Создание условий для формирования у учащихся начальных классов основ экологической культуры
Оценка 4.7

Создание условий для формирования у учащихся начальных классов основ экологической культуры

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
экология +1
Взрослым
04.10.2017
Создание условий для формирования у учащихся начальных классов основ экологической культуры
Одной из главных задач школы на современном этапе является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров, воспитание экологического отношения к окружающему их миру, что находит свое отражение в новых образовательных стандартах, требующих иного подхода к системе обучения в современной школе, начиная с начальной. Так, в Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР отмечается, что большое влияние на воспитание ребенка оказывает «природа родного края, которая вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи». Подчеркивается, что «воздействие природы на личность детей формирует ощущение причастности, принадлежности к этому уголку Земли, и принадлежности этого уголка маленькому человеку». Актуальность экологического воспитания диктует сама жизнь. Недалёк тот день, когда наше будущее окажется в руках наших детей. От того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее всей планеты. Вот почему так важно сейчас помочь детям усвоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой, противопоставив её господствующей ныне психологии потребления и эгоизма. У детства нет «вчера», а есть «сегодня» и «завтра». Поэтому разговор о воспитании нравственно-экологических чувств и качеств детей – это разговор о завтрашнем дне. А каким он будет, зависит в первую очередь от нас, взрослых. Именно в этом я вижу актуальность проблемы экологического воспитания подрастающего поколения, над которой работаю более десяти лет. Приступая к работе по экологическому воспитанию учащихся, я поставила перед собой цель: создать условия для формирования у моих учеников основ экологической культуры, правильного отношения к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения.
Самоанализ.docx
Самоанализ             Одной   из   главных   задач   школы     на   современном   этапе   является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей  и ориентиров, воспитание экологического отношения к окружающему их миру, что находит свое   отражение   в   новых  образовательных  стандартах,    требующих  иного подхода к системе обучения в современной школе, начиная с начальной.       Так, в Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР   отмечается,   что   большое   влияние   на   воспитание   ребенка   оказывает «природа родного края, которая вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи». Подчеркивается, что «воздействие природы на личность детей формирует ощущение причастности, принадлежности   к   этому   уголку   Земли,   и   принадлежности   этого   уголка маленькому человеку».                   Актуальность  экологического воспитания диктует сама жизнь. Недалёк тот день, когда наше будущее окажется в руках наших детей. От того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее всей   планеты.  Вот   почему   так   важно   сейчас   помочь   детям   усвоить   новую систему   ценностей   во   взаимоотношениях   с   природой,   противопоставив   её господствующей ныне психологии потребления и эгоизма.       У детства нет «вчера», а есть «сегодня» и «завтра». Поэтому разговор о воспитании нравственно­экологических чувств и качеств детей – это разговор о   завтрашнем   дне.   А   каким   он   будет,   зависит   в   первую   очередь   от   нас, взрослых.   Именно   в   этом   я   вижу   актуальность   проблемы   экологического воспитания   подрастающего   поколения,   над   которой   работаю   более   десяти лет.      Приступая к работе по экологическому воспитанию учащихся, я поставила перед собой  цель: создать условия для формирования у моих учеников основ   экологической   культуры,   правильного   отношения   к   природе,   к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения.          Мною были определены и поставлены  основные задачи  по    реализации содержания  деятельности по экологическому воспитанию, в соответствии с ГОС начального общего образования, связанные  с развитием экологической культуры младшего школьника: ­  сохранить  и   поддержать  индивидуальность  ребенка   на   основе   учета   его жизненного опыта; ­  формировать  у   школьников   УУД,   основанных   на   способности   ученика наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; ­  развивать умения работы с научно­популярной и справочной литературой; ­    воспитать  у   школьников   бережное  отношение  к   объектам   природы   и результатам труда людей, сознательное отношение к здоровому образу жизни, формировать экологическую культуру, навыки нравственного поведения; ­    формировать  уважительное  отношение  к   семье,  родному   краю,  стране, культуре, природе нашей страны; ­    способствовать  осознанию  ценности,   целостности   и   многообразия окружающего мира, своего места в нём.         Для осуществления поставленных целей и задач использовала не только материал     уроков  природоведения, но и работала  над интеграцией  многих учебных предметов начального цикла.      Я определила  наиболее важные направления в работе: ­ в учебном процессе (с использованием межпредметного подхода) ­в ходе воспитательной работы; ­в научно – практической деятельности (приложение  2).      Итак, моей задачей как педагога было  не только дать знания учащимся, но и   воспитать   желание   правильно   их   применять,   объективно   оценивать   своё поведение   в   социальной   и   природной   среде,   сравнивать   его   с   эталонным. В ходе работы над проблемой руководствовалась такими принципами: ­  принцип целостности картины мира; ­    принцип практической направленности (формирование УУД, возможность применять   полученные   знания   в   условиях   решения   учебных   задач   и практической   деятельности;   умений   работать   с   различными   источниками информации (словари, научно­популярные и художественные книги, журналы, газеты, Интернета); умение работать в сотрудничестве и самостоятельно); ­  принцип охраны и укрепления здоровья (активного участия детей в урочных и внеурочных мероприятиях). Организуя систему работы по экологическому воспитанию обучающихся, учитывала  психологическй  аспект, включающий  в себя: 1) развитие экологического сознания; 2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности; 3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек; 4) воспитание устойчивой воли; 5) формирование значимых целей экологической деятельности.       Системный подход по экологическому воспитанию детей (в рамках реализации проекта системы экологического воспитания «Радуга») позволил мне:    ­   установить   более   тесные   связи   между   познанием   природы   и   познанием социальной жизни; ­   обеспечить   реальную   преемственность   и   перспективность   изучения окружающего нас мира природы; ­   создать   условия   для   более   плавного   и   целесообразного   формирования нравственно –этических установок; ­   расширить   экологические   представления   младших   школьников, конкретизировать   их   на   доступных   примерах   из   окружающей   жизни;    ­ углубить теоретические знания в области экологии; ­   формировать   ряд   основополагающих   экологических   понятий, составляющих адекватный   возрастным возможностям младших школьников первичные науки;  ­  обеспечить   более  широкую   и   разнообразную   практическую   деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды (приложение 1). экологии как     знания     Реализуя   поставленные   задачи   в   ходе   проведения   уроков,   внеклассных мероприятий и во внеурочной деятельности, я:   ­ формировала  у   обучающихся  разнообразные  представления  о  природе, человеке   и   обществе,  учила  элементарной  ориентировке  в   доступных естественно­научных,   обществоведческих,   исторических,   экологических понятиях;    ­   развивала  осознание   отдельных   доступных   связей   в   природном   и социальном   мире,  способствовала  психическому  и   личностному  развитию школьника; ­   содействовала  социализации    ребенка,   принятию    им   законов   существования в среде обитания, воспитывала эмоциональный взгляд  на мир, формировала    в единстве этические  и эстетические  чувства,   элементарную экологическую культуру, умение  рационально организовывать свою жизнь и деятельность   в   соответствии   со   знанием   своего   организма   и   гармоничным взаимодействием с природой, обеспечивала развитие элементарной эрудиции ребенка, его культурного фонда.           В   своей   практике   я   использовала  различные   формы   и   методы экологического   образования   и   воспитания:   беседа,   дискуссия,   рассказ, моделирование   экологических   ситуаций   нравственного   выбора, природоведческий практикум, работа по экологическим проектам и т.д.       Чтобы правильно подобрать данные   формы и методы экологического воспитания   и   обучения   детей,   на   первом   этапе     определила   тип экологического отношения каждого ребенка к окружающей среде. Для этого использовала различные методики, предложенные Ясвиным В.Я., Дерябо С.Д.      Тестирование в начале первого года обучения (2012­2013 уч. год) показало, что   у   ребят   в   основном   преобладает   индифферентный   тип   отношения   к природе   (таких   64   %),   на   втором   этапе   –   эстетический   тип   (22%), практический   тип   отношения   к   природе   наблюдается   у   7%   тестируемых детей, прагматический тип составил также 7%.       Таким образом, по данным тестирования был сделан вывод о том, что у первоклассников не было сформировано ни этическое отношение к природе, ни   познавательное.  Исходя   из   того,   была   выбрана   определенная   стратегия педагогической деятельности.          Предстояла большая работа по осуществлению поставленных целей, а именно формирования у детей субъективного экологического отношения к природе.           В  результате  4­х   летнего  комплексного  интенсивного   экологического обучения и воспитания мы пришли к нижеследующим итогам.      Тестирование в 4 классе  (2015­2016 уч. год) показало уже иную картину субъективного отношения школьников к миру природы.      Были выявлены следующие типы субъективного отношения к природе:  этический тип отношения к природе – 44 %;  познавательный тип – 22 %;  эстетический тип – 15 %;  практический тип – 11%;  индифферентный тип – 8%.      Анализ результатов анкет показал, что у детей после системной работы по экологическому   образованию   и   воспитанию   произошли   значительные позитивные   изменения.  За   истекший   период   у   многих   ребят   значительно повысился   уровень   субъективного   отношения   к   миру   природы.   У   многих детей сформировался этический, познавательный типы отношения к природе.        Отслеживая уровень качества знаний учащихся за   четыре года, можно сделать вывод, что качество знаний по предметам начального цикла находится на эффективном уровне.  По   результатам   мониторинговых   исследований   по   предметам,   можно сказать   о   следующем   качестве   знаний   у   учащихся   по   итогам   контрольных работ 2011 – 2012 учебного года: ­ по украинскому языку – 75%; ­ по математике – 71%. По   результатам   Государственной   итоговой   аттестации   2011   –   2012 учебного года, средний уровень обученности по предметам составляет: ­ по русскому чтению – 76%; ­ по русскому языку – 72%; ­ по украинскому языку – 75%; ­ по украинскому чтению – 75%; ­по математике – 71%. Ученики класса принимают активное участие в городских, республиканских и международных  конкурсах,  акциях  и занимают призовые места  (приложение 3). Полученные результаты подтвердили предположение об эффективности разработанных   мною   педагогических   условий   формирования   у   младших школьников экологического отношения к природе.      Проанализировав проблемы, связанные с формированием познавательного и   этического   отношения   к   природе   у   первоклассников,   возникшие   в предыдущем   наборе,   я   пришла   к   выводу,   что   работу   по   экологическому воспитанию необходимо начинать еще до прихода в начальную школу.         Мною  был  разработан   инновационный   проект   «Реализация  ключевого стратегического приоритета непрерывного образования – умения учиться ­ в ШБП» на основе которого, используя интеграцию предметов предшкольной подготовки   и содержания учебного материала, собранного в составленной мною   «Тетради   будущего   первоклассника»,   это   стало   возможным.   Данные методические материалы были утверждены  Шахтерским городским отделом прорецензированы образования отделом начального образования Донецкого обл. ИППО,  прошли апробацию и     на уровне города.      В декабре 2011 г.  я  принимала участие во Всеукраинской межвузовской конференции   (г.   Донецк).   Выступила   с   докладом   на   тему:   «Система экологического образования школьников», являюсь  лауреатом конференции, представленный материал утвержден к распространению.      В марте 2011 г. выступала с докладом «Проектная деятельность учителя начальной   школы   в   обучении   учеников»   на   Всеукраинской   научно   – практической   конференции.   Доклад   опубликован   в   сборнике   материалов конференции.          Неоднократно выступала на школьных городских семинарах (май 2010, декабрь 2011 г., декабрь 2015 г.).          Участвовала  в  областном семинаре  инновационных  проектов  при обл ИППО   г.   Донецка,   представила   проект   «Стратегический   приоритет непрерывного образования». Являюсь участником Всеукраинского методического конгресса (2012 г.), на   котором   мною   были   представлены   материалы   по   организации   работы «Школы будущего первоклассника».           В сентябре 2015 г. работала в составе городской мобильной творческой группы по составлению календарно – тематического планирования по новым программам.           В   ноябре   2015   г.   разработала   образовательную   программу   по патриотическому   воспитанию   для   учащихся   1   –   4   классов   «Тропами Донбасса»,   которая   заняла   3   место   в   Республиканском   конкурсе образовательных программ дополнительного образования.        Являюсь руководителем городской творческой группы «Мастер – класс как   эффективная   педагогическая   технология   успешной   аттестации   и повышения профессиональной компетентности».        Систематически повышаю свой научно­методический уровень. Окончила «Школу молодого творческого педагога начальных классов» при обл ИППО в октябре 2011 г.           Подводя   итоги   своей   деятельности   по   реализации   проблемы экологического воспитания, мною сделаны такие выводы: 1.Теоретическая   основа   экологического   воспитания   основывается   на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. 2.   Как   известно,   воспитание   тесно   связано   с   обучением,   поэтому воспитание,   основанное   на   раскрытии   конкретных   экологических   связей, поможет   ученикам   усваивать   правила   и   нормы   поведения   в   природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика. 3. Существуют основные правила поведения в природе, которые могут усвоить учащиеся начальных классах. Нельзя навязывать детям эти правила, нужна   целенаправленная,   продуманная   работа   для   того,   чтобы   знания перешли в убеждения. 4.Формирование   экологического   отношения   к   природе   в   начальном звене   необходимо   осуществлять   через   интегрирование   природоведческих знаний в общеобразовательные дисциплины, которое позволяет детям усвоить ведущие   мировоззренческие   идеи:   единство   неживой   и   живой   природы,  их взаимосвязи, человек как часть природы, формы развития материи, тела и их движение и т.д; через системы познавательных заданий для 1­4 классов на основе   программного   природоведческого   материала   по   применению природоведческих знаний в новой учебной ситуации. 5.Изучение   экологического   потенциала   современных   учебников, детских энциклопедий, справочников, художественной литературы, детских периодических изданий по окружающему миру показало, что в них имеются большие   возможности   для   формирования   у   младших   школьников экологического сознания. 6.   Внеурочную   работу   по   формированию   у   младших   школьников экологического   отношения   необходимо   рассматривать   как   неотъемлемую часть   всего   учебно­воспитательного   процесса   и   включать   в   неё нетрадиционные   формы:   экологические   праздники,   выставки   различных творческих   работ     детей,   компьютерное   экологическое   моделирование, экологический практикум, эколого­психологические тренинги. 7.   Значительное   внимание   нужно   уделять   практическому   участию младших школьников в экологической деятельности. Таким   образом,   благодаря   предшкольной   подготовке,   а   также продуманной,  систематической   урочной   и   внеклассной   работе   в  начальной школе   можно  заложить  основы  формирования личности с новым образом мышления и типом поведения – экологическим. Литература 1.Айкина   Г.А.  Как   сделать   экологическое   воспитание   эффективным: [экология  на уроках;   формы  и  методы  воспитательной   работы]//Начальная школа.–2008.– № 8.–С.54–57. 2.Андриянов   А.П.  Практические   аспекты   экологического   воспитания   в начальной   школе//Завуч   начальной   школы.–2006.–№   6.–С.58–94.– Интегрированный   подход   к   планированию   экологического   воспитания (фрагмент  целевой  программы  "Окно в природу",1–4 кл.); Факультативный курс   основ   экологии и охраны природы "Экология, природа   и мы"; План работы кружка "Сказки леса" (3–4 кл.); Приложения:   Урок природоведения "Помоги своей реке" (урок в стихах); Занятие кружка "Флора родного края"; Внеклассное занятие "Это твоя земля". 3.Аржановская Н.В. Вода в жизни растений, животных и человека: [сценарий урока]//Начальная школа.–2005.–№ 4.–С.54–56. 4.Артемихина   Т.В.  Тема   урока:   "Экологическая   безопасность":3 класс//Мастер­класс.–2006.–№   2.–С.26–30.–(Приложение   к   журналу "Методист"). 5.Бекетова   Т.И. факультативных занятиях//Начальная школа.–2004  Экологическое   образование   учащихся   на   уроках   и 6.Белавина   И.Г.,   Найденская   Н.Г.  Планета   ­   наш   дом./   Учебник   – хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников./ ­ Издательство «Лайда». Москва. 1995. 7.Белавина И.Г, Найденская Н.Г. Планета – наш дом. /Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников./ ­ Изд­во «Лайда». Москва. 1995. 8.Биологический энциклопедический словарь./Под ред. Гилярова В. Н. М.: Советская энциклопедия, 1986.  9.Бобылева   Л.Д.  Экологическое   воспитание   младших   школьников: Кружковая работа//Начальная школа.–2003.–№ 5.–С.64–75.–Примерный план кружка "Юный друг природы" (2 кл.). 10.Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. ­ М.: Просвещение, 1991.  11.Буренина   Т.П.  Реализация   личностно­ориентированного   образования   в формировании   экологической   культуры   младших   школьников//Наука   и школа.–2006.–№ 3. С.8–11. 12.Зверев И. Д. Экология в школьном обучении. ­ М., 1980. 13.Плешаков   А.А.  Факультативный   курс   "Экология   для   младших школьников".   ­   Программы   общеобразовательных   учреждений.   ­   М.: Просвещение, 2002. 3. Активность и результативность участия обучающихся в предметных и  творческих конкурсах, акциях, защите работ МАН.              Количество участников, результативность 2011­2012 2013­2014 2014­2015 2015­2016 Мероприятия 1.Защита МАН   работ 2.Областной конкурс   «Донбасс – родной край» 3.Конкурс «Колосок» 2012 ­ 2013 ­ Уманская Е., 1 место (экология); Ищенко В., 2   место (лесное хозяйство) Луц   А., победитель ; Полозюк В., лауреат Командное участие: 1   место­   4 обуч., 2   место­6 обуч., 3   место­3 обуч. ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ Командно е участие: 1 место­ 5 обуч., 2 место­ 6 обуч., 3 место­ 4 обуч. 4.Конкурс «Кенгуру» 5. «Лукоморье»   Конкурс 6.Конкурс «Русский медвежонок» 7.Конкурс «Патриот» 8.Конкурс электронных презентаций   «Это было в Донбассе» 9.Республиканская акция «Мира тебе, родной,   любимый Донбасс» 10.Республикански й конкурс детского творчества   «Мой любимый герой» (номинация 2   место­   3 обуч. Командное участие 1 место – 1 обуч., 2 место – 4 обуч., 3 место – 3 обуч. Командное участие 1 место – 1 обуч., 2 место – 6 обуч. Командное участие 1 место – 3 обуч., 2 место – 4 обуч., 3 место – 3 обуч. ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 2   место   – 7 обуч. Командно е участие: 1 место –3 обуч.,  2 место –6 обуч., 3 место­ 3 обуч. Командно е участие: 1   место   – 1обуч., 2   место   – 4 обуч., 3   место   – 3 обуч. Командно е участие: 1   место   – 2 обуч., 2   место   – 6 обуч., 3   место   – 3 обуч. ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ Участники: Гаюн Д., Куликов А. Лауреаты: Антоненко А., Гаюн Д. Победител и городского этапа: Гаюн Д., ­ ­ «литература») 11.Всеросийский математический конкурс «Волшебный сундучок»  12.Республикански й   математический конкурс   «Золотой сундучок» 13.Акция   «Письмо солдату» 14.Акция «Первоцветы» 15.Акция «Сохраним елочку» ­ ­ ­ ­ ­ ­ Лебеденко Г. Миколенко М. Участники: Новиков А., Миколенко М., Лебеденко Г., Гаюн Д. Новиков А., Миколенко М. Командно е   участие, 8 обуч. Командно е   участие, 8 обуч. Командно е   участие, 12 обуч.

Создание условий для формирования у учащихся начальных классов основ экологической культуры

Создание условий для формирования у учащихся начальных классов основ экологической культуры

Создание условий для формирования у учащихся начальных классов основ экологической культуры

Создание условий для формирования у учащихся начальных классов основ экологической культуры

Создание условий для формирования у учащихся начальных классов основ экологической культуры

Создание условий для формирования у учащихся начальных классов основ экологической культуры

Создание условий для формирования у учащихся начальных классов основ экологической культуры

Создание условий для формирования у учащихся начальных классов основ экологической культуры

Создание условий для формирования у учащихся начальных классов основ экологической культуры

Создание условий для формирования у учащихся начальных классов основ экологической культуры

Создание условий для формирования у учащихся начальных классов основ экологической культуры

Создание условий для формирования у учащихся начальных классов основ экологической культуры

Создание условий для формирования у учащихся начальных классов основ экологической культуры

Создание условий для формирования у учащихся начальных классов основ экологической культуры

Создание условий для формирования у учащихся начальных классов основ экологической культуры

Создание условий для формирования у учащихся начальных классов основ экологической культуры

Создание условий для формирования у учащихся начальных классов основ экологической культуры

Создание условий для формирования у учащихся начальных классов основ экологической культуры

Создание условий для формирования у учащихся начальных классов основ экологической культуры

Создание условий для формирования у учащихся начальных классов основ экологической культуры

Создание условий для формирования у учащихся начальных классов основ экологической культуры

Создание условий для формирования у учащихся начальных классов основ экологической культуры

Создание условий для формирования у учащихся начальных классов основ экологической культуры

Создание условий для формирования у учащихся начальных классов основ экологической культуры

Создание условий для формирования у учащихся начальных классов основ экологической культуры

Создание условий для формирования у учащихся начальных классов основ экологической культуры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2017