СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ СПОСОБНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИКТ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оценка 4.8
Научные работы
doc
информатика
Взрослым
08.05.2018
С позиций компетентностного подхода будущий специалист должен уметь применять в повседневной жизни и работе средства информационных и коммуникационных технологий. Именно в этом помогает дисциплина Информационные технологии в профессиональной деятельности. На занятиях студентам предоставляется возможность реализовать свои способности в ходе
творческих проектов. Также в ходе реализации творческих проектов молодые люди самостоятельно создают презентации, видеоролики и видео физминутки для использования на занятиях в дошкольном образовательном учреждении.
Зайцева Н.В. - 1.doc
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ
СПОСОБНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИКТ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Зайцева Н.В., преподаватель информатики
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Дубовский педагогический колледж»
г. Дубовка
Развитие современных технологий значительным образом меняет жизнь общества и
оказывает влияние на культуру.
Сегодня можно говорить о формировании новой
информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Ее
основой могут стать знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение
ориентироваться в информационных потоках.
Информационнокоммуникационные технологии прочно вошли в учебный процесс
современной школы и детского сада. В связи с этим будущие учителя и воспитатели должны
обладать высоким уровнем информационной компетентности, владеть современными
технологиями. Наличие компьютера дома или в учебном заведении, умение печатать текстовые
документы или редактировать фотографии еще не означает овладение студентом
информационной компетенцией, что проявляется в неумении целенаправленно работать с
информацией, затруднениях аналитической ее переработки и умений представлять ее в
понятном виде.
В настоящее время получает распространение концепция компетентностного подхода в
образовании, являющаяся основой содержательных изменений по обеспечению соответствия
образования запросам и возможностям общества периода информатизации и глобальной
массовой коммуникации. С позиций компетентностного подхода смыслом образования
становится развитие у обучаемых способности к самостоятельному решению проблем в
различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом
которого становится и собственный опыт обучаемых.
Компетентностный подход в образовании базируется на том, что компетенции не отрицают
знаний, умений и навыков, хотя принципиально от них отличаются: от знаний – существованием
в виде деятельности, а не только информации о ней; от умений – переносом на различные
объекты воздействия; от навыков – осознанностью, позволяющей человеку действовать не
только в привычной, но и в новой, нестандартной обстановке.
Таким образом, компетенции не могут быть сформированы без знаний, умений и навыков,
которые важны не как самоцель, но как средство достижения компетенций.
Использование в учебном процессе средств информационных технологий направлено на
интенсификацию процесса обучения,
реализацию идей развивающего обучения,
совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход
от механического усвоения обучающимися знаний к овладению ими умениями самостоятельно
приобретать новые знания. Эффективное использование широчайшего спектра возможностей,
реализуемых на базе средств ИКТ, связывается сегодня с формированием ИКкомпетенции как
важнейшей составляющей общеинтеллектуальной информационнокоммуникационной
компетенции всех участников образовательного процесса.
Будущий специалист должен уметь применять в повседневной жизни и работе следующие
средства ИКТ:
компьютер и периферийное оборудование;
прикладное программное обеспечение на уровне пользователя;
коммуникационные средства (электронная почта, Интернет);
иметь представление о различных медиаресурсах и уметь ими воспользоваться; иметь представления о нормах работы с информацией;
применять санитарные нормы и правила при работе с компьютером.
Молодые люди должны уметь применять в своей профессиональной деятельности при
условии наличия информационных и коммуникационных ресурсов в образовательном
учреждении следующие умения:
избирательно использовать ИКресурсы в профессиональной деятельности (текстовые,
графические, вычислительные, мультимедийные среды, поисковые системы);
иметь полное представление об имеющихся медиаресурсах и образовательных ресурсах в
Интернет, рекомендованных для использования в образовательном процессе по предмету,
уметь ими воспользоваться, осуществить заказ и подписку;
уметь оценивать основные педагогические свойства электронных образовательных
продуктов, определять педагогическую целесообразность их использования в учебном
процессе;
уметь избирательно применять в профессиональной деятельности различные модели
использования ИКТ в учебном процессе в зависимости от реального оснащения
образовательного учреждения.
Формирование профессиональных компетенций в области ИКТ это формирование умения
использовать в работе автоматизированного рабочего места педагогического работника и
регулярно использовать ИКТ в образовательном процессе.
Педагог должен уметь применять в профессиональной деятельности с помощью
автоматизированного рабочего места следующие средства инструментальной компьютерной
среды:
инструменты организации обучения на занятии (демонстрации, практикумы, лаборатории);
инструменты поддержки творчества педагога в использовании обучающих продуктов;
инструменты – компьютерные аналоги организации урока и/или занятия: электронные
журнал, рабочий план, учет статистики успеваемости учащихся и воспитанников;
инструменты профессионального сетевого взаимодействия с коллегами;
инструменты дистанционного обучения;
инструменты тестирования и аттестации учащихся;
инструменты сопровождения личного портфолио учителя – методической папки.
Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов среднего
профессионального образования третьего поколения ставит перед преподавателем задачу
овладения студентами такими общими компетенциями, как умение осуществлять поиск, анализ
и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития (ОК 4); использовать информационно
коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (ОК 5).
Поэтому при подготовке к занятиям предусматривается возможность использования
мультимедийных технологий, образовательных компьютерных сред, поисковых систем,
электронных энциклопедий.
При планировании внеаудиторной самостоятельной работы учитывается, что современный
студент охотнее обращается за поиском информации в сеть Internet, чем к книжным изданиям. К
сожалению, информация, содержащаяся там, не всегда соответствует действительности.
Студенты учатся грамотному поиску и отбору информации, умению анализировать имеющиеся
данные.
Для этого преподавателем заранее производится подбор сайтов, содержащих
достоверную, актуальную, полную информацию по преподаваемой теме. В дальнейшем
совместно со студентами расширяется этот список, проводя подробный анализ содержания
сайта по совместно разработанным критериям. Например, при изучении дисциплины
Информационные технологии в профессиональной деятельности (специальность Дошкольное
образование) совместно со студентами был составлен список сайтов, содержащих информацию необходимую для подготовки к занятиям, практике, написанию курсовых и выпускных
квалификационных работ.
Также в ходе реализации творческих проектов молодые люди самостоятельно создают
презентации, видеоролики и видео физминутки для использования на занятиях в дошкольном
образовательном учреждении. В ходе создания электронных пособий студенты работали с
множеством компьютерных программ и приложений, запланированных учебным планом,
изучаемой дисциплины.
Целью проектной деятельности было повысить качество усвоения дошкольниками
материала по художественной литературе посредством использования электронных
образовательных ресурсов. В процессе подготовки видеоролика студенты учились
самостоятельно добывать знания и пользоваться ими для решения познавательных и
практических задач подбирать иллюстрации по соответствующей тематике, надлежащего
качества. Благодаря совместной деятельности студенты становятся сплоченной группой.
Работая над созданием образовательных ресурсов молодые люди, кроме выполнения своей
основной задачи, получают возможность закрепить профессиональные умения и навыки на
практике, что немаловажно.
Неотъемлемой частью подготовки будущих педагогов является участие в работе научных
студенческих обществ. Цель его создания становление и совершенствование профессионально
значимых компетенций в области информационной культуры с применением в образовательной
среде. Результатом деятельности научных студенческих обществ стало проведение студентами
ряда занятий в детских садах Дубовки с использованием компьютерных технологий, а также
подготовка и участие в Смотре – конкурсе студенческих проектов. Студентами были
разработаны и защищены следующие проекты: «Компьютерная поддержка занятий в ДОУ» и
«Видео зарядка для дошколят».
Таким образом, освоение современных информационнокоммуникационных технологий направлено
в первую очередь на формирование информационной культуры как одного из составляющих компонентов
общей культуры, а также на формирование ИКкомпетенций. Ведь в период перехода к информационному
обществу необходимо подготовить студентов к быстрому восприятию информации и обработке больших
объемов информации, обучить их современным средствам, методам и технологиям работы. Новые
условия работы порождают необходимость подготовки специалистов, отвечающих требованиям
современного рынка труда.
Библиографический список:
1. Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. – К., 2004.
2. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования //
Образовательные технологии: Сборник научных трудов. Новосибирск, ИПСО РАО.1997.
1. с.7781.
3. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно
воспитательного и методического процессов в школе: Использование интерактивных форм и
методов в процессе обучения учащихся и педагогов Изд. 1е/ 2е, стереотип. – Волгоград, В
помощь администрации школы, 2008, 91 с.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное
образование, 1998. 256 с
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ СПОСОБНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИКТ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ СПОСОБНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИКТ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ СПОСОБНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИКТ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.