добрые слова»;
  • «Пожелания на учебный день»;
  • «Советы для хорошего настроения».
  • «Упражнения на релаксацию».

Релаксационные упражнения, проводимые в начале или в середине занятия служат для расслабления, как мышечного, так и психологического. Слушая негромкий мелодичный монотонный голос учителя в музыкальном сопровождении, дети получают установку на отдых, «переносятся» с учебного действия в обстановку комфортного воображаемого мира, что вызывает положительные эмоции, прилив хорошего настроения. Кратковременное переключение внимания при релаксации снимает усталость, настраивает на положительные эмоции, что ведет, как показывает практика, к активизации мыслительной деятельности.

Под речевой деятельностью подразумевается активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказывания, осуществляемый с помощью языковых средств, в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения. Формирование речевой деятельности рассматривается как развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников.

В решении проблемы развития коммуникативных умений и навыков детей в педагогической практике прослеживаются следующие направления работы:

  • тренировка речевого аппарата учащихся, развитие их артикуляционных умений, устранение различных недочетов произношения;
  • постепенное наращивание словарного запаса школьников, обучение их точному пониманию значения слова и условий его употребления;
  • активизация языковых средств художественной выразительности речи;
  • усвоение сочетания слов, словосочетаний, овладение правильным построением предложений разных типов;
  • усвоение умений передачи устной (овладение интонацией, паузами, логическими ударениями) и письменной (расстановка знаков препинания, орфографически и каллиграфически правильное письмо) речи;
  • усвоение ряда конкретных умений в построении связного текста.

Вся эта работа отражена в педагогическом опыте и реализуются на нескольких уровнях:

    1. фонематический (формирование звуковой культуры речи)
    2. лексический (усвоение лексического значения слов)
    3. синтаксический (усвоение норм орфографии и пунктуации).
  1. Фонематический уровень -реализуется в использовании речевых разминок. Для развития гибкости речевого аппарата, для выработки у детей правильного дыхания, темпа, тона и ритма речи в урок систематически вводятся скороговорки, чистоговорки, стихи с договариванием, загадки, считалки. Тренировка с данным речевым материалом осуществляется в парной, групповой и коллективной формах деятельности. Например:

- работа в парах: составление из слов-карточек готового высказывания, озвучивание предложений с разным темпом (быстро – медленно), изменение тона высказывания (громко – тихо), чтение стихотворных диалогов по ролям;

- работа в группах: чтение предложений с разной интонацией или передачей разных чувств (радости, тревоги, жалости, восхищения и др.), хоровое чтение стихов;

- коллективная работа: изображение поступков героев или состояний природы цветом, написание сочинений- миниатюр.

  1. Лексический уровень - предполагает усвоение учащимися новых слов и их значений, понимание их смысла, активизацию словаря.

Обогащение словарного запаса учащихся – это верный путь к слову. Для увеличения подвижности запаса слов ребенка в опыте используются речевые упражнения и игры, такие как: «Найди лишнее слово», «Замени одним словом», «Продолжи ряд слов», «Образуй новые слова», «Раскрой разные значения слова», которые пробуждают интерес к слову, являются важным условием для формирования ассоциаций в сознании ребенка. Знакомство со значением слов и выражений связано с конкретной речевой ситуацией и реализуется всеми доступными средствами, включая мимику, жесты, музыку, творческую импровизацию.

Отдельно следует выделить речевые игры, способствующие развитию логического мышления, в первую очередь такой мыслительной операции как обобщение. Наблюдения показывают, что обобщение - одна из логических операций, которая имеет определяющее значение среди других в развитии речевой деятельности.

      • В форме соревнования групп сменного состава проводится игра «Что такое хорошо, и что такое плохо», в ходе которой дети находят достоинства и недостатки предлагаемого предмета.
      • «Фантазеры» придумывают десять применений лопнувшему шарику, пустому стержню, обертке от шоколада, пустой коробке и др.
      • Игра «Третий лишний» учит детей выделять общий признак в словах: например: голубой, красный, спелый; рисовать, бежать, лететь.

Важное значение в опыте работы уделяется обогащению словарного запаса школьников. Словарь является полезным пособием для коммуникативного развития младшего школьника, вызывает интерес к слову, словообразованию. Как показывает практика, малый объем словарного запаса детей, недостаточное знание смысловой нагрузки языкового материала вызывает потребность организации словарной работы в том числе с толковыми словарями. Данное направление реализуется в групповой, парной совместной форме деятельности.

Для развития умения точно выражать свои мысли, устранять однообразное употребление слов в речи, определять значения употребления многозначных слов, практически на каждом уроке используются задания, требующие установления причинно – следственных связей, правильного проведения сравнения. Например:

  • «Я начну, а ты продолжи». Учитель называет одно предложение: «Наступила зима…». Дети по «цепочке» продолжают развивать данную тему, рисуя словесные картины или повествование.
  • «Собери поезд» из слов-«вагончиков». Дети находят связь между предметами и составляют рассказы.

«Строители» правильно выстраивают смысловую конструкцию предложения: «Коза принесла корм девочке». «На ветке сидел воробей и каркал». «У бабочки крылышки большие, а у стрекозы прозрачные».

Для успешной реализации учащихся в учебной деятельности необходимо обогащение их словарного запаса научными понятиями. Практика показывает, что эффективным является использование приема определения понятий (работа с терминами и определениями), состоящего из таких операций, как

  • осознание определения, понятия
  • определение ключевого слова
  • выделение общих и отличительных признаков
  • выделение существенных признаков.

Работа над определением осуществляется по алгоритму:

термин

ключевое

слово

общие и отличительные признаки

существенные признаки



http://textarchive.ru/images/871/1741529/m3d8f2ad7.gifhttp://textarchive.ru/images/871/1741529/m3d8f2ad7.gifhttp://textarchive.ru/images/871/1741529/73192e9.gif

Дальнейшая работа с понятиями осуществляется на различных уровнях сложности от репродуктивного до творческого. При этом учащимся предлагается свобода выбора оптимального для них уровня.

Примеры заданий по работе с терминами на конструктивном уровне:

  • в чем сходство и отличие между понятиями «однокоренные слова» и «формы одного и того же слова»;
  • как взаимосвязаны между собой понятия «квадрат», «прямоугольник», «четырехугольник»;
  • укажите взаимосвязи между понятиями, изученными в теме «состав слова».

Такие и подобные задания способствуют устранению заучивания формулировки, а также развитию мыслительных операций.

Расширению словарного запаса, развитию логического мышления, формированию интереса к учебному занятию, повышению коммуникативной культуры учащихся способствует введение языкового материала (пословиц, поговорок, ребусов, кроссвордов). Особый интерес учащихся вызывают внеклассные мероприятия, включающие разносторонний языковой материал

Для формирования образного мышления и яркой выразительности речи в опыте используется работа с языковыми средствами: сравнениями, метафорами, синонимами, эпитетами, антонимами.

          1. Синтаксический уровень включает в себя работу над словосочетанием, предложением и текстом.

Основной задачей на этом этапе является работа по формированию умения структурного построения предложений, составления устных или письменных текстов с учетом их признаков (членимости на несколько предложений, смысловой цельности и связности, содержательности и структурной завершенности), построения речи в ситуации речевого взаимодействия.

      • «Доскажи слова в предложении, которые начинаются с данных букв – Н…. з….о….» (Наступила золотая осень. Надя захотела огурец. Наш зонт оранжевый);
      • «Согласуй слова в предложении, чтобы получилось как можно больше предложений» (медведь, крепко, в, зимой, берлоге, спит);
      • «Узнай меня». Несколько человек получают предметные картинки и рассказывают о предмете, указывают его признаки, не называя его. Остальные ученики угадывают, о чем шла речь, поправляют, дополняют.
      • В «Шкатулке сказок» лежат цветные кружочки. Доставая их, дети называют предмет такого же цвета и придумывают словосочетания, предложения, тексты.

Для развития умения правильно формулировать и произносить предложения в общении, учитывая его смысловую направленность, используются традиционные приемы работы над предложением:

  • восстановление деформированных предложений,
  • составление предложений из отдельных слов и запись их по памяти,
  • распространение предложений,
  • постановка вопросов и ответы на вопросы,
  • вычленение предложений из текста.

Проводимые наблюдения показывают, что предложение может стать коммуникативной единицей, только в том случае, когда оно включено в минимальный контекст или текст. Примеры коммуникативных заданий по работе над предложением и текстом:

  • дополни каждое предложение из набора рассыпанных слов: с, держать, девочка, молоком, бутылочку.

а)Котенок неумело пил из бутылочки…

б) Котенка поила Вера…

  • спиши текст, вместо точек впиши составленное из «рассыпанных» слов предложение;
  • прочитай текст и определи, где пропущено предложение. Пропущенное предложение составь из слов;
  • Выбери из данных предложений то, которое наиболее удачно продолжает и развивает мысль, высказанную в предыдущем предложении;
  • Вставь в конце предложения такие слова, по которым можно узнать информацию предыдущего предложения. Пользуйся правилом: сведения, стоящие в конце предложения, должны повториться в начале следующего;
  • Составь свое описание, сравни с данным текстом.

При работе над текстом важно учитывать основу его структурной организации в отношении коммуникативной преемственности между предложениями. Чтобы обеспечить связность предложений при построении текста, нужно расставить их в последовательности, отражающей логику развития мысли, а порядок слов в предложении подчинить коммуникативной задаче высказывания. Это обеспечивается через использование следующих направлений работы с текстом:

  • Чтение («жужжащее» или про себя, по заданию учителя, «цепочкой» по предложениям или по абзацам, выборочное чтение, чтение по ролям, чтение парами, конкурсное чтение);
  • Работа по содержанию произведения (ответы на вопросы по тексту, определение главной мысли, названия, жанра, темы и героев произведения);
  • Словарная работа (нахождение лексического значения слов устаревшей лексики, непонятных слов, устойчивых словосочетаний);
  • Деление текста на части, составление плана;
  • Пересказ (подробный, сжатый, близкий к тексту, творческого характера);
  • Эмоциональная сторона произведения (выявление отношения автора, свое отношение, передаваемые чувства);
  • Работа с выразительными средствами речи (метафорами, эпитетами, описаниями, сравнениями, многозначными словами);
  • Работа над выразительностью текста (постановка логических пауз, ударений, выбор темпа, интонации, громкости);
  • Творческие задания (составление сценария к фильму, написание сочинения по произведению, подбор речевого материала, театрализация).

Таким образом, при работе с текстом, как на уроках, так и во внеурочное время, дети приобретают коммуникативные умения и навыки:

  • умение передавать информацию,
  • поддерживать беседу,
  • устанавливать контакты,
  • рассказать ситуацию,
  • найти способ общения во время разговора, спора, знакомства,
  • красочно оформить речь,
  • что служит формированию речевой деятельности младших школьников.

Задачей педагога, формирующего коммуникативные умения и навыки является установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для достижения этого на каждом уроке организуется парная и групповая работа, в результате которой дети не утомляются, находятся в тесном контакте друг с другом. Применение таких форм уместно в структуре занятия на этапе целеполагания, актуализации опорных и предложения новых знаний, при закреплении материала, контроле и оценке знаний. Дети работают по принципу взаимообучения, что способствует формированию адекватной самооценки учащихся.

Работа в парах организуется с использованием частично–поискового и исследовательского метода обучения, что ведет к овладению коммуникативными умениями и навыками: учит детей слушать и слышать своего собеседника, давать и принимать советы, работать в едином темпе. В опыте работы этому способствует:

  • Работа с карточками - маршрутами выполнения действий /окружающий мир/;
  • Работа с перфокартами /русский язык/;
  • Парное чтение /литературное чтение/;
  • Обсуждение нового материала /математика, русский язык/;
  • Совместное письмо на доске одним мелком.

Опыт работы показывает, что ребенок охотно принимает данную форму обучения, так как это позволяет ему учиться объективно сравнивать собственные умения с умениями сверстников, сопоставлять свое мнение с мнением других.

Работа в группах основана на игровом методе обучения, который является доминирующим в младшем школьном возрасте. Как показывают наблюдения, игра позволяет сохранить познавательную активность и облегчить сложный процесс учения. В игре дети раскрепощаются, у них не только развивается мышление, внимание, память, воображение, но и повышается коммуникативная активность их речи.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Буненко Наталия Анатольевна, учитель начальных классов

Буненко Наталия Анатольевна, учитель начальных классов

Коммуникативная ориентация в образовательном процессе дает практическое представление о языке, как о важнейшем средстве общения

Коммуникативная ориентация в образовательном процессе дает практическое представление о языке, как о важнейшем средстве общения

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности используются разнообразные формы, методы и средства организации образовательного процесса

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности используются разнообразные формы, методы и средства организации образовательного процесса

Вся эта работа отражена в педагогическом опыте и реализуются на нескольких уровнях: фонематический (формирование звуковой культуры речи) лексический (усвоение лексического значения слов) синтаксический (усвоение норм…

Вся эта работа отражена в педагогическом опыте и реализуются на нескольких уровнях: фонематический (формирование звуковой культуры речи) лексический (усвоение лексического значения слов) синтаксический (усвоение норм…

Я начну, а ты продолжи» . Учитель называет одно предложение: «Наступила зима…»

Я начну, а ты продолжи» . Учитель называет одно предложение: «Наступила зима…»

Согласуй слова в предложении, чтобы получилось как можно больше предложений» (медведь, крепко, в, зимой, берлоге, спит); «Узнай меня»

Согласуй слова в предложении, чтобы получилось как можно больше предложений» (медведь, крепко, в, зимой, берлоге, спит); «Узнай меня»

Работа над выразительностью текста (постановка логических пауз, ударений, выбор темпа, интонации, громкости);

Работа над выразительностью текста (постановка логических пауз, ударений, выбор темпа, интонации, громкости);
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2021