Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гатчинская НОШ № 5».
Согласовано Утверждаю
Зам. директора по УВР Директор МБОУ «Гатчинская
НОШ №5»
«____»_______________2018 г «____»____________2018 г
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
На 2018 – 2019 учебный год
ученика 1-1 класса
Максима.Р.
(вариант 2)
Ответственная за реализацию
программы: Лазарева Л.Г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка…………………………………………..
2.Сведения о ребенке………………………………………………
3.Психолого-педагогическая характеристика……………………
4.Индивидуальный учебный план ………………………………..
5.Описание организационно-педагогических условий
6.Коррекционная работа
6.1 программа дефектологических занятий «Особый ребенок»
6.2 программа логопедических занятий
6.3 программа психологических занятий
6.4.программа по ритмике
6.5программа нравственного воспитания
6.6Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
7.Работа с родителями
8.Перечень необходимых технических средстви дидактических материалов
9.Прогнозируемый результат
10.Средства мониторинга и оценки динамики обучения…....…...
Приложение
Индивидуальный учебно-тематический план, КТП по предметам
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся со стойким нарушением познавательной деятельности.
СИПР составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 (ФГОС с УО Приказ № 1599, вариант 2). СИПР разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Целью программы является обретение обучающимся с умеренной умственной отсталостью таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.
Цели реализации СИПР:
Включение ребенка с УУО в специально организованную образовательно-развивающую среду, организация своевременного квалифицированного обучения с учетом его психофизических и возрастных особенностей и направленного на преодоление дефектов развития, а также планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.
У Максима не развита речь, имеются трудности в общении со сверстниками и взрослыми, слабо развитая мелкая моторика затрудняет формирование графических навыков и тормозят предметно-практическую деятельность.
Задачи программы:
· формирование социального поведения; коммуникативных умений: расширение социальных контактов, умение адекватно общаться, обращаться за помощью, соблюдая принятые правила приличия;
· формирование и развитие коммуникативной функции речи;
· умение выполнять инструкции педагога;
· использование по назначению учебных материалов;
· умение выполнять действия по образцу и по подражанию;
· отработка навыков самообслуживания и личной гигиены для достижения возможной степени независимости;
· эмоциональное развитие, чувство уверенности, положительное отношение к самому себе и окружающим;
· развитие умения занять себя в свободное время;
· развитие умения участвовать в совместной игровой и досуговой деятельности.
Принципы:
· приоритет воспитания в образовательном процессе;
· личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения;
· сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.
Учитывая это, следует организовать работу по следующим направлениям:
- развитие речи;
- развитие сенсорных и моторных функций;
- развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков;
Индивидуальная работа проводится всю неделю на уроках в соответствии с расписанием 1-1 класса. 3 раза в неделю проходят специальные занятия с дефектологом по программе «Особый ребенок», занятия с логопедом и психологом.
2. СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ
Ф.И.О. Р….. Максим Владимирович
Дата рождения 22.06.2010
Адрес: г.
Дата поступления в школу 01.09.2018 из д/с 45
Диагноз: умеренная умственная отсталость, синдром Дауна.
3. ПСИХОЛОГО_ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
До 2018 проходил обучение и коррекциюв центре реабилитации «Дарина» и посещал д/с № 45.
Максим с трудом усваивает учебный материал, у него низкая работоспособность, неустойчивое внимание, быстро утомляется, слаборазвита кратковременная память и мышление. Несмотря на это, у мальчика присутствует интерес к учёбе, к окружающей среде, не нарушены контакты с внешним миром.
Речь не развита, контакту доступен. Обращенную речь понимает на бытовом уровне. Произносит отдельные гласные звуки, слоги, простые слова, вокализации, использует невербальные средства общения. Понимает и выполняет простые инструкции взрослого. На свое имя отзывается. Запас знаний и представлений об окружающем мире снижен, не соответствует возрастному диапазону.
Интерес к деятельности проявляет избирательно. Игрушками играет, может собрать матрешку, пирамидку, постройку из кубиков. Деятельность неустойчивая.
Координация движений нарушена. Ведущая рука правая. Не видит контуры фигур, при штриховке заходит за границы изображений предметов. Письмо на уровне каракуль.
Цель деятельности не удерживает, не доводит начатое дело до конца. Принимает со стороны взрослых любую практическую помощь.
Внимание непроизвольное, неустойчивое. Темп и объем восприятия не соответствует возрастному диапазону. Пространственные и временные представления не сформированы. Восприятие сенсорных эталонов сформированы частично: находит основные цвета по сличению, различает форму и величину предметов. Мышление наглядно-действенное, частично сформировано наглядно-образное. На занятиях неусидчив. Абстрактно-логическое мышление не развито: элементарные обобщения не удаются, смысл инструкции в задании на исключение предметов не понимает. Память, интеллект снижены.
Представления об окружающем мире:
Во времени и на плоскости листа не ориентируется. Не различает правую руку от левой, ориентируется в пространстве с ошибками, путает понятия (вверх, вниз, вперед, назад), знает некоторые части тела, может показывать на себе. Знает название некоторых овощей и фруктов, может соотносить муляжи фруктов и овощей с картинками. Различает на картинке животных (собака, кошка, корова, лошадь, лиса, волк, заяц, медведь).
Формирование учебного поведения: сидит за партой (столом) на занятии в течение 15-20 минут, может выполнять действия с предметами по подражанию. Умеет находить места хранения игрушек и учебного материала.
Навыки самообслуживания развиты: пользуется ложкой, туалетными принадлежностями, моет руки, умывается, одевается частично с помощью. Общение избирательно, не всегда включается в совместную игру с детьми и взрослыми. Радуется поощрению и похвале, взрослых женщин(педагогов) называет «мама», любит обняться.
Требуются постоянный присмотр и активная помощь взрослого.
4. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Приоритетные образовательные области и предметы:
Речь и альтернативная коммуникация (Обучение грамоте и Речевая практика)
Математика (математические представления)
Окружающий мир (окружающий природный мир, человек, окружающий социальный мир)- мир природы и человека
Искусство (изобразительная деятельность, музыка, ручной труд)
Двигательное развитие (адаптивная физкультура)
Коррекционные курсы:
Дефектолог «Особый ребенок»
Логопед
Психолог
Направления |
Предметы |
Количество занятий в неделю |
Количество занятий в год |
Речь и альтернативная коммуникация |
Обучение грамоте
Речевая практика |
1
2 |
33
66 |
Математика |
Математические представления |
3 |
99 |
Окружающий мир (окружающий природный мир, человек, окружающий социальный мир) |
Мир природы и человека |
2 |
66 |
Искусство |
Изобразительная деятельность
Музыка
Ручной труд |
1
2
2 |
33
66
66 |
Двигательное развитие |
Адаптивная физкультура |
3 |
99 |
Коррекционно - развивающие занятия Дефектолог Логопед Психолог |
|
3
|
99 |
5. Описание организационно-педагогических условий
Обучение осуществляется по специальной индивидуальной программе развития для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Данная программа выбрана в соответствии с заключением ПМПК(№ от ), потребностями самого ребёнка и согласована с родителями.
Все учебные предметы для обучающегося с умеренной умственной отсталостью имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы. Обучение направлено, прежде всего, на решение вопроса развития речи, как её регулирующей, так и коммуникативной функций. Ребёнка учат понимать обращённую к нему речь, выполнять несложные инструкции и указания взрослого, в данном случае учителя.
Индивидуальный учебный план направлен на решение следующих образовательных задач:
· обеспечение базового образования;
· реализацию системы коррекционно - развивающего обучения.
6.Коррекционная работа:
6.1 Программа дефектологических занятий «Особый ребенок»
Пояснительная записка:
Для детей с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), основным является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся программы коррекционных курсов является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Специфические нарушения у Максима, на которые следует обратить внимание специалисту-дефектологу) в процессе индивидуальной работы:
1. Замедленный темп психического развития в сравнении с одноклассниками УО.
2. Замедленный прием и переработка информации.
3. Неравномерность психического и физического развития.
4. Ослабленная роль второй сигнальной системы (трудность словесной регуляции поведения).
5. Малоэффективность и малоконструктивность общения.
6. Дисгармоничность особенностей первичной системы (расторможенность и заторможенность).
7. Реактивность, часто импульсивность и неадекватность поведения.
8. Разные личностно-поведенческие нарушения.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
-Умение достигать состояния релаксации и мышечного расслабления
-Душевное равновесие
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
-Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
-Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
-Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Достаточный уровень:
-Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
-Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными и диагностическими показаниями.
- Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
-Ориентация в окружающем пространстве, осознание себя и своего физического Я.
Содержание рабочей программы:
Цель рабочей программы: осуществление коррекционного воздействия дляулучшения функционирования подкорковых структур, улучшения мозгового кровообращения, повышение работоспособности, на развитие двигательной, пространственной сферы, становление адекватной схемы тела и образа физического Я.
Программа ориентирована на решение следующих задач:
- снятие мышечного и эмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и душевного равновесия;
- активация различных функций ЦНС за счет обогащенной мультисенсорной среды;
- стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух)
- развитие двигательных функций;
-создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к учебно-воспитательному процессу.
Длительность проведения каждого индивидуального занятия – 20 мин.
Занятия проходят как группой по 2 человека, так и индивидуально. Занятия проводятся 1 раз в неделю ( четверг -по расписанию) индивидуально, один раз в неделю –групповое занятие , 1 раз в неделю групповое занятие с классом.
Тематический план
№ п/п |
Тематический раздел |
Количество часов |
1 |
Диагностика |
9 |
2 |
Расширение кругозора и общего запаса знаний об окружающем мире. |
6 |
3 |
Развитие мышления, внимания, памяти. |
6 |
4 |
Упражнения, направленные на коррекцию мыслительной деятельности(зрительная и слуховая память, зрительное восприятие) |
9 |
5 |
Формирование навыков вербального общения (использование элементов кукольного театра), развитие речи. |
3 |
|
Итого |
33 |
6.2 Программа логопеда
6.3.Программа психолога
6.4. Программа социального педагога
6.5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре
6.6. Программа сотрудничества с семьей
6.7. Перечень необходимых ТСО и дидактических материалов
6.8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
6.9. Система оценки результатов освоения об-ся СИПР, обозначенных в ФГОС.
6.5. Нравственное воспитание.
Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающихся с умеренной умственной отсталостью в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и других институтов общества.
В основу данной программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающихся нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Направления нравственного развития обучающегося:
Осмысление ценности жизни (своей и окружающих).
Развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.
Отношение к себе и к другим, как к самоценности.
Воспитание чувства уважения друг другу, к человеку вообще.
Формирование доброжелательного отношения к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми.
Поддержание у ребёнка положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных.
Независимо от внешних проявлений инвалидности, взрослые, сопровождающие обучение и воспитание ребенка, общаются с ним как с обычным ребенком, без проявлений жалости, которая унижает человеческое достоинство развивающейся личности.
Отношение к учащемуся с уважением его достоинства – является основным требованием ко всем работникам школы. Взрослый, являясь носителем нравственных ценностей, будет эталоном, примером для детей.
Осмысление свободы и ответственности. Ребёнок учится выбирать деятельность, способ выражения своих желаний. Делая выбор, он учится принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий. К примеру, нужно приготовить еду, чтобы утолить голод, но можно не готовить – тогда мы останемся голодными. Ребёнок, на доступном ему уровне, учится предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей. Выбирая ту или иную деятельность, не всегда желаемую, но необходимую, ребёнок учится управлять своими эмоциями и поведением, у него формируются волевые качества.
Укрепление веры и доверия. Выполняя поручения или задания, ребёнок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится – меня всё равно будут любить и уважать». Взрослые (педагоги, родители) создают ситуации успеха, мотивируют стремление ребёнка к самостоятельным действиям, создают для него атмосферу доверия и доброжелательности.
Формирование доверия к окружающим у ребенка с УУО происходит посредством общения с ним во время занятий, внеурочной деятельности. В процессе обучения ребёнок включается в общение со взрослым, который своим уважительным отношением (с эмпатией) и доброжелательным общением, вызывает у ребёнка доверие к себе и желание взаимодействовать.
Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения. Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учёбе, работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения, ориентиры («подсказки») и др. Таким эталоном для ребёнка являются люди, живущие с ним рядом, и являющиеся носителями гуманистических ценностей и социально одобряемых норм поведения. Любому ребёнку, а с нарушением интеллекта особенно, трудно понять смысл и содержание нравственных категорий, поэтому их усвоение возможно только на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым. Ребёнок «впитывает в себя» примеры и возможные способы реагирования на различные ситуации повседневной жизни, копируя и примеряя на себя поведение взрослых.
Важно, чтобы педагог, который работает с детьми с инвалидностью, помнил о том, что независимо от степени выраженности нарушений каждый человек уникален, он равноправный член общества. Во время общения с ребёнком возникают разные ситуации, в которых педагог должен проявлять спокойствие, терпение, настойчивость, доброжелательность. От реакции педагога зависит то, как ребёнок станет в дальнейшем относиться к себе и к окружающим.
Ученик пока не способен к сопереживанию, проявлению соучастия и сочувствия. Он нуждается в прямой демонстрации спокойных реакций, в проявлении терпения и уважения к взрослым, сверстникам, независимо от их поведения.
Содержание
Наблюдения
-способность замечать и запоминать происходящее,
- радоваться новому дню, неделе, месяцу, замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни;
-осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.
-доброжелательное отношение к окружающим;
-умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных;
-доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приёма пищи и др.).
-умение выражать свои желания, делая выбор;
-умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий;
-умение предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей;
-усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учёбе, работе, досуге.
-ориентация в религиозных ценностях с учётом желания и вероисповедания обучающегося и его семьи.
6.6.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни нацелена на развитие стремления у обучающейся с умеренной умственной отсталостью вести здоровый образ жизни и бережно относится к природе.
Программа направлена на решение следующих задач:
· формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня;
· формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование знаний о правилах здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов (физкультуры и спорта) для обучающейся с учётом возрастных, психофизических особенностей;
· формирование негативного отношения к факторам, нарушающим здоровье: сниженная двигательная активность, нарушение правил гигиены, правильного питания и др.;
· формирование готовности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья;
· формирование умений безопасного поведения в окружающей среде, простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Содержание
Наблюдения
-осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня.
-интерес и бережное отношение к природе;
-соблюдение правил поведения в природе.
-готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.
-безопасное поведение в окружающей среде;
-умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
7. Работа с родителями
(Примерный план мероприятий (формы, методы и приемы взаимодействия с родителями), а также основные рекомендации для родителей).
Знакомство: Знакомство с родителями, педагогами, специалистами. Обсуждение вопросов: организация режима дня в школе и дома; регулярности, длительности проведения занятий, значение домашних занятий с ребенком (необходимость учить ребенка использовать полученные навыки, переносить прошлый опыт в новые ситуации).
Ежедневные консультации родителями. Предоставляется информация о том, что происходило во время занятий с мальчиком, какая цель упражнений; предлагаются задания для занятий дома, отмечаются успехи ребенка, познавательная и речевая активность, проявление инициативы, самостоятельности, знаний и умений, приобретенных на занятиях.
Совместные индивидуальные игры-занятия.
8. Перечень необходимых технических средств
идидактических материалов.
· Дидактические игры на определение цвета, размера, формы, мячик и кольца Су-джок, трафареты и шаблоны.
· Пластилин, цветные карандаши, фломастеры, крупы, природный материал, ножницы, раскраски и карточки с заданиями.
· Музыкальные игрушки, музыкальный центр, аудиозаписи, музыкальные инструменты.
Особые образовательные потребности обучающегося с УУО вызываютнеобходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.
Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.
Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:
Информационно-методическое обеспечение образования обучающихся с умственной отсталостью направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией СИПР, организацией образовательного процесса и обеспечения условий его осуществления.
Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса включает:
· графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а так же составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы).
Освоение предметной области «Математика» предполагает использование разнообразного дидактического материала:
· предметов различной формы, величины, цвета,
· изображений предметов, людей, объектов природы,
· оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам.
Формирование доступных представлений об окружающем мире и практики взаимодействия с ним в рамках предметной области
«Окружающий мир» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающихся с миром живой природы.
· необходимую нормативную правовую базу образования обучающихся;
· характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса;
· доступ к информационным ресурсам различными способами (поиск информации в сети интернет, работа в библиотеке и др. в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных;
· возможность размещения материалов и работ в информационной среде образовательной организации (статей, выступлений, дискуссий, результатов экспериментальных исследований).
9. Прогнозируемый результат:
· Развитие речи: расширение пассивного и активного словаря, повторение звуков, слов, появление простых предложений.
· Развитие сенсорных и моторных функций: Формирование трехточечного захвата, обводка рисунка по точкам, штриховка, проведение прямых линий в заданном направлении. Обводка по шаблону и использование трафарета. Улучшение качества продуктивной деятельности.
· Развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков: эмоционально-положительное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Понимание и выполнение одноступенчатых словесных инструкций.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С УУО
· В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения обучающегося оценивается с учётом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.
· Основным ожидаемым результатом освоения обучающейся АООП варианта 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.
10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Текущая аттестация обучающейся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесённых в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Уровни освоения (выполнения) действий / операций
1. Пассивное участие / соучастие.
- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).
2. Активное участие.
действие выполняется ребёнком:
- со значительной помощью взрослого
- с частичной помощью взрослого
- по последовательной инструкции (изображения или вербально)
- по подражанию или по образцу
- полностью самостоятельно
Сформированность представлений
1. Представление отсутствует
2. Не выявить наличие представлений
3. Представление на уровне:
- использования по прямой подсказке
- использование с косвенной подсказкой (изображение)
- самостоятельное использование
Уровни освоения (выполнения) действий / операций |
|
1. Пассивное участие / соучастие. - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним). |
0 |
2. Активное участие. действие выполняется ребёнком: |
|
- со значительной помощью взрослого |
1 |
- с частичной (менее значительной) помощью взрослого |
2 |
- с минимальной помощью, по последовательной инструкции (изображения или вербально) |
3 |
- по подражанию или по образцу |
4 |
- полностью самостоятельно |
5 |
Мониторинг уровня сформированности действий
№ |
Действия |
На начало учебного года |
Конец первого полугодия |
На конец учебного года |
1 |
Повторение звуков (а, о у м и е) |
|
|
|
2 |
Повторение слоговых конструкций (му, ма, ам) |
|
|
|
3 |
Показ называемых животных, предметов на картинках |
|
|
|
5 |
Эмоциональное реагирование на прослушивание знакомых стихов, сказок, песенок |
|
|
|
6 |
Понимание и точное выполнение простых речевых инструкций (положи в .., поставь на .., принеси..) |
|
|
|
7 |
Понимание и точное выполнение двухступенчатых речевых инструкций (положи в .., поставь на .., принеси..) |
|
|
|
8 |
Умение приветствовать |
|
|
|
9 |
Умение благодарить |
|
|
|
10 |
Трехточечный захват |
|
|
|
11 |
Проведение прямых вертикальных линий |
|
|
|
12 |
Проведение прямых горизонтальных линий |
|
|
|
13 |
Проведение прямых наклонных линий |
|
|
|
14 |
Обводка рисунка по точкам |
|
|
|
15 |
Штриховка |
|
|
|
16 |
Обведение шаблона |
|
|
|
17 |
Обведение трафарета |
|
|
|
18 |
Приемы лепки: раскатывание обратно - поступательными движениями |
|
|
|
19 |
Приемы лепки: расплющивание |
|
|
|
20 |
Приемы лепки: отщипывание мелких кусочков |
|
|
|
21 |
Узнавание на ощупь называемых предметов |
|
|
|
25 |
Вырезание ножницами по прямым размеченным линиям |
|
|
|
26 |
Сортировка (выбор) предметов по цвету |
|
|
|
27 |
Сортировка (выбор) предметов по величине |
|
|
|
28 |
Сортировка (выбор) предметов по форме |
|
|
|
29 |
Взаимодействие со сверстниками |
|
|
|
30 |
Взаимодействие со взрослыми |
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
Средний балл |
|
|
|
Динамика состояния ребёнка:
В конце первого полугодия
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результативность обучения (на конец учебного года)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации по дальнейшей работе
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата начала СИПР_________________
Подпись специалиста___________________
приложения:
Календарно-тематический план индивидуальных и групповых занятий
«Особый ребенок»
№ занятия |
Название раздела, тематика занятий |
Кол-во часов
|
Рогульчик Макс |
Групповое занятие |
|
Диагностика учащихся,работа над программой,Сипр и т.д. |
1четв. 9 ч. |
|
|
|
Расширение кругозора и общего запаса знаний |
|
|
|
1 |
Мозаика |
1 |
08.11 |
9.11 |
2 |
Природные фантазии |
1 |
15.11 |
16.11 |
3 |
Художник |
1 |
22.11 |
23.11 |
4 |
Птицы |
1 |
29.11 |
30.11 |
5 |
В царстве Нептуна |
1 |
06.12 |
7.12 |
6 |
Веселый паровозик |
1 |
13.12 |
14.12 |
|
Развитие мышления, внимания,памяти |
|
|
|
8 |
“Пуговицы” |
1 |
20.12 |
21.12 |
9 |
“Найди различия |
1 |
27.12 |
28.12 |
10 |
” “Найди зашифрованные слова” |
1 |
10.01 |
11.01 |
11 |
“Четвертый лишний” |
1 |
17.01 |
18.01 |
12 |
“Назови одним словом |
1 |
24.01 |
25.01 |
|
Упражнения, направленные на коррекцию мыслительной деятельности(зрительная и слуховая память, зрительное восприятие) |
|
|
|
13 |
“Найди путь» |
1 |
31.01 |
01.02 |
14 |
“Продолжи ряд” |
1 |
7.02 |
8.02 |
15 |
“Подбери заплатку” |
1 |
21.02 |
22.02 |
16 |
“Дорисуй чего не хватает” |
1 |
28.02 |
01.03 |
17 |
“Подбери соответствующее слово” |
1 |
14.03 |
15.03 |
18 |
“Исключение лишнего” |
1 |
21.03 |
22.03 |
19 |
“Сравнение понятий” |
1 |
04.04 |
5.04 |
20 |
“Простые аналогии” |
1 |
11.04 |
12.04 |
21 |
Увлекательная математика |
1 |
18.04 |
19.04 |
|
Формирование навыков вербального общения (использование элементов кукольного театра), развитие речи |
|
|
|
22 |
“Составь слова” |
1 |
25.04 |
26.04 |
24 |
Сказка «Маша и медведь» |
1 |
16.05, |
17.05, |
25 |
Сказка «Три медведя» |
1 |
23.05 |
24.05 |
|
|
3 ч |
|
|
|
|
33 ч. |
|
|
Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.
(Обоснование выбора данной программы)
Обучающийся Максим Р. – ребёнок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как интеллектуальное развитие мальчика не позволяет освоить АООП (вариант 1).
Данная учебная программа направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности, и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающейся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Данная учебная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребёнка с УУО с учётом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.
Для данного ребёнка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учётом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.
По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.
Этим обоснован выбор данной образовательной программы, соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с умеренной умственной отсталостью.
Основные цели и задачи коррекционного обучения:
· развитие всех психических функций и познавательной деятельности обучающегося с УУО в процессе обучения и коррекция недостатков;
· развитие творческих умений и чувств на основе доступных видов деятельности;
· формирование представлений о себе как «я», значимой и равноправной личности для окружающих;
· формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде;
· формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;
· бытовая ориентация и социальная адаптация - как итог всей работы.
Формы организации учебного процесса
Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.
Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская.
Сроки освоения образовательной программы определяются индивидуальными возможностями ребёнка.
Речь и альтернативная коммуникация (Обучение грамоте и Речевая практика)
Математика (математические представления)
Окружающий мир (окружающий природный мир, человек, окружающий социальный мир)- мир природы и человека
Искусство (изобразительная деятельность, музыка, ручной труд)
Двигательное развитие (адаптивная физкультура)
Коррекционные курсы:
Дефектолог «Особый ребенок»
Логопед
Психолог
Ритмика
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цель образовательно-коррекционной работы с учётом специфики учебного предмета:
· формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни
Задачи:
· сформировать представления о форме, величине; количественные, пространственные, временные представления;
· сформировать представления о количестве, числе, познакомить с цифрами 1-5, обучить счёту в пределах двух;
· сформировать способности пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Коррекционно-развивающие задачи: развитие сенсорных представлений, мелкой моторики кистей рук, развитие познавательной активности ученицы, овладение элементарной математической терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в действительности.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представленияобозначен как самостоятельный предмет, что подчёркивает его особое значение в системе образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В соответствии с учебным планом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья программа предмета «Математические представления» рассчитана на реализацию в течение 33 учебных недель в объёме 3 занятия в неделю (всего - 99). Продолжительность занятия варьируется с учётом психофизического состояния ребенка от 15 до 20 минут.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
·
o Предметные результаты: развивается понимание математической терминологии, понимание слов, обозначающих объекты, происходит развитие жизнеобеспечивающей ориентировки в пространстве и времени.
o Личностные: развитие навыков общения по содержанию предмета «Математические представления».
o БУД: формируется учебное поведение, умение выполнять посильное задание от начала до конца.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Элементарные математические представления о форме, величине; количественные, пространственные, временные представления
Умение различать предметы по форме, величине.
Умение ориентироваться в схеме тела.
Умение различать множества (один – много).
Умение различать части суток.
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.
Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.
Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один –два- много).
Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, соотносить время с началом и концом деятельности.
Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами.
Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов.
Умение пересчитывать предметы.
Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой (1-5).
Умение пересчитывать предметы в доступных ребёнку пределах.
Основное содержание учебного предмета
Программа предполагает работу по следующим разделам:
«Количественные представления»
«Представления о форме»
«Представления о величине»
«Пространственные представления»
«Временные представления»
Задачи и направления
· умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;
· умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
· умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один - много;
· умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий.
Учебно-тематический план
№
|
Наименование разделов программы
|
Содержание раздела
|
Кол-во часов
|
1 |
«Количественные представления».
|
Формирование умения выделения и написания цифр 1, 2,3,4,5. Сложение и вычитание в пределах 5 |
57
|
2 |
«Представления о форме и цвете».
|
Формирование умения различать и сравнивать предметы по форме. |
2 |
3 |
«Пространственные представления».
|
Формирование умения ориентироваться в пространстве (тела, листа и т.п.)
|
12 |
4 |
«Временные представления».
|
Формирование умения различать части суток, соотносить действие с временными промежутками. |
4 |
5 |
«Представления о величине».
|
Формирование умения различать и сравнивать предметы по величине. |
16 |
6 |
«Геометрический материал» |
Представления о форме, формирование умения пользоваться чертежными принадлежностями(линейкой и карандашом) |
9 |
|
|
|
99ч |
Направления коррекционной работы
· Налаживание эмоционального контакта с ребёнком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребёнком в процессе совместной деятельности;
· Постоянная поддержка собственной активности ребёнка, так как развитие социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе;
· Одним из показателей активности ребёнка является формирование и поддержка положительного отношения к заданиям;
· Развитие мотивации.
Календарно-тематическое планирование
Математика
№ |
Тема урока |
Дата планируемая |
Дата фактическая |
ТСО,наглядность |
1. |
Свойства предметов, обладающих цветом. |
1.09 |
|
ЭСО,иллюстрации |
2. |
Выделение предметов, обладающих определенной формой. Круг. |
3.09 |
|
ЭСО,иллюстрации |
3. |
Сравнение предметов по размерам: большой, маленький. |
4.09 |
|
ЭСО,иллюстрации |
4. |
Сравнение предметов по размерам: одинаковые, равные по величине. |
7.09 |
|
ЭСО,иллюстрации |
5. |
Понятия: слева, справа. |
10.09 |
|
ЭСО,иллюстрации |
6. |
Понятия: в середине, между. |
11.09 |
|
ЭСО,иллюстрации |
7. |
Квадрат. |
14.09 |
|
ЭСО,иллюстрации,геометрические фигуры |
8. |
Положение предметов в пространстве: вверху, внизу, выше, ниже, верхний, нижний, на, над, под. |
17.09 |
|
ЭСО,иллюстрации |
9. |
Сравнение предметов: длинный - короткий. |
18.09 |
|
ЭСО,иллюстрации |
10. |
Понятия: внутри, снаружи, в, рядом, около. |
21.09 |
|
ЭСО,иллюстрации |
11. |
Треугольник. |
24.09 |
|
ЭСО,иллюстрации,геом.фигуры |
12. |
Сравнение предметов: широкий, узкий. |
25.09 |
|
ЭСО,иллюстрации |
13. |
Понятия: далеко, близко, дальше, ближе, к, от. |
28.09 |
|
ЭСО,иллюстрации |
14. |
Прямоугольник. |
1.10 |
|
ЭСО,иллюстрации |
15. |
Сравнение предметов: высокий, низкий. |
2.10 |
|
ЭСО,иллюстрации |
16. |
Сравнение предметов: глубокий, мелкий. |
5.10 |
|
ЭСО,иллюстрации |
17. |
Положение предметов в пространстве: впереди, сзади, перед, за. |
8.10 |
|
ЭСО,иллюстрации |
18. |
Отношение порядка следования: первый, последний, крайний, после, следом, следующий. |
9.10 |
|
ЭСО,иллюстрации |
19. |
Сравнение предметов: толстый, тонкий. |
12.10 |
|
ЭСО,иллюстрации |
20. |
Временные представления: утро, день, вечер, ночь — сутки. |
15.10 |
|
ЭСО,иллюстрации |
21. |
Временные представления: рано, поздно. |
16.10 |
|
ЭСО,иллюстрации |
22. |
Временные представления: сегодня, завтра, вчера, на следующий день. |
19.10 |
|
ЭСО,иллюстрации |
23. |
Сравнение предметов движении: быстро, медленно. |
22.10 |
|
ЭСО,иллюстрации |
24. |
Сравнение предметов по массе: тяжёлый, лёгкий. |
23.10 |
|
ЭСО,иллюстрации |
25. |
Много - мало, несколько. |
26.10 |
|
ЭСО,иллюстрации |
|
2 четверть |
|
|
|
1 |
Временные представления: давно, недавно. |
6.11 |
|
ЭСО,иллюстрации |
2 |
Сравнения возрастные: молодой, старый. |
9.11 |
|
ЭСО,иллюстрации |
3 |
Сравнение предметных множеств: больше, меньше, столько же, одинаковое количество. |
12.11 |
|
ЭСО,иллюстрации |
4 |
Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ. |
13.11 |
|
ЭСО,иллюстрации |
5 |
Повторение величин. |
16.11 |
|
ЭСО,иллюстрации |
6 |
Повторение изученного материала. Цвет и форма. |
19.11 |
|
ЭСО,иллюстрации |
|
Числа 1-10. |
|
|
|
7 |
Количество и счёт. Число и цифра 1. |
20.11 |
|
ЭСО,иллюстрации |
8 |
Число и цифра 2. |
23.11 |
|
ЭСО,иллюстрации |
9 |
Число и цифра 2. Сравнение предметных множеств. |
26.11 |
|
ЭСО,иллюстрации |
10 |
Число и цифра 2. Понятие «пара». |
27.11 |
|
ЭСО,иллюстрации |
11 |
Число и цифра 2. Вычитание. |
30.11 |
|
ЭСО,иллюстрации |
12 |
Число и цифра 2. Составление и решение простейших задач на сложение. |
3.12 |
|
ЭСО,иллюстрации |
13 |
Число и цифра 2. Составление и решение простейших задач на вычитание. |
4.12 |
|
ЭСО,иллюстрации |
14 |
Геометрические тела. Шар. |
7.12 |
|
ЭСО,иллюстрации |
15 |
Образование числа 3. |
10.12 |
|
ЭСО,иллюстрации |
16 |
Числовой ряд 1-3. |
11.12 |
|
Числовой ряд,ЭСО |
17 |
Сравнение предметных множеств в пределах 3. |
14.12 |
|
Числовой ряд,ЭСО |
18 |
Составление, чтение и запись примеров на сложение. |
17.12 |
|
Числовой ряд,ЭСО |
19 |
Составление и решение задач в пределах 3. |
18.12 |
|
Числовой ряд,ЭСО |
20 |
Состав числа 3. Решение примеров на сложение. |
21.12 |
|
Числовой ряд,ЭСО |
21 |
Состав числа 3. Арифметическое действие сложение. |
24.12 |
|
Числовой ряд,ЭСО |
22 |
Проверочная работа |
25.12 |
|
Числовой ряд,ЭСО |
23 |
Работа над ошибками. Составление и решение задач на сложение. |
28.12 |
|
Числовой ряд,ЭСО |
|
3 четверть |
|
|
|
1 |
Арифметическое действие вычитание. |
11.01 |
|
Числовой ряд,ЭСО |
2 |
Составление и решение простейших задач на вычитание. |
14.01 |
|
Числовой ряд,ЭСО |
3 |
Составление и решение задач на сложение и вычитание. |
15.01 |
|
Числовой ряд,ЭСО |
4 |
Запись примеров на сложение и вычитание. |
18.01 |
|
Числовой ряд,ЭСО |
5 |
Куб. |
21.01 |
|
Геометрические тела |
6 |
Закрепление пройденного материала. |
22.01 |
|
Числовой ряд,ЭСО |
7 |
Число, цифра 4. |
25.01 |
|
Числовой ряд,ЭСО |
8 |
Образование числа 4. Счёт до 4. |
28.01 |
|
Числовой ряд,ЭСО |
9 |
Сравнение предметных множеств. Счёт до 4 и обратно. |
29.01 |
|
Числовой ряд,ЭСО |
10 |
Числовой ряд 1-4. Сравнение, запись и решение примеров в пределе 4. |
01.02 |
|
Числовой ряд,ЭСО |
11 |
Решение простейших задач на сложение. |
04.02 |
|
Числовой ряд,ЭСО |
12 |
Решение примеров. |
05.02 |
|
Числовой ряд,ЭСО |
13 |
Состав числа 4. Решение примеров. |
08.02 |
|
Числовой ряд,ЭСО |
14 |
Сравнение чисел. Решение примеров. |
18.02 |
|
Числовой ряд,ЭСО |
15 |
Решение предметов с пропущенными числами. |
19.02 |
|
Числовой ряд,ЭСО |
16 |
Решение примеров. |
22.02 |
|
Числовой ряд,ЭСО |
17 |
Брус. |
26.02 |
|
Числовой ряд,ЭСО |
18 |
Число и цифра 5. Знакомство. |
01.03 |
|
Плакат |
19 |
Сравнение предметных множеств. |
04.03 |
|
ЭСО |
20 |
Счёт до 5 и обратно. Решение примеров. |
05.03 |
|
ЭСО,плакат,числовой ряд |
21 |
Решение примеров и задач. |
11.03 |
|
ЭСО |
22 |
Решение примеров с пропущенными числами. |
12.03 |
|
ЭСО,плакат,числовой ряд |
23 |
Составление и решение задач на сложение. |
15.03 |
|
ЭСО,плакат,числовой ряд |
24 |
Состав числа 5. |
18.03 |
|
ЭСО,плакат,числовой ряд |
25 |
Проверочная работа |
19.03 |
|
|
26 |
Закрепление пройденного |
22.03
|
|
|
|
4 четверть Повторение и закрепление |
|
|
|
1 |
Сравнение предметов по размерам: одинаковые, равные по величине. |
01.04 |
|
ЭСО |
2 |
Понятия: слева, справа. |
02.04 |
|
ЭСО,плакат |
3 |
Понятия: в середине, между. |
05.04 |
|
ЭСО |
4 |
Положение предметов в пространстве: вверху, внизу, выше, ниже, верхний, нижний, на, над, под. |
08.04 |
|
ЭСО,плакат |
5 |
Сравнение предметов: длинный - короткий. |
09.04 |
|
ЭСО |
6 |
Понятия: внутри, снаружи, в, рядом, около. |
12.04 |
|
ЭСО,плакат |
7 |
Треугольник. |
15.04 |
|
ЭСО |
8 |
Сравнение предметов: широкий, узкий. |
16.04 |
|
ЭСО,плакат |
9 |
Понятия: далеко, близко, дальше, ближе, к, от. |
19.04 |
|
|
10 |
Прямоугольник. |
22.04 |
|
|
11 |
Сравнение предметов: высокий, низкий. |
23.04 |
|
|
12 |
Положение предметов в пространстве: впереди, сзади, перед, за. |
26.04 |
|
|
13 |
Отношение порядка следования: первый, последний, крайний, после, следом, следующий. |
29.04 |
|
|
14 |
Число и цифра 1. |
30.04 |
|
ЭСО |
15 |
Число и цифра 2. |
06.05 |
|
ЭСО,плакат,числовой ряд |
16 |
Сравнение предметных множеств. |
07.05 |
|
ЭСО |
17 |
Понятие «пара». |
10.05 |
|
ЭСО,плакат,числовой ряд |
18 |
Число и цифра 2. Вычитание. |
13.05 |
|
ЭСО |
19 |
Составление и решение простейших задач на вычитание. |
14.05 |
|
ЭСО,плакат,числовой ряд |
20 |
Числовой ряд 1-3. |
17.05 |
|
ЭСО |
21 |
Сравнение предметных множеств в пределах 3. |
20.05 |
|
ЭСО,плакат,числовой ряд |
22 |
Числовой ряд 1-4. Сравнение, запись и решение примеров в пределе 4. |
21.05 |
|
ЭСО |
23 |
Решение примеров в пределах 4. |
24.05 |
|
ЭСО,плакат,числовой ряд |
24 |
Счёт до 5 и обратно. Решение примеров. |
27.05. |
|
ЭСО |
25 |
Решение примеров и задач. |
28.05 |
|
ЭСО,плакат,числовой ряд |
|
|
|
|
|
99 ч |
|
|
|
|
Далее так же по всем предметам учебного плана.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.