Композиции в программах стали очень трудные и быстрые. Этот показатель вызывает необходимость постоянно усовершенствовать уже ранее подобранный арсенал упражнений. Эффективность средств развития специальной силы выявляют преимущества общей физической подготовки. Грамотно подобранные комплексы упражнений позволяют достичь высоких результатов на соревнованиях, а так же подняться на более высокий уровень спортивного мастерства.
«СПЕЦИАЛЬНАЯ СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА В СИНХРОННОМ
ПЛАВАНИИ»2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….…… 3
Глава 1. Обзор литературных источников…………………………….........
6
1.1.Физическая подготовка в синхронном плавании………………………. 6 6
1.2.Сила и ее развитие………………………………………………………..
6
1.3.Специальная физическая подготовка…………………………………… 11
1.4.Основные гребковые движения………………………………………… 16
1.5.Специальные отягощения……………………………………………….
18
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования…………………… 22
2.1 Задачи исследования……………………………………………………… 22
2.2 Методы исследования…………………………………………………… 22
27
2.3 Организация исследования……………………………………………….
Глава 3. Результаты исследования……………………………………….......
29
3.1 Результаты анкетного опроса по определению значимости каждой
составляющей физической подготовки синхронисток……………….….....
3.2 Результаты анкетного опроса по определению значимости каждого
32
физического качества синхронисток………………………………………...
3.3 Педагогический эксперимент и его результаты…………………….…..
32
Выводы………………………………………………………………………… 40
Практические рекомендации……………………………………………........
41
Список используемой литературы…………………………………...……… 42
30
Введение
Синхронное плавание – относительно молодой вид спорта, включенный с 1984
г. в программу Олимпийских игр. При его растущей популярности и3
значительных успехах отечественных спортсменок на международных
соревнованиях, литература содержит немногие сведения по этому виду
спорта.
Синхронное плавание является активно развивающимся видом спорта. Острая
конкуренция на Чемпионатах Мира и Олимпийских играх очень возросла,
поэтому возникла необходимость постоянно совершенствовать систему
подготовки спортсменов. Она требует совершенствования организации
тренировочного процесса, который будет способствовать достижению
наивысших спортивных результатов на соревнованиях.
Специальная силовая тренировка один из самых важных процессов в
подготовке синхронисток.
Композиции в программах стали очень трудные и быстрые. Этот показатель
вызывает необходимость постоянно усовершенствовать уже ранее
подобранный арсенал упражнений. Эффективность средств развития
специальной силы выявляют преимущества общей физической подготовки.
Грамотно подобранные комплексы упражнений позволяют достичь высоких
результатов на соревнованиях, а так же подняться на более высокий уровень
спортивного мастерства.
Острая конкуренция вызывает необходимость грамотно
Актуальность.
подбирать и совершенствовать специальные силовые упражнения, тем самым
переходить на более высокий уровень спортивного мастерства.
Несмотря на значительный вклад исследовательских работ, проведенных
ранее, многие вопросы продолжают оставаться открытыми. Решение этих
вопросов углубят представление о структуре физической подготовки и
позволят разработать более совершенную систему специальной силовой
подготовки синхронисток.4
Подобрать комплекс упражнений на воде, способствующих
Цель.
усовершенствованию специальных силовых навыков и общей физической
подготовки
Объект исследования. Спортсменки, занимающиеся синхронным плаванием
в организации МГФСО СШОР. Девочки 10 – 14 лет. Спортивная
квалификация 3 разряда.
Предмет исследования. Специальная силовая тренировка в синхронном
плавании
Предполагаем, что посредством использования
Гипотеза исследования.
грамотно подобранного комплекса упражнений, в процессе тренировочной
деятельности спортсменок, улучшатся специальные силовые навыки и общая
физическая подготовка синхронисток.
Заключается в определении характера проявления
Научная новизна.
специальных силовых возможностей синхронисток в процессе тренировочной
деятельности. На данный момент написано мало работ, поэтому эта тема
является достаточно новой и актуальной в синхронном плавании.
Практическая значимость. Данная дипломная работа может быть внедрена
как в учебный, так и в тренировочный процесс.5
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.1 Физическая подготовка в синхронном плавании
Физическая подготовка в синхронном плавании состоит из общей физической
подготовки (ОФП), специальной физической подготовки (СФП) и специальной
технической подготовки (СТП).
Общая физическая подготовка развивает общую работоспособность
спортсменок. Средствами ОФП являются: спортивное плавание, акробатика,
классическая хореография, упражнения со специальными отягощениями,
спортивная гимнастика, общеразвивающие упражнения.
Специальная физическая подготовка развивает двигательные умения и
навыки, которые присущи именно избранному виду спорта, в данном случае –
синхронному плаванию. Средствами СФП являются: основные позиции,
элементы фигур из обязательной программы, имитационные упражнения на
суше, элементы произвольной программы, упражнения на технику гребковых
движений.
Специальная техническая подготовка процесс обучения основам техники
двигательных действий.
Тренировочный процесс синхронисток строится таким образом;
единства общей и специальной подготовки;
непрерывности тренировочного процесса
постепенности и максимального увеличения нагрузок
цикличности тренировочных нагрузок6
В спортивной практике, как правило, при физической подготовке применяется
комплексный подход, то есть в ходе тренировочного процесса уделяется
внимание воспитанию «комплекса» необходимых спортсмену физических
качеств ( силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), при этом
каждое физическое качество совершенствуется преимущественно в
отдельности [8]. Данные качества взаимосвязаны между собой. Если в ходе
тренировочного процесса будет упущен хотя бы один из них, то это грозит
изменением проявления силы синхронисток. Данная методика подходит для
спортсменов разного уровня спортивного мастерства, но больше всего на
начальном уровне физической подготовленности. Некоторые авторы заметили
проявление отрицательного влияния одного физического качества на другое
по мере повышения уровня спортивного мастерства. Существует даже
название «диссоциация» ведущих физических качеств,
то есть
неблагоприятное влияние одного физического качества на другое, особенно
при развитии мышечной силы, быстроты и выносливости.
Специфика синхронного плавания требует от спортсменов определенного
уровня развития физических качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости
и ловкости[18].
1.2 Сила и ее развитие
Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или
противодействовать ему за счет мышечных усилий.
Сила мышцы это максимальное напряжение, которое она может развить.
Сила мышцы определяется ее физиологическими параметрами: величиной
физиологического поперечника и неравной регуляцией. Предполагается, что
количество мышечных волокон генетически предопределено и не может7
изменяться, однако, при систематических упражнениях мышечное волокно
гипертрофируется, и мышцы становятся сильнее [4,16,17].
Мышечная сила проявляется во всех упражнениях синхронного плавания –
обязательных и произвольных, и уровень ее развития определяет спортивный
результат. Она является одним из важнейших качеств, которым наделены
спортсменки.
В настоящее время наиболее полно изучены средства и методы воспитания
максимальной мышечной силы безотносительно к спортивной специализации и
квалификации спортсменов [8].У высококвалифицированных спортсменок
вопрос методики развития мышечной силы разобран более детально.
Одно из перспективных направлений развития силовых возможностей
связывают с применением новых технических средств, специальных аппаратов
и тренажеров для работы на суше и воде [17].
В синхронном плавании, как и в других сложнокоординационных видах
спорта, существует ряд разновидностей проявления силовых качеств: в
динамическом и статическом режимах.
В программах синхронисток нет ни одного упражнения, в котором
присутствовали бы только компонент статики или динамики. Многочисленное
количество упражнений выполняется именно в движении. Но, не смотря на
это, даже в них просматривается статический элемент – фиксация высоты и
позиций.
По характеру усилий в динамическом режиме различают три вида силы:
взрывную, быструю и медленную [3,8].
Взрывная сила – это сила, которая проявляется с максимальным ускорением.
Она встречается в основном в произвольных программах – различные
технические элементы («барракуда», «вихрь» в положении «вертикаль и др.).8
К максимальным ускорениям так же можно отнести стремительные
выталкивания (вверх ногами) и выпрыгивания (вверх головой). В обязательной
программе такие фигуры как цапля, барракуда. К особенностям механизма
мышечного сокращения в проявлении взрывной силы относится следующее: в
преодолении малых отягощений, когда время усилий ограничено,
синхронизируются не все, а максимально возможное количество двигательных
единиц (ДЕ) с наивысшей степенью напряжения отдельных мышечных волокон
[8].
Быстрая сила – это сила, которая проявляется не с максимальным
ускорением, но в достаточно быстрых движениях. Быстрые движения в
синхронном плавании подразумевают под собой – вращательные упражнения
( винты вверх, вниз, продолжительные), повороты в разных положениях
( обратная группировка, вертикаль, фламинго), а так же скоростные проплывы
с использованием различных гребков ( пропеллер, каноэ, обратный пропеллер
и др.), отдельные темповые фигуры ( связки).
Медленная сила – это сила, которая проявляется в медленных движениях без
ускорения. Она присутствует практически во всех обязательных и отдельных
элементах произвольной программ, построенных на медленных выходах из
воды и переходах из одной позиции в другую, которые осуществляются за
счет силы. К особенностям механизма мышечного сокращения при проявлении
медленной силы, относится, повидимому, прежде всего синхронизация
наибольшего количества активных мышечных волокон, образуя так
называемый функциональный стержень, который увеличивается по мере
увеличения напряжения [8].
Так как синхронное плавания напрямую связано с гипоксией, можно смело
сказать, что она оказывает большое влияние на проявление мышечной силы.
Автор Кузнецов В.В. провел исследование по изучению влияния9
кратковременной гипоксии на устойчивость и характер проявления основных
силовых показателей – силы, скорости, мощности, биотоков мозга и мышц у
высококвалифицированных спортсменов. Анализ данного исследования
показал, что глубокая гипоксия вызывает неодинаковое снижение проявления
статической силы. Статическая сила оказалась более устойчивой к гипоксии, а
менее устойчивой – медленная.
Разновидности проявлений динамической силы предлагаются следующие
уравнения:
Взрывная сила, взрывная F = P (1 + a/g)’
Где P < Pmax., a = amax.
Быстрая сила, быстрая F = P (1 + a/g)’
Где P < Pmax., a < amax.
Медленная сила, медленная F = P (1 + a/g)’
Где P = Pmax., a = 0.
Методика воспитания силы, как и любого другого физического качества,
включает в себя следующие методические компоненты: средства, методы,
режимы работы мышц, величину преодолевания, максимальное число
повторений упражнения в одном подходе, характер и длительность отдыха
между подходами [8].
Некоторые авторы к силовым качествам спортсмена относят и силовую
выносливость – способность сопротивляться утомлению при длительной
силовой работе [4]. Данное физическое качество необходимо для того, чтобы
в течение длительного времени поддерживать высокий уровень исполнения
двигательных движений.10
В синхронном плавании различают общую и специальную выносливость.
Общая выносливость – способность длительно противостоять утомлению.
Важным компонентом общей выносливости являются аэробные
возможности[18]. Развивать общую выносливость необходимо за счет
выполнения физических упражнений.
Специальная выносливость
Силовая выносливость, как и взрывная сила мышц, является сложной
комплексной двигательной способностью и проявляется главным образом в
двух формах: динамической и статической [2]. Формы проявления силовой
выносливости очень разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой.
В силовых упражнениях выносливость характеризуется:
Числом возможных повторений того или иного упражнения (предельным
количеством выпрыгиваний (головой вверх), выталкиваний (ногами вверх))
Предельным временем сохранения позы тела или наименьшим временем
выполнения силовых упражнений (прохождение отрезков произвольных
композиций)
Наибольшим числом движений в заданное время (максимальное количество
выталкиваний за 20 секунд)
Существует несколько способов создания силовых напряжений:
кратковременное максимальное усилие
повторное усилие непредельного сопротивления (до отказа)
повторное усилие непредельного сопротивления с максимальной скоростью повторное усилие непредельного сопротивления с непредельным числом
11
повторений
изометрические напряжения.
Длительно продолжаемая деятельность является основным фактором
развития силы.
В практике синхронного плавания существует много способов и методов
воспитания силовых способностей.
Современное оборудование и специальные отягощения позволяют
спортсменкам развивать силовые способности с помощью: грузов (для
развития гребковых навыков и совершенствования высоты в позициях или
фигурах), резины (для развития силы рук) и др.
При грамотном подборе силовых упражнений нужно учитывать:
несущие нагрузку мышцы и отдельные мышечные группы
какие мышцы задействованы в том или ином упражнении и их степень
участия
слабые звенья мышц и уровень их силовой подготовленности [9].
Разносторонняя двигательная деятельность – фундамент развития силы. Ее
следует выстраивать с учётом специфики возрастных особенностей и
женского организма. После анализа работы мышц в различных фигурах
обязательной и произвольной программах, необходимо осуществлять выбор
упражнений, которые будут наиболее эффективно действовать на мышцы.
Синхронистки уделяют особое внимание силовой подготовке. Основными
средствами силовой подготовки являются упражнения с различными12
отягощениями – собственным весом партнера, с утяжилителями, на
тренажерных установках, со специальными грузами, а так же с резиной.
Необходима огромная целенаправленная и, главное, совместная творческая
работа ученых и практиков, для того чтобы обобщать, глубоко анализировать
и правильно понимать выявляющиеся факты, зачастую противоречивые, для
того чтобы организовывать новые исследования и создавать методологическую
строгую систему знаний, составляющих научную основу методики развития
силы спортсмена[19].
1.3 Специальная физическая подготовка синхронисток
Необходимость постоянного совершенствования системы подготовки
спортсменов требует поиска новых форм организации тренировочного
процесса, способствующих достижению высоких спортивных результатов не за
счет увеличения объемов тренировочных нагрузок, а путем перехода от
эмпирически построенного тренировочного процесса к управлению им на
основе современных научных достижений. В этой связи, одним из
необходимых условий решения проблемы управления подготовкой
спортсменов является разработка эффективной системы контроля.
Авторы [1,3,4] проводят общий анализ структуры двигательных действий
синхронисток, при этом особое внимание, уделяя техники отдельных
двигательных действий.
Анализ специальной литературы свидетельствует, что на данный момент
рядом авторов проведена исследовательская работа в синхронном плавании,
касающаяся изучения количественных характеристик основных компонентов
произвольной программы, разработаны и обоснованы педагогические тесты
для контроля специальной физической подготовленности синхронисток (Т.П.
Степанова, 1993), исследованы основные биомеханические закономерности13
техники гребковых движений, определены кинематические характеристики и
установлены отличительные
координационных элементов [1,4,5].
особенности выполнения
сложно
Специальная подготовка направлена на необходимую функциональную
гипертрофию организма и повышение уровня специфической
работоспособности спортсмена. Она является главным фактором прогресса
достижений на высших этапах спортивного мастерства. Средства специальной
подготовки должны быть адекватно подобраны. На начальных этапах
тренировки специальная подготовка играет важную роль, так как она
способствует грамотному приспособлению организма к условиям спортивной
тренировки. Она способствует рационально владеть основами спортивной
техники.
Правильный подбор наиболее эффективных и доступных тестов для контроля
уровня специальной подготовки во многом определяет качество
тренировочного процесса в синхронном плавании.
В своей практике спортсмены выполняют очень много различных упражнений,
причем порой бывает трудно визуально определить различие между
некоторыми из них по кинематике движений.
Развитие силы с учетом двигательной специфики спортивного упражнения –
одна из сторон специальной подготовки в спорте, решающая для тех
упражнений, где сила играет ведущую роль [2]. Выбор средств и методов
специальной подготовки не всегда рационален, изза этого становится
малоэффективным. Спортсменки выделяют много часов для работы, выполняя
важные специальные упражнения, однако повышения уровня общей
физической подготовки не наблюдается. Чтобы исключить вероятность потери
времени, необходимо руководствоваться определенным принципом в подборе14
упражнений для повышения уровня специальной подготовленности
синхронисток.
Для определения оптимального управления необходимо:
1. Тренирующий эффект любого средства снижается по мере роста уровня
физической подготовленности спортсмена.
2. Тренирующее средство должно быть оптимальным по силе раздражителем,
соответствующим текущему функциональному состоянию организма.
3. Следы предыдущий работы изменяют тренирующий эффект любого средства.
4. Тренирующий эффект комплекса воздействий определяется не только и не
столько суммой раздражителей, сколько порядком их следования и
разделяющим их временным интервалом.
5. Управляющее воздействие в целом должно включать комплекс раздражителей,
обеспечивающих формирование требуемой для данного вида спорта
структуры физической подготовленности, с учетом конкретного уровня
спортивного мастерства [2].
В синхронном плавании существует большое количество разновидностей
проявления специальной подготовки:
1. Специальные упражнения на развитие быстроты: для развития быстроты
реакции на команду, для совершенствования скорости одиночного движения.
2. Упражнения для развития силы. Для совершенствования силовых
возможностей синхронисток в зале (на суше) применяются общеизвестные
упражнения силовой направленности: с собственным весом, с весом партнера,с отягощениями (гантелями, штангой, поясами утяжилителями), на
15
тренажерных установках [4].
Примеры упражнений:
упражнения с собственным весом
(подтягивания на перекладине или
гимнастической стенке, сгибания и разгибания рук в упоре лежа, маховые
движениями руками или ногами с увеличением амплитуды)
упражнения с партнером ( выполнение отжиманий, в то время как одна
спортсменка оказывает давление на плечи другой)
упражнения с отягощениями (подъем гантелей на прямых руках перед собой,
растягивание плеча с гантелей, жим штанги над головой, приведения и
отведения рук на тренажерных установках)
3. Специальные упражнения для развития ловкости: ассиметричные движения,
зеркальное выполнение упражнений.
4. Имитационные упражнения техники специальных передвижений (с помощью
резиновых амортизаторов, стоя у гимнастической стенки, в горизонтальном и
вертикальном положениях).
5. Развитие задержки дыхания. Синхронное плавание напрямую связано с
гипоксией. Спортсменки должны быть хорошо адаптированы к частным и
достаточно продолжительным задержкам дыхания. Ориентация в водном
пространстве на фоне гипоксии осложняется непривычным положением тела
вниз головой, которое часто встречается в тренировках и выступлениях.
Примеры упражнений:
упражнения, заимствованные из спортивного плавания, такие как: несколько
проплывов по 25метров в полной координации на задержке дыхания,
проплывы под водой специальные тесты
16
прохождение отдельных элементов произвольной программы, которые
выполняются вниз головой
обязательная программа, которая включает в себя медленные переходы из
одной позиции в другую (большинство элементов выполняются вниз головой)
на начальном уровне спортивного мастерства для детей существует игровой
метод, который включает в себя различного вида игры, в которых
присутствует задержка дыхания
6. Музыкальноритмические задания: определение музыкальных акцентов в
быстрый,
обозначение музыкальных темпов (умеренный,
движении,
медленный, очень быстрый): выполнение различных движений туловищем,
ногами, руками в разном темпе; изменение амплитуды движения в зависимости
от темпа.
7. Спортивное плавание, прыжки в воду: совершенствование техники спортивных
способов плавания. Развитие скоростных способностей – проплывание
дистанции 50м вольным стилем в соответствии с контрольным нормативом.
8. Хореографическая подготовка.
Она стала неотъемлемой частью
тренировочного процесса. С помощью хореографии решается многие вопросы,
связанные с подготовкой спортсменок. Хореографическая подготовка прежде
всего это общее воспитание двигательной культуры и творческих
способностей, далее – совершенствование технической и физической
подготовленности, общей координации движений, развитие гибкости и
формирование осанки, наконец, достижение артистичности и исполнения
спортивных программ [4]. Классическая хореография особенно важна на
начальном уровне подготовки синхронисток. Она способствует выработке
правильной осанки у детей, так же для развития музыкальных способностей.17
Автор Максимова М.Н.
выявила эффективность воздействия
хореографических упражнений на занимающихся, но с учетом грамотности их
выполнения.
Примеры упражнений: «Батман тандю сутеню», «Батман девлюпе», «Шанжман
де пье», «Гран батман жете», «Рон де жамб ан лер».
9. Акробатика. В произвольных программах синхронного плавания существует
Существуют так называемые
много акробатических элементов.
«акробатические поддержки», которые представляют собой выталкивание
одной или более спортсменок из воды посредством соединения и толчка
большего количества девушек. Для того, чтобы быть той, кого выталкивают,
необходимо владеть определенными акробатическими навыками, которые
приобретаются в последствии неоднократных тренировок.
Примеры упражнений: кувырки (вперед, назад, в бок), «колесо», сальто
(вперед, назад), сальто с дальнейшим выходом в позицию «фламинго» или
«шпагат», стойки на руках, прыжки в «шпагат».
1.4 Основные гребковые движения
Подготовленность спортсменок синхронного плавания имеет много
техническую,
составляющих – физическую,
функциональную,
психологическую. Правильное планирование нагрузки в каждой из видов
подготовки позволяет подойти спортсменкам к ответственным соревнованиям
в оптимальной форме. Большое значение здесь приобретает способность
контролировать уровень каждого вида подготовленности, как в отдельности,
так и в комплексе[1,6].
В синхронном плавании особенность гребков состоит в том, что во многих
позициях надо выполнять их таким образом, чтобы сила от них была18
направлена вверх. Все это требует определенных знаний и понимания
движущих сил в воде.
Поскольку в синхронном плавании большое количество элементов должно
выполняется на поверхности воды и над ней ногами, перед спортсменками
стоит задача непрерывно поддерживать высоту в позициях, что может быть
достигнуто за счет постоянного создания опоры о воду руками. Кроме этого,
спортсменка должна высоко выполнять переходы из одной позиции в другую,
что требует дополнительных сил, способствующих перемещению ног и
туловища из одного положения в другое [7].
Различение гребков по двигательному результату:
неподвижный, или удерживающий
продвигающий гребок, с учетом всех модификаций передвижений (головой
вперед и стопами вперед, стандартный, обратный, «пропеллер», «каноэ»)
Существуют так же:
1. Поддерживающие
(стабилизирующие)
гребки,
позволяющие
спортсменке удерживаться в неподвижном состоянии в воде или на
поверхности воды. К ним относятся плоский и опорный гребки.
( Опорный гребок является наиболее распространенным, так как
используется спортсменами в позиции «вертикаль» и ее модификациях,
что подталкивает некоторых авторов к рассмотрению его как особого и
самостоятельного) [4].
2. Продвигающие гребки, создающие тяговые усилия и позволяющие
перемещаться в различных направлениях. К разряду таких гребков
относятся: стандартный, обратный, смешанный и их модификации19
( «пропеллер», «каноэ», «обратный пропеллер», «омар» и др.) и опорный
продвигающий гребок [4].
Очень важным в синхронном плавании является устойчивость тела в воде,
которая определяется взаиморасположением точек приложения двух сил:
силы тяжести и силы гидростатического давления воды [7].
Существуют некоторые закономерности, которые важно учитывать, чтобы
добиться высокого спортивного результата. Главным в этой практике является
осведомленность, научный подход в использовании упражнений.
1.5 Специальные отягощения
Отягощения – это специальные приспособления для воспитания локальной
силы спортсменок.
Специальные отягощения позволяют синхронисткам развивать силовые
способности, как на суше, так и на воде.
Многие авторы отмечали, что тренировка силы с помощью отягощений дает
возможность повышать результат в упражнениях скоростного характера.
Если в том случае, когда требовалось проявление большой силы, отягощение
было естественным и не вызывающим сомнения средством тренировки, то там,
где решающую роль играла быстрота движений, им пользовались вначале
весьма осторожно[19].
Чтобы стимулировать мышечные напряжения посредством использования
отягощений, каждому тренеру необходимо знать и учитывать некоторые
положения:
сила в упражнениях с отягощениями может проявляться в форме
максимального напряжения20
по физиологии работа организма существенно различается при выполнении
силовых упражнений
В синхронном плавании существует множество разнообразных отягощений, как:
«блины» (снимаются со специального снаряда, который называется «штанга»)
грузы и др.
Каждые из них выполняют свою функцию и роль в приобретении силовых
навыков и совершенствования их. Тренерам необходимо грамотно подбирать
упражнения с учетом физической подготовки и квалификации спортсменок.
Если не учитывать эти факты, то можно нанести огромный вред здоровью
девушек.
Грузы в синхронном плавании предназначены в основном для поднятия высоты
в отдельных элементах произвольной и обязательной программы. Так же мы
используем грузы в плавательной подготовке спортсменок. Они развивают
быстроту во многих заданиях, что способствует совершенствованию
плавательных навыков. Грузы могут одеваться на руки, на ноги и на талию.
Примеры упражнений в плавательной подготовке:
1. Грузы одеваются на обе ноги. Проплыв дистанции 200 метров в полной
координации. Руки и ноги работают «кролем».
2. Грузы одеваются на обе руки. Проплыв дистанции 100 метров. Ноги связаны в
«узел», руки работают «кролем».
3. Грузы одеваются на обе ноги. Проплыв специального теста, в который входит:
50 метров «кроль» в полной координации, 50 метров позиция «балетная нога»,
50 метров «проныр» под водой, 50 метров лежа на спине стандартный гребок.21
Существует огромное количество грузов, которые отличаются друг от друга
не только внешним видом, но и находятся в разной весовой категории.
Грузы лучше использовать уже высококвалифицированным спортсменкам, но
возможен вариант использования их еще в раннем возрасте. Дети должны
адаптироваться к силовым нагрузкам с применением отягощений во время
повышения их уровня спортивного мастерства. Самое важное подбирать
упражнения с четом специфики и возраста спортсменок. Следует так же
заметить, что каждая синхронистка посвоему индивидуальна, поэтому
уровень и степень нагрузки на мышцы следует подбирать отдельно.
На рабочий эффект движения с отягощением влияют и другие факторы.
Изменение величины перемещаемого груза, режим работы мышц, быстрота и
темп движения, а так же число повторений в одном подходе и
продолжительность паузы между ними существенно меняют биохимический
характер движений, следовательно, и тренирующий эффект работы в
целом[19].
Поэтому некоторые авторы советуют исходить из характера проявления силы
в каждом упражнении.
Грузы могут использоваться и на суше, когда спортсменки совершенствуют
общую физическую подготовку. Имитационные движения на суше позволяют
облегчению прохождения их на воде.
Примеры упражнений с использованием грузов на суше:
1. Исходное положение лежа на спине, тело вытянуто. Вытянутые руки
находятся за головой. Ноги подняты на 30 градусов от пола. Выполняется
движение ногами «кролем» в течение 30 секунд.22
2. Исходное положение лежа на спине, тело вытянуто. Ноги собраны вместе.
Руки вытянуты вдоль туловища. Выполняются подъемы ног до уровня 90
градусов. Следует сделать как можно больше поднятий за 25 секунд.
Упражнения для совершенствования такого физического качества, как
гибкость:
1. Грузы одеваются на обе ноги. Исходное положение – лежа на спине.
Спортсменки лежат в положении «шпагат» в течение 5 минут. За счет
дополнительного давления грузов на ноги улучшаются навыки растяжки.
2. Грузы одеваются на обе руки. Исходное положение – лежа на груди. Руки
вытянуты вперед и собраны вместе. Выполняется поднятие рук и туловища до
максимального уровня. В этом упражнении укрепляются мышцы спины.
Блины используются на суше, для имитации основных гребковых
движений в воде. Некоторые упражнения для развития силы рук:
1. Исходное положение – стоя, тело вытянуто. Спортсменке кладется по одному
блину на каждую руку. Выполняется «опорный» гребок, 4 серии по 50 гребков.
2. Исходное положение – стоя, тело вытянуто. Руки вытянуты в сторону, на
уровень 90 градусов от тела. Спортсменке кладется по одному блину на
каждую руку. Выполняется взрывное поднятие рук наверх, 6 серий по 15 раз.23
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Задачи исследования
1. Изучить и проанализировать написанную литературу по специальной силовой
тренировке в избранном виде спорта и смежных спортивных дисциплинах.
2. Провести анкетирование и выявить процентное соотношение видов подготовки
и ранжировать их по степени важности.
3. На основе результатов педагогического исследования, выявить какие
упражнения позволят усовершенствовать специальные силовые навыки и
физическую подготовку спортсменок.
2.2 Методы исследования
В ходе работы применялся следующий комплекс методов научного
исследования:
1. Теоретический анализ научно – методической литературы
2. Анкетирование
3. Педагогическое наблюдение
4.
Статистический анализ
5. Сравнительный педагогический эксперимент
2.2.1 Анализ научно – методической литературы24
Изучение литературных источников проводилось с целью анализа теоретико –
методических вопросов, определяемых основной задачей исследования –
выявить какие упражнения позволят разработать более совершенную систему
специальной силовой подготовки синхронисток. Такие вопросы были связаны
с проблемой специальной силовой подготовки в спортивном плавании,
входящих как отдельная подготовка синхронисток. Итог этой работы
составляет содержание 1 главы дипломной работы. Было изучено свыше 30
работ,
включающих учебники, диссертации, статьи газет и журналов, монографии и
пр., которые представлены в списке литературы.
2.2.2 Анкетирование
Анкетирование метод сбора исследуемых данных, основанный на опросе
опрашиваемых с помощью анкет.
Анкетному опросу предшествовала специальная подготовка респондентов, с
которыми проводились беседы, суть беседы было объяснить, важность
исследования анкеты и правдивости ответов.
При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами
получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого
метода можно назвать его анонимность, личность опрашиваемого не
устанавливалось, учитывались только ответы.
Анкеты заполнялись самостоятельно. В связи с эти мы старались четко и ясно
объяснить поставленную задачу респонденту.
Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить
мнения людей по какимто вопросам и охватить большое число людей за
короткий срок.
Существуют разные виды анкетирования, такие как:
Индивидуальное анкетирование — опрашивается один человек;25
Групповое анкетирование — опрашиваются несколько людей;
Аудиторное анкетирование — методическая и организационная
разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет26
группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами
выборочной процедуры;
Массовое анкетирование — участвуют от сотни до нескольких тысяч
респондентов.
В нашем случае было групповое анкетирование. Были опрошены 20 тренеров
разной квалификации.
Ниже прилагается анкета, которую мы раздавали респондентам.
Респонденты должны были определить для себя значимость трех подготовок
на данный момент в синхронном плавании (Таблица 1). Далее мы выявляли
процентное соотношение этих видов подготовки.
Анкета (опросный лист)
Вашему вниманию предлагается анкета (опросный лист), сформированный
в рамках подготовки выпускной квалификационной работы А.И. Афанасьевой
на тему «Специальная силовая подготовка в синхронном плавании»
Ответы будут использоваться только в обобщенном виде и исключительно
в целях исследования.
Анонимность представленных ответов
гарантируется. Заполнение анкеты займет у не более 15 минут и не
вызовет затруднений.
Определите значимость составляющих физической подготовки спортсменок
синхронисток
Необходимо отметить по каждому типу физической подготовки, например,
проставив галочку27
Тип физической подготовки
Общая физическая подготовка
Специальная физическая
подготовка
Специальная техническая
подготовка
Низкая
значимость
Средняя
значимость
Таблица 1
Высокая
значимость
2.2.3 Педагогическое наблюдение.
Большое место в процессе исследований занимает педагогическое наблюдение
метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие
какоголибо педагогического явления для получения конкретных
фактических данных. Оно носит созерцательный, пассивный характер, не
влияет на изучаемые процессы, не изменяет условий, в которых они
протекают, и отличается от бытового наблюдения конкретностью объекта
наблюдения, наличием специальных приемов регистрации наблюдаемых
явлений и фактов.
2.2.4 Сравнительный педагогический эксперимент.
Так как нам нужно экспериментально доказать нашу гипотезу, мы
осуществляем набор детей в две группы: экспериментальную и контрольную.
Общий состав испытуемых составил 8 человек.
Учитывая недостаточную изученность поставленной проблемы, в процессе
исследования, был использован метод обобщения опыта работы российских
тренеров и специалистов. В ходе эксперимента мы выявляли, у какой группы28
спортсменок, специализирующихся в синхронном плавании будут наиболее
развиты специальные силовые навыки.
2.2.5 Метод статистического анализа.
Математической статистикой называется наука, занимающаяся разработкой
методов получения, описания и обработки опытных данных с целью изучения
закономерностей случайных массовых явлений.
В математической статистике можно выделить два направления: описательную
статистику и индуктивную статистику (статистический вывод). Описательная
статистика занимается накоплением, систематизацией и представлением
опытных данных в удобной форме. Индуктивная статистика на основе этих
данных позволяет сделать определенные выводы относительно объектов, о
которых собраны данные, или оценки их параметров.
Типичными направлениями математической статистики являются:
1) теория выборок;
2) теория оценок;
3) проверка статистических гипотез;
4) регрессионный анализ;
5) дисперсионный анализ.2.4.Организация исследования
29
Исследование проводилось в бассейне «Олимпийский» в период с 20122015,
в нем принимали участие юные спортсменки синхронистки в возрасте от 12
до 15 лет. Спортивной квалификации 3 разряда.30
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИСЛЕДОВАНИЯ
3.1. Результаты анкетного опроса по определению значимости каждой
составляющей физической подготовки синхронисток
Для проведения анкетирования нами были составлены вопросники для
респондентов: ведущих тренеров.
Респонденты должны были, каждый для себя определить значимость видов
подготовки которые мы предоставили им в анкете, и ранжировать их.
Результаты анкетного опроса можно увидеть на диаграмме (Рисунок 1)
приведенной ниже.
Подробно изучив ранее написанную литературу по физической подготовке
синхронисток, было выявлено три основных вида подготовки синхронисток:
Специальная физическая подготовка – процесс развития двигательных
способностей, отвечающих требованиям соревновательной деятельности в
синхронном плавании.
Общая физическая подготовка – процесс развития двигательных способностей,
не специфических для избранного вида деятельности, но влияющих на успех в
спорте.
Специальная техническая подготовка процесс обучения основам техники
двигательных действий31
Основные этапы физической подготовки в синхронном плавании.
Результаты опроса тренеров
Рисунок 1
Рисунок 1 отражает результат по определению значимости каждой
составляющей физической подготовки синхронисток.
Значимость каждого типа физической подготовки (
) определялась
по формуле:32
где:
значимость определенного типа физической подготовки, выставленная
iым респондентом;
значимость jого типа физической подготовки, выставленная всеми
респондентами, по каждому типу физической подготовки.
Для возможности определения значимости каждого типа физической
подготовки спортсменок каждому ответу, отраженному в анкете (опросном
листе), присваивались баллы:
низкая значимость – 1 балл;
средняя значимость – 2 балла;
высокая значимость – 3 балла.
В результате обобщения заполненных анкетных листов были получены
следующие результаты:
физической
Тип
подготовки
специальная
физическая
подготовка
общая физическая
подготовка
специальная
техническая
подготовка
54
36
30
120
120
120
45
30
25
Как уже отмечалось в ходе анкетирования 20 тренерами высшей квалификации
были проранжированы составляющие физической подготовки спортсменок
в зависимости от их значимости (рисунок 2).33
Ранжирование видов физической подготовки в синхронном плавании
Рисунок 2
45
30
25
45
40
35
30
25
20
15
10
5
Специальная
физическая
подготовка
Общая
физическая
подготовка
Специальная
техническая
подготовка
Результат проведенного опроса, в котором мы выявляли важность выбранных
видов физической подготовки, показывает, что наиболее значимым видом
тренеры считают специальную физическую подготовку синхронисток, далее34
стоит общая физическая подготовка и затем идет специальная техническая
подготовка синхронисток.
Специальная физическая подготовка имеет своей задачей функциональное
совершенствование организма в соответствии с теми требованиями, которые
предъявляются ему двигательной спецификой конкретной спортивной
деятельности[19].
Многие тренеры считают, что все этапы подготовки взаимосвязаны.
Некоторые из них считают, что следует уделять больше внимание только
специальной физической подготовке. Самое главное грамотно подбирать
средства любых этапов физической подготовки синхронисток.
3.3 Педагогический эксперимент и его результаты
Нами предполагалось что девочки,
которые будут использовать
предоставленный комплекс упражнений на воде, станут наиболее
перспективными и успешными спортсменками.
Для решения поставленных задач данной работы было необходимо провести
педагогический эксперимент, что бы доказать нашу гипотезу. С этой целью
были набраны две группы детей экспериментальная и контрольная.
В
экспериментальной группе тренировались девочки, которые использовали
подобранный нами комплекс упражнений для совершенствования специальной
В
силовой подготовки каждый день тренировочной деятельности.
контрольной группе спортсменки тренировались в обычном режиме.
Общее количество детей составило 8 человек. По 4 девочки в каждой группе.
Специально подобранный комплекс упражнений для совершенствования
специально силовых навыков синхронисток представлен ниже (Таблица 2).
Через полгода от начала занятий проводились контрольные испытания, для
выявления результата перспективности данного комплекса упражнений.35
Для этого была составлена программа контрольных испытаний, которые
представлены ниже (Таблица 3).
Специальный подобранный комплекс упражнений для совершенствования
специальных силовых навыков синхронисток
Таблица 2
Упр.
Первый бассейн
Второй бассейн
Третий бассейн
Четвертый бассейн
(25 метров)
(25 метров)
(25 метров)
(25 метров)
Упр. 1
(Общая
дистанция
100 метров)
Упр. 2
(Общая
дистанция
100 метров)
проплыв «каноэ»
проплыв «экбите»
проплыв лежа на
25 м. «экбите» (пол
с поднятой ногой
вверх на 90
(пол бассейна с
одной поднятой
градусов, тело
находится под
водой
проплыв
«экбите» (6
счетов проплыв,
затем
выполняются 2
выпрыгивания из
воды, без рук)
рукой на 45
градусов от уровня
воды, затем с
другой)
лежа на спине,
позиция «угол
вверх двумя
ногами» (8 счетов
проплыв, затем
выполняется
поворот вокруг
своей оси на 360
градусов, не
спине, ноги
работают кролем
под водой
бассейна прямые руки
над головой, затем
другие пол бассейна
руки под водой)
проплыв «экбите» (8
счетов максимальная
высота, 4 счета
умеренная высота)
лежа на груди,
ноги связаны
«узлом», проплыв
руки брасс (через
каждые 4 гребка
выполняется вдох)36
опуская ног)
Упр. 3
(Общая
дистанция
200 метров)
Упр. 4
(Общая
дистанция
100 метров)
Упр. 5
(Общая
дистанция
200 метров)
проплыв лежа
лежа на спине,
проплыв на
проплыв лежа на
на спине, ноги
работают
кролем (на
задержке
дыхания)
позиция
«балетная нога»
(на каждый 5ый
счет выполняется
смена ног)
спине,
выполняется 2
груди, кроль в
полной координации
мелких движения
брассом, на 3е
на задержке
дыхания
движение
скольжение
на скорость,
проныр под водой
проплыв «экбите»
проплыв
«экбите» спиной,
руки находятся
под водой
(пол бассейна
прямые руки над
головой, затем
другие пол
бассейна руки под
водой)
лежа на спине,
маршировка ногами
поочередно до
позиции «балетная
нога»
выполняется
выталкивание из–
лежа на спине,
ноги связаны
«узлом», проплыв
руки «кроль»
под воды вверх
ногами, затем
выпрыгивание
вверх головой,
далее 3 движения
ноги «брасс» под
водой37
Данный комплекс упражнений выполняла экспериментальная группа. Каждый
день тренировочной деятельности. Упражнения были подобраны с учетом
возраста и квалификации спортсменок.
В синхронном плавании очень важную роль играет тренировка «вертикальных»
положений. Большинство упражнений, связок, отдельных элементов не может
обойтись без позиции «вертикаль». В связи с этим, нами был создан комплекс
упражнений для повышения уровня в позиции «вертикаль».
1. Спортсменка встает в положение «вертикаль» и выполняет 15 «опорных»
гребков, затем выныривает и делает 3 вдоха, далее снова встает в положение
«вертикаль» и так же выполняет 15 гребков, далее выныривает и делает уже
2 вдоха, затем снова выполняет то же действие, за ним следует 1 вдох.
Задача данного упражнения выполнять качественные гребки и стоять на
максимальном уровне.
2. Исходное положение «кран» вниз головой. Спортсменка выполняет 20 раз
приставление ноги до положения «вертикаль». Интервал отдыха 45 секунд.
Затем снова повторяет данное упражнение. Количество подходов 5 раз.
Задача данного упражнения выполнить как можно качественнее и за
наименьший промежуток времени данные приставления.
3. Исходное положение «вертикаль» вниз головой. Спортсменка выполняет 20
«опорных» гребков, затем делает максимальное количество вращений на
уровне выше колена, затем идет «продолжительный винт». Количество
подходов 6 раз. Задача данного упражнения на «усталости» выполнить как
можно больше количество вращений на уровне выше колена.
Контрольные нормативы для контрольной и экспериментальной групп38
Таблица 3
Упражнения
Нормативы
Критерии баллов
1. Положение
Уровень высоты в данном положении
5 баллов – высота выше колена
«вертикаль»
2. Экбите
Уровень высоты в данном положении
4 балла – высота на уровне «колена»
3 балла – высота середины колена
2 балла – высота ниже колена
1 балл – низкая высота и не
качественное исполнение
5 баллов – высота ниже груди
4 балла – высота под грудью
3 балла – высота середина груди
2 балла – высота вверх груди
3.
Выпрыгивания
(вверх головой)
Количество
качественных
5 баллов – 12 и больше раз
выпрыгиваний за 30 секунд
4 балла – 10, 11 раз
3 балла – 8, 9 раз
2 балла – 6, 7 раз
1 балл – меньше 6 раз
4. Выталкивания
Количество
качественных
5 баллов – 22 и больше раз
(вверх ногами)
выталкиваний за 30 секунд
4 балла – 19, 20 ,21 раз
3 балла – 16, 17, 18 раз
2 балла – 13, 14, 15 раз
1 балл – меньше 13 раз
5. Винтовое
Центрированность,
количество
5 баллов – 6 вращений
вращений на уровне «выше колена»
вращение на
максимальной
высоте в
положении
4 балла – 5 вращений
3 балла – 4 вращения
2 балла – 3 вращения
1 балл – меньше 3 вращений«вертикаль»
39
6. Приставление
Максимальное количество раз за 15
5 баллов – 17 раз и больше
секунд
ноги из позиции
«кран» в
позицию
«вертикаль»
4 балла – 15, 16 раз
3 балла – 13, 14 раз
1 балла – 11,12 раз
1 балл – меньше 12 раз
За каждое тестируемое упражнение выставлялся средний балл, приближенный к
целому числу до 5, например, 3, 4 или 5. Затем по сумме всех выполненных
тестов, рассчитав их среднеарифметическое значение, мы выявляли
информативность предложенных нами упражнений.
В результате обобщения заполненных анкетных листов были получены
следующие результаты:
Таблица 4
Упражнение
Упражнение № 1
Упражнение № 2
Упражнение № 3
Упражнение № 4
Упражнение № 5
Упражнение № 6
Средняя оценка
Средняя оценка
экспериментальной
контрольной
группы
группы
Соотношение
экспериментальной
и контрольной
групп, %
4,3
4,0
4,4
3,9
4,5
4,3
3,3
3,1
4,1
3,1
4,2
3,9
130,30
129,03
107,32
125,81
107,14
110,2640
Диаграмма 2 и 3 содержат информацию о результатах оценки упражнений,
выполненных экспериментальной и контрольной группами.
Результат контрольных испытаний для контрольной и экспериментальной
групп
Рисунок 341
По результатам проведенного эксперимента необходимо отметить
значительный отрыв между экспериментальной и контрольной группами.
Девочки в экспериментальной группе показали более высокий результат
в предложенных упражнениях. Также было замечено улучшение общей
физической подготовки спортсменок. В ходе эксперимента подобранный
комплекс упражнений девочки выполняли с каждым разом более продуктивно
и качественно.
Специальные силовые навыки совершенствовались.
На соревнованиях экспериментальная группа улучшила результаты, в то время
как результат контрольной группы остался сопоставим с результатами,
показанными спортсменками на предыдущих соревнованиях по синхронному
плаванию.
Результат контрольных упражнений для контрольной и
экспериментальной групп
Рисунок 442
По данной диаграмме мы можем увидеть, что во всех упражнениях наивысший
балл получала экспериментальная группа. Мы предполагаем, что 3 месяцев для
использования данного комплекса упражнений не достаточно, чтобы показать
выраженный отрыв спортсменок занимающихся в экспериментальной группе от
девочек, которые занимались в контрольной группе. Для повышения уровня
спортивного мастерства в области специальной силовой подготовки требуется
более длительный промежуток времени.
ВЫВОДЫ
1. Анализ специальной литературы показал, что вопросы методики специальной
силовой подготовки синхронисток до настоящего времени недостаточно научно
разработаны. В связи с этим определение особенностей специальной силовой43
подготовки и эффективных средств и методов развития специальной силы
имеет важное значение в синхронном плавании.
2. На основе анкетного опроса высококвалифицированных специалистов
синхронного плавания были выявлено процентное содержание основных этапов
физической подготовки спортсменок. Главным этапом является специальная
физическая подготовка – 45%, затем общая физическая подготовка 30%, далее
специальная техническая подготовка – 25%.
3. На основе проведенного эксперимента можно выявить информативность
данного комплекса упражнений. Упражнения позволяют усовершенствовать
специальные силовые навыки и физическую подготовку спортсменок,
специализирующихся в синхронном плавании.4.
44
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Обобщение и анализ теоретического и практического опыта тренировки
синхронисток и результаты собственных исследований позволили нам дать ряд
методических советов и рекомендаций:
1. Возраст 1215 лет у спортсменок, занимающихся синхронным плаванием,
наиболее благоприятный для воспитания специальной силы.
2. В общей физической подготовке должны находить применение специальные
упражнения, которые были ранее нами подобраны. Эти упражнения обеспечат
контроль за состоянием уровня специальной силовой подготовки. Так же, при
грамотном использовании их возможен хороший результат на спортивных
соревнованиях
3. На основе данных анкетных опросов можно выявить, что одним из главных
этапов подготовки является специальная физическая подготовка. Она
направлена на повышение уровня специфической работоспособности
спортсмена, а так же является главным фактором прогресса достижений на
высших этапах спортивного мастерства
4. Для более значительного повышения уровня силового потенциала
синхронисток рекомендуется применение предоставленного комплекса
упражнений, которые так же развивают силовые качества и двигательные
навыки. Так же эти упражнения влияют и на общее физическое состояние
спортсменок.45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гордеева М.В. Контроль специальной подготовленности спортсменок,
специализирующихся в синхронном плавании / Гордеева М.В., Рудковская Т.В.
// Физическое воспитание студентов – 2009 – С. 1618
2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте – М.:
Сов. Спорт, 2013. – 215216 стр., 264 стр
3. Гамалий В.В. Спортивная техника как объект изучения в теории спорта / В.В.
Гамалий // Наука в олимпийском спорте. – 2004. № 1. – С. 2530.
4. Максимова М.Н. Многолетняя спортивная тренировка в синхронном плавании
/ М. Максимова, М. Боголюбская, Г. Максимова.М.: Учеб. Пособие для
студентов РГУФКа,2004 – 58стр.
5. Платонов Владимир. Система подготовки спортсменов в олимпийском
спорте / Владимир Платонов. – К.: Олипийская литература, 2004. – 807стр.
6. Рыбьякова Т.В. Техника выполнения элементов высокой степени сложности в
синхронном плавании и пути ее совершенствования: автореф. дис. канд. пед.
наук
7. Звягинцева Т.М. Биомеханические основы техники гребковых движений в
синхронном плавании / Звягинцева Т.М.; КГАФК – Краснодар, 1994 – 64 стр.
8. Кузнецов В.В Силовая подготовка спортсменов высших разрядов. – М.: ФиС,
1970. – 4 49 с.46
9. Воронцов А.Р. Специальная силовая подготовка пловцов: методическая
разработка для студентов ВШТ РГАФК / А.Р. Воронцов ; Рос. гос. Академия
физической культуры – М., 1993 – 23стр.
10. Воронов А.В. Определение оптимальных режимов выполнения скоростно –
силовых упражнений // Управление движением
11. Кашкин А.А. Оценка силовых способностей юных пловцов / Учебное пособие
для студентов специализации плавание тренерского и заочного фак. Кашкин,
Морозов С.Н., Попов О.И., РГАФК – М., 1995 – 71стр.
12. Ратов И.П. Двигательные возможности человека (нетрадиционные методы их
развития и восстановления) – Минск, 1994 – 121стр.
13. Гришина Ю.И. Основы силовой подготовки: знать и уметь: учебное пособие
для студентов вузов: доп. УМО по направлениям педагогического
образования / Ю.И. Гришина – Ростов н/Д; Феникс, 2011 – 281 стр.
14. Пигида К.С. Влияние двигательных задач на технику гребковых движений у
квалифицированных синхронисток / Пигида К.С., Болотина Ю.Б. // Тезисы 23
научной конференции студентов и молодых ученых вузов юга России –
Краснодар, 1995 – 6566 стр.
15. Фарфель В.С. Физиология человека (с основами биохимии) / В.С. Фарфель,
Я.М. Коц. – М.; Физкультура и спорт, 1970 – 265 стр.
16. Физиология человека: учебник для институтов физической культуры / Н.В.
Зимкина. – Изд. 5е. – М.; Физкультура и спорт, 1975 – 496 стр.
17. Иванченко Е.И. Совершенствование различных вариантов развития силы
высококвалифицированных пловцов // Вопросы теории и практики физической
культуры и спорта : Респ. межведомств. сб. – Минск, 1992. – Вып. 22. – С. 55
57.47
18. Булгакова Н.Ж. Водные виды спорта // М.: Академия, 2002. – 173 стр.
19. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки / Ю.В.
Верхошанский . – М.: ФиС , 1970. – 49,174,183,185186 стр.
20. Маслов И.К. К соотношению экстенсивных и интесивных методов в силовой
подготовке начинающих спортсменов : дис. … магистра физ. культуры /
Маслов И.К.; РГАФК. – М., 1999. – 70 с.
21.Михеев А.А. Синхронное плавание : Ускор. развитие силы и гибкости в
структуре соревноват. движений спортсменов высокого класса с помощью
методики Стимуляции Биолог. Активности / Мво спорта и туризма Респ.
Беларусь. – Минск, 1998. – 42 стр.
22. Письменский И.А. Совершенствование силовых и скоростносиловых
возможностей спортсменов различных соматипов : дис. … канд. пед. Наук /
Письменский Иван Андреевич; ГЦИОЛИФК. – М., 1974. – 151 стр.
23. Прилуцкий П.М. Очобенности развития физических качеств синхронисток в
различных возрастных группах / Прилуцкий П.М., Рябцова О.К. // Проблемы
спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва : Материалы
междунар. науч.практ. конф. (Минск, 2324 декабря 1997 г.). – Минск, 1998. –
С. 182185
24. Рудокене Н.М. Эффективные методы специальной силовой подготовки юных
пловцов : автореф. Дис. … канд. пед. наук / Смирнов Ю.И.; ГЦИОЛИФК. –
М., 1991. – 371 стр.
25. Филимонова И.Е. Особенности специальной силовой подготовки пловцов /
Фомиченко Т., Чистова Н., Уголькова И. // Человек в мире спорта: Новые
идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. междунар. конгр. – М., 1998. – Т. 1.
– С. 3154849
Исполнитель выпускной
Квалификационной работы _________________(Афанасьева А.И.)
Научный руководитель
Заведующий кафедрой _________________(Максимова М.Н.)
ТиМ спортивного и синхронного
плавания, аквааэробики,
прыжков в воду и водного поло
д.п.н. профессор _______________________(Попов О.И.)
Дата защиты «___»_______________________2015 г.
Оценка за защиту _________________________________Председатель государственной
50
аттестационной комиссии _______________(__________________)