СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ученицу 2 класса Каролину В. (вариант 2)

  • docx
  • 07.11.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

СИПР на ученицу, обучающуюся в классе с 1 вариантом программы
Иконка файла материала 92 сипр Каролина В. УУО 2 вариант.docx

http://metodisty.ru/templates/tmpl_uni/images/spacer.gifМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5»

 

 

 

Приложение к  адаптированной

основной  общеобразовательной программе

для детей с умеренной умственной отсталостью

 (интеллектуальными  нарушениями), утверждённой 

приказом №158от «30»августа 2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

 

 

На 2019 – 2020 учебный год

 

ученицу 21 класса

 

 Каролину В. (вариант 2)

 

 

 

 

 

 

 

«Рассмотрена»

на методическом объединении учителей начальных классов

МБОУ «Гатчинская НОШ №5»

 «­­­­­30 »  августа      2019г.

 

«Согласована»

Заместитель директора по УВР

____________________(Кохович Н.К.)

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Пояснительная записка....................................................................................................3

2. Сведения о ребенке.........................................................................................................3

3.Психолого-педагогическая характеристика.................................................................4

4. Обоснование выбора данной программы. Прогнозируемый результат...................4

5.Описание организационно-педагогических условий.................................................10

6.Коррекционная работа

     6.1 Программа дефектологических занятий  «Особый ребенок»..............................11

     6.2 Программа логопедических занятий .....................................................................12

     6.3 Программа психологических занятий ...................................................................16

     6.4. Программа социального сопровождения (социальный педагог)........................19

    6.5 Условия реализации потребности в уходе и присмотре. Необходимый объем

        помощи со стороны окружающих............................................................................20

   6.6 Программа сотрудничества с семьей ......................................................................20

7.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов...........20

8.Средства мониторинга и оценки динамики обучения................................................22

9.Система оценки результатов освоения обучающихся СИПР,

обозначенных в ФГОС......................................................................................................31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающейся В. Каролиной с умеренной умственной отсталостью.

СИПР составлена на основеАдаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 (ФГОС с УО, вариант 2). СИПР разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цели реализации СИПР:

Включение ребенка с УУО в специально организованную образовательно-развивающую среду, организация своевременного квалифицированного обучения с  учетом его психофизических и возрастных особенностей и направленного на преодоление  дефектов развития, а также планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных  пределах.

Задачи программы:

·            формирование и развитие коммуникативной функции речи;

·            умение выполнять инструкции педагога;

·            использование по назначению учебных материалов;

·            умение выполнять действия по образцу и по подражанию;

·            эмоциональное развитие, чувство уверенности, положительное отношение к самому себе и окружающим;

·            развитие умения занять себя в свободное время;

Принципы:

·            приоритет воспитания в образовательном процессе;

·            личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения;

·            сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.

 

  Индивидуальная работа проводится  всю неделю на уроках по расписанию 21 класса. 2 раза в неделю проходят специальные занятия с дефектологом по программе «Особый ребенок», занятия с логопедом и психологом.

 

2.СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ

Ф.И.О. В. Каролина

Дата рождения 29.01.2010

Адрес: д.Большие Колпаны

Дата поступления в школу:  01.09.2018 г.

Диагноз: F71

Семья полная, многодетная, малообеспеченная. Родители принимают участие в воспитании и развитии дочери, дома обстановка доброжелательная, девочка воспитывается в любви и заботе. Так как Каролина старший ребенок в семье, многое умеет в быту –помогает маме справляться с младшими сестрами и братишкой. Внешне девочка опрятна и аккуратна.

 

 

 

 

3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Мелкая и крупная моторика:

     Координация движений нарушена незначительно. Ведущая рука правая. Раскрашивает и рисует достаточно неплохо, но письмо в тетради на уровне каракуль. Писать так и не научилась, списывание(копирование) с текста для Каролины затруднительно. В быту достаточно ловкая, двигательная активность высокая.

Эмоционально-волевая сфера:

    Хороший контакт с одноклассниками и педагогами, всегда улыбается. Плохое настроение или нежелание общаться-большая редкость. С ребятами очень дружна- ее слушают в играх,подчиняются,  всегда готова прийти на помощь другим ребятам. Повышенный фон настроения.

Особенности мышления:

Аналитика  - синтетическая  деятельность на низком уровне.   Внимание  рассеянное, объем внимания снижен. Познавательная активность  проявляется редко.Наглядно-действенное мышление.Темп интеллектуальной деятельности снижен. На уроках старается заглянуть к соседям и сделать так как у них. 

Коммуникация и речь

     Речь не развита. Обращённую речь  понимает, произносит слова и фразы  нечётко-нарушено произношение, слова перевернуты(ведро-дера, Дениска-Аниска). Не понимает инструкции, требуется многократное повторение.При этом достаточно активно общается, недостаток речи компенсирует показом руками, мимикой.

Представления об окружающем мире:

     Во времени и на плоскости листа  почти не ориентируется. Не  различает правую руку от левой, не ориентируется  в  пространстве (вверх, вниз, вперед, назад), знает части тела.  Дифференцирует цвета по названию,  сортирует их   с помощью педагога. Каролина  знает  название овощей и фруктов(основных),  может соотносить муляжи фруктов и овощей с картинками.  Различает на картинке  животных (корова, лошадь, курица, волк, заяц, медведь). Хорошо разбирается с тем, что касается домашней работы и самообслуживания.

Формирование учебного поведения:

     Нуждается в разнообразных видах помощи, в четком неоднократном объяснении. Знания усваиваются механически. При этом довольно усидчива, может подолгу выполнять интересное для себя посильное задание. К сожалению, сильно нарушены процессы запоминания, то что повторяется неоднократно на уроке-не может воспроизвести по памяти дома и на следующий день. Отсюда-незнание букв, неумение читать и неумение считать.

Игровая деятельность:

С удовольствием играет в школу в дом, при этом сама является организатором игр. Командует мальчиками в классе, те выполняют ее поручения и задания. Сама распределяет роли в игре.

Навыки самообслуживания:

Хорошо  сформированы.полностью себя обслуживает и оказывает помощь другим. Умеет шнуровать,   застегивать  молнии и  пуговицы, помогает одеваться другим детям.

 

4.Обоснование выбора данной программы

 

     Обучающаяся Каролина– ученица с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как интеллектуальное развитие девочки не позволяет освоить АООП для обучающихся с ЛУО (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Но так как все-таки у обучающейся имеется готовность к освоению содержания варианта 1 АООП(частично), то в СИПР   включены отдельные темы, разделы, предметы данного варианта АООП.

     Учебная программа направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности, и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающейся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

           Данная учебная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребёнка с УУО с учётом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.

Каждая из образовательных областей основана на понимании того, что дети этой группы обучаемы, то есть способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, но только в условиях специального обучения и в доступных для них пределах когнитивного развития.

Для  ребёнка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учётом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.

По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.

Этим обоснован выбор данной образовательной программы, сопровождающей обучение детей с умеренной умственной отсталостью.

Недельный учебный план АООП (вариант 2)

1 (дополнительный), 1 – 4 классы

 

Предметные области

 

Классы

Учебные

предметы

Количество часов в неделю

Всего

I доп.

I

II

III

IV

I. Обязательная часть

1. Язык и речевая практика

1.1 Речь и альтернативная коммуникация

3

3

3

2

2

13

2. Математика

2.1.Математические представления

2

2

2

2

2

10

3. Окружающий мир

3.1 Окружающий природный  мир

2

2

2

2

2

10

3.2 Человек

3

3

3

2

2

13

3.3 Домоводство

-

-

-

3

3

6

3.4. Окружающий социальный мир

1

1

1

2

2

7

4. Искусство

4.1 Музыка и движение

2

2

2

2

2

10

4.2 Изобразительная деятельность

3

3

3

3

3

15

5. Физическая культура

5.1 Адаптивная физкультура

2

2

2

2

2

10

6. Технологии

6.1 Профильный труд

-

-

-

-

-

-

7. Коррекционно-развивающие занятия:

логопедическая коррекция

 

 

2

 

2

 

2

 

2

  

   2

 

10

Итого

20

20

20

22

22

104

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)

20

20

20

22

22

104

II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Коррекционные курсы

I доп.

I

II

III

IV

Всего

1. «Особый ребенок» занятия с дефектологом

3

3

3

3

3

15

2. психологическая коррекция

3

3

3

3

3

15

Итого коррекционные курсы

6

6

6

6

6

30

 

 

 

5.Планируемые результаты усвоения СИПР:

 

Развитие речи и коммуникация:

Личностные:

·         Умение принимать партнера по коммуникации, взаимодействовать на уроке с педагогом.

·         проявлять внимание к слову, желание придумывать интересные предложения с данным словом на тему предложенную учителем(о дружбе, о школе, о семье)

·         -элементарные представления о дружбе и товариществе, трудолюбии и лени и некоторые др.;

·         -элементарные представления о нравственно-этических ценностях (помощь другому человеку; выражение сочувствия, благодарности; выполнение общепринятых правил и др.)

 

Предметные:

Минимальный уровень:

·         Внимание к речевому обращению и реагирование на него доступным образом (изменение поведения, поворот лица и т.д.). Умение получать вербальные ответы на свои сообщения (в том числе невербальные).

·         Понимание простых предложений (бытовые и учебные инструкции)

·         Написание элементов некоторых букв с помощью учителя.

·         Написание некоторых печатных букв с помощью учителя

·         Умение узнавать (различать) напечатанные слова, обозначающие слова по теме "семья" (папа, мама, бабушка, Каролина)

·         Выполнение действия по инструкции педагога;

·         Слушание небольших сказок и текстов.

 

Допустимый уровень

·         Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий

·          Понимание простых предложений.

·         Составление коротких предложений с опорой на иллюстрационный материал.

·         Списывание односложных слов из текста печатными и письменными буквами , опираясь на предметные картинки

·         Умение узнавать (различать) напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия предметов, действий.

·         Умение к прослушанному  произведению найти подходящую иллюстрацию.

 

Математические представления

Личностные:

·         Владение правилами поведения в учебной ситуации.

·         Умение принимать помощь взрослого и/или одноклассников в процессе выполнения различных заданий.

Предметные:

Минимальный уровень

·         Умение соотносить цифры и количество предметов в пределах 5

·         Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.

Допустимый уровень

·         Умение соотносить цифры и количество предметов в пределах 10

·         Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.

·         Выделять один и много предметов из группы;

Окружающий природный мир

Личностные:

·         Наличие  представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

Предметные:

Минимальный уровень

·       Умение совершать доступные практические действия с природным материалом: ощупывание, использование различных видов захвата, удержание, пересыпание, переливание, перекладывание и др.

Допустимый уровень

·         Различение времен года по наглядному материалу

·         определять на ощупь величину предметов; определять отличительные и общие признаки двух предметов;

·         Умение проявлять интерес к объектам и явлениям неживой природы

·         Умения распознавать и различать объекты животного и растительного мира (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).

·        Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:

·         Интерес к объектам живой природы.

Человек

Личностные:

Представление:о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других

Предметные:

Минимальный уровень:

·         Соотнесение  себя  со  своим  именем,  своим  изображением  на фотографии, отражением в зеркале.

·         Представление о собственном теле

·         Отнесение себя к определенному полу.

·         Умение  определять «моё» и «не  моё», осознавать  и  выражать  свои интересы

·         Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол,  место жительства, интересы.

Допустимый уровень:

·         Представления  о  возрастных  изменениях  человека,  адекватное отношение к своим возрастным изменениям.

·         Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.

·         Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

·         Умение  определять  свое  самочувствие (как  хорошее  или  плохое),  показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.

·         Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов  утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения  туалета).

·         Умение следить за своим внешним видом.

·         Представления  о  членах  семьи,  родственных  отношениях  в  семье  и своей  социальной  роли,  обязанностях  членов  семьи,  бытовой  и досуговой деятельности семьи.

Окружающий социальный мир

Планируемые результаты:

Личностные:

·         Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения;

·         Владение навыками адаптации в коллективе в совместной деятельности.

Минимальный уровень:

·         проявление интереса к объектам, созданным человеком;

·         представления о доме, школе,объектах (мебель, одежда, посуда,игровая площадка )

·         умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, в классе;

·         представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребёнка (учитель, врач, повар,

·         водитель и т.д.);

·         умение соблюдать правила поведения на уроках.

Допустимый уровень:

·         Представления  о  деятельности  и  профессиях  людей,  окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).

·         Представления  о  социальных  ролях  людей (пассажир,  пешеход,  покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

·         Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

·         Умение  соблюдать  правила  поведения  на  уроках  и  во  внеурочной деятельности,  взаимодействовать  со  взрослыми  и  сверстниками,  выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.

·         Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

·         Умение  соблюдать  правила  поведения  на  уроках  и  во  внеурочной деятельности,  взаимодействовать  со  взрослыми  и  сверстниками,  выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.

·         Представление  о  праздниках,  праздничных  мероприятиях,  их содержании, участие в них.

·         Использование  простейших  эстетических  ориентиров/эталонов  о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности

 

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

Личностные:

·         проявлять заинтересованность в обучении;

·         приобщение к культуре общества;

·         воспитание эстетических потребностей;

Предметные:

Минимальный уровень

·         умение пользоваться учебными принадлежностями для рисования

·         умение раскрашивать и рисовать сюжетные картинки

·         различать основные цвета

Допустимый уровень

·         умение раскрашивать  самостоятельно

·         умение ориентироваться на листе бумаги

·         Формирование и развитие зрительно-моторной координации, навыков мелкой моторики

·         Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

·        Готовность к участию в совместных мероприятиях:

·         Готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми.

·         Умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.

 

Музыка и  движение

Личностные

·         понимание   вербальной инструкции учителя;

·         проявление эмоций (положительные, отрицательные);

Предметные

Минимальный уровень

·         участвовать в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др.).

·         Восприятие и реагирование на звуки и шумы окружающего мира, собственные звуки, звуки музыкальных инструментов; звуки различной частоты и громкости;

·         прослушивание музыкальных композиций различного темпа, ритма, громкости

·         подпевание песенкам.

Допустимый уровень

·         Выражение музыкальных предпочтений, проявление различных эмоциональных реакций в ответ на звучание музыкальных произведений.

·         Совместные с педагогом действия с музыкальными игрушками (стучит в барабан, играет на пианино, играет с бубенчиками);

 

Адаптивная физкультура

Личностные:

·         понимание   инструкции учителя

·         Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях.

·         Правила поведения на уроках .

 

Предметные:

Минимальный уровень

·         умение выполнять по образцу элементарные упражнения

·         выполнять организационно-методические требования, которые предъявляются на уроке физической культуры,

·         - элементарные сведения по овладению игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу)

·          

Допустимый уровень

·         умение демонстрировать знакомые действия в незнакомой обстановке, при усложненных условиях выполнения.

·         освоение функциональных действий руками (удерживать, отпускать, брать, отталкивать, тянуть предметы, опираться, использовать различные захваты, выполнять действие одной/двумя руками и т.д.).

·         умения правильно пользоваться спортивным инвентарем;

 

 

5. Описание организационно-педагогических условий

Формы организации учебного процесса

Обучение осуществляется по специальной индивидуальной программе развития для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Данная программа выбрана в соответствии с заключением ПМПК(№  33  от   10.04.2018 г.), потребностями самого ребёнка и согласована с родителями.

Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности. Обучение направлено, прежде всего, на решение вопроса развития речи, как её регулирующей, так и коммуникативной функций. Ребёнка учат понимать обращённую к нему речь и самой использовать речь правильно, выполнять  инструкции и указания взрослого, в данном случае учителя.

Организация и проведение уроков  по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская.

Сроки освоения образовательной  программы определяются индивидуальными возможностями ребёнка.

 

6.Коррекционная работа:

6.1 Программа дефектологических занятий  «Особый ребенок»

Пояснительная записка:

      Для детей с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), основным является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся программы коррекционных курсов является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

По результатам диагностики сентября 2019 года учащаяся с умеренной умственной отсталостью- Каролина В.  Была включена в  группу для занятий с дефектологом исходя из материалов обследования и диагностики.

 

Специфические нарушения, на которые следует обратить внимание специалисту-дефектологу в процессе индивидуальной работы:

 

1.      Замедленный темп психического развития даже в сравнении с одноклассниками УО.

2.      Замедленный прием и переработка информации.

3.      Неравномерность психического и физического развития.

4.      Ослабленная роль второй сигнальной системы (трудность словесной регуляции поведения).

5.      Малоэффективность и малоконструктивность общения.

6.      Дисгармоничность особенностей первичной системы (расторможенность и заторможенность).

7.      Реактивность, часто импульсивность и неадекватность поведения.

8.      Разные личностно-поведенческие нарушения.

 

·         Цель рабочей программы: осуществление коррекционного воздействия для улучшения функционирования подкорковых структур, улучшения мозгового кровообращения, повышение работоспособности, на развитие двигательной, пространственной сферы, становление адекватной схемы тела и образа физического Я.

·         Программа ориентирована на решение следующих задач:

·         - снятие мышечного и эмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и душевного равновесия;

·         - активация различных функций ЦНС за счет обогащенной мультисенсорной среды;

·         - стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух)

·         - развитие двигательных функций;

-создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к учебно-воспитательному процессу.

Длительность проведения каждого индивидуального занятия – 15-20 мин.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

-Умение достигать состояния релаксации и мышечного расслабления

-Душевное равновесие

    Предметные результаты:

Минимальный уровень:

 

Достаточный уровень:

 

-Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

-Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

-Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

 

-Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

-Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными и диагностическими показаниями.

- Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

-Ориентация в окружающем пространстве, осознание себя и своего физического Я.

 

         Содержание рабочей программы:

Расширение кругозора и общего запаса знаний с темами: Мозаика, природные фантазии, художественное творчество, птицы, в царстве Нептуна и Веселый паровозик.(8 часов)

Развитие мышления, внимания, памяти.

Упражнения, направленные на коррекцию мыслительной деятельности(зрительная и слуховая  память, зрительное восприятие) Формирование навыков вербального общения (использование элементов кукольного театра), развитие речи.(8 часов)

Упражнения, направленные на коррекцию мыслительной деятельности(зрительная и слуховая  память, зрительное восприятие)

“Сравнение понятий”, “Простые аналогии”,“Подбери заплатку” , “Дорисуй чего не хватает”, Увлекательная математика и т.д.(9 часов)

Формирование навыков вербального общения (использование элементов кукольного театра), развитие речи.( 5 часов)

Тематический план

Тематический раздел

часы

Диагностика

4

Расширение кругозора и общего запаса знаний об окружающем мире.

8

Развитие мышления, внимания, памяти.

8

Упражнения, направленные на коррекцию мыслительной деятельности(зрительная и слуховая  память, зрительное восприятие)

9

Формирование навыков вербального общения (использование элементов кукольного театра), развитие речи.

5

Итого 34 часа

 

34 

 

 

6.2 Программа логопеда

Программа коррекционного курса  «От слова к предложению»

Данный коррекционный курс разработан для детей с нарушением интеллекта, которые в самостоятельном общении обычно пользуются однословными фразами. Редко могут наблюдаться попытки использовать простые по конструкции, но искаженные фразы. При этом наряду с выраженными лексико-грамматическими и фонетическими нарушениями самым слабым звеном в структуре речевого недоразвития является смысловая сторона речи. Семантическая нагрузка слова страдает существенно. Ситуативное значение слова, недостаточная грамматическая оформленность речи, нарушение фонематического слуха и замедленность восприятия приводит к тому, что речь взрослого либо не понимается ребенком, либо понимается неточно или даже искаженно. Для данной категории детей характерна также предметная неотнесенность речи. Речь слабо связана с деятельностью детей и ни одну из своих функций (коммуникативную, познавательную и регулирующую), полноценно не выполняет.

Для того чтобы речь выполняла присущие ей функции, необходимо полноценное усвоение ребенком всех компонентов языковой системы, всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетико-фонематической, а так же преодоление специфических недостатков речевого развития детей с нарушением интеллекта.

Данная коррекционно-развивающая программа логопедического сопровождения в 2019-2020 учебном году предназначена для обучающейся с интеллектуальными  нарушениями 2-1 класса (УО-2):  Каролины  В.

Коррекционная работа строится по следующим направлениям:

1.Формирование психологической базы речи.

Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений. Закрепление усвоенных и освоение новых объемных и плоскостных форм (ромб, куб, пирамида). Обучение зрительному распознаванию и преобразованию геометрических фигур, воссозданию их по представлению и описанию. Совершенствование навыка стереогноза. Обозначение формы

геометрических фигур и предметов словом.

Закрепление усвоенных величин предметов. Обозначение величины предметов (ее параметров) словом.

Закрепление усвоенных цветов. Освоение новых цветов (фиолетовый, серый).

Обучение различению предметов по цвету. Обозначение цвета словом.

Обучение классификации предметов.

Совершенствование навыка определения пространственных отношений (вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади).

        Расширение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти.

2.Развитие импрессивной речи

Обучение пониманию косвенных вопросов с использованием вопросительных слов: кому, у кого, чем, куда («Покажи, кому мама дает молоко», «Покажи, у кого кукла», «Покажи, чем рисует девочка», «Покажи, куда спрятался котенок»).

Дифференциация в импрессивной речи глаголов в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени («Покажи, где мальчик спит, где мальчики спят», «Покажи, где девочка поет, где девочки поют», «Покажи, где собака сидит, где собаки сидят», «Покажи, где малыш рисует, где малыши рисуют»).

Дифференциация в импрессивной речи глаголов прошедшего времени мужского и женского рода («Покажи, где Женя спал, где Женя спала», «Покажи, где Валя взял чашку, где Валя взяла чашку», «Покажи, где Шура читал, где Шура читала»).

Развитие понимания предложных конструкций с предлогами в, из, на. Формирование понимания предложных конструкций с предлогами под, за, у, с, около, от  (при демонстрации действий).

Обучение пониманию значения продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных -ик, -ок, -чик, -к-, -очк-, -ечк- («Покажи, где мяч, где мячик», «Покажи, где гриб, где грибок», «Покажи, где ягода, где ягодка», «Покажи, где ложка, где ложечка», «Покажи, где коза, где козочка»).

Обучение пониманию вопросов по сюжетной картинке, по прочитанному тексту (с использованием иллюстраций).

Обучение пониманию соотношений между членами предложения (Мальчик ловит рыбу удочкой: «Покажи, кто ловит рыбу», «Покажи, кого ловит мальчик», «Покажи, чем мальчик ловит рыбу»).

3.Развитие экспрессивной речи

Формирование предметного, предикативного, адъективного словаря экспрессивной речи. Расширение, активизация и уточнение словаря посредством использования в речи:

•          слов-действий;

•          слов-названий по различным лексическим темам: «Семья», «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Животные», «Посуда», «Мебель», «Времена года» и др.;

•          слов, обозначающих признаки предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый), величину и ее параметры: (большой, маленький, высокий, низкий, длинный, короткий), вкус (кислый, сладкий, горький, соленый, вкусный);

•          наречий, обозначающих местонахождение (там, вот, туда, здесь), количество (много, мало, еще), сравнение (больше, меньше).

Обучение стандартным и наиболее продуктивным способам словоизменения. Обучение употреблению форм единственного и множественного числа существительных мужского и женского рода в именительном падеже с окончаниями –ы (шар — шары), -и (кошка — кошки).

Обучение изменению существительных по падежам:

•          винительный падеж существительных единственного числа с окончанием –у (Я беру… куклу, зайку, мишку);

•          родительный падеж существительных мужского и женского рода единственного числа без предлога и с предлогом у (У кого нет мяча? Мяча нет у мальчика. У кого есть усы? Усы есть у кошки.).

•          дательный падеж существительных мужского и женского рода единственного числа с окончанием –е (Кому подарили игрушки? Игрушки подарили девочке.).

•          творительный падеж существительных мужского рода единственного числа с окончанием -ом (Чем режут хлеб? Хлеб режут ножом.).

Обучение употреблению глаголов в форме повелительного наклонения 2-го лица единственного числа настоящего времени (сиди, лежи, играй, иди), глаголов в форме изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (поет — поют, стоит — стоят, лежит — лежат).

Обучение согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа в именительном и косвенных падежах по опорным вопросам.

Обучение согласованию местоимений мой, моя с существительными в именительном падеже (мой мишка, моя кукла).

Обучение правильному употреблению форм рода и числа глаголов прошедшего времени (ушел — ушла — ушли).

Обучение образованию существительных с помощью продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов -ик, -ок, -чик, -к-, -очк-, -ечк-.

Обучение самостоятельному использованию отработанных грамматических форм слова и словообразовательных моделей при демонстрации действий и по сюжетным картинкам.

           Работа над усложнением фразы

Формирование синтаксических стереотипов и усвоение синтаксических связей в составе предложения. Обучение детей отвечать на вопросы по картинкам двухсоставным простым предложением, в котором подлежащее выражено формой единственного (множественного) числа существительного в именительном падеже, а сказуемое формой изъявительного наклонения 3-го лица единственного (множественного) числа настоящего времени (Кот спит. Мальчик бежит. Дети поют.)

Обучение употреблению в речи трехсоставного простого предложения с прямым и косвенным дополнением, в котором подлежащее выражено формой единственного числа существительного в именительном падеже, сказуемое — формой повелительного наклонения 2-го лица единственного числа настоящего времени (Мама, дай куклу. Тата, возьми чашку) и формой изъявительного наклонения 3-го лица единственного числа настоящего времени (Вова ест кашу. Катя машет рукой).

Формирование умения предлагать сотрудничество или выражать желание с помощью  трехсоставной простой синтаксической конструкции, включающей обращение и инфинитив (Мама, хочу пить. Катя, давай играть).

Обучение использованию в речи трехсоставной простой синтаксической конструкции с местоимениями (Я хочу есть. Он идет гулять).

Закрепление синтаксических связей в составе простого предложения с помощью ответов на вопросы (по сюжетной картинке, по содержанию не- больших сказок, стихотворений с опорой на картинки, в процессе диалога).

Обучение первым формам связного высказывания: ответы на вопросы при демонстрации действий, по картинкам, по прочитанным текстам; заучивание двустиший, коротких стихотворений и сказок совместно со взрослым (взрослый начинает, ребенок добавляет слово или словосочетание).

Коррекция нарушений фонетической стороны речи.

Уточнение произношения и совершенствование навыка произнесения гласных [А], [У],[И], [О], [Э], [Ы] и согласных [П], [Б], [М], [Т], [Д], [Н], [К], [Г], [Х], [Ф], [В]звуков, в пределах доступного словаря.

Коррекция нарушенных звуков (допускается приближенное к нормативному произношение).

Формирование у детей звукослоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога и ритмического рисунка в двухсложных словах, состоящих из открытых и закрытых слогов, а так же в трехсложных словах, состоящих из  открытых слогов. Обучение воспроизведению звукослоговой структуры глаголов в форме изъявительного наклонения 3-го лица единственного числа настоящего времени при произнесении пар глаголов (первым членом предъявляемой пары является глагол в форме повелительного наклонения 2-го лица единственного числа: спи — спит, лежи — лежит, лети — летит, сиди — сидит и т. д.).

Обучение произнесению слогов в чистоговорках с одновременным отхлопыванием и договариванием слов (ка-ка — белая мука; бы-бы — высокие дубы; ха-ха-ха — купили петуха; га-га-га — нет сапога). Обучение воспроизведению слоговой структуры трехсложных слов, состоящих из открытых и закрытых слогов с одновременным отхлопыванием (курица, машина, сапоги, тапочки, капуста, кирпичи).

            Работа с разрезной азбукой и компьютерной клавиатурой.

Составление, печатание и чтение:

•сочетаний из двух букв, обозначающих гласные звуки (АУ),

•сочетаний гласных с согласным в обратном слоге (УТ),

•сочетаний согласных с гласным в прямом слоге (МА).

 

Тематическое планирование коррекционного курса

«От слова к предложению»

№ п/п

Тема занятия

Количество занятий

1

Стартовое обследование устной речи

9 занятий

2

Звуки вокруг нас. Игрушки

6 занятий

3

Лексическая тема «Осень». Звук А

5 занятий

4

Лексическая тема «Овощи». Звук О

4 занятия

5

Лексическая тема «Фрукты». Звуки А, И

5 занятий

6

Лексическая тема «Зима». Дифференциация гласных звуков

6 занятий

7

Промежуточная логопедическая диагностика

2 занятия

8

Лексическая тема «Одежда.Обувь». Активизация фразовой печи

8 занятий

9

Лексическая тема «Наше тело»

3 занятия

10

Лексическая тема «»Весна»

3 занятия

11

Лексическая тема «Дикие животные»

5 занятий

12

Лексическая тема «Домашние животные»

5 занятий

13

Закрепление и повторение изученного материала

2 занятия

14

Итоговая логопедическая диагностика

5 занятий

ИТОГО

68  занятий

 

6.3.Программа психолога

Пояснительная записка

Программа психокоррекционной работы с обучающимися, имеющими умственную отсталость, предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования и воспитания является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Общая цель коррекционно-развивающей работы – содействие развитию личности, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию.

В процессе диагностического исследования у обучающихся с умственной отсталостью легкой степени были выявлены: недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя); эмоциональная неустойчивость, импульсивные реакции, неадекватная самооценка. Взаимодействие школьников характеризуется неумением выстраивать эффективные взаимоотношения, частыми ссорами, отсутствием навыков бесконфликтного общения.

У учащихся с умеренной умственной отсталостью осведомленность об окружающем мире характеризуется трудностями в понимании и осмыслении событий своей жизни, жизни окружающих его людей, событий социальной жизни. Коммуникативный опыт скуден. Учащиеся испытывают трудности в осознании собственных эмоций и эмоций окружающих. Регулятивные действия на крайне низком уровне.

Данная рабочая программа рассчитана на подгрупповые занятия с обучающимися 2 класса с умственной отсталостью. В подгруппу были объединены следующие обучающиеся: Сергей М., Владимир К., Миша Г., Каролина В. У данной группы обучающихся выявлен низкий уровень школьной мотивации, несформированность представлений о себе, неосознанность мотивов деятельности.

Цель коррекционной работы: способствовать формированию Я - концепции.

Задачи коррекционной работы:

1. Формирование представлений о себе;

2. Формирование позиции школьника;

3. Повышение учебной мотивации;

4. Развитие самоконтроля и саморегуляции.

Организация работы по программе

Форма организации занятий - групповая

Продолжительность групповых занятий – 20 минут.

Периодичность занятий: 1 раз в неделю

Планируемые результаты

Планируемые результаты работы с учащимися, имеющими легкую умственную отсталость:

Личностные БУД:

1) развитие адекватных представлений о себе;

2) развитие позиции школьника;

3) формирование учебной мотивации;

Регулятивные БУД:

1) развитие навыков самоконтроля и саморегуляции,

2) развитие умения прогнозировать свои поступки.

Коммуникативные БУД:

1) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

2) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Минимальный уровень:

1) развитие коммуникативных навыков;

2) формирование учебной мотивации.

Достаточный уровень:

1) развитие коммуникативных навыков;

2) расширение коммуникативного опыта;

3) развитие навыков планирования и самоконтроля,

4) формирование учебной мотивации и позиции школьника.

Планируемые результаты работы с учащимися, имеющими умеренную степень умственной отсталости:

Личностные БУД:

1) развитие адекватных представлений о себе;

2) формирование учебной мотивации.

Регулятивные БУД:

1) развитие навыков самоконтроля и саморегуляции.

Коммуникативные БУД:

1) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

2) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Минимальный уровень:

1) развитие коммуникативных навыков;

2) формирование учебной мотивации.

Достаточный уровень:

1) развитие коммуникативных навыков;

2) развитие навыков самоконтроля,

3) формирование учебной мотивации и позиции школьника.

Содержание психокоррекционной работы

Направления коррекционно-развивающей работы:

Развитие личности:

- развитие представлений о себе;

- формирование самооценки,

- повышение уверенности в себе,

- развитие самостоятельности,

- формирование навыков самоконтроля.

Формирование учебной мотивации:

- развитие умения продуктивно взаимодействовать,

- повышение познавательной активности,

- формирования умения работать в коллективе.

Тематическое планирование занятий

№п/п

Название темы

Количество занятий

1.         

Диагностика

4

2.         

Я школьник

2

3.         

Я умею управлять собой

2

4.         

Я умею преодолевать трудности

2

5.         

Я умею слушать других

2

6.         

Я умею быть доброжелательным

2

7.         

Мои успехи

2

8.         

Промежуточная диагностика

1

9.         

Я умею учиться

2

10.     

Я умею делать задания вместе с другими

2

11.     

Я умею слышать другого

2

12.     

Я умею дружить

3

13.     

Я учусь решать конфликты

2

14.     

Я разрешаю конфликты

2

15.     

Чему я научился (занятие – обобщение)

1

16.     

Итоговая диагностика

3

 

Итого

34

 

                                  6.4. Программа социального сопровождения

 

Цель социально-педагогического сопровождения обучающегося: координация  действий с администрацией и педагогическим коллективом с одной стороны, и с учащимся и его родителями, общественными структурами - с другой.

Задачи социально-педагогического сопровождения:

         выявление интересов и потребностей учащегося, трудностей и проблем,  адаптированности к социальной среде;

         оказание помощи в социализации;

         профилактика конфликтов в семье;

         создание психологического комфорта и безопасности детей в школе, семье;

         воспитание умения работать в коллективе;

         координация взаимодействия учителей, родителей, специалистов социальных служб представителей административных органов для оказания помощи.

Социально – педагогическое сопровождение осуществляется посредством следующих форм работы:

- индивидуальная беседа с родителями (1 беседа в неделю),

- анкетирование педагогов,

- разработка рекомендаций педагогам и родителям.

6.5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.

Необходимый объем помощи со стороны окружающих.

Обучение ребенка сопровождается организацией ухода и присмотра. Уход предполагает выполнение следующей деятельности (наличие контроля): уход за телом (мытье рук, лица); помощь в изучении правил  приема пищи(этикет поведения за столом); контроль внешнего вида ребенка (чистота, опрятность). Присмотр необходим для обеспечения безопасности обучающихся, сохранности материальных ценностей.

           

Наименование

мероприятия

Сроки

Ответственные

Уход:

- мытье рук, лица

- контроль внешнего вида

по необходимости

перед приемом пищи

завтрак, обед, полдник

по необходимости

на прогулку, с прогулки

постоянно

 

Классный руководитель, воспитатели ГПД

Присмотр:

- проблемы поведения

По мере возникновения

По необходимости

Классный руководитель, воспитатели ГПД

 

6.6. Программа сотрудничества с семьей

 

Направления:

1)      повышение информированности семьи об образовании ребенка,

2)      развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами,

3)      привлечение родителей к участию в разработке и реализации СИПР

4)      преодоление психологических проблем семьи

Основные формы работы (согласно графику работы и потребностям родителей):

родительские собрания, индивидуальные консультации со специалистами службы сопровождения.

Знакомство: Знакомство с родителями, педагогами, специалистами. Обсуждение вопросов: организация режима дня в школе и дома; регулярности, длительности проведения занятий, значение домашних занятий с обучающейся(необходимость учить ребенка использовать полученные навыки, переносить прошлый опыт в новые ситуации).

Ежедневные консультации родителями. Предоставляется информация о том, что происходило во время занятий с ребёнком, какая цель упражнений; предлагаются задания для занятий дома, отмечаются успехи девочки, познавательная и речевая активность, проявление инициативы, самостоятельности, знаний и умений, приобретенных на занятиях. Совместные индивидуальные игры-занятия.


      7.  Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

·      Дидактические игры на определение цвета, размера, формы, мячик и кольца Су-джок, трафареты и шаблоны, игровой набор "Дары Фрёбля", "Доски Сегена",шнуровка, карточки с словами.

·      Пластилин, цветные карандаши, фломастеры, крупы, природный материал, ножницы, раскраски и карточки с заданиями.

·      Музыкальные игрушки, музыкальный центр, аудиозаписи, музыкальные инструменты.

Особые образовательные потребности обучающегося с УУО вызывают необходимость  специального подбора учебного и дидактического материала,  позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.

Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:

Информационно-методическое обеспечение образования обучающихся с умственной отсталостью направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией СИПР, организацией образовательного процесса и обеспечения условий его осуществления.

Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса включает:

·         графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а так же составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы).

Освоение предметной области «Математика» предполагает использование разнообразного дидактического материала:

·         предметов различной формы, величины, цвета,

·         изображений предметов, людей, объектов природы,

·         оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам.

Формирование доступных представлений об окружающем мире и практики взаимодействия с ним в рамках предметной области «Окружающий мир» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающихся с миром живой природы.


8.Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Условные обозначения.

         Текущая аттестация обучающейся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесённых в СИПР.

Карта обследования ученицы с ууо

Каролины В.

Оценка балловая от 1 до 5( самые низкие показатели –от 1до 2, средние 3-4, высокие 5.

 

Сентябрь  20… г.

Январь  20…. г.

Май  20… г.

1.Эмоциональная сфера и поведение ребенка.

Контакт и эмоционального реакция на обследование (легко ли вступает в контакт,  волнуется ли, застенчив, весел, неадекватность поведения; эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения)

2

3

 

Понимание инструкции и целизадания (выслушивает ли до конца, задает ли уточняющие вопросы, достаточно ли устной инструкции или необходим показ).

1

2

 

Характер деятельности при выполнении заданий (интерес, сосредоточенность, общая работоспособ -ность, возможность использовать помощь, целенаправленность, наличие самоконтроля и т.д.)

1

2

 

Способность переноса показанного способа деятельности на аналогичные задания.

1

1

 

Критичность в оценке своей деятельности.

 

1

1

 

Понимание эмоционального смысла картинок, текстов.

1

1

 

2. Запас представлений об окружающем мире и точность этих представлений

Сведения ребенка о себе и своей семье

  • Как тебя зовут?
  • А фамилия?
  • Ты девочка или мальчик?
  • Сколько тебе лет?
  • Кем ты будешь, когда вырастешь большой?
  • Где ты живешь?
  • С кем ты живешь?
  • Как зовут твою маму?
  • А папу?
  • Какие у тебя есть игрушки?
  • Ты сюда пришел или приехал?

2

2

 

Представления о труде родителей или взрослых из ближайшего окружения.

  • Где и кем работает твоя мама?
  • Где и кем работает папа?
  • Кто водит машину?
  • Кто учит детей?
  • Что делает на работе врач?
  • Парикмахер?
  • Продавец?

2

3

 

Цвет /палочки красного, желтого, оранжевого, синего, зеленого, белого, черного цвета/.

Какого цвета эта палочка?

  • Красный
  • Желтый
  • Оранжевый
  • Синий
  • Зеленый
  • Белый
  • Черный

Покажи палочку ___________ цвета.

  • Красный
  • Желтый
  • Оранжевый
  • Синий
  • Зеленый
  • Белый
  • Черный

2

3

 

Представления о явлениях природы

  • Какое сейчас время года?
  • Как ты догадался?

Предлагаются картинки времен года.

  • Это какое время года? (зима)
  • А это? (лето).
  • Где весна? Где осень?
  • Покажи и назови каждое время года на этих картинках?
  • Когда можно кататься на санках: зимой или летом?
  • Когда можно купаться в реке?
  • Почему?

1

2

 

Способность ориентироваться в пространстве.

  • Покажи, что находится от тебя слева?
  • Справа?
  • Вверху?
  • Внизу?
  • Впереди?
  • Сзади?

По картинкам:

  • Где мишка идет вверх?
  • Вниз?
  • Куда идет мишка?
  • Где мальчик наклонился вперед?
  • Куда наклонился этот мальчик?
  • Лево – право на себе
  • Покажи правый глаз?
  • Левое ухо? и т.д.

1

1

 

Включение в ряд /матрешка шестиместная/.

  • Убежала матрешка от подружек, найди ее место.

1

2

 

Конструктивная деятельность:

  • Из 5 – 6 элементов по образцу сделай как у меня.

1

3

 

б) Сюжетная разрезная картинка из 4 – 5 частей.

  • Разрезали картинку, чтобы тебе было интересно ее сложить, как было.

/Отметить представление о конечной цели или действует хаотично, без анализа, как принимает помощь, какую помощь использует, целенаправленность, самостоятельность/

1

3

 

3.Обследование знакомых родовых понятий

Назови одним словом:

  • Мишка, машина, юля, кукла.
  • Носки, платье варежки, шуба.
  • Сапоги, тапочки, туфли, валенки.
  • Тарелка, ложка, чашка, сковорода.
  • Шкаф, стол, стул, тумбочка.
  • Роза, одуванчик, ромашка, астра.
  • Голубь, ворона, утка, гусь.
  • Автобус, трамвай, самолет.

1

2

 

Конкретизация понятий:

Назови, какие знаешь:

  • Какие знаешь игрушки?
  • Одежду?
  • Обувь?
  • Посуду?
  • Мебель?
  • Цветы?
  • Транспорт?

1

2

 

4.Обследование мышления.

Серия картин из 2 – 3 частей.

Разложи картинки по порядку: что было сначала, что потом и чем все закончилось.

Отметь правильность установления последовательности картинок (а),

умение их объяснять (б).

1

2

 

Исключение 4-й лишней картинки.

  • Здесь нарисованы 4 предметы, 3 из них подходят друг другу, а один не подходит, какой лишний предмет?
  • Почему?

1

1

 

Ответь на вопросы по рассказу типа:

Папа принес Тане матрешку и сказал: «Вот тебе три игрушки».

  • Почему Тане так сказал папа?

Маленький Саша проснулся утром невеселый. Мама дала ему лекарство, вязла зонт и ушла.

  • Почему Саша проснулся невеселый?
  • Какая погода была на улице?

1

1

 

5. Исследование памяти

Расскажи стихотворение, какое помнишь.

1

1

 

Посмотри картинки (3 – 5), назови, запомни их порядок, закрой глаза (2 – 3 сек.) Порядок за это время меняется или убирается одна из картинок.

  • Что изменилось?
  • Чего не стало?

1

1

 

Посмотри  картинки. Послушай, какие я назову, и положи их в том порядке (3-5).

1

1

 

6. Исследование элементарных математических представлений.

Пересчет конкретных предметов, расположенных в ряд или в случайном порядке с названием итога.

  • Посчитай, сколько всего?

1

2

 

Выделение из множества в пределе 5.

  • Взять пять палочек.
  • Сколько взял?

Обратить внимание на то, отличает ли ребенок процесс от итога.

1

3

 

Понимание соотношений: меньше - больше.

  • Где грибков больше?
  • Меньше?
  • Чего больше, елочек или грибков?
  • Меньше?
  • Сделай одинаково.
  • Как по-другому можно сделать?

Отметить, владеет ли ребенок обоими способами или одним?

Каким?

1

2

 

Счетные операции /в пределах 5/.

  • 2 + 1
  • 4 – 1
  • 3 + 1
  • 5 – 1

 

1

2

 

Решение задач.

  • Было 5 шаров. Один лопнул. Сколько осталось?
  • Гуляли 5 человек. Один из них мальчик. Сколько девочек?
  • На ветке сидели 2 воробья. Потом прилетел  еще один. Сколько воробьев стало?
  • Их стало больше или меньше?

 

1

1

 

Геометрические фигуры:

  • Покажи круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
  • Назови, что это /круг, квадрат, треугольник, прямоугольник /.

1

3

 

7. Исследование речи.

Понимание речи

а) Понимание инструкций их 2-х частей

  • Возьми меня за руку и встань со стула
  • Инструкций из 3-х частей
  • Похлопай в ладоши, помаши ручкой, возьми карандаш

1

3

 

б) Понимание лексического значения падежных окончаний существительных

  • Покажи рукой картинку
  • Покажи фломастером ручку
  • Покажи картинкой ручку
  • Покажи ручкой фломастер

1

3

 

в) Понимание лексического значения отдельных фраз

  • Собака бежит за мальчиком. Кто бежит впереди?
  • Сад позади дома. Что впереди?

1

1

 

г) Понимание текста.

Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села возле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.

  • Где спала кошка?
  • Как она спала?
  • Кто сел возле кошки?
  • Что мы скажем птичке?

1

2

 

8. Связная речь.

Составление рассказа по сюжетной картинке:

  • Рассмотри картинку и расскажи:
  • Кто нарисован?
  • Что делают и почему?

1

2

 

9.  Состояние словаря

Знание частей тела:

Что это? 

  • Шея
  • Лоб
  • Бровь
  • Ресницы
  • Ладонь
  • Плечи
  • Колени
  • Локти
  • Ногти

Покажи, где у тебя?

  • Шея
  • Лоб
  • Бровь
  • Ресницы
  • Ладонь
  • Плечи
  • Колени
  • Локти
  • Ногти

1

2

 

Части предметов.

Назвать. Если не может, то показать по слову, указанному взрослым

  • У чайника (дно, крышка, носик, ручка)
  • У стула (спинка, сиденье, ножки)
  • У машины (колеса, кузов, кабинка)

1

3

 

Детеныши животных

  • Как называют детенышей кошки?
  • собаки?
  • коровы?
  • козы?
  • зайца?
  • лисы?

·        медведя?                                                      Покажи.

1

3

 

Качественный словарь.

Что можно сказать о платье?

  • Какое оно может быть?
  • платье (какое?)
  • лимон (какой?)
  • лиса (какая?)
  • ножницы (какие?)
  • карандаш (какой?)

1

2

 

Глагольный словарь.

Что умеет делать рыба?

  • птица?
  • конь?
  • собака?
  • бабочка?
  • змея?

1

2

 

10. Грамматический строй речи.

Множественное число существительных

Покажи и назови:

  • один – лист, а много – листья
  • один -  глаз, а много - …
  • ухо,
  • стул,
  • окно,
  • ведро,
  • мост,
  • утенок

1

2

 

Предложно-падежная форма:

Куда я положила карандаш?

Откуда я взяла карандаш?

  • в,
  • из,
  • на,
  • за,
  • под,
  • с

1

1

 

Уменьшительно-ласкательная форма

Скажи ласково:

  • юбка
  • елка
  • заяц
  • шкаф
  • Лена
  • Женя
  • Саша
  • Володя

1

1

 

11. Фонематическое восприятие

Хлопни в ладоши, когда услышишь комариную песенку: “Зззззз………”

з, т, с, ш, з, ж, з.

 

1

2

 

Хлопни, когда услышишь слог ШО:

шо, ща, со, ши, жи, шо, зо.

 

1

1

 

Покажи картинку:

  • шар – шарф
  • зуб – суп
  • уточка – удочка
  • Марина – малина
  • шишки – мышки
  • катушка – подушка

1

2

 

Раздели картинки со звуками с-з на две группы

(коляска, арбузы, ваза, сосиски, смородина, козлики)

1

2

 

Повтори:

  • та – да
  • ка – га
  • па – ба
  • та – то – ту
  • та – та – та
  • кот – год – кот
  • том – дом – том
  • удочка – уточка

1

2

 

12. Слоговая структура

  • портфель,
  • крокодил,
  • черепаха,
  • балалайка

1

1

 

Повтори:

  • градусник
  • милиционер
  • клубника
  • телевизор
  • велосипед

1

2

 

9. Состояние мелкой моторики.

Сделай, как я (пальчиковая гимнастика).

  • Деревья,
  • грибок
  • зайчик и т.д. 
  • Покатай пальчиками палочку.
  • Нарисуй, как падают листья.

 

1

3

 

Заключение по результатам обследования:

Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

 

10. Система оценки результатов освоения обучающейся СИПР, обозначенных в ФГОС.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С УУО:

·         В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения обучающегося оценивается с учётом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.

·         Основным ожидаемым результатом освоения обучающейся АООП варианта 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.

·         Развитие речи: расширение активного и пассивного словаря, узнавание  напечатанных слов на карточках, соотношение слов и картинок, несколько букв, чтение и письмо простых слов из изученных букв.

·         Развитие  сенсорных и моторных функций:  обводка рисунка по точкам, штриховка, проведение прямых линий в заданном направлении, рисование по сюжету. Обводка по  шаблону и использование трафарета, повторение по образцу. Улучшение качества продуктивной деятельности.

·         Развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков: эмоционально-положительное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Понимание и выполнение  словесных инструкций.

 

 

 

Дата начала СИПР_________________  

Подпись специалиста___________________

 

Подписи специалистов и родителей:



 

Скачано с www.znanio.ru