Смирнова Т.И. –мастер производственного обучения
Создание условий для реализации образовательных программ по ФГОС СПО по ТОП-50
Информационные технологии с каждым годом все глубже проникают в нашу жизнь. Сегодня невозможно найти такой области человеческих знаний и их применения, в которой бы информационные технологии не играли заметную роль.
В системе образования также уделяется большое внимание внедрению передовых информационных технологий: создание ЭОР, компьютерных презентаций, использование видео-уроков и многое другое делает обучение более наглядным.
На повышение эффективности и качества обучения существенное влияние оказывают проверка и оценка знаний студентов. В связи с тем, что наше образовательное учреждение перешло из системы НПО в СПО, возросла роль самостоятельной работы, развития самоконтроля и творческого применения своих знаний. Электронное тестирование и другие программы помогают адаптироваться к будущей профессиональной деятельности в современном мире. Таким образом, данный вопрос является актуальным.
Важным звеном процесса обучения является контроль знаний и умений студентов. Переход от традиционных форм контроля и оценивания знаний к компьютерному тестированию отвечает общей концепции модернизации и компьютеризации системы образования.
Тест (англ.) – испытание, проверка, проба, критерий, опыт, в результате которого делается попытка оценить тот или иной процесс.
Проверка и оценка знаний студентов - необходимая часть учебно-воспитательного процесса; от их правильной постановки во многом зависит качество подготовки выпускников. Эффективность методов и форм обучения, качество методических разработок, доступность содержания образования тесным образом связаны с подготовкой квалифицированных специалистов. Специфика обучения заключается в усилении роли самостоятельной работы, формирования у студентов способности к саморазвитию, самоконтролю, творческому применению полученных знаний. Формы, приемы и виды контроля должны быть разнообразными.
В связи с внедрением ФГОС ТОП-50, где 30% отводится на электронное тестирование, мы поставили перед собой задачи:
1) рассмотреть тестирование как одну из форм контроля;
2) раскрыть положительные и отрицательные стороны электронного тестирования как формы контроля;
3) апробировать электронные тесты в процессе обучения.
Цель: на основе теоретического изучения дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов разработать тесты для компьютерного тестирования в программе easyQuizzy и апробировать их в процессе обучения студентов групп 09.01.01 наладчик аппаратного и программного обеспечения и 19.01.17 повар-кондитер.
Контроль позволяет увидеть сильные и слабые стороны, выбрать оптимальный вариант обучающей деятельности.
Функции тестирования
Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков студентов
Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студентов к активизации работы по усвоению учебного материала.
Воспитательная функция проявляется в периодичности тестового контроля.
Проведение тестирования дисциплинирует, организует и направляет деятельность студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.
Компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами контроля: позволяет более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь со студентами, определить результаты усвоения материала, внести коррективы.
Преимущества компьютерного тестирования:
- оценивание результатов тестирования осуществляется мгновенно, автоматически фиксируется и сохраняется на длительное время;
- возможность формирования достаточно большого количества вариантов теста, которое ограничено лишь размером банка тестовых заданий;
- возможность реализации удобных процедур ввода, модификации тестовых материалов;
- возможность формирования тестов, различных по уровню обученности испытуемых;
- возможность управления как содержанием теста, так и стратегией проверок в ходе тестирования;
- отсутствует необходимость в бумажных носителях и листах ответа;
- при компьютерном тестировании легко ввести временные ограничения или временное отслеживание процесса тестирования, что трудноосуществимо при бумажном тестировании; это позволяет учитывать психомоторные аспекты тестируемого;
- повышается эффективность тестирования: уменьшается время тестирования (до 50% по сравнению с бумажной формой тестирования) для достижения того же уровня надежности оценивания, что ведет к уменьшению усталости тестируемого во время сеанса, что также является важным показателем в результатах тестируемых.
Все вышеперечисленные преимущества достижимы лишь при правильной организации технологии компьютерного тестирования, что позволяет выполнять тест несколько раз в индивидуальном режиме и с осуществлением самоконтроля, потому что тестовые задания и их очередность постоянно меняются, а результаты можно увидеть сразу после выполнения студентом теста.
Положительные стороны в применении электронных тестов:
- возможность проверки усвоения студентами каждой темы или предмета;
- осуществление оперативной диагностики уровня усвоения учебного материала каждым студентом;
- обеспечение одновременной проверки знаний студентов всей группы и формирование у них мотивации для подготовки к каждому уроку;
- повышение интереса к предмету;
- экономия учебного времени.
Отрицательные стороны в применении электронных тестов:
- тестовый контроль не способствует развитию устной и письменной речи студентов;
- выбор ответа может происходить наугад, учителю невозможно проследить логику рассуждений студентов.
Главные требования к системе компьютерного контроля:
- тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию;
- текст заданий компьютерных тестов необходимо делать кратким и лаконичным;
- полностью должны исключаться повторы слов, малопонятные, редко употребляемые слова, а также неизвестные студентам символы, иностранные слова, затрудняющие восприятие смысла;
- компьютерный тест должен быть простым в использовании;
- на экране желательно иметь минимум управляющих кнопок.
Технология составления теста
Тест представляет собой перечень вопросов, количество и состав которых зависит от целей тестирования. Технология создания теста по предмету предполагает несколько последовательных этапов:
Постановка целей и задач контроля
Определение целей тестирования: текущий контроль знаний; итоговый контроль знаний. Целью текущего контроля является степень овладения студентами знаний, требуемых для успешного усвоения предмета. Промежуточный контроль представляет собой тест, состоящий из 10 компактных заданий, реализуемых после изучаемого материала и предназначенный для оценивания его усвоения. Итоговый контроль проводится по итогам изучения темы или предмета.
Анализ и систематизация материала.
Разработка тестовых заданий.
Экспертиза содержания заданий и корректировка.
Определение количества тестовых заданий по предмету и времени его выполнения. Программа easyQuizzy определяет количество правильных ответов для получения баллов.
Апробация теста.
Корректировка и добавление новых вопросов.
Формирование окончательного варианта теста.
Разработка инструкций для студентов.
Мы разработали тесты по профессиональным модулям, используя программу easyQuizzy, (http://easyquizzy.ru/help/install/)
Вопросы подаются испытуемому в случайном порядке, чтобы исключить возможность механического запоминания их последовательности.
Они не начинаются с номера или какого-либо символического обозначения для того, чтобы исключить запоминание вопроса по порядку его следования или символу, его обозначающему.
Варианты возможных ответов следуют так же в случайном порядке.
Как начать работу с программой и создать тест?
Необходимо установить и запустить редактор easyQuizzy.
Программа easyQuizzy предоставляет единый последовательный интерфейс для создания тестов. Начните создание теста со вкладки «Информация о тесте». Сформулируйте название и описание теста, а также укажите автора теста.
Затем перейдим на вкладку «Вопросы и ответы».
Добавление вопросов, вариантов ответов и последующий выбор правильных вариантов не должно вызвать затруднений.
Вопросы теста и варианты ответов можно вводить с клавиатуры, или и копировать из текстовых документов.
Широко представлен выбор типа вопроса, помимо выбора одного правильного ответа, есть возможность использовать:
- альтернативный выбор;
- выбор нескольких правильных ответов;
- установление правильной последовательности;
- установление соответствия;
- свободный ответ
В текст вопросов и вариантов ответов можно вставлять картинки, формулы и специальные символы.
После формирования списка вопросов, на вкладке «Настройки теста» производим настройку параметров теста: количество задаваемых вопросов и их порядок, систему оценивания, ограничение времени и формат итогового отчета.
Как происходит тестирование?
Интерфейс тестов спроектирован так, чтобы при прохождении теста пользователь задумывался только над задаваемыми вопросами, а не над тем, как работать с программой.
Для ответа на вопрос достаточно выбрать правильный ответ (ответы) и подтвердить выбор.
По окончании тестирования выставляется рекомендуемая оценка.
Результаты тестирования можно просмотреть, сохранить в виде файла, распечатать.
В зависимости от выбранных настроек в отчете отображаются правильные/неправильные ответы, дата и время начала теста и продолжительность тестирования.
Совершенствование контроля - одна из самых важных проблем. Оценка, выставляемая по итогам тестирования, отличается большей объективностью, чем оценка за выполнение традиционной контрольной работы. Такой вид контроля помогает осуществить индивидуальный подход к оцениванию качества образования каждого студента в отдельности и всей группы в целом, выявить пробелы в обучении по конкретным темам и ликвидировать их.
Тест позволяет проверять одновременно всех студентов группы; выполнение теста занимает немного времени, что делает возможным его проведение практически на любом занятии; при выполнении теста все учащиеся поставлены в равные условия — они работают в одно и то же время с одинаковым по объему и сложности материалом, что исключает влияние на оценку их ответов такого фактора, как везение/невезение; тест дает возможность включать большой объём, материала и контролировать не только его усвоение, но и наличие отдельных умений пользования им.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.