Создать событие! «Шаги» комплексной подготовки учащихся к написанию сочинения, творческой работы
Оценка 4.8

Создать событие! «Шаги» комплексной подготовки учащихся к написанию сочинения, творческой работы

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
русская литература +1
5 кл—9 кл
20.09.2023
Создать событие! «Шаги» комплексной подготовки учащихся  к написанию сочинения, творческой работы
Некоторые методы, приёмы работы с учащимися по написанию сочинения
Создать событие!.docx

Создать событие!

 «Шаги» комплексной подготовки учащихся

 к написанию сочинения, творческой работы

В идеале комплексная подготовка учащихся к написанию сочинения в любом формате начинается в раннем школьном возрасте с позитивной социализации, читательской активности, с формирования жизненного и читательского опыта, с развития коммуникативных установок и навыков. Другими словами, весь образовательный и воспитательный процессы, если они выстроены грамотно, готовят ребёнка к решению широкого спектра предметных и метапредметных задач, к числу последних относится и написание сочинения.

         Если рассмотреть определение «сочинения» в толковом словаре, мы прочтём следующую дефиницию: «СочинЕние, -я, ср. 1. см. сочинить. 2. То, что сочинено, художественное, научное произведение. Собрание сочинений Маяковского. Музыкальное с. 3. Вид письменной школьной работы - изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. Классное с. Домашнее с.4. В грамматике: соединение нескольких словоформ или простых предложений по способу сочинительной связи. С. и подчинение предложений».[7; 752]. Другими словами, сочинение в широком смысле - процесс написания, составления, создания какого-нибудь текста (любого высказывания, устного или письменного), сочинение в узком (учебном) смысле – упражнение на тренировку умения продуцировать качественный текст заданного или свободного формата. Очень важное для жизни и профессиональной деятельности коммуникативное (как  минимум) умение.

         Предлагаю свою систему работы над развитием навыков написания сочинений разных жанров у учащихся 5-9 классов, состоящую из условно последовательных «шагов» формирования нужных целевых установок, узких компетенций (скиллов), мотивации. Надо оговориться, что велосипед не изобретается заново, но всё-таки регулируется под себя. Каждый сам, увидев, как это делают другие, выслушав разнообразные советы, пользуясь ими, собирает свой велосипед (детализирую: устанавливает на комфортную высоту руль и сидение, подбирает форму сидения и крыльев, звук клаксона, цвет и форму катафот и др.), на котором именно ему хочется кататься, удобно кататься.  Любая аналогия хромает, но примерно так же и с сочинением: учитель «собирает» свою рабочую схему обучения чему-то новому и нужному, а ученик на основе предложенных приёмов, практик «собирает» то, что работает в его индивидуальном случае. Охарактеризую систему в целом и остановлюсь более подробно на одном «шаге», суть которого вынесена в название этой статьи.

            «Шаг 1».  «Погружение в материал». Погружение в текст литературно-художественного, реже научного или публицистического произведения. Чаще всего в школе, на уроках русского языка и литературы, мы работаем с сочинением в узком смысле, что предполагает написание учащимся вторичного текста как отклика на текст первичный, программный. В этой ситуации главная задача учителя (задача минимум) – научить ребёнка прагматичным и воспроизводимым приёмам и техникам смыслового чтения, анализа. Важно научиться определять тему текста, находить его смысловые части/микротемы, основную мысль (ОМ) текста в целом и отдельных микротем, «вычитывать» главную концептуальную информацию. Здесь на помощь приходят многие приёмы технологии развития критического мышления (ТРКМ). Работа на развитие  аналитических способностей.

         «Шаг 2».  «Создать событие!» Более объёмный подход, который распространяется не только на собственно учебную деятельность, но и на внеурочную, внеклассную, воспитательную -  любую, связанную с развитием ребёнка вообще и развитием речи в частности. Основная задача – сделать учеников участниками, а лучше полноправными организаторами, инициаторами яркого события на уроке или за рамками урока, переживаемого эмоционально и интеллектуально интенсивно. Такого события, о котором хочется рассказать другому – это важно. Под событием понимается активная вовлечённость детей в продуктивное нестандартное совместное чаще или индивидуальное действие творческого и/или аналитического характера, предполагающее создание чего-то нового, может быть, даже небывалого, под лозунгом «Нет рутине и скуке!»

Вначале учитель может предлагать креативные задания-минипроекты (например, создать памятник литературному герою [1; 45], составить вопросы для интервью с персонажем/одноклассником/директором школы, создать сайт/страничку в соцсети для какого-то сообщества, реального или вымышленного и т.д.). Педагог на первых порах модерирует группы, как тьютор ведёт детей, уравновешивает, если нужно, поток детской фантазии критическими (в смысле побуждающими к рефлексии) вопросами,   помогает разрешать споры, искать решение проблем.   Далее учащиеся, становясь старше и научившись результативно работать в подвижных группах, перехватывают инициативу и креативят сами: предлагают свои подходы к изучению новой темы, формы проведения занятий, свои презентации/лекции. Здесь уместно вспомнить технологию «перевёрнутого класса». Такой совместный процесс «изобретательства» нового не ограничивается уроком, занятием, он продолжается и в общем чате класса, и на другой день, вплоть до следующего урока, так как мозговой штурм продолжается, если «создающееся событие» всем действительно интересно. Можно корректно спорить, голосовать, принимать компромиссные решения, юморить. «Событием», мне кажется, нужно считать не только состоявшееся мероприятие, но и процесс подготовки к нему.

За последнее время с восьмыми классами мы таким образом провели учебные споры в рамках курса родного языка на темы, действительно важные для учеников, выбранные путём первоначального обсуждения и  голосования. Например, один класс дискутировал о необходимости полового воспитания в семье и школе, другой – об эвтаназии как сложном гуманитарном феномене. После спора ребята писали своеобразный анализ в свободной форме о том, что получилось убедительно доказать оппонентам, какие вопросы, в том числе провокационные,  удалось качественно сформулировать, задать в нужный момент, поставив в тупик соперников, что, напротив, не сложилось, какие слабые места обнаружили в своей и альтернативной аргументации…  На уроках литературы создавали в группах памятники Мцыри с обязательной их «технической» характеристикой (материал, фактура, размеры, позы и др.) и презентацией своей идеи (в любой форме, но с разъяснением, где, как и почему будет установлен монумент, как он будет интегрирован в местную инфраструктуру, какова культурная целесообразность и экономическая выгода такой установки и т.д.) В презентации к этой статье есть некоторые фотоматериалы, иллюстрирующие эти «события».

Любая творческая работа, выполняемая с интересом, пониманием практической цели, ценности, может стать такого рода «событием», которое с высокой вероятностью даст  импульс для свежего осмысления, эмоционального запоминания, может быть, даже импринтинга новых универсальных когнитивных скиллов [8;  27]. «Событие» важно совмещать с нарративными практиками. Это, с одной стороны, работа на мотивацию к творчеству, а с другой – работа на развитие эмпатии, эмоционального интеллекта, социально важных психологических установок, коммуникативных способностей.

         «Шаг 3».  «Рационализация». На этом этапе важно найти индивидуальные рабочие модели для логической обработки содержания будущего сочинения и последовательного расположения этого содержания. Здесь происходит совместный поиск лучшего варианта универсальной логической модели текста: начинаем, как правило, с составления плана, вернее, из начальной школы дети уже приходят с представлением о  том, что такое план текста, вот  с этим и работаем, далее знакомимся с кластерами, логографами, сами составляем, исправляем, маршрутными листами сочинения, алгоритмами,  смысловыми моделями. Учащиеся практикой, тренингами выбирают «свой» метод  рационализации. Успешно на практикумах применяю «разрезную технологию»: готовое сочинение делится на смысловые части (вступление, композиционная разводка, аргументы, примеры, логические мостики) и  разрезается как пазлы, ученикам нужно собрать, возможно усложнение задания, когда какая-то часть или части отсутствуют, их нужно восстановить. Хороши «глухие телефончики»: первая парта начинает, следующие продолжают по определённому алгоритму. Так можно отрабатывать выполнение задания 27 ЕГЭ по русскому языку, например. В презентации представлены некоторые логические схемы, выработанные методистами [3;  6], улучшенные детьми. 

         «Шаг 4».  «Не одни!» Часто особенно у начинающих бывает боязнь чистого листа, психологический барьер перед написанием текста, выражением своего мнения…  Важно демонстрировать учащимся, что они не один на один с проблемой «рождения» сочинения, что учитель рядом в поддержке, что до них трудные шаги освоения текстовых умений проходили другие, так же встречались со сложностями, преодолевали препятствия. Я храню сочинения, творческие работы, проекты, портфолио своих учеников, выпускников разных лет именно для того, чтобы они «работали» на приобщение, их можно посмотреть, прочесть, полистать, взять за образец, если совсем трудно, или оттолкнуться от мысли, с которой хочется спорить. Работы «непричёсанные», с авторскими ошибками, недочётами. Построить работу с этими материалами можно по-разному: провести анализ ошибок, редактирование и корректирование, дать рекомендации по улучшению аргументации.

         Кроме того, ещё начинающим учителем в книге Е.Н. Ильина «Герой нашего урока» я вычитала интересный совет, которым руководствуюсь до сих пор: писать сочинения самому, делиться этими сочинениями с учащимися, испытывать снова и снова на себе те трудности и риски, через которые проходит ученик, слушать критику в свой адрес [4;  61]. Так, для подготовки учащихся к выполнению  задания с развёрнутым ответом на ЕГЭ у меня есть целая копилка своих работ. Написанные в разные годы, они становятся хорошим материалом для аналитических заданий типа: «Оцените комментарий к заявленной проблеме. Что удалось автору, что не получилось?»

         «Шаг 5».  «Совместное сочинение». Это мой любимый приём вовлечения, так как работает и на преодоление внутренних барьеров, и на сплочение, и на качественный результат. Вместе выбираем тему (допустим, итогового сочинения), обсуждаем, анализируем формулировку,  выдвигаем тезис, ищем аргументы и примеры в режиме урока или практического занятия. Записываем одновременно в тетради и на доске, ранжируем мысли, от чего-то в процессе отказываемся, спорим, оттачиваем формулировки… В презентации есть фото, фиксирующие этот процесс.

         «Шаги», описанные мною, как я уже отмечала, условно последовательны, они работают вместе как система, работают и по отдельности, они возобновляемы, их мало «пройти» один раз. Выкладываясь, совмещая приятное и полезное, мы с ребятами приходим к хорошему результату – не боимся свободно рассуждать на уроке, читаем книги, учимся и научаемся писать сочинения, уважаем друг друга и любим узнавать новое.

        

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.     Гин А. Приёмы педагогической техники. М., 1999.

2.     Дирксен Д. Искусство обучать. М., 2014.

3.     Долинина Т.А. Готовимся к единому государственному экзамену. М., 2010.

4.     Ильин Е.Н. Герой нашего урока. М., 1991.

5.     Кашникова И.В., Попова Т.В. Сочинение – это просто! Екатеринбург, 2004.

6.     Лемов Д. Мастерство учителя. М., 2014.

7.     Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И., Н.Ю. Шведова. М., 2002.

8.     Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах. М., 2008.


 

9.    

Создать событие! «Шаги» комплексной подготовки учащихся к написанию сочинения, творческой работы

Создать событие! «Шаги» комплексной подготовки учащихся к написанию сочинения, творческой работы

Важно научиться определять тему текста, находить его смысловые части/микротемы, основную мысль (ОМ) текста в целом и отдельных микротем, «вычитывать» главную концептуальную информацию

Важно научиться определять тему текста, находить его смысловые части/микротемы, основную мысль (ОМ) текста в целом и отдельных микротем, «вычитывать» главную концептуальную информацию

На уроках литературы создавали в группах памятники

На уроках литературы создавали в группах памятники

Я храню сочинения, творческие работы, проекты, портфолио своих учеников, выпускников разных лет именно для того, чтобы они «работали» на приобщение, их можно посмотреть, прочесть, полистать,…

Я храню сочинения, творческие работы, проекты, портфолио своих учеников, выпускников разных лет именно для того, чтобы они «работали» на приобщение, их можно посмотреть, прочесть, полистать,…

Список используемой литературы: 1

Список используемой литературы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2023