«СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАРТИНГИСТОВ НАЧАЛЬНОГО УРОВНЯ»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 11.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАРТИНГИСТОВ НАЧАЛЬНОГО УРОВНЯ» важным качествам спортсмена-автогонщика относят физические, психологические и умственные. Считается, что заниматься картингом начинают в младшем школьном возрасте, поэтому все программы подготовки картингистов, начального уровня, рассчитаны именно на этот возраст занимающихся. Но в связи с ростом популярности автоспорта в группы начальной подготовки также приходят заниматься дети среднего школьного возраста. Здесь и возникает проблема по подготовки картингистов среднего школьного возраста групп начальной подготовки. Программы начальной подготовки рассчитаны на более младший возраст, а имеющиеся прогр
Иконка файла материала 251602.doc
«СПЕЦИАЛЬНАЯ   ФИЗИЧЕСКАЯ    ПОДГОТОВКА   КАРТИНГИСТОВ НАЧАЛЬНОГО   УРОВНЯ» СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. ГЛАВА  I.   ПРОБЛЕМЫ   ОЦЕНКИ   ПОДГОТОВЛЕННОСТИ АВТОГОНЩИКОВ ………………………………………………………... 1.1. Общая характеристика соревновательной деятельности в спортивно­ технических и прикладных видах спорта …………………… 1.2.    Психологические   факторы   соревновательной   деятельности   в спортивно­прикладных дисциплинах …………………………………… 1.3. Возрастные особенности мальчиков и девочек среднего школьного возраста ………….………………………………………………………… ГЛАВА II. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……. 2.1. Методика исследования …………………………………………....... 2.2. Организация исследования …………………………………………. ГЛАВА  III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ………………………………………………………………………………. 3.1.   Исходные   показатели   физической   подготовленности   спортсменов экспериментальной и контрольной групп……………............................ 3.2.   Характеристика   экспериментальной   тренировочной   программы физической подготовки ………………………………………………...... 3.3.   Изменение   показателей   физической   подготовленности   у спортсменов­автогонщиков экспериментальной и контрольной групп за Стр.   3    5   5 6  9  12 13 16 18 18 18 21период эксперимента ………………………………………......................... 23 Выводы …………………………………………………………………….. Практические рекомендации ……………………………………………….. Список литературы  ………………………………………………………. Приложение ………………………………………………………………… 31 32 33 384 ВВЕДЕНИЕ Актуальность   исследования.   Вслед   за   техническим   прогрессом   все   большей популярностью пользуются технические виды спорта. К техническим вида спорта так же относиться и автоспорт. В силу своей специфики достижение хорошего результата зависит не только от спортсмена, но и от подготовленности техники.  В   важным   качествам   спортсмена­автогонщика   относят   физические, психологические и умственные. Считается, что заниматься картингом начинают в младшем школьном возрасте, поэтому все программы подготовки картингистов, начального уровня, рассчитаны именно   на   этот   возраст   занимающихся.   Но   в   связи   с   ростом   популярности автоспорта  в группы  начальной подготовки  также  приходят  заниматься   дети среднего школьного возраста.  Здесь   и   возникает   проблема   по   подготовки   картингистов   среднего   школьного возраста   групп   начальной   подготовки.   Программы   начальной   подготовки рассчитаны на более младший возраст, а имеющиеся программы для среднего школьного возраста предназначены для групп спортивного совершенствования. Для   решения   данной   проблемы   нужно   учитывать   особенности   возраста   и подготовленности занимающихся, а так же специфику самого спорта Практическая значимость исследования.   Результаты данной   работы могут помочь специалистам в подготовке пилотов среднего школьного возраста групп начальной подготовки. Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из актуальности. Имеет  три главы, четыре  вывода. Так же в ней содержатся   практических рекомендаций, и список литературы и приложения. Текст   выпускной   квалификационной   работы   изложен   на   42   страницахмашинописного   текста.     Включает  7   таблиц   и  4   рисунка.   Список   литературы насчитывает 43 наименования. 5 Объект   исследования  –   учебно­тренировочный   процесс   пилотов   10­14лет, занимающихся картингом. Предмет   исследования  –   эффективность   программы   физической   подготовки картингистов 10­14лет. Гипотеза   исследования  –   предполагается,   что   программа   физической подготовки, разработанная с учетом специфики возраста занимающихся , будет способствовать повышению уровня развития ведущих в автогонках физических качеств.6 ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ПОДГОТОВКИ КАРТИНГИСТОВ 3.1.Общая характеристика соревновательной деятельности в спортивно­ технических и прикладных видах спорта В середине   20 века автомобильный спорт приобрел большую популярность во многих развитых странах мира. Специфика данного спорта заставляет спортсмена проявлять свои психологические физические и интеллектуальные качества.    Российские   пилоты   на   мировой   арене   пока   не   могут   похвастаться   хорошими результатами, что указывает на наличие проблем в подготовке. Чтобы добиться более   высоких   достижений,   нужно   углубиться   в   эффективность   программ физической подготовки спортсменов, а так же найти   слабые места подготовки каждого пилота в отдельности. Во многих литературных источниках выделяет 3 наиболее значимых фактора в подготовке   пилотов:   это   интеллектуальный   фактор,   психологический   и физический. [12,20]. В   последние   два   десятилетия   начали   говорить   не   только   о   том,   что психологическая   тренировка   является   неотъемлемой   частью   спортивной подготовки, но и объединении физических и психологических качеств.  [21,22,]. Структуру психофизических качеств в прикладных и технических дисциплинах в литературе пока не смогли чётко описать и сформулировать. [7], Далее мы рассмотрим вопросы и результаты совершенствования таких важных в данном   виде   спорта   качеств   как;   физические   ,   психологические   и   технико­ тактического.7 1.2. Психологические факторы соревновательной деятельности в спортивно­ прикладных дисциплинах В   настоящее   время   не   одна   тренировка   не   может   проходить   без   учета   необходимость   совершенствования психических   нагрузок,   что   обозначает   устойчивости к их воздействию [36,37]. Профессор Е.П. Ильин [16] представляет, что психофизиологическое является системной реакцией на внешние и внутренние стимулы, направленные на дости­ жение полезного результата. При таком определении предполагается некоторая оценка способности человека, находящегося в разных состояниях, к выполнению конкретной   деятельности,   подчеркивая   специфичность   данного   подхода   к анализу всех этих состояний [13,30]. При этом многообразие форм поведения   предметной человека   определяется   их   качественной   специфичностью, направленностью деятельности и мотивации [16,17]. Одним   из   важнейших   звеньев,   которое   связывает   соревновательную   и тренировочную деятельность спортсмена, является антиципирующая реакция. В работе головного мозга, опережающей события и как бы забегающей вперед», проявляется познавательная активность, которая в ответ на различные стимулы, предъявляемые в это момент, который позволяет  предугадывать (рассчитывать, предвидеть) еще не наступившие будущие события. При   всем   этом   перерабатывается   большой   объём   информации,   связанной   с личным опытом спортсмена [1,7]. Сами соревнования  является фактором, который стимулирующим физическую  и психическую   активность спортсмена. Поскольку каждая область деятельности спортсмена,   в   силу   специфики   условий,   предъявляет   особые   требования   к8 регулирующей   и   ориентировочной     функции   сознания,   то   соревнования   рас­ сматриваются   как   процесс   острого   и   напряженного   противоборства   воли, интеллекта, технического и физического совершенства спортсменов. Специальные исследования проделанные учеными показали , что компоненты , тесно   взаимосвязаны   со   спортивной   результативностью   являются самостоятельно   эффективными   в   соревновательной   деятельности   .[12,24,26]. Качество  переработки и восприятия информации в условиях соревновательной борьбы [18,33,34], а также принятие решений спортсменом относительно эффек­ тивного выполнения различных двигательных задач, оказываются ограниченными из за временных и пространственных ограничений, определяемых правилами и условиями   проведения   соревнований   [29,32],   а   также   очень   высокой конкуренцией   соперников.   Кроме   того,   факторы   влияния   информационного компонента   психической   нагрузки,   характерные   для   соревновательной деятельности, требуют от спортсмена высокой мобилизации и перераспределения   характерной функциональных   резервов   организма   [26].   Это   объясняется   неопределенностью   «отвлекающих»   действий   и   момента   начала   основных действий   соперника   при   стрессорных   воздействиях   и   экстремальных двигательных   режимах   (максимальной   скорости   операций,   координационной сложности действий). При этом личностная регуляционная деятельности самого спортсмена носит иерархическое строение, в котором различают специальную и общую структуру личности, а также индивидуальный стиль деятельности [28]. В качестве   звена,  которое   координирует   личностные   факторами   и   требования   к спортивной деятельности выступает фактор индивидуальной чувствительности к стрессовым   воздействиям   и   сам   стресс.   В   автомобильных   гонках   отсутствует непосредственный   контакт   между   спортсменами.   Соревновательная   борьба   в автогонках   можно   характеризовать   не   только   физическими   и   психическими напряжениями, но и так называемым феноменом «публичного одиночества». При этом спортсмену, который управляет автомобилем  и собственными движениями, необходимы   полная   концентрация   сознания   на   выполнении   различных   по9 характеру   двигательных   действий,   исходя   из   информации,   анализ   конкретной пространственно­зрительной ситуации, поступающей по каналам обратной связи. Кроме того, спортсмену необходимо вовремя  и точно рассчитать скоростные, технические   и   пространственные   параметры   передвижения   по   заданному   им маршруту [40,43,44]. Характерная   особенность   передвижения     в   шоссейно­кольцевых   автогонках заключается в постоянной концентрации на прохождении каждого поворота для достижения   максимальной   стабильности   прохождения   каждого   круга.   Группы спортсменов вступают в борьбу, которая идет на больших скоростях, при этом борьба идёт «бок о бок». [38,39]. В этих условиях состязаний ориентирующая и регулирующая функции сознания в наибольшей мере связана с ориентировкой во времени, оценкой расстояния между автомобилями , преодолением пространства, оценкой  спортсменом  собственного  психического   и физического  состояния. В условиях   длинных   многочасовых   гонок   на   спортивном   автомобиле   наиболее важными   факторами   успеха   являются   не   только   собственно   физическая   и психологическая   подготовленность   автопилота,   но   также   уровень   подготовки самого автомобиля, который предполагает его высокие скоростные способности, эффективность   работы   вспомогательных   служб   технического   сопровождения, исправность всех систем безопасности [33]. Приведенная   здесь   краткая,   обобщенная   характеристика   соревновательной деятельности в спорте показывает, что естественную необходимость объединения разных сторон подготовки спортсмена­автогонщика [3,5] и параметров, которые характеризуют соревновательную и тренировочную деятельность. В настоящее время в спортивной практике можно наблюдать за  проявления вы­ сокоэффективного исполнительского мастерства, что является результатом вы­ сокой   атлетической,   психомоторной   ,   интеллектуальной     подготовленности   вусловиях многократных повторений технически сложных действий в ситуациях альтернативного характера и  ограничения по времени [25,35]. 1 0 Вместе с тем во многих исследованиях показано, что сопряжение при оценке разнообразных видов подготовленности в спорте требует обеспечения адекват­ ности   критериев,   детализации   этих   оценок   применительно   к   требованиям   со­ ревновательной деятельности [3,20]. Исходя из этого, следует особое внимание  уделить физическим и психологическим критериям в подготовке автогонщиков­ картингистов, учитывая особенности их соревновательной деятельности. 1.3. Возрастные особенности мальчиков и девочек среднего школьного возраста. Во   время   среднего   школьного   возраста   у   мальчиков   и   девочек   происходит половое созревание, и в связи с этим этот возрастной период с биологической точки зрения является критическим. В это период можно наблюдать за разным уровнем формирования отдельных органов и систем.  Проблема заключается в том что рост тела опережает прирост мышечной массы. Рост   мышечной   массы   возрастает   к     13–14   годам   у   мальчиков   и   к   11–12   у девочек.   Это   происходит   из   за     гипертрофии   мышечных   волокон,   также возрастает уровень развития  суставно­связочный аппарат. Особенности развития необходимо   учитывать   при   разработке   программы   подготовки   пилотов   групп начальной подготовки среднего школьного возраста. [6]. Повышение активности эндокринной системы в 12–15­лет у детей стимулирует повышение уровня развития центральных механизмов регуляции, значимость их повышается   в   обеспечении   вегетативного   движения.   Двигательный   и вестибулярный   аппараты   совершенствуются, возбуждения усиливаются.    процессы   торможения   иСердечно­сосудистая система тоже изменяется, растем объём и масса сердца , растет   время   сердечного   цикла.   Благодаря   этому   мы   получаем   экономию   в 1 1 работе сердца в состоянии покоя, а так же увеличивают его возможности при нагрузке.   Экономизация – это способность при тренировке тратить меньше энергии при сохранении большого коэффициентом полезного действия. Но   не   смотря   на   эти   улучшения,   в   сердечно­сосудистой   системе   остается несовершенной регуляция  механизмов внутри­ и межсистемной. Если сравнивать системы  более  взрослого   организма,  то  сердце  подростка  может  выдерживать меньше нагрузки.   Во   время   среднего   школьного   возраста   развивается   и   дыхательная,   нервная системы.   В   дыхательной   системе   возрастает   объем   кислорода,   возрастает показатель вентиляции  легких при  максимальной нагрузке. Сердце работает в   аэробная   производительность   возрастает. более   экономичном   режиме, Происходит это у мальчиков в возрасте 13­14 лет, у девочек чуть раньше 12­ 13лет Несмотря на все эти изменения, пульс и экономичность кислородное потребление отстает   от   показателей   юношей   при   мышечной   работе.   Все   это   необходимо учитывать   при   планировании   тренировочного   плана.   В   период   полового созревания   в   большей   степени   растут   показатели   аэробной   выносливости,   но объём выполнения аэробной нагрузки органичен потреблением кислорода. Для улучшения скоростно­силовых качеств лучше все подходит период 14­15лет у мальчиков, для гибкости оптимально подходит возраст 14лет , выносливость а так   же   быстрота   наиболее   хорошо   развиваются   в   13­14лет.   У   девочек   все происходит на год раньше. Несовершенство дыхательной и сердечной систем, ограничение по потреблению кислорода, в среднем школьном возрасте нужно учитывать при распределении часов   на   развития   тех   или   иных   физических   качеств.   Исходя   из   ограничения выполнении силовых упражнений и выносливости  в год подростки должны 63часа тренировать   быстроту, 45 часа  для  повышения  силы, 27часов­повышения уровня ловкости, и 23 часа потратить на аэробную нагрузку. 1 2   В этом возрасте наиболее благоприятно развиваются сложно координационные способности,   что   в   свою   очередь   развивают   ловкость.   Большой   темп   роста наблюдается   при   повторном   выполнении   упражнений     на   средней   и   низкой интенсивности. При   воспитании   быстроты   целесообразно   уделить   больше   внимания   основной (для   спорта)   ее   стороне   –   частоте   движений.   Для   этого   используются   такие средства,   как   бег   на   30   м   с   ходу   и   60 м   со   старта,   некоторые   специальные упражнения   спринтера,   эстафеты   с   преодолением   дистанции   различными способами, спортивные и подвижные игры. Проблема тренировки силовых качеств состоит в том , что рост мышечной массы отстает от роста конечностей и тела. Основным методом является выполнение повторных   усилий,   с   постепенным   увеличением   нагрузки.   Упражнение выполняется не более 6­7 раз.1 3 ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАРТИНГИСТОВ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАЧАЛЬНОГО УРОВНЯ. Цель   исследования  –   повышение   эффективности   программы   физической подготовки картингистов 10­14лет. Задачи исследования:            1)на основе анализа научно­методической литературы определить степень разработанности проблемы исследования;           2)определить   исходные   показатели   физической   подготовленности   картингистов 10­14лет экспериментальной и контрольной групп;             3)разработать   программу   физической   подготовки   и   апробировать   ее   в условиях педагогического эксперимента;           4)исследовать   изменения   показателей   физической   подготовленности   картингистов 10­14 лет за период эксперимента.1 4 Для   решения   поставленных   задач   были   использованы   следующие  методы исследования:       анализ научно­методической литературы;               тестирование физической подготовленности;       формирующий педагогический эксперимент;        методы математической статистики по Стьюденту 2.1. Методика исследования Для   определения   степени   изученности   проблемы   исследования   нами   была проанализирована   научно­методическая   литература   по   теме   исследования. Список   использованных   источников   литературы   составляет   44   наименований. Результаты анализа литературы представлены в главе I. Уровень   физической   подготовленности   спортсменов   экспериментальной   и контрольной   групп   определяли   с   помощью   контрольных   тестов.   Так,   мы использовали следующие контрольные тесты: ­ касания кружков; ­ отпускание палки; ­ три кувырка вперед; ­ 10­кратный прыжок с места; ­ теппинг­тест; ­ жим штанги 50% повторного максимума (ПМ);­ подтягивание на перекладине; ­ «складывание» в группировку; 1 5 ­ кистевая динамометрия правой и левой руки; Данные контрольные упражнения оценивают ведущие в автогонках физические способности: быстроту двигательной реакции (упражнения «касания кружков» и «отпускание   палки»),   скоростно­силовые   способности   (10­кратный   прыжок   с места),   координационные   способности   (три   кувырка   вперед),   силовую выносливость (жим штанги 50% ПМ, подтягивание на перекладине, складывание в группировку, кистевая динамометрия). Касания кружков. Оборудование:  стол   (подходящий   под   рост   тестируемого),     2   пластмассовых круга   (диаметр   каждого   20см),   площадка   для   ладони   (размером   20х10   см), таймер­секундомер. Тестирование. Тестируемый встает у столом на минимальном расстоянии (60см от   площадки).   Ладонь   не   преобладающей   руки   кладет   на   площадку.   Ладонь преобладающей руки кладет накрест на не преобладающую руку. По команде тестируемый   как   можно   быстрее   должен   коснуться   попеременно   одного   и другого   круга   преобладающей   рукой.   Тестируемый   должен   совершить   по   25 касания каждого круга что в сумме должно составить 50 касаний. Итог  — итогом является время, которое тестируемый потратит на 50 касаний (точностью   составляет   0,1с).   Результат   переводиться   из   времени   в   баллы. Например   результат   12.5   даст   тестируемому   125   баллов.   На   выполнение упражнение даётся три попытки. Из трех попыток учитывается лучшая. Падение линейки­ реакция (В. Ф. Ломейко, 1980; К. Мекота, 1980). Оборудование:  пронумерованная   длинная   деревянная   линейка(длина   не   менее 30см). Тестирование.   Проводящий   тестирование   на   вытянутой   руке   держит прономерованную   деревянную   линейку   вертикально   за   верх.   Кисть   ученикадолжна быть открыта и находиться внизу. Через несколько секунд проводящий отпускает линейку, а ученик в этот момент сжимает кисть как можно быстрее. 1 6 Итог  —   высчитывается   средний   показатель   из   трех   попыток.   Показатель измеряется в сантиметрах от нижнего края линейки. Упражнение тестируемые выполняют преобладающей и не преобладающей рукой. Тройной кувырок. Оборудование: маты, таймер­секундомер. Тестирование.  Тестируемый     встает   в   начале   полосы,   из   матов   принимая основную стойку. По команде «Начали» тестируемый  приседает и выполняет три кувырка   вперёд   за   максимально   короткий   отрезок   времени.   Время останавливается тогда, когда тестируемый после  выполнения кувырков встаёт в основную стойку. Итог – результатом считает время, которое испытуемый затратил на выполнение трёх   кувырков.   Заносится   одни   лучший   результат   из   двух   попыток.   Каждый испытуемый  перед выполнение первого кувырка должен принять упор присев, и только   после   этого   выполнить   кувырок.   Время   останавливается   только   после того, как испытуемый принял основную стойку. Прыжки с места ­ для оценки скоростно­силовых качеств ­ выполняется толчком двух ног с промежуточным толчком с одной ноги на другую и приземлением на две ноги. Выполняется на ровной упругой дорожке или на земле. Теппинг­тест.   Цель   данного   теста   заключалась   в   способности   тестируемого выполнять действия с максимальной частотой в процессе заданного времени. В процессе   теста   так  же   можно   оценить   подготовленность   мелких  групп   мышц. Задача   теста   состояла   в   том,   чтобы   поставить   как   можно   больше   точек   в квадратах, которые имели размер по 10 квадратных сантиметров, нарисованных на одном полотне. Точки ставились маркером, точки ставились попеременно в каждом   квадрате   каждые   15   секунд,   по   команде.   Задача   была   выполнять упражнение, поддерживая максимальный темп на протяжении всего теста.Итог подводился путем подсчета общего количества точек во всех квадратах. Подтягивание на перекладине. Судья, вызывая к снаряду очередного участника и 1 7 убедившись   в   его   готовности,   а   также   в   готовности   судей­счетчиков,   подает команду   «Упражнение   начи­най!».   Учащийся   производит   подтягивание   так, чтобы перекладина была на уровне подбородка, зафиксировав это положение он опускается на прямые руки , и начинает следующее.  Выполнять   плавно,   без   рывков.   При   выгибании   тела,   сгибании   ног   в   коленях попытка не засчитывается. Судья­счетчик, стоя рядом с участником, подсчитывает количество правильно выполненных подтягиваний.  Если какая­либо попытка выполнена неправильно, он произносит: «Не считать!». Например, если первые две попытки выполнены правильно, третья неправильно, а четвертая опять правильно, судья считает так: «Раз, два, не считать, три» и т.д. В   конце   выполнения   упражнения   судья   объявляет   результат,   который оценивается по таблице. Складывание в группировку. И.п. – лежа на спине руки за голову, поднимание туловища Кистевая   динамометрия   правой   и   левой   руки.   Силу   обеих   рук     измеряют кистевым   динамометром.   Динамометр   берут   одной   рукой,   вытягиваю   ее   до получения прямого угла. Вторая рука должна опуститься параллельно туловищу. Задача как можно сильнее кистью сжать динамометр. Данный тест повторяют пять раз, и берется лучший показатель за все попытки. Формирующий   педагогический   эксперимент   проводился   на   протяжении   8 месяцев (32 недель). В тренировочный процесс экспериментальной группы была внедрена разработанная программа физической подготовки. Статистическая   обработка   полученных   результатов   проводилась   по традиционной   методике.   Нами   были   определены   среднее   значение   (X),стандартная   ошибка   среднего   значения   (SX).   Достоверность   различия определялось по t­критерию Стьюдента. 1 8 2.2. Организация исследования Исследование проводилось в несколько этапов.  На   первом   этапе  определялся   уровень   актуальности   проблемы   и   ее разработанность   с   помощью   изучения   научно­методической   литературы.   Были определены цель, предмет, методы и задачи исследования. На   втором   этапе  проводилось   тестирование   для   определения   исходных показателей   физической   подготовленности   исследуемых   мальчиков   10­14   лет, занимающихся картингом. На этом этапе работы была разработана программа физической подготовки картингистов 10­14лет. На третьем этапе  был проведен педагогический эксперимент в котором была внедрена   разработанная   программы   в   учебно­тренировочный   процесс экспериментальной группы. На четвертом этапе мы определили разницу между показателями контрольной и экспериментальной группами за период исследований.  К исследованию были привлечены 22 спортсмена в возрасте от 10 до 14 лет, занимающихся   картингом,   которые   были   разделены   на   две   группы (экспериментальную и контрольную) по 11 человек в каждой. Экспериментальная   группа   занималась   физической   подготовкой   по разработанной   нами   программе,   а   контрольная   группа   в   качестве   средства физической подготовки использовала игру в футбол и силовые упражнения на тренажерах. Объем тренировочных часов в обеих группах был одинаковым.1 9 ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 3.1. Исходные показатели физической подготовленности спортсменов экспериментальной и контрольной групп В   начале   исследования   проводили   измерение   показателей   физической подготовленности   спортсменов   экспериментальной   и   контрольной   групп, которые представлены в таблице 1.(приложение №1)Сравнительный анализ показателей физической подготовленности обеих групп, которые   мы   исследовали,   в   начале   педагогического   эксперимента   не   выявил 2 0 больших различий в восьми из десяти показателей. Лишь в двух контрольных упражнениях подтягивание на высокой перекладине и «складывание» в группировку – спортсмены из контрольной группы опережают испытуемых из экспериментальной группы (р<0,05). При этом мы выявили, что исходные показатели физической подготовленности в ряде   упражнений   («касание   кружков»,   «три   кувырка   вперед»,   «отпускание палки») соответствует низкому уровню должных норм. Таким   образом,   в   начале   исследования   спортсмены   экспериментальной   и контрольной групп в восьми из десяти показателей физической подготовленности имеют статистически равные показатели. В показателях силовой выносливости (подтягивание   на   перекладине   и   «складывание»   в   группировку)   спортсмены контрольной   группы   статистически   достоверно   опережают   испытуемых экспериментальной группы.   Характеристика   экспериментальной   тренировочной   программы 3.2. физической подготовки С   учетом   выявленных   исходных   показателей   физической   подготовленности   и специфики  вида  спорта,  была  разработана  программа  физической  подготовки, представленная в таблице 2.(приложение №1) Как видно из таблицы, данная программа состоит из трех разделов. Первый раздел «Упражнения для развития силовых способностей» ­ состоит из двух комплексов круговой тренировки (КТ) по восемь упражнений (рис. 1 и 2) (приложение №2). Комплекс   круговой   тренировки   №1   состоит   из   упражнений   с   внешним отягощением   (гантели,   весом   3   кг,   штанга   30   кг,   гиря   весом   16   кг)   и самоотягощением.Комплекс круговой тренировки №2 состоит из восьми упражнений с резиновым жгутом, эспандером. 2 1 Комплексы круговой тренировки №1 и 2 направлены на комплексное развитие всех мышечных групп (брюшного пресса, верхних и нижних конечностей, спины). Второй   раздел   «Упражнения   для   развития   быстроты   реакции   и   координации» также состоит из двух комплексов круговой тренировки (комплексы  КТ №3 и 4). Комплекс круговой тренировки №3 представлен на рисунке 3 и состоит из шести упражнений, направленных на развитие координационных способностей: 1 станция – из двух рук ученик одновременно выпускает теннисные мячики и ловит их хватом сверху; 2 станция – прыжки через вращающийся вперед обруч; 3 станция – подбрасывание мяча, во время полёта мяча касание пола и ловля мяча; 4   станция   –   поочередное   перешагивание   через   гимнастическую   палку   с последующим перехватом рук и вращением палки назад­вверх; 5 станция – лежа на животе, жонглирование теннисным мячом; 6 станция – стоя у стенки на расстоянии одного метра , из основной стойки переход в упор о стенку , далее происходит толчок от стенки и возвращение в исходное положение. Комплекс круговой тренировки №4 состоит из следующих упражнений: 1 станция – «слаломный» бег между стойками; 2 станция – подбросить мяч вверх, присесть, повернуться на 360, поймать мяч; 3   станция   –   ведение   мяча   сначала   право,   а   после   левой   руками   вокруг   двух конусов по траектории  «восьмерки»; 4 станция – бег спиной вперед с поворотами на 360 и 720 (поворот по сигналу); 5 станция – прыжки с поворотами на 180 и 360 с последующим кувырков вперед; 6 станция – вращение мяча вокруг туловища в движении: а) в сочетании с ходьбой и бегом; б) в сочетании с прыжками;7 станция – прыжок в длину с места – присед – кувырок вперед – бег. Характеристика   временных   параметров   комплексов   круговой   тренировки, 2 2 включенных в экспериментальную программу, представлена в табл. 3. Таблица 3. Характеристика комплексов круговой тренировки Комплексы Время  Интервал Кол­во  Интервал Общее круговой тренировки работы  на станции между  станциями кругов КТ №1 КТ №2 КТ №3 КТ №4 30 с 35 с 40 с 30 с 40 с 35 с 50 с 40 с 3 3 3 3 отдыха между кругами 2 мин 30 с 2 мин 2 мин  3 мин  время  на КТ 26 мин 20 с 26 мин 10 с 24 мин 20 с 24 мин 30 с Третий   раздел   «Упражнения,   повышающие   устойчивость   к   перегрузкам» включает   физические   упражнения,   способствующие   развитию   специальных качеств, необходимых в автомобильном спорте. Устойчивость   к   перегрузкам   –   это   способность     организма   противостоять инерционным   силам   ускорения,   которые   действуют   на   него.   Перегрузка   как следствие ускорения представляет собой величину, характеризующую отношение значения   инерционных   сил   ускорения,   действующих   на   тело   человека,   к   его массе.   Перегрузка   всегда   имеет   направление,   противоположенное   действию ускорения. Устойчивость к перегрузкам тренируют с использованием упражнений с внешнем отягощением, на специальных силовых тренажерах, с амортизаторами из резины, с использованием  статистического напряжения, вися на гимнастической стенке поднятие ног в положении «угол», наклоны  туловища в стороны с отягощением в сидячем и стоячем положениях, висы вниз головой на перекладине, брусьях, кольцах,   кувырки   вперед   и   назад   (тоже   с   отягощением),   впрыгивание   навозвышенность   со   штангой   на   плечах,   упражнения   с   использование   батута, спортивные и подвижные игры. 2 3  Средства, повышающие устойчивость организма к перегрузкам и используемые в экспериментальной программе, представлены в табл.4.приложение №3) Таким   образом,   нами   разработана   программа   физической   подготовки автогонщиков,   состоящая   из   четырех   разделов   («Упражнения   для   развития силовых   способностей»,   «Упражнения   для   развития   быстроты   реакции   и координации», «Упражнения, повышающие устойчивость к перегрузкам»). При разработке   данной   программы   учитывались   исходные   показатели   физической подготовленности и специфика вида спорта. 3.3. Изменение показателей физической подготовленности у спортсменов­ автогонщиков экспериментальной и контрольной групп за период эксперимента Показатели   физической   подготовленности   испытуемых   экспериментальной группы в начале и конце педагогического эксперимента, статистические различия этих показателей отражены в таблице 5Таблица 5. Изменение показателей физической подготовленности экспериментальной группы  за период исследования (X+Sх) № п/п Показатели физической подготовленности До  эксперимента После эксперимента tрасч. p Δ° Этапы исследования 1. Касания кружков 15,3±2,64 13,75±1,78 1,85 <0,05 11,9 2. Три кувырка вперед, с 4,50±0,10 4,05±0,07 2,96 <0,01 10,0 3. Отпускание палки, см 25,14±2,06 20,77±1,16 3,88 <0,01 17,42 510­кратный прыжок с места, м 2 6 27,00±0,37 28,63±0,31 4,37 <0,01 6,0 Теппинг­тест, ед 318,70±12,9 352,0±11,0 2,93 <0,01 10,4 4. 5. 6. Жим штанги 50% ПМ, кол­во раз 10,64±1,21 12,18±0,60 2,60 <0,01 14,5 7. Подтягивание на перекладине, кол­во раз 12,18±1,47 13,91±1,05 2,82 <0,01 14,2 8. «Складывание» в группировку, кол­во раз 41,09±3,15 46,27±2,94 2,93 <0,01 14,2 9. Кистевая динамометрия (левая), кг 46,36±2,65 48,73±2,23 2,26 <0,05 5,1 10. Кистевая динамометрия (правая), кг 59,91±2,33 62,0±2,23 2,88 <0,05 4,7Из   таблицы   мы   можем   увидеть   прирост   всех   показателей   физической подготовки у обеих групп. В быстроте двигательной реакции, которую оценивали по двум контрольным упражнениям («касания кружков» и «опускание палки») прирост составил 11,9 и 17,4% соответственно. В   упражнении   «три   кувырка   вперед»   прирост   составил   10%;   скоростно­ силовые   способности   спортсменов   экспериментальной   группы   (10­кратный прыжок с места) возросли также достоверно и составили 10% прироста.Силовая выносливость,   которую   определяли   по   подтягиванию   на   перекладине,   жиму штанги   50%   ПМ   руками,   «складывании»   в   группировку   соответственно увеличилась на 14,5; 14,2; 12,6%. Результаты теппинг­теста в экспериментальной группе возросли на 10,4%, динамометрии правой кисти – на 5,11%, левой кисти – на 4,72%. В   таблице   6   представлены   результаты   сопоставления   показателей физической   подготовленности   контрольной   группы   в   начале   и   конце педагогического эксперимента. Из таблицы наглядно видно, что за период педагогического эксперимента значительно   возросли   результаты   всех   исследуемых   показателей.   Исключение составил результат 10­кратного прыжка в длину с места (р>0,05).Таблица 6. Изменение показателей физической подготовленности контрольной группы  за период исследования (X+Sх) № п/п Показатели физической подготовленности Этапы исследования До  После  эксперимента эксперимента tрасч. p Δ° 1. Касания кружков 15,27±2,41 14,66±1,16 2,41 <0,05 4 2. Три кувырка вперед, с 4,50±0,10 4,27±0,10 2,20 <0,05 5,2 3. Отпускание палки, см 25,18±2,16 22,59±1,66 2,96 <0,01 11,3 4. 10­кратный прыжок с места, м 27,52±0,40 27,91±0,35 2,03 >0,05 1,42 95. Теппинг­тест, ед 3 0 323,30±16,6 337,4±13,7 2,93 <0,01 4,3 6. Жим штанги 50% ПМ, кол­во раз 10,82±1,33 12,04±1,03 2,48 <0,05 11,2 7. Подтягивание на перекладине, кол­во раз 13,73±1,10 14,55±1,44 2,20 <0,05 5,9 8. «Складывание» в группировку, кол­во раз 45,36±2,25 47,91±2,91 2,45 <0,05 5,6 9. Кистевая динамометрия (левая), кг 48,46±2,82 51,64±2,37 2,85 <0,01 6,5 10. Кистевая динамометрия (правая), кг 61,91±3,58 64,91±2,33 2,32 <0,05 4,8В наибольшей степени увеличились показатели в упражнениях «отпускание палки»   (прирост   составил   14,3%)   и   жим   штанги   50%   ПМ   руками   (прирост составил 11,2%). В целом прирост показателей физической подготовленности в контрольной группе составил от 1,4 до 14,3%. Сравнение темпа роста показателей физической подготовленности, которые представленные   на   рисунке   №4,  показывает,   что   в   экспериментальной   группе наблюдаются   более   высокие   темпы   прироста   по   сравнению   с   таковыми   в контрольной группе. Рис. 4. Прирост показателей физической подготовленности спортсменов контрольной и экспериментальной групп Как   видно   из   рисунка   4,   во   всех   контрольных   упражнениях   спортсмены­ автогонщики   из   экспериментальной   группы   опережают   исследуемых   из контрольной   группы   в   темпах   изменений.   Сравнение   показателей   физической подготовленности после эксперимента представлены в таблице 7.Таблица 7. Показатели физической подготовленности экспериментальной и контрольной групп  в конце эксперимента (X+Sх) № п/п 1. Касания кружков Показатели физической подготовленности Контрольная группа tрасч. p Δ° Экспериментальная  группа 13,75±1,78 14,66±1,16 2,46 <0,05 6,6 2. Три кувырка вперед, с 4,05±0,07 4,27±0,10 2,40 <0,05 5,4 3. Отпускание палки, см 20,77±1,16 22,59±1,66 2,37 <0,05 8,7 4. 10­кратный прыжок с места, м 28,63±0,31 27,91±0,35 2,15 >0,05 2,55. Теппинг­тест, ед 3 3 352,0±11,0 337,4±13,7 2,39 <0,05 4,36. Жим штанги 50% ПМ, кол­во раз 3 4 12,18±0,60 12,04±1,03 1,12 >0,05 3,6 7. Подтягивание на перекладине, кол­во раз 13,91±1,05 14,55±1,44 1,37 >0,05 4,6 8. «Складывание» в группировку, кол­во раз 46,27±2,94 47,91±2,91 2,01 >0,05 3,5 9. Кистевая динамометрия (левая), кг 48,73±2,23 51,64±2,37 2,95 <0,05 5,6 10. Кистевая динамометрия (правая), кг 62,0±2,23 64,91±2,33 2,23 >0,05 3,4Данные,   представленные   в   этой   таблице,   свидетельствуют,   что   в   ряде контрольных упражнений имеют место достоверные различия между группами. Так,   спортсмены   экспериментальной   группы   опережают   испытуемых   из контрольной группы в следующих контрольных показателях: ­ «касания кружков» (разница между группами составляет 6,6%); ­ «три кувырка вперед (разница между группами составляет 5,4%); ­ «отпускание палки» (разница между группами составляет 8,7%); ­ «теппинг­тест» (разница между группами составляет 4,3%). В   одном   контрольном   упражнении   –   «динамометрия   правой   кисти»   ­ спортсмены   контрольной   группы   опережают   таковых   из   экспериментальной группы. В   остальных   упражнениях   различия   между   группами   статистически недостоверны. Таким образом, рост показателей физической подготовленности спортсменов экспериментальной   группы   свидетельствует   об   эффективности   разработанной программы   физической   подготовки.   В   экспериментальной   группе   прирост показателей физической подготовленности за период исследования составил с 4,7 до 17,4%, а в контрольной группе – с 1,4 до 11,3%.3 6 ВЫВОДЫ 1. Проанализировав научно­методическую литературу было выявлено, что на данным момент программы физической подготовки спортсменов групп начальной подготовки не подходят для спортсменов среднего школьного возраста.  2.   В   начале   исследования   спортсмены   экспериментальной   и   контрольной групп   в   восьми   из   десяти   показателей   физической   подготовленности   имеют статистически равные показатели. Лишь по показателям  силовой выносливости спортсмены   контрольной   группы   имеют   преимущество   над   испытуемыми экспериментальной группы. 3.   Нами   разработана   программа   физической   подготовки   картингистов, состоящая   из   трех.  При   разработке   данной   программы   учитывались   исходные показатели физической подготовленности и специфика вида спорта. 4.   Рост   показателей   физической   подготовленности   спортсменов экспериментальной   группы   свидетельствует   об   эффективности   разработанной программы   физической   подготовки.   В   экспериментальной   группе   прирост показателей физической подготовленности за период исследования возрос с 4,7 до 17,4%, а в контрольной группе – с 1,4 до 11,3%.3 7 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 1.   При   подборе   средств   подготовки   должен   учитываться   уровень подготовленности   занимающихся   и   их   возраст.   Обязательно   нужно   учитывать специфику   данного   вида   спорта   и   ведущих   в   нем   физических   качеств.   В автомобильном   спорте   большую   роль   играет   развитие   координационных   и силовых   способностей,   а   так   же   быстрота   реакции.   Не   стоит   забывать   и   о способности организма противостоять перегрузкам, которые оказывают влияние на автогонщика. 2. При подборе отдельных физических упражнений важно, с одной стороны, чтобы   их   психофизиологическое   воздействие   соответствовало   формируемым физическим   и   специальным   качествам,   с   другой   стороны,   важно   учитывать предпочтения занимающихся. 3.   При   воспитании   физических   качеств   обязательно   нужно   применять комплект   круговой   тренировки.   Это   комплексы   должны   быть   направлены   на воспитание     физических   качеств   во   время   учебно­тренировочных   занятий. Необходимо   включать   комплексы   круговой   тренировки,   направленные   на совершенствование   специфичных   для   вида   спорта   физических   качеств. Увеличение физической нагрузки в круговых комплексах необходимо изменять либо интенсивность, либо напряженность нагрузки, либо объем.3 8 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ананьев   Б.В.,   Калашников   З.С.   Функциональное   состояние   зрительного   // аппарата перенапряжения. – М.: Медицина, 1987. – с. 118­130.   Психофизиологические   основы   профилактики 2. Андреева   Е.А.   Точность   фиксации   как   функция   поворота   глаз   // Системный   подход   к   психофизиологической   проблеме  /   Под   ред.  В.Б. Швыркова. – М.: Наука, 1982. – с. 74­78. 3. Анисимов   Е.А.   Зависимость   изменения   точности   воспроизведения мышечных усилий от их относительной и абсолютной величин // ТиПФК. – 1980. – с. 31­36. 4. Бальсевич   В.А.  Физическая   культура   для   всех   и   для   каждого.   М.: Физкультура и спорт, 1988. 5. Бальсевич В.А., Запорожанов В.А.  Физическая активность человека.  Киев: Здоровья, 1987. 6. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. – М.: ТиПФК, 2000. 7. Башлыков   И.П.   Куда   смотреть?   (направление   взора   и   движения   глаз   в спортивных заданиях) // ТиПФК. – 1989. ­ №2. – с. 7­15.8. Бернштейн   Н.А.   Очерки   по   физиологии   движений   и   физиологии 3 9 активности. – М.: Медицина, 1966. – 350 с. 9. Верхошанский   Ю.В.   Основы   специальной   физической   подготовки спортсменов. ­ М.: Физкультура и спорт, 1988. 10.Вяткин Б.А. Спорт и развитие индивидуальности человека // ТиПФК. – 1993. ­ №2. – с.1­5. 11.Горбов   Ф.Д.   Детерминация   психических   состояний   //   Вопросы психологии. – 1971. ­ №5. 12.Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 208 с. 13.Горская   Г.Б.   Психологическая   теория   спортивной   деятельности: актуальные направления развития // ТиПФК. – 1999. ­ №5. – с. 53­56. 14.Дикая Л.Г., Салманина О.М. Изучение психофизиологических механизмов регуляции   функциональных   состояний   в   экстремальных   условиях   // Системный подход к психофизиологической  проблеме / Под. ред. В.Б. Швыркова. – М.: Наука, 1982. – с.135­140. 15.Ильин   Е.П.   Теория   функциональной   системы   и   психофизиологические состоянии // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. – М.: 1978. – с.325­346. 16.Ильин Е.П. Оптимальные состояния человека как психофизиологическая проблема // Психологический журнал. – 1981. ­ №5. 17.Ильин Е.П. Двигательные умения и навыки // ТиПФК. – 2001. ­ №5. – с. 45­49.18.Киколов   А.И.   Диагностика   и   критерии   оценки   нервного перенапряжения   //   Психофизиологические   основы   профилактики 4 0 перенапряжения. – М.: Медицина, 1987. – с. 209­212. 19.Коц Я. Основные физиологические принципы тренировки: Учеб. Пособие для студентов. ­ М.: ГЦОЛИФК, 1986. 20.Куликов   Л.М.   Управление   спортивной   тренировкой:   системность, адаптация, здоровье, ­ М.: ФОН, 1995. 21.Лисовский   А.Ф.   Особенности   педагогического   контроля   и прогнозирования   горнолыжников // ТиПФК. – 1996. ­ №12. – с.23­25. специфической   деятельности   спортсменов­ 22.Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. ­ М.: Изд­во ACT, 1998. 23.Макаров П.О., Кутубидзе М.Т. Влияние проприоцептивных сигналов при выполнении мышечной работы на функциональное состояние головного мозга человека // ТиПФК. – 1970. ­ №4. – с. 28­30. 24.Малиновский С.В. Моделирование тактического мышления спортсмена. – М., 1981. 25.Марищук В.Л., Блудов Ю.М, Плахитенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. – М.: Просвещение, 1984. – 190 с. 26.Медицинский справочник тренера. ­ М.: Физкультура и спорта, 1976. 27.Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика, 1986. – 254с. 28.Пахалуева Е.Б., Розанцев П.Г. Групповая контраварийная подготовка в автомобильном спорте: метод. разраб. – М.: РГАФК, 1996. ­47с.29.Пашина А.Х., Швырков В.Б. О сокращении времени реакции при обучении //   Теория   функциональных   систем   в   физиологии   и   психологии.   –   М.: 4 1 Наука, 1978. – с. 347­357. 30.Плахтиенко В.А. Методологические основы прогнозирования надежности спортивной деятельности // ТиПФК. – 1988. ­ №11. – с. 49­52. 31.Плахитенко В.А., Блудов Ю.М. Надежность в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 176 с. 32.Прусова   В.А.   Применение   тренажерных   средств   и   физических упражнений   для   совершенствования   психологической   подготовки студентов­спортсменов   технических   видов   спорта   к   соревнованиям: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2005. – 24 с. 33.Пуни А.Ц. О психологических особенностях соревновательной борьбы в различных видах спорта // ТиПФК. – 1970. ­ №6. – с.7­9. 34.Родионов   А.В.   Психодиагностика   спортивных   способностей.   –   М.: Физкультура и спорт, 1973. – 216 с. 35.Родионов   А.В.   Психологические   основы   тактической   деятельности   в спорте // ТиПФК. – 1993. ­ №2. – с. 7­9. 36.Родионов   А.В.   Принцип   психофизиологического   сопряжения   в подготовке спортсменов­единоборцев высокой квалификации // ТиПФК. – 2001. ­ №11. – с. 34­36. 37.Сальников   В.А.   Спортивная   деятельность   и   способности   //   ТиПФК.   – 2001. ­ №10. – с.24­26, 39­40. 38.Сурков Е.Н. Антиципация в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 144 с.39.Фролов   О.П.   Изучение   некоторых   сторон   спортивной   деятельности методами теории информации и исследования операций: Автореф. дис. … 4 2 канд. пед.наук. – М., 1966. – 19 с. 40.Хедман Р. Спортивная физиология. ­ М.: Физкультура и спорт, 1980. 41.Худадов   Н.А.,   Медведев   В.В.   Исследования   времени   реакций   у спортсменов при различном положении стимула в поле зрения // ТиПФК. – 1970. ­ №8. – с. 19­21. 42.Цукнов Б.И. Восприятие времени и спортивная специализация // ТиПФК. – 1988. ­ №10 – с. 32­35. 43.Яковлев   Б.П.   Психическая   нагрузка:   практические   аспекты   ее исследования в условиях спортивной деятельности // ТиПФК. – 2000. ­ №5. – с.25­26, 39­41.4 3Приложения Приложение №1 Таблица №2  Планирование физической подготовки по месяцам годичной подготовки спортсменов экспериментальной группы Разделы Месяцы, недели эксперимента программы октябрь Ноябрь декабрь январь февраль март апрель май 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21.22.23.24.25.26.27.28.29.30.31.32. и их содержание I. Упражнения для развития силовых способностей + + + + КТ №1 КТ №2 + + + + II. Упражнения для развития быстроты реакции и координацииКТ №3 4 5 + + + +4 6 III. Упражнения, повышающие устойчивость к перегрузкам + + + + + + + + + + + + Этапы Общеподготовительный Специально­подготовительный Предваритель­ные подготовки сор­нияПриложение №2 Комплекс круговой тренировки Рис. 1.4 8    Рис.2  Комплекс круговой тренировки №2Рис. 3. Комплекс круговой тренировки №3Приложение №3 Таблица 4. Средства, повышающие устойчивость организма к перегрузкам Упражнения Для мышц шеи Кол­во под­ ходов Кол­ во повто­ рений Наклоны головы вперед и назад. И.п. ­ лежа на опоре спиной, 4­8 2­3 отягощение   массой   5­10   кг, придерживается руками   положенное   на   лоб, Наклон   головы   вперед   и   назад.   И.п.   ­   стоя   согнувшись, 2­6 2­3 отягощение массой 8­12 кг повешено на шею Наклоны   головы   вперед   и   назад.   И.п.   ­   руки   на   поясе, резиновый амортизатор закреплен на опоре 8­14 2­3 Наклоны   головы   вперед   и   назад.   И.п.   ­   стоя,   резиновый 8­14 2­3 амортизатор за головой Надавливание   головой   на   ладони   (развить   максимальное усилие и удержать его):  а) стоя ноги врозь, руки на голову, б) стоя ноги врозь, руки на лбу Для мышц брюшного пресса Поднимание ног к перекладине Поднятие ног на 90 градусов  вися на гимнастической стенке Удержание ног в положении «угол» из виса на перекладине или в упоре на брусьях в течение 3­5 с 2­6 2­6 4­12 4­10 2­6 2­3 2­3 4­6 4­5 3­5Поднимание туловища вверх лежа на спине, руки держим за головой 5 1 10­20 3­4 И.П.  лежа на спине одновременное встречное поднимание ног 8­10 3­4 и туловища (сед углом) до касания руками носков Для мышц ног Приседания на одной ноге Приседания  с  отягощением  50­100 %  от  собственной   массы тела 5­10 5­10 3­4 3­4 Выпрыгивания   из   приседа   с   отягощением   10­20   %   от 5­10 3­4 собственной массы тела Спрыгивание с возвышения (30­40 см) на одну или обе ноги с последующим   мгновенным   отскоком   вверх   или   прыжком   в 5­10 3­4 длину Прыжки с высоты 1,5­1,7 м 5­10 2­3