Специальная индивидуальная программа развития ФИО, обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 В класса 2-ой год обучения
Оценка 4.6

Специальная индивидуальная программа развития ФИО, обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 В класса 2-ой год обучения

Оценка 4.6
docx
07.06.2023
Специальная индивидуальная программа развития   ФИО,  обучающегося с умственной отсталостью   (интеллектуальными нарушениями) 2 В класса  2-ой год обучения
СИПР_ 2-ой год обучения.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Белоярский»

 

                                                                                                                       Приложение 

                                                                    к адаптированной основной общеобразовательной 

                                                 программе обучающихся с умеренной, тяжелой и                                                                                                                                                             глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными

                                                          нарушениями), тяжелыми и множественными                                                                                        нарушениями развития   ( вариант 2) на 2020-2025 уч.г.

                                                            утвержденной приказом СОШ №1 г.Белоярский

                                                от 29.08.2020 г. № 805

                                                           с изменениями  приказ от 28.08.2021 г. № 939

 

 

 

Специальная индивидуальная программа развития

 ФИО,

обучающегося с умственной отсталостью

 (интеллектуальными нарушениями)

2 В класса

2-ой год обучения

срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Самылова И.А.,

учитель начальных классов

СОШ №1 г. Белоярский

 

 

 

 

г. Белоярский

2021 г.


 

Пояснительная записка.

 

Особые образовательные потребности  ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) диктуют необходимость разработки специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для его обучения и воспитания.

СИПР  разработана на основе

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) на 2020-2025 учебные годы, утвержденной приказом СОШ № 1 г. Белоярский от 29.08.2020 года № 805, с изменениями  приказ от 28.08.2021 г. № 939;

- Индивидуального учебного плана ученика 2в класса, ФИО

получающего образование на дому, утвержденного приказом  СОШ №1 г.Белоярский.

от 01.09.2021г. № 1010.

Цель реализации СИПР: формирование  у обучающегося  жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.

Данная СИПР составлена на один год (2021-2022 учебный год).

Структура СИПР:

1.  Общие  сведения о ребёнке.

2.  Характеристика обучающегося на начало 2021-2022 учебного года.

3.  Индивидуальный учебный план  на 2021 – 2022 учебный год

4.  Содержание образования.

4.1. Формирование базовых учебных действий.

4.2.  Содержание учебных предметов.

4.3.  Нравственное развитие.

4.4.  Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

4.5.  Внеурочная деятельность.

5.  Условия реализации потребности в уходе и присмотре.

6.  Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

7.  Перечень задач, мероприятий и форм сотрудничества  с семьей.

8.  Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

9.  Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

 

1.Общие  сведения о ребёнке.

ФИО ребенка:ФИО

Возраст ребенка на момент составления программы:  9 лет

Дата рождения: 00.00.2012

Место жительства: адрес

Мать:  ФИО

Отец: ФИО

Год обучения в СОШ №1-  первый

Образовательная программа: Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Варианты и срок реализации программы:  Вариант 2 – СИПР – 12/13 лет.

 

 

2. Характеристика обучающегося на начало 2021-2022 учебного года.

   Семья полная, состоит из х-х человек. Мама – ХХХХХХ. Отец работантХХХХХХХ. Оба родителя принимают участие в воспитании ребёнка, заботливо и доброжелательно относится к сыну,  заинтересованы в успешном развитии ребенка. Семья проживает в благоустроенной квартире. Мальчик имеет отдельную комнату, в которой созданы все условия (рабочее место для занятий, отдельное спальное  место, игровая зона).

Мальчик находится на индивидуальном обучении с 1 сентября 2020 года. По заключению ПМПК у Х тяжелая умственная  отсталость, имеется инвалидность.

К концу первого года обучения у Саши наблюдается:

1. формирование базовых учебных действий: Мальчик может сосредотачивать внимание, направленность взгляда на задание, на говорящего с частичной помощью учителя, понимает и выполняет просьбы   «посмотри», «покажи», «возьми»,   «дай», «принеси», «положи» и др. Выполняет  действия по подражанию или по образцу, чаще с помощью учителя или словесной инструкции, самостоятельно не может. Выполняет задание в течении определенного, но непродолжительного времени (2-3 минуты). Не всегда по назначению использует учебные предметы, принадлежности: может черкать карандашами, фломастерами на столе, на руках, на одежде и в тетради, открыв фломастер, может бросить колпачок на пол, спрятать между вещами и др.)  Умеет правильно держать в руке ручку и карандаш, поправляет с помощью левой руки. Ведущая рука - правая.

 

2. формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия (Речь и альтернативная коммуникация):

  Мальчик реагирует на своё  имя, приветствует и прощается с собеседником только жестами ( машет рукой, обнимает, кивает головой). Для привлечения к себе внимания может потрогать собеседника, похлопать рукой, для выражения своих желаний чаще всего использует жесты, мимику. Согласие/несогласие выражает  кивком головы сопровождая  словами «да», «не».

Знает членов своей семьи, не называет. Знает по имени, но не может назвать, педагогов, некоторых ребят из класса.

   С помощью учителя понимает  слова обозначающие названий предметов по темам: семья, посуда, мебель, игрушки, животные, школьные принадлежности, транспорт, продукты. Путает овощи и фрукты. Понимает значение слов, обозначающих  названий действий: пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять; признак действия\состояния: громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно. Не может самостоятельно различать слова обозначающие цвет, величину, форму. Понимает слова, указывающие на принадлежность: я, он, мой, твой. Понимает  простые предложения.

Экспрессивная речь не развита. Иногда употребляет отдельные звуки «а», «э», подражает звукам некоторых животных: кошка- «мя», корова, волк - «у-у», овца, коза- «ме», свинья, утка- издает гортанные звуки. При выражении радости  может произносить сочетания разных звуков «и-э-у-у», «и-о-о-о». К концу учебного года чаще начал употреблять слова «да», «не»(нет).

3. формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни ( Математические представления)

С частичной помощью учителя находит одинаковые предметы, изображения, группирует предметы по величине «большой-маленький». Не может различить множества «один-много-мало-пусто». Только с помощью учителя различает и сравнивает однородные и разнородные предметы по величине, длине, ширине, высоте способом приложения, наложения. Ориентируется в пространстве/ на листе с помощью взрослого, путает положения слева-справа. Испытывает затруднения с определением местоположения предметов и перемещением в пространстве в заданном направлении ( впереди-сзади, слева-справа, перед, за, над, под, между,вперд-назад,влево-вправо).

Временные представления не сформированы: не соотносит действие с временным промежутком, времена года узнает не все, путает различие людей по возрасту.

Такие геометрические фигуры как круг, квадрат, треугольник узнает только по прямой подсказке учителя, различает плохо. По подражанию собирает геометрическую фигуру из 2-ух, 3-ёх частей. Самостоятельно обводит по трафарету и по шаблону геометрические фигуры круг, квадрат, по контурной линии обводит с трудом, раскрашивает сам, но выходит за границы.

4. формирование  представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе (Окружающий природный мир)

   С помощью учителя различает части суток день-ночь, соотносит их с некоторыми видами деятельности (ночь - спать, день- есть, играть, гулять), не имеет представления о последовательности частей суток, днях недели. С помощью учителя узнает времена года лето и зима. Узнает такие  погодные явления, как дождь, гроза, ветер, снег. Явления природы соотносит с временем года только с подсказкой.

    Не отличает траву от деревьев, не различает деревья, не различает части растений. Самостоятельно узнает фрукты: яблоко, груша, банан, апельсин. Путает лимон, мандарин. Не узнает персик, абрикос, киви, ананас. Узнает овощи, такие как лук, огурец, помидор, морковь. Путает картофель, свекла, редис, кабачок. Не узнает перец, репа. Грибы узнает, но не различает, не знает строение гриба. Самостоятельно узнает и различает домашних животных: корова, свинья, лошадь, кот, собака. Путает овцу и козу. Знает и показывает основные части животных: голова, ноги, хвост, уши. С подсказкой определяет детенышей домашних животных. Объединяет в группу «домашние животные» только с помощью учителя. Понимает значение домашнего животного коровы (дает молочко). Самостоятельно узнает и различает диких  животных: лиса, заяц, волк, медведь, ёж. С помощью учителя узнает кабана, лося, объединяет животных в группу «дикие животные», определяет их детенышей. Домашних птиц различает плохо, путает курицу и петуха, утку и гуся, не знает индюка. Не различает зимующих и водоплавающих птиц. Самостоятельно показывает основные части тела птицы: голову, ноги, хвост.

   Узнает объекты неживой природы: солнце, речку.

 

5. формирование  представлений о себе как «Я» , своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания (Человек)

С помощью учителя идентифицирует себя, как мальчика. Показывает основные части тела человека: голова, туловище, руки, ноги. Знает и различает глаза, нос, рот, уши. Отличает детей от взрослых с подсказками.

С помощью жестов сообщает о желании сходить в туалет. Последовательность действий в туалете выполняет только с помощью взрослого. Не различает вентили с холодной и горячей водой, регулировать напор струи самостоятельно не может. Пользуется электросушкой с помощью учителя, полотенцем- самостоятельно. Следить за волосами, очищать носовые ходы с помощью носового платка самостоятельно не может. Знает и различает основные виды одежды и обуви. Не может самостоятельно выбрать вид одежды и обуви в зависимости от мероприятия,  от сезона. Одевается и снимает одежду с частичной помощью взрослого, часто ленится одеваться. Путает левый и правый ботинки. Пытается самостоятельно застегивать молнию. Пуговицы застегивает плохо. Свой внешний вид не контролирует.

При помощи жестов сообщает о желании пить или есть. Самостоятельно усаживается за столом. Умеет держать ложку в правой руке, иногда пользуется ложкой с посторонней помощью, когда  не может самостоятельно разделить пищу на части.

 

 

6. формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами (Изобразительная деятельность)

Знает основные материалы и инструменты: карандаши, фломастеры, краски, кисти, ёмкость для воды. Умеет правильно захватывать и держать карандаш.  Соблюдение последовательности действий с красками выполняет только с помощью учителя. Самостоятельно рисует точки, по подражанию рисует прямые и волнистые линии. Обводит горизонтальные, вертикальные и наклонные линии. Контур предмета рисует только по обводке или с помощью учителя. Сам выполняет закрашивание внутри контура, но выходит за границы. Штриховку в заданном направлении выполняет только по обводке и образцу. Знает материл для лепки- пластилин. Разминает пластилин руками неохотно, ленится. Отщипывать и отрезать кусочек нужного размера может только с помощью учителя. По подражанию выполняет катание колбаски на доске, в руках, сгибание колбаски в кольцо, катание шарика на доске, в руках, расплющивание шарика в ладонях, пальчиками, на доске. Сам соединяет детали прижатием.

Виды бумаги не различает. Знает инструменты: ножницы, линейку. По подражанию выполняет действия с бумагой: сминание, сгибание, разрывание  листа. Самостоятельно смазывает поверхность листа клеем. Выполняет надрез ножницами сам, по намеченной линии резать не может, но пытается. По контуру  вырезает с трудом, неумело. Собирает изображение объекта из нескольких (2-4) деталей по образцу. Рисует по подражанию тычками, пальчиками, ладошкой.

 

 

 7. формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения ((Окружающий социальный мир)

Самостоятельно может найти туалет на 3 этаже, если находится на первом этаже школы, может самостоятельно найти столовую. Остальные помещения школы находит  с посторонней помощью. Правила поведения на территории школы, распорядок дня соблюдает с подсказками и помощью  учителя. Знает и находит основные школьные принадлежности: парта, рюкзак, учебник, тетрадь, ручка, карандаши, краски, пластилин.

Электроприборы, мебель, посуду путает, находит только с  помощью или подсказками учителя. По подражанию сминает бумагу в комочки, рвать по сгибу сам не может. Элементы городской инфраструктуры не различает. Находит такие виды транспорта как легковой и грузовой автомобиль, мотоцикл, самолет, вертолет, ракета, но путает их.  Водные виды транспорта не различает. Находит атрибуты праздника  Новый год. Символику (флаг России) не различает.

 

   Мальчик передвигается самостоятельно, нов сопровождении взрослого. По лестнице ходит с опорой на перила или держась за руку. По физическому  развитию мальчик очень подвижный, любит играть в «прятки», в «догонялки», играть с  мячом. Наблюдается неточность  координации, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бега, прыжков, а также навыков несложных трудовых действий.

  Саша понимает обращенную к нему речь. Внимание  неустойчивое,    из-за быстрой утомляемости, отвлекаемости отличается низким уровнем продуктивности. Требуется повторение,  концентрация внимания на задании. Слабость активного внимания препятствует решению  задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий

Эмоциональное состояние мальчика удовлетворительное. Он охотно вступает в контакт, не боится остаться один в окружении большого количества людей, но с обозначением нахождения взрослого. Не любит шум, громкие звуки, морщится, выражает протест и закрывает уши руками.

Мальчик с удовольствием участвует в совместной деятельности с детьми или взрослыми.

Иногда проявляет понимание и заботу по отношению к другим. Проявления агрессии не замечены.

Мальчик реагирует на изменение интонации голоса, запрет. Если что-то ему не нравится, он показывает это мимикой и жестами или прекращает общение, обижается, отворачивается. Такое состояние длится непродолжительное время, он успокаивается и начинает   общаться (играть) лояльно.

Учебное поведение не сформировано: не всегда поддерживает правильную позу на занятиях, не всегда слушает учителя, знакомые речевые инструкции учителя выполняет после повторения.  Не всегда, получается, выполнять действия по подражанию и образцу, но предпочитает выполнять задания самостоятельно. Ведущая деятельность – игровая.

Навыки самообслуживания сформированы частично.  Обязательно моет руки перед едой. В туалет ходит только в сопровождении.  Наибольшими являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений мелкой моторики:  работа карандашами, ручкой,  шнурование ботинок, определение передней/задней, лицевой/изнаночной сторон, застегивании молнии, пуговиц, ремня, завязывание ленточек, шнурков. Одевается и обувается с частичной посторонней помощью.

Ребёнку необходим   контроль, уход и присмотр.

 

Приоритетные образовательные предметы:

- Изобразительная деятельность/  технология (ручной труд)

- Окружающий социальный  мир.

- Окружающий природный мир

- Человек

 

3. Индивидуальный учебный план  на 2021 – 2022 учебный год.

 

Учебные предметы.

 

Количество часов (индивидуальных)

Речь и альтернативная коммуникация

3

Математические представления

2

Окружающий природный  мир

2

Человек

1

Окружающий социальный мир

1

Технология

1

Коррекционно-развивающие занятия

 

2

Итого индивидуальных часов

12

 

 

4. Содержание образования.

4.1. Формирование базовых учебных действий.

Цель обучения: формирование базовых учебных действий, необходимых  ребенку для овладению содержанием АООП.

Задачи:

1.Подготовка ребенка к нахождению в социальной среде, эмоциональному и коммуникативному взаимодействию.

2.Формирование учебного поведения:

- направленности взгляда на говорящего взрослого, на задание («посмотри на меня», «посмотри сюда»)

- умение выполнять инструкции педагога( «возьми», «покажи», «дай», «положи» и.т.д.),

- использование по назначению учебных предметов,

- умение выполнять действия по подражанию, по образцу.

3.Формирование умения выполнять задание:

- в течение определенного периода времени.

- от начала до конца,

- с заданными качественными параметрами.

4.Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Решение поставленных задач происходит на  индивидуальных занятиях по учебным предметам,  на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.


4.2. Содержание учебных предметов.

4.2.1.Речь и альтернативная коммуникация.

Цель обучения: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Задачи:

1.Формирование коммуникативных навыков установления, поддержания и завершения контакта.;

2.Формирование умения понимать обращенную речь;

3.Формирование умения у ребенка, не владеющего устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами;

4.Формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова.

Содержание предмета на первом году обучения представлено двумя разделами: «Коммуникация» и  «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации».

Коммуникация.

Коммуникация с использованием вербальных средств.

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением).

Привлечение    к      себе   внимания    звуком(словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение       с     просьбой          о     помощи,     выражая         её  жестом,   звуком(словом).     Выражение     согласия     (несогласия)     жестом, звуком(словом,). Выражение благодарности звуком ловом, предложением). Ответы  на     вопросы жестом,        словом.   . Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником жестом, звуком ловом).

Коммуникация с использованием невербальных средств.

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия),удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы,     предполагающие согласие (несогласие)    с    использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения отография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации             Импрессивная речь.

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета вет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой идр.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, иза и др.). Понимание простых предложений.

Экспрессивная речь.

Называние     (употребление)         отдельных     звуков,            звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление)            простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени.

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова

(электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством   напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные  принадлежности,      продукты,      транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения (электронного устройства)     для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения(электронного устройства)     для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.).     Использование графического  изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.).Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию      текста      с использованием графического      изображения (электронного устройства).

 

4.2.2. Математические представления.

Цель: формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.

Задачи:

1.Формирование  элементарных пространственных и временных представлений.

2. Формирование представлений о форме.

3. Формирование представлений о величине  предметов.

4. Формирование первоначальных количественных представлений.

Содержание предмета на первом году обучения представлено следующими разделами:

«Количественные представления», «Представления о величине», «Представление о форме», «Пространственные представления», «Временные представления».

Количественные представления.

Нахождение одинаковых предметов.          Разъединение     множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).

Представления о величине.

Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных ) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте.

 

 

Представление о форме.

Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2 (3-х,) частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Обводка            геометрической        фигуры (треугольник,          квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону рафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия.

Пространственные представления.

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол.             Определение отношения     порядка следования: первый, последний.

Временные представления.

Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом. Различение времен года. Сравнение людей по возрасту.

 

4.2.3. Окружающий природный мир.

Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Задачи:

1. Формирование представлений о растительном и животном  мире.

2. Формирование временных представлений,

3. Формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы.

Содержание предмета на первом году обучения представлено следующими разделами:

«Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».

 

Растительный мир.

Узнавание (различение) растений (дерево, трава).Узнавание (различение) частей растений (ствол/ стебель, ветка, лист, цветок. Узнавание (различение) деревьев ерёза, ель, осина, сосна).Узнавание (различение) плодовых деревьев (яблоня, груша).

Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду кусу, запаху).Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду кусу, запаху).Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик,) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка).

Животный мир.

Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши).Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца аран), кот, собака).

Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных. Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).Узнавание (различение) диких животных иса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр).Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные».Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок).Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова).Узнавание (различение) водоплавающих птиц ебедь, утка, гусь).

 

Временные представления.

Представление о смене дня и ночи. Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года.

Объекты неживой природы.

Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Определение месторасположения земли и неба. Знание смены дня и ночи. Признаки дня и ночи. Узнавание водоема (речка, озеро).Знание значения водоемов в природе и жизни человека.

 

4.2.4.Человек.

Цель: формирование представлений о себе как «Я» , своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.

Задачи:

1.Формирование представлений о себе и своем теле.

2.Формирование представлений о своем ближайшем окружении

3.Формирование гигиенических навыков и их последовательного выполнения.

4.Формирование навыков  самообслуживания и их последовательного выполнения.

Содержание предмета на первом году обучения представлено следующими разделами:

«Представления о себе», «Семья»,  «Туалет», «Гигиена тела», «Прием пищи», «Одевание и раздевание»

Представления о себе.

Идентификация себя как мальчика. Узнавание (различение) частей тела олова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка).Знание назначения частей тела.

Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот убы, язык, зубы). Знание назначения частей лица. Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста (даты рождения).

Семья.

Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых.

Туалет.

Сообщение        о желании сходить в туалет. Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк, трусов), сидение на унитазе, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды русов, брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук.)

Гигиена тела.

Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью автоматической сушилки. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук. Чистка    зубов.  Полоскание   полости            рта.

- Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание     щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой. Расчесывание волос.

Прием пищи.

Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки (стакана): захват кружки такана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол.

Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку. Использование салфетки во время приема пищи.

Одевание и раздевание.

Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки жинсы, шорты), носки (колготки).

Знание назначения предметов одежды. Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты).Знание назначения деталей предметов одежды. Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги аленки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Выбор  видов обуви в зависимости от сезона. Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок). Знание назначения головных уборов. Различение сезонных головных уборов. Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов). Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий.Расстегивание (развязывание) липучки,молнии, пуговицы). Снятие предмета одежды. Застегивание липучки (молнии, пуговицы).Одевание предмета одежды. Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка).

 

4.2.5. Технология (ручной труд)

Цель:   формирование умений  работать с предметами  и объектами окружающей действительности художественными средствами.

Задачи:

1.Развитие интереса к ручной трудовой  деятельности.

2.Формирование умений пользоваться инструментами (стека, ножницы и др.)

3.Обучение доступным приемам работы с различными материалами .

4.Обучение изготовлению отдельных элементов из бумаги, пластилина, природных материалов.

5.Развитие моторики кистей рук, развитие художественно-творческих способностей.

Содержание предмета на втором  году обучения представлено следующими разделами:

«Работа с глиной и пластилином»,«Работа с бумагой, «Работа с природными материалами», «Работа с текстильными  материалами».

Работа с глиной и пластилином.

Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины) скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого   куска .Отрезание кусочка материала стекой. Катание колбаски на доске (в руках). Катание      шарика на доске руках).  Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей     изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей.

Работа с бумагой.

Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др.Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам. Намазывание всей           (части) поверхности клеем.  Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей.     Соблюдение     последовательности     действий     при     изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения

Работа с природными материалами.

Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия).

Работа с тексильными  материалами.

Наматывание ниток на картонку, в пучек, в клубочек (плоские игрушки, кисточки)


4.2.6. Окружающий социальный  мир.

Цель: формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Задачи:

1. Знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения).

2.  Формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

Содержание предмета на первом году обучения представлено следующими разделами:

«Квартира, дом, двор»,  «Продукты питания»,  «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».

Специфика    работы   по   программе   «Окружающий социальный  мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в кабинете, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.) Ребенок  выходит в город, знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.

Школа.

Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе. Соотнесение работника школы с его профессией. Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание назначения участков школьной территории. Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования..

Квартира, дом, двор.

Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок,     пол).

Узнавание (различение) помещений квартиры омната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон).Знание                      функционального назначения                      помещений    квартиры.. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник. Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средствах связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер).

Предметы быта.

Узнавание(различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрическийчайник,    фен,                                     кондиционер).              Знание                        назначения электроприборов.. Узнавание (различение) предметов мебели тол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание  назначения предметов мебели. Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож).Знание назначение предметовпосуды.

Продукты питания.

Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание (различение) молочных продуктов олоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом..

Предметы и материалы, изготовленные человеком.

Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает).

Город.

Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры  улицы (проспекты, переулки), площади (Октябрьская, Ленина и др.), здания, парки). Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал (аэропорт, , больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин жилой дом. Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, повар, строитель, парикмахер,. Узнавание азличение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар).

Транспорт.

Узнавание       (различение)       наземного       транспорта Узнавание (различение) воздушного транспорта.. Узнавание азличение) водного транспорта. Узнавание (различение) космического транспорта. Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина,   скорая     помощь,       полицейская     машина).

Традиции, обычаи.

Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, Пасха)

Страна.

Знание (узнавание) государственной символики ( флаг).

 

4.3. Нравственное развитие.

Цель: личностное и социокультурное развития обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации и семьи.

Задачи:

1. Формирования у обучающегося нравственных чувств.

2. Формирование нравственного сознания и поведения.

Программа нравственного развития реализуется в семье, на занятиях по учебным предметами  и в рамках внеурочной деятельности.

Содержание нравственного развития по направлениям:

-      Осмысление ценности жизни (своей и окружающих). Развитие способности замечать и запоминать   происходящее, радоваться новому дню, замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

Отношение к себе и к другим, как к самоценности. Воспитание чувства уважения к друг другу, к человеку вообще. Формирование доброжелательного отношения к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми  Поддержание у ребенка положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных.   Осмысление свободы и ответственности. Ребенок учатся выбирать деятельность, выбирать способ выражения своих желаний.. Выбирая ту или иную деятельность, не всегда желаемую, но необходимую, ребенок учится управлять своими эмоциями и поведением, у него формируются волевые качества.

Укрепление веры и доверия. Выполняя поручения или задания, ребенок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится – меня все равно будут любить и уважать». Взрослые (педагоги, родители) создают ситуации успеха, мотивируют стремление ребенка к самостоятельным действиям, создают для него атмосферу доверия и доброжелательности.

Формирование доверия к окружающим у ребенка происходит посредством общения с ним во время занятий, внеурочной деятельности, а также ухода: при кормлении, переодевании, осуществлении гигиенических процедур.

Взаимодействие  с  окружающими  на  основе  общекультурных  норм и правил социального поведения. Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения, ориентиры («подсказки») и др. Таким эталоном для ребенка являются люди, живущие с ним рядом (носители гуманистических ценностей и социально одобряемых норм поведения). Ребенку с нарушением интеллекта трудно понять смысл и содержание нравственных категорий, поэтому их усвоение возможно только на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым. Ребенок «впитывает в себя» примеры и возможные способы реагирования на различные ситуации повседневной жизни, копируя и примеряя на себя поведение взрослых.  Во время общения с ребенком возникают разные ситуации, в которых педагог должен проявлять спокойствие, терпение, настойчивость, доброжелательность.

 


4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Цель: развитие стремления у обучающегося вести здоровый образ жизни и бережно относиться к природе.

Задачи:

1.Формирование  экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.

2.Развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе.

3.Формироание правил здорового питания, оптимальных двигательных режимов с учетом  возрастных, психофизических особенностей;

4.Формирование  соблюдения правил гигиены, режима дня;

Содержание программы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни реализуются на уроках по предметам: «Окружающий природный мир», «Человек», в ходе коррекционных занятий, а также в рамках внеурочной деятельности. Основными организационными формами внеурочной деятельности, на основе которых реализуется содержание программы, являются: режим труда и отдыха, спортивно-развлекательные мероприятия, дни здоровья, экскурсии, походы и др.

 

4.5. Внеурочная деятельность.

Цель: социальное, спортивно- оздоровительное, нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное развитие личности ребенка с учетом его психофизических особенностей и интересов, социальная интеграция обучающегося.

Задачи:

1. Приобретение опыта общения, взаимодействия с разными людьми, сотрудничества, расширение рамок общения в социуме, контактов обучающегося с обычно развивающимися сверстниками.

2. Развитие интересов, склонностей, творческих способностей обучающегося к различным видам деятельности; создание условий для развития индивидуальности ребенка; формирование умений, навыков в выбранном виде деятельности; создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.

Внеурочная деятельность осуществляется  при организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность ребенка с умственной отсталостью  и детей, не имеющих каких-либо нарушений развития.

Формы организации и проведения специальных внеурочных мероприятий: игры, экскурсии, творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования, праздники, походы и др.

Содержание внеурочной деятельности реализуется через  программу внеурочной деятельности 2В класса.

 

5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.

 

Необходимым условием реализации СИПР для  обучающегося является организация ухода ( кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра. Под присмотром и уходом за ребенком  понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня

Уход за обучающимся  предполагает выполнение следующей деятельности:

- оказание необходимой помощи в раздевании и одевании ребенка;

- гигиенические процедуры (сопровождение ребенка в туалете, уход за телом (обтирание, мытье рук);

- помощь в приеме пищи (завтрак, обед);

- контроль внешнего вида ребенка (чистота, опрятность);

Присмотр необходим для обеспечения безопасности обучающегося  утром во время прихода в школу(встреча), во время перемен (отдых), внеурочных мероприятий.

Присмотр и уход за обучающимся  в образовательной организации осуществляется тьютором.

 

Индивидуальный график

с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр

 

 

8.15 - 8.30

09.05 - 09.25

10.05 - 10.25

11.05 - 11.25

пн

Встреча

тьютор

Завтрак

Гигиенические процедуры

тьютор

Отдых

тьютор

 

Обед

Гигиенические процедуры

тьютор

 

вт

Встреча

тьютор

Завтрак

Гигиенические процедуры

тьютор

Отдых

тьютор

 

Обед

Гигиенические процедуры

тьютор

ср

Встреча

тьютор

Завтрак

Гигиенические процедуры

тьютор

Отдых

тьютор

Обед

Гигиенические процедуры

тьютор

чт

Встреча

тьютор

Завтрак

Гигиенические процедуры

тьютор

Отдых

тьютор

 

Обед

Гигиенические процедуры

тьютор

пт

Встреча

тьютор

Завтрак

Гигиенические процедуры

тьютор

 

 

 

6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

Самылова Ирина Александровна -  учитель индивидуального обучения, тьютор.

ФИО - учитель- дефектолог.

ФИО - педагог- психолог.

ФИО- учитель-логопед

ФИО– классный руководитель 2В класса.

 

 

7. Перечень задач, мероприятий и форм сотрудничества  с семьей.

 

Задачи

Возможные мероприятия

Психологическая поддержка семьи

Консультирование родителей (законных представителей) по вопросам

воспитания, развития и коррекции ребенка,

индивидуальные консультации с психологом

 

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

Индивидуальные консультации родителей со специалистами

 

Обеспечение участия семьи в  реализации СИПР

Договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и образовательной организацией;

убеждение родителей в необходимости их участия в разработке и  реализации СИПР в интересах ребенка.

 

Обеспечение единства требований к учащемуся в семье и в образовательной организации

Консультирование родителей, посещение родителями уроков/занятий в организации; домашнее визитирование

Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

Участие в родительских собраниях классных и общешкольных.

Индивидуальные консультации по запросам родителей.

Индивидуальные консультации  специалистов: учитель, логопед, психолог, тьютор.

Информирование электронными средствами

личные встречи, беседы.

 

Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях

Привлечение родителей к планированию, организации и проведению мероприятий,

посильное участие в классных и общешкольных мероприятиях.

Поощрение активности родителей.

 

 

 

 

8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

«Речь и альтернативная коммуникация» :

-  графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;

-  аудио и видеоматериалы.

«Математические  представления» :

-  различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);

-  наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.); пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики;

-  пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;

-  карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькуляторы; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;

- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.

«Окружающий природный мир» :

-  объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий);

- наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся);

-  муляжи овощей, фруктов;

- пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари;

- изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;

- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе;

- аудио- и видеоматериалы.

«Человек» :

- специально оборудованные санузлы для пользования ими обучающимися на инвалидных креслах-колясках; душевые кабины; тренажеры для обучения обращению с одеждой и обувью; насадки для столовых приборов, специальные кружки и другая посуда, облегчающая самостоятельный прием пищи детьми с нарушениями ОДА.

- предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка;

-  пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения, пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов и др.

- видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения;

- семейный альбом, рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов;

- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о ближайшем социальном окружении;

- технические средства: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.

«Изобразительная деятельность»:

- наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы (специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки и др.),  шило, коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки и т.д.;

- натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению; репродукции картин; изделия из глины; альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы; рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования; видеофильмы,

- презентации, аудиозаписи;

-оборудование: мольберты, планшеты, музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование;

- стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ учащихся и др.;

- расходные материалы для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина) и др.

«Окружающий социальный мир:

- натуральные объекты, муляжи, макеты;

- предметные и сюжетные картинки,  пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения;

- аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.;

-рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;

-обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных социальных представлений;

- компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.

 

9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Оценка динамики обучения осуществляется в процессе текущей и промежуточной(годовой) аттестации. Текущая аттестация обучающегося включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР по итогам учебного года.

Основой для аттестации служит анализ результатов обучения ребѐнка, динамика развития его личности. Результаты анализа составляются в  удобной и понятной  форме оценки.

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в словесных оценочных показателях:

-«выполняет действие самостоятельно»,

- «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

- «выполняет действие по образцу»,

- «выполняет действие с частичной физической помощью»,

- «выполняет действие со значительной физической помощью»,

- «действие не выполняет»;

- «узнает объект»,

- «не всегда узнает объект».

При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния обучающегося. При предъявлении и выполнении всех  видов заданий обучающемуся  оказывается помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. В случае затруднений в оценке результативности достижений  в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений,  оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

По итогам анализа промежуточной (годовой) аттестации составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребѐнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций. Это является основой для корректировки / составления СИПР на следующий учебный год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Пояснительная записка. Особые образовательные потребности ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) диктуют необходимость разработки специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для его обучения и воспитания

Пояснительная записка. Особые образовательные потребности ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) диктуют необходимость разработки специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для его обучения и воспитания

Характеристика обучающегося на начало 2021-2022 учебного года

Характеристика обучающегося на начало 2021-2022 учебного года

Временные представления не сформированы: не соотносит действие с временным промежутком, времена года узнает не все, путает различие людей по возрасту

Временные представления не сформированы: не соотносит действие с временным промежутком, времена года узнает не все, путает различие людей по возрасту

Изобразительная деятельность)

Изобразительная деятельность)

Иногда проявляет понимание и заботу по отношению к другим

Иногда проявляет понимание и заботу по отношению к другим

Формирование учебного поведения: - направленности взгляда на говорящего взрослого, на задание («посмотри на меня», «посмотри сюда») - умение выполнять инструкции педагога( «возьми», «покажи», «дай», «положи»…

Формирование учебного поведения: - направленности взгляда на говорящего взрослого, на задание («посмотри на меня», «посмотри сюда») - умение выполнять инструкции педагога( «возьми», «покажи», «дай», «положи»…

Содержание учебных предметов. 4

Содержание учебных предметов. 4

Поним а н и е с лов, у к а зы в а ю щ их н а пр е дм е т , е…

Поним а н и е с лов, у к а зы в а ю щ их н а пр е дм е т , е…

С р а в н е ни е пр е д м е тов п о ш и рин е

С р а в н е ни е пр е д м е тов п о ш и рин е

Зн а ни е с т ро е н и я д о м а ш н е г о (дикого) ж и в отного…

Зн а ни е с т ро е н и я д о м а ш н е г о (дикого) ж и в отного…

Гиги е н а т е л а. Р а злич е ни е в е н т ил е й с г ор я…

Гиги е н а т е л а. Р а злич е ни е в е н т ил е й с г ор я…

Р а зм и н а ни е пл ас т и лин а ( т ес т а , глины)

Р а зм и н а ни е пл ас т и лин а ( т ес т а , глины)

Окружающий социальный мир .

Окружающий социальный мир .

Окт я брь с к а я , Л е н ин а и др

Окт я брь с к а я , Л е н ин а и др

Ребенку с нарушением интеллекта трудно понять смысл и содержание нравственных категорий, поэтому их усвоение возможно только на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым

Ребенку с нарушением интеллекта трудно понять смысл и содержание нравственных категорий, поэтому их усвоение возможно только на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым

Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Присмотр необходим для обеспечения безопасности обучающегося утром во время прихода в школу(встреча), во время перемен (отдых), внеурочных мероприятий

Присмотр необходим для обеспечения безопасности обучающегося утром во время прихода в школу(встреча), во время перемен (отдых), внеурочных мероприятий

Обеспечение участия семьи в реализации

Обеспечение участия семьи в реализации

Человек» : - специально оборудованные санузлы для пользования ими обучающимися на инвалидных креслах-колясках; душевые кабины; тренажеры для обучения обращению с одеждой и обувью; насадки для…

Человек» : - специально оборудованные санузлы для пользования ими обучающимися на инвалидных креслах-колясках; душевые кабины; тренажеры для обучения обращению с одеждой и обувью; насадки для…

Оценка динамики обучения осуществляется в процессе текущей и промежуточной(годовой ) аттестации

Оценка динамики обучения осуществляется в процессе текущей и промежуточной(годовой ) аттестации

Специальная индивидуальная программа развития ФИО, обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 В класса 2-ой год обучения

Специальная индивидуальная программа развития   ФИО,  обучающегося с умственной отсталостью   (интеллектуальными нарушениями) 2 В класса  2-ой год обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2023