СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Наравне с Исаакиевским гордостью нашего города является так же Преображенский собор. Вид на храм открывается от перекрестка Литейного проспекта с улицей Пестеля. Собор окружен оградой из стволов настоящих трофейных турецких пушек. Был сооружен в 1743-1754 годах по проекту архитекторов М.Г. Земцова и П.-А. Трезини и перестроен в 1827-1829 годах В.П. Стасовым.
Иконка файла материала СПАСО.doc
СПАСО­ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ. СОБОР. Наравне с Исаакиевским гордостью нашего города является  так же Преображенский собор. Вид на храм открывается от  перекрестка Литейного проспекта с улицей Пестеля. Собор окружен оградой из стволов настоящих трофейных  турецких пушек. Был сооружен в 1743­1754 годах по проекту  архитекторов М.Г. Земцова и П.­А. Трезини и перестроен в 1827­ 1829 годах В.П. Стасовым. Первый этаж  собора представляет собой в плане крест, а с  западной стороны находится портик коринфского ордера. Второй  этаж представлен пятью барабанами с куполами. В обработке окон  Стасов пытается найти новое решение, отбросив обычный в  александровское  время прием сандрика или простого голого  пролета окна. Спасо­Преображенский собор явился попыткой Стасова найти  новое решение для русской церкви: здесь классический стиль (1  этаж) соединен с византийским стилем (2 этаж). ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ  ХРИСТОВА. С правой стороны Екатерининского канала, недалеко от  Невского проспекта над водой высится нарядный многоглавый храм Воскресения Христова, ­ Спас­на­Крови, как он зовется в народе.  Его сложный живописный силуэт, яркое многокрасочное убранство  воспринимаются резким контрастом классицистическим ансамблям. Здание было возведено в 1883 ­ 1907 годах как храм ­  памятник на месте, где 1 марта 1881 года по решению  Исполнительного комитета «Народной воли» было совершено  покушение на Александра Третьего народовольцем И.И.  Гриневицким. Первоначально было задумано выстроить на месте катастрофы  только часовню, но обилие поступивших пожертвований скоро  потребовало сооружения более величественного памятника. 6октября митрополитом Петербургским Исидором была совершена  закладка настоящего храма. План храма был до подробностей разработан, а затем и  выполнен художником­архитектором А.А. Парландом. Храм  действительно явился достойным памятником Александру.  Снаружи, на 20­ти больших гранитных досках во впадинах высокого цоколя, кругом всего храма начертана вся история царствования  императора, все реформы и законоположения. Западная часть храма под колокольней занята особой часовней: здесь место скорбного  события. Панель и мостовая, обрызганные кровью царя, со следами  бомб, и часть перил канала были разобраны, сохранены и вновь в  точности уложены на этом месте. Над местом была поставлена сень  ­ художественный шатер на серо­фиолетовых яшмовых колонах, над ним ­ крест из граненых топазов. Обращаясь к художественной стороне здания, можно увидеть  сознательное обращение архитектора к русскому стилю 17 века.  Таково было желание Александра Третьего. Здание представляет  интерес как программный образец архитектуры «русского стиля» и  уникальный памятник монументально ­ декоративного искусства.  А.А. Парланд переработал композиционные приемы и формы  древнего московского и ярославского зодчества 17 века. К основному объему, увенчанному пятиглавием, примыкают  колокольня с золотым куполом и три апсиды. Пять глав венчают  среднюю часть храма, главная из них ­ узкая, шатровая, ­ сама  увенчана наверху малой луковичной главкой. Центральный шатер  достигает высоты 81 метра. Главы покрыты разноцветными  извивами и узорами эмали ­ это первый пример применения эмали  на таких обширных поверхностях и притом выпуклых. Еще три  главки над тремя выступами алтаря  оформлены с применением  золоченой мозаики. Фасады облицованы гранитом и мрамором,  орнаментированным кирпичом и разноцветной плиткой. Они  буквально испещрены декором: фигурными наличниками и  кокошниками, поясками и изразцами. Художественная значимость сооружения во многом  определяется уникальным ансамблем его мозаик. Они создавались  мозаичной мастерской А.А. и В.А. Фроловых по оригиналам многихзнаменитых художников, в том числе В.М. Васнецова, М.В.  Нестерова, А.П. Рябушкина, В.В. Беляева, Н.Н. Харламова. Если на  фасадах мозаика включена в кокошники и ниши, то внутри она  сплошь покрывает стены, столбы и своды. На стенах храма и в  иконостасе нет ни одного живописного произведения. Более  широкого применения мозаики в мире пока нет. Иконостас сделан  из нескольких оттенков светлых итальянских мраморов. От Михайловского сада храм отделяет полукруглая ограда,  исполненная в 1903 ­ 1907 годах на предприятиях К. Винклера по  проекту А.А. Парланда. Рисунок кованых звеньев с крупным  растительным орнаментом характерен для раннего модерна. До недавнего времени в здании церкви, которое было передано  музею ­ памятнику «Исаакиевский собор», велись реставрационные  работы. Сейчас они закончены, и храм открыт для посетителей.