«Специальные упражнения, повышающие специальную выносливость в спринтерском беге»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 03.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Научно-методическая литература рассказывает проблему выбора эффективных средств и методов для развития специальной выносливости спринтеров [9, 15, 23, 34, 42, 47, 52, 53, 62, 79 и др.] в то же время, остаются мало изученными возможности применения с этой целью кратковременных беговых упражнений максимальной мощности.
Иконка файла материала 251188.doc
«Специальные упражнения, повышающие специальную выносливость в спринтерском беге»ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….…… 3 ГЛАВА I. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР …………………………………… 5                   1.1 Зависимость уровня спортивных достижений в беге на                         короткие дистанции от двигательных качеств ………….… 5                   1.2. Некоторые факторы, лимитирующие специальную                            выносливость в беге на короткие дистанции ……………..                   1.3. Основные средства и методы развития специальной вы­                          носливости у бегунов на короткие дистанции на этапе ….     17                   Заключение по главе ……..…………………………………….. 23 10 ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ     25                    2.1. Задачи исследования ……………………………………… 25                    2.2. Методы исследования …………………………………….. 25 25                           2.2.1. Анализ научно­методической литературы ……….. 26                          2.2.2. Педагогические наблюдения ………………….…….                          2.2.3. Контрольно­педагогические испытания (тесты) ….. 26                          2.2.4. Педагогический эксперимент ………………….…… 27 27                          2.2.5 Методы математической статистики ………………..                          2.2.6 Фотоэлектрический хронометраж …………………... 28                          2.3. Организация исследования …………………………… 28 ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОГО СРЕДСТВА                 ПОДГОТОВКИ, НАПРВЛЕННОГО НА ПОВЫШЕНИЕ                 СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ В БЕГЕ НА 200 М ....                      3.1. Исследование  методики развития специальной вынос­                             ливости у бегунов на короткие дистанции …….……….                      3.2. Динамика показателей, характеризующих  уровень фи­                             зической подготовленности спортсменов за период                              проведения педагогического  эксперимента ..…………. ВЫВОДЫ ………………………………………………………………... СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………. 30 30 32 37 39 2ВВЕДЕНИЕ                   Бег  на  короткие   дистанции  является   одним  из  самых  зрелищных  и популярных видов легкой атлетики. По мнению многих специалистов /31, 67, 71, 79/,   достижение   высоких   спортивных   результатов   в   беге   на   200   и   400   м   во многом зависит от уровня развития специальной выносливости. В  связи с чем, поиск   наиболее   эффективных   путей   ее  развития     является   важным   резервом спортивного мастерства на различных этапах многолетней тренировки.                    Научно­методическая   литература   рассказывает   проблему   выбора эффективных   средств   и   методов   для   развития   специальной   выносливости спринтеров [9, 15, 23, 34, 42, 47, 52, 53, 62, 79 и др.] в то же время, остаются мало   изученными   возможности   применения   с   этой   целью   кратковременных беговых упражнений максимальной мощности.                   Несмотря на существующее мнение   о перспективности использования различных   тормозных   и   тяговых   устройств   и   им   подобным   для   повышения уровня подготовленности [1, 12, 17, 18, 20, 37, 41, 42, 54],   данных о применении дополнительного  сопротивления  непосредственно  в беге в  виде   покрышки    в научно­методической   литературе,   направленные   на   развитие   специальной выносливости   бегунов   на   короткие   дистанции   обнаружить   не   удалось. Практически все тренеры, спортсмены, специализирующиеся в беге на короткие дистанции   широко   применяют   данное   средство   в   своих   занятиях.   Однако, конкретную пользу данного средства они не предполагают.   3Исходя   из   вышеизложенного,  целью  нашего   исследования   явилось определение   эффективности   бега   с   сопротивлением   и   влияние   на   уровень   и устойчивость показателей специальной выносливости и спортивный результат.                   Мы   предполагали,   что   применение   дополнительного   сопротивления непосредственно   в   беге   в   виде   покрышки   в   частности   в   осенне­зимнем подготовительном   периоде   годичного   цикла   будет   способствовать эффективному   развитию   показателей,   характеризующих   специальную выносливость спринтеров и улучшению спортивных результатов в беге на 200 метров.          Объект исследования ­ учебно­тренировочный процесс с использованием дополнительного сопротивления непосредственно в беге в виде покрышки.            Предмет исследования ­ методика развития специальной выносливости спринтеров на этапе углублённой специализации. 4ГЛАВА I АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР 1.1 Зависимость уровня спортивных достижений в беге на короткие дистанции от двигательных качеств                             Процесс   спортивного   совершенствования   легкоатлетов   сложен   и многообразен.   Одним   из   его   разделов   является   физическая   подготовка, сочетающая в себе две стороны – общую (ОФП) и специальную  (СФП),  которые представлены   на   всех     этапах   многолетнего   процесса   спортивного совершенствования,   хотя   их   соотношение   и   значимость   на   различных   этапах закономерно изменяется [44, 49, 50, 73].                  Основное внимание со стороны исследователей   и   практиков   спорта привлекает   СФП,  так   как  именно   посредством  этой   стороны   тренировочного процесса достигается максимально возможная степень развития двигательных способностей и, соответственно, высокий уровень спортивных результатов [20, 56, 57].           Однако в зависимости от специфических особенностей избранного вида мышечной   деятельности   требования,     предъявляемые   к   уровню     развития 5различных   физических     качеств   легкоатлетов,     заметно   различаются,     что естественно должно находить отражение в направленности СФП.           В связи с этим, довольно большое количество исследовательских работ посвящено   выявлению   "ведущих   "   факторов,   оказывающих   влияние   на спортивный   результат.     Применительно     к   бегу   на   короткие   дистанции   это выразилось в изучении динамики скорости выполнения данных упражнений [39, 63,   64,   67,   79],   в   исследовании   зависимости   между   уровнем   развития двигательных   способностей   и   изменением   спортивных   результатов   на дистанциях   100–400   метров   [9,   20,   29,   42,   48,   52,   71],   а   также   в   изучении динамики указанных взаимосвязей у спортсменов различного возраста и пола, на разных этапах спортивного совершенствования [5, 8, 30, 79].          Изучение данных вопросов позволило авторам выделить основные факторы, определяющие   результат   в   спринтерском   беге;   к   числу   которых   отнесены: умение  спортсмена быстро  реагировать на стартовый  выстрел, способность  к ускорению,   уровень   максимальной   скорости   бега   и   способность   как   можно дольше её поддерживать [3, 5, 45, 49, 50, 66, 73].                   Кроме   того.   анализ   специфических   особенностей   бега   на   короткие дистанции   позволил   определить   требования   к   уровню   физической подготовленности   спринтеров:   высокий   уровень   развития   быстроты,   общей   и скоростной   выносливости;   мышечной   силы   и   умения   её   концентрировать   в быстро   выполняемом   отталкивании   (скоростно­силовые   качества),   а   также способности быстро расслаблять мышцы [20, 45, 48, 51, 52]. Исследования Г. Н. Максименко [52], В. Г. Арефьева [8] А. В. Левченко [48], А. А. Зуба [42], И. В. Демеркова [35]. В. Л. Алешкевича [5] и многих других авторов показали, что зависимость результата в беге на короткие дистанции от уровня развития отдельных двигательных способностей не является постоянной, 6она изменяется с возрастом и повышением спортивного мастерства. Кроме того, как   подчеркивается   в   работе   Г.   Г.   Арзуманова   [9],   с   ростом   квалификации спринтеров изменяется количество компонентов, от которых зависит результат. Так, если у спринтеров П–Ш разрядов результат в беге на 100 м зависит от максимальной скорости, скорости бега на последних и метрах дистанции и от расстояния, необходимого для достижения максимальной скорости бега,   то у спортсменов 1 разряда и КМС ­  только  от  первых двух компонентов. По   данным   А.   А.   Зу6а   [42],   у   женщин,   специализирующихся   в   беге   на короткие дистанции, с ростом мастерства увеличивается скорость стартового разгона,   максимальная скорость,   скорость бега по дистанции и на финише. Однако у спортсменок 1 разряда – МС,  в большей мере, увеличивается скорость бега на стартовом и финишном участках,   что   указывает на возрастание роли силовых   качеств   (особенно   максимальной   и   взрывной   силы)   и   скоростной выносливости.           Многие литературные  источники отмечают зависимость между уровнем развития   двигательных   способностей   спринтеров   и   изменением   спортивного результата в   беге на различные спринтерские дистанции [20, 35, 45, 52, 71]. Данные, полученные в ходе  указанных исследований, свидетельствуют  о том, что     с   увеличением   бегового   отрезка   изменяется   степень   вклада   различных физических качеств в достижение спортивного результата, что  проявляется  в возрастании роли специальной выносливости при некотором снижении значения быстроты двигательной реакции и способности к ускорению.          Оценивая вклад различных двигательных способностей  в  результаты бега с высокой   скоростью,   Ю.   В.   Верхошанский   отмечает,     что   "бегун,   которому суждено показать высокий результат,   должен обладать значительной взрывной силой, чтобы бежать упруго и длинным шагом, но для того, чтобы поддерживать 7длину шага на дистанции (200 м и более) он  должен обладать высоким уровнем локальной мышечной выносливости [20]. Как   показывает   анализ   литературных   данных,   большинство   специалистов относят к числу ведущих физических качеств, определяющих результат в беге на 200 и 400 метров, специальную выносливость и скоростные способности [31, 67, 71, 79 и др.]. Указанное мнение находит своё подтверждение в исследовательской работе X. М. Рахмонова [67]. Корреляционный анализ, проведенный автором, выявил наличие   взаимосвязи   между   результатом   в   беге   на   200   м   и   показателями, отражающими как уровень скоростных качеств (бег на отрезках 30 м с хода, 30 и 60   м   со   старта),   так   и   уровень   развития   скоростной   выносливости   (бег   на отрезках 150 и 300 м).                  К аналогичным выводам пришел Н. А. Султанов [71], который изучал различия   в   физической   и   технической   подготовленности   и   психологические особенности   спринтеров   в   зависимости   от   того,   на   какой   дистанции   они демонстрируют лучшие достижения. В результате исследования было выявлено, что для спортсменов, имеющих преимущественную склонность к бегу на 200–400 м, необходимо иметь высокую максимальную скорость бега и способность ее поддерживать, т.е. высокую скоростную выносливость.          Важно заметить, что исследования динамики скорости бега, проведенные рядом   авторов   в   тренировочных   и   соревновательных   условиях   [31,   67,   79] показали, что в беге на 200 м результат в большей мере зависит от скорости пробегания второй половины дистанции, чем от первой. При этом наибольшая степень взаимосвязи наблюдается на отрезке 80–180 м.           Еще одним подтверждением зависимости результата в беге на 200 м от уровня   развития   скоростной   выносливости   является   сравнительный   анализ 8динамики   скорости   бега   у   спортсменов,   имеющих   различный   уровень подготовленности. В некоторых работах [67, 79] посвященных изучению данного вопроса,   было   выявлено,   что   между   квалификацией   спортсменов   и   длиной отрезка, на котором они могут удерживать высокую скорость, существует четкая зависимость, хотя у одного и того же спринтера динамика скорости бега может варьировать.          По данным Х. М. Рахмонова [67] для бегунов III разряда это расстояние составляет 130 м, II ­ 140 м, I ­ 145 м, КМС ­ 155 м, МС –160 м, а спортсменов высокого класса  ­ 170 м.          Указанная закономерность прослеживается и в результатах, полученных Н. Н.   Щербиной   [79].   Детальное   изучение   динамики   бега   на   200   м высококвалифицированных   спринтеров   (1   разряд   –   МСМК)   c   фиксацией времени   пробегания   каждых   10   м   дистанции,   позволило   автору   выделить   5 характерных участков,   продолжительность которых, как показывают данные, изменяется   в   зависимости   от   квалификации   спортсменов:   I   ­   до   30­40   м (нарастание   скорости);   II   ­   от   40   до   80­85   м     (удержание   максимальной скорости); III ­ от 105 до 150­155 м (удержание субмаксимальной скорости); IV ­ от 150–155 до 190 м (снижение скорости); V – после 190 м (резкое падение скорости).          С. В. Демерков [35] на основании проведенных исследований утверждает, что с ростом квалификации увеличивается зависимость результата, в беге на 200 м от уровня скоростной выносливости.          Некоторые авторы [46, 79] отмечают, что результат в беге на 200 м зависит, как   от   способности   сохранять   высокую   скорость,     так   и   от     способности уменьшать степень её падения к концу дистанции, на что указывает различия в динамике   скорости   бега   у   мужчин   и   женщин.   У   спринтеров   мужчин,   как 9отмечалось ранее,   скорость, близкая к максимальной, удерживается примерно до 160 м, а затем начинает снижаться на величину до 6­8% [63, 64, 67]. У женщин падение   скорости   начинается   раньше,   после   130–140   м   и   характеризуется большими её потерями (до 10–12%). В связи с этим, у мужчин самой «быстрой» дистанцией   является   200   м,   а   у   женщин   наибольшая   средняя   скорость достигается в беге на 100 м.                   Как   считают   специалисты,   одним   из   условий   хорошей   физической подготовленности спринтеров является способность к быстрому расслаблению мышц. В литературных источниках содержится множество данных о том; что функция   расслабления   мышц   является   одним   из   важнейших   факторов, регламентирующих скоростную выносливость, экономичность работы, уровень периферического кровотока, скорость обменных и восстановительных процессов [15, 29, 30, 45, 68].                   По   мнению   Ю.   В.   Высочина   [29,   30]   рост   спортивного   мастерства спринтеров   от   1   разряда   до   МС,   обеспечивается,   в   большей   мере,   за   счет повышения   скорости   расслабления   мышц,   при   этом   повышение   силовых способностей оказывает значительно меньшее влияние на прирост результата. По данным автора, разница, между спортсменами III разряда и МС составляет: в силе 32,2%, взрывных качествах – 37,2%, а в скорости расслабления – 57,6%. Как подчеркивается автором, на «длинных» спринтерских дистанциях, особенно 400   м,   скорость   расслабления   мышц   является   ведущим   фактором   роста результатов для спортсменов всех разрядов.                   Таким   образом,  анализ   литературных   данных   показал,   что   к   числу двигательных   способностей,   от   которых   в   большей   степени   зависит эффективность   бега   на.   200   м,   относятся   не   только   скоростные   качества. Важную   роль   в   достижении   результата   играют   специальная   выносливость   и 10способность   к   расслаблению   мышц.   Кроме   того,   с   ростом   спортивного мастерства значимость их роли возрастает, очевидно, что применение наиболее эффективных   средств   и   методов   СФП   направленных   на   развитие   указанных способностей, будет способствовать росту спортивных результатов в беге на 200 м.          Однако, прежде чем приступить к изучению имеющихся в практике спорта подходов   к   решению   данной   проблемы,   необходимо   рассмотреть   её   в биологическом аспекте. 1.2. Некоторые факторы, лимитирующие специальную выносливость  в беге на короткие дистанции           В теории и методике спортивней тренировки специальная выносливость определяется,   как   способность   противостоять   утомлению   в   условиях специфических нагрузок [56, 57]. В связи с этим суть СФП, направленной на развитие   специальной   выносливости   состоит   в   выборе   средств   и   методов тренировки,   которые   будут   способствовать   уменьшению   степени   утомления, более позднему его наступлению и снижению его тяжести.          По мнению специалистов [14, 57], выносливость спортсменов зависит от  многих факторов: личностно­психических качеств, энергетического обеспечения мышечной деятельности, рациональности и экономичности техники и тактики, а также   от   развития   скоростно­силовых   качеств   и   особенностей   нервно­ мышечного   аппарата.   Однако,   как   показывают   исследования   [27],   в преобладающем большинстве случаев ведущую роль в проявлении выносливости спортсменов   играют   факторы   энергетического   обмена,   так   как   поддержание высокого   уровня   функциональной   активности   в   процессе   мышечной   работы связано с необходимостью постоянных затрат энергии, преобразуемой в ходе 11метаболических процессов [33, 40]. Следовательно, тренировочное воздействие применяемых   средств   и   методов   должно   быть   направлено,   прежде   всего,   на повышение биоэнергетических свойств организма спортсменов.          Известно, что каждому виду спорта присуща специфическая комплектация ведущих   метаболических   факторов   оказывающих   определяющее   влияние   на уровень спортивных достижений. Так бег на короткие дистанции, как и другие кратковременные   упражнения   высокой   интенсивности,   характеризуется преимущественно   анаэробным     энергообеспечением   работающих   мышц,   т.е. ведущая роль принадлежит алактатному и гликолитическому механизмам [19] суммарный   вклад   которых   может   составить   от   75   до   100%   от   общей   энер­ гопродукции.          Поскольку выносливость спринтерского типа проявляется, прежде всего, как   способность   наращивать   до   максимума   и   поддерживать   на   этом   уровне мощность работы, то с энергетической точки зрения этот тип выносливости в наибольшей   мере   обусловлен   мощностью,   емкостью   и   эффективностью анаэробных   процессов   превращения   и   использования   энергии   в   организме, включая обе фазы  этих процессов – КрФ и гликолитическую.          В то же время как показывают литературные данные [28, 74] проявление выносливости, у спортсменов всегда носит специфический характер и зависит как   от   избранного   типа   упражнений,   так   и   от   их   продолжительности. Следовательно,   с   удлинением   спринтерской   дистанции   будет   изменяться   и специфика   физиологических   механизмов,   и   величина   вклада   различных энергетических источников в обеспечении мышечной деятельности.                  В ряде работ [14, 16, 28, 31, 70] представлены сведения относительно величины   вклада   различных   энергетических   систем: гликолитической   и   аэробной,   алактатной,   в   зависимости   от   интенсивности   и 12продолжительности упражнений. Однако эти данные не всегда совпадают. Одной из   причин   несовпадения,   по­видимому,   является   сложность   определения «чистого» вклада каждого их энергетических источников, особенно при работе небольшой продолжительности и высокой интенсивности.          Тем не менее, имеющиеся в литературе данные позволяют говорить о том, что   для   бега   на   200   м   характерно   смешанное   алактатно­гликолитическое энергообеспечение при усилении аэробных функций, а преобладающее значение в обеспечении энергией принадлежит гликолитическому механизму [13, 28].           Во время бега на 200 м, продолжительность которого в зависимости от квалификации,   составляет   20–35   с   (проходит   значительное   исчерпание алактатных резервов). К концу упражнения запас АТФ может, снизится на 30­ 35%   на   80­90%   от   исходного   уровня   [70].   Нарастание   мощности гликолитических   процессов   в  ходе   упражнения,  с  использованием   в  качестве субстрата,   прежде   всего   запасов   мышечного   гликогена,   сопровождается значительным   повышением   концентрации   молочной   кислоты,   в   связи   с   очень большой скоростью ее образования в работающих мышцах ­ до 15 ммоль/л [70]. Снижение   запасов   гликогена   и   накопление   продуктов   обмена,   оказывает отрицательное   воздействие   на   метаболическую   и   механическую производительность [75, 78]. И, наконец, в беге на 200 м, в отличие от более коротких   дистанций,  начинает   играть   существенную   роль   аэробный   механизм энергообеспечения. По данным разных авторов, величина вклада этого источника составляет от 10 до 27% [16, 70].          Таким образом, для эффективности выполнения бега на 200 м спортсмены должны   обладать   высокими   анаэробными   и   аэробными   возможностями организма,   и,   прежде   всего,   высоким   развитием   таких   параметров,   как 13анаэробная   мощность,   гликолитическая   анаэробная   емкость   и   аэробная мощность.                  Каковы же пути повышения специальной выносливости спринтеров и, следовательно, улучшения результатов в беге на 200 м?                   Как   показывают   исследования   последних   лет,   перспективным направлением   в   решении   проблемы   повышения   выносливости   спортсменов является   улучшение   аэробных   возможностей   мышечной   системы. Эффективность   данного   подхода   была   неоднократно   подтверждена   в исследованиях, проведенных как в циклических видах спорта, так и в игровых [20, 38, 61, 68, 69].                   Высказывается   мнение   и   о   том,   что   повышение   эффективности биохимических процессов в мышцах в использовании О2  имеющегося в крови, будет способствовать улучшению выносливости спринтеров [16, 20].          Однако, несмотря на то, что во многих работах, посвященных проблемам подготовки бегунов на короткие дистанции, и указывается на важность высокого уровня аэробных возможностей спортсменов [4, 45, 49, 64, 73], при этом чаще всего речь идет о развитии вегетативных функций, в связи с необходимостью устранения   кислородного   долга,   и   продуктов   обмена,   после   выполнения нагрузки. Так как известно, что высокий уровень аэробной мощности позволяет более   быстро   восстанавливаться   после   скоростной   работы   и   многократно повторять   ее   в   условиях   тренировки,   то   чем   выше   этот   уровень,   тем эффективнее протекает восстановительный период [20, 25].                   Достижения   физиологии   и   биохимии   свидетельствуют,   что физиологические механизмы выносливости локализованы в глубинах мышечных клеток, а тренировка выносливости, прежде всего, приводит к специфическим первичным   изменениям   скелетных   мышц   на   клеточном   уровне   и   лишь   затем 14происходят адаптационные изменения в крови, кардиоваскуляторной и других системах [20].          Улучшение "дыхательных" возможностей мышечных клеток достигается за счёт   повышения   мощности   системы   митохондрий   и   роста,   активности митохондриальных   ферментов   на   единицу   массы   мышцы   [13,   78],   при   этом возрастает количество и размеры митохондрий [25].                  В результате исследований  [26 и др.] установлено,   что повышение   и выносливости   коррелирует   именно   с   ростом   числа   митохондрий   окислительных   способностей   мышц,   а   не   с   величиной   МПК,   а   увеличение мощности   системы   митохондрий   при   развитии     выносливости     значительно превышает рост потребления  кислорода.  Так,  если выносливость возрастает в 3–5 раз, количество митохондрий и окислительные способности мышц в 2 раза, то МПК увеличивается только на 10–14% [20].                  Как подчёркивает В.М. Волков [25], улучшение в процессе тренировки   возможностей   аэробных     спортсменов   позволяет   не   только   повышать способность   удовлетворять   кислородный   запрос   во     время     работы,     но     и обеспечивает   условия     для     более     эффективного     хода   восстановительных процессов.                  Важно отметить,   что   развитие выносливости в процессе тренировки сопровождается   конкретной,   достаточно   хорошо   изученной   рабочей гипертрофией мышц, связанной  с повышением их силовых,  скоростно­силовых и окислительных свойств,  которые носят ярко выраженный локальный характер, т.е. отмечаются в мышцах, непосредственно вовлекаемых в работу [14, 26, 70], Исследования   /60/,   показали,   что   увеличение   содержания   митохондрий   и адаптация   к   работе   на   выносливость   происходят   только   в   тех   мышечных волокнах,   которые  участвуют  в  сокращении.    В   связи    с этим,  анаэробная 15подготовка спортсменов должна быть специфичной,   т.е., для эффективности развития аэробных возможностей в  каком­либо  виде деятельности тренировка должна соответствовать ей по режиму работы и составу задействованных мышц.           Поскольку скоростная работа,  требующая выносливости, выполняется с участием преимущественно быстрых мышечных волокон /БМВ/, то повышение их аэробных возможностей может оказать положительное влияние на результат в данном виде упражнений.   Хорошо известно, что БМВ подразделяются на два типа, отличающиеся по преимущественному энергоснабжению: тип ПА–окислительно–гликолитичес­кие и ПВ–гликолитические [14].          В литературе имеются данные, что композиция мышц, т.е. соотношение в них медленных и быстрых волокон, генетически предопределена, и то же время, процентное соотношение двух подтипов быстрых мышечных волокон (ПА и ПВ) не   обладает   таким   "родственным"   сходством,   что   указывает   на   возможность взаимопревращении   их   под   влиянием   тренировки.   Число,   размеры   и относительная плотность митохондрий, активность мышечных ферментов мало зависит или вообще не зависит от генотипа и весьма чувствительны к средовым влияниям   тренировке   [70].   Следовательно,   в   процессе   целенаправленной подготовки, возможно, некоторое преобразование мышечных волокон типа ПВ и тип   ПА,   что   может   повысить   порог   анаэробного   обмена   при   стабильной аэробной мощности и, соответственно, повысить спортивный результат.     Таким   образом,   тренировка   на   выносливость   способна   существенно повысить возможности окислительного способа энергообеспечения БМВ, однако для   этого   необходимо,   чтобы   интенсивность   тренировочной   нагрузки обеспечивала   архивное   участие   данных   волокон   в   процессе   выполнения упражнений. 16По   мнению   Ю.   В.   Верхошанского   [20],   интенсивная   нагрузка,   являясь непременным   условием   развития   выносливости   к   скоростной   работе обеспечивает   повышение,   как   сократительных   свойств,   так   и   способности волокон типа ПВ к аэробному метаболизму, при этом увеличение количества митохондрий может произойти в 4 и более раз.     Из   вышеизложенного   следует,   что   повышение   аэробных   возможностей быстрых   мышечных   волокон   путем   целенаправленной   тренировки   является перспективным   направлением   в   решении   проблемы   развития   специальной выносливости бегунов, в том числе на 200 м.   Надо отметить, что расслабление мышц ­ это активный процесс, связанный с расходованием АТФ, с быстрым действием кальциевого насоса (переход ионов Са из саркоплазматического ретикулума в саркоплазму и обратно) [13]. В связи с этим, проблема повышения скорости расслабления мышц во время упражнения не исчерпывается только обучением спортсменов умению расслаблять мышцы, как   указывается   в   некоторых   источниках   [15,   20].   Она   гораздо   сложнее   и подразумевает   поиск   новых   путей   повышения   эффективности   действия указанного механизма.     Таким   образом,   как   показывает   анализ   литературы,   проблеме совершенствования факторов, лимитирующих результаты в спринтерском беге, уделяется большое внимание. Она охватывает ряд вопросов, решение которых в процессе   СФП   позволит   повысить   эффективность   тренировочного   процесса спринтеров. Среди них такие, как повышение возможностей мышечных волокон к   аэробное   и   анаэробному   метаболизму   и  увеличение   скорости   расслабления мышц. 1.3. Основные средства и методы  17развития специальной выносливости у бегунов на короткие дистанции     Как известно, этап углубленной специализации начинается в 15–16 лет и продолжается до 18­19 лет, постепенно переходя в этап высших достижений [50]. Тренировочный процесс бегунов на короткие дистанции в указанный период приобретает все более выраженный специализированный характер, а удельный вес специальной подготовки существенно увеличивается, включая в себя весь арсенал средств и методов спортивной тренировки. По данным специалистов, по 35% от общего объема тренировочной нагрузки приходится на техническую и специально­физическую подготовку и только 30% на ОФП [49, 50].     Характерная   особенность   этапа   углубленной   специализации  ­  это   более значительный рост объема, и интенсивности основных тренировочных средств, по   сравнению   с   предыдущими   этапами,   который   происходит   благодаря преимущественному   росту   специально­подготовительных   и   соревновательных упражнений.   В   литературе   указывается,   что   увеличение   объема   специальных упражнений   преследует   основную   цель   ­   лучше   адаптировать   организм спортсмена к специфическим условиям мышечной деятельности и на этой основе повысить специальную работоспособность [26, 76].     Анализ   научно­методической   литературы   показывает,   что   результаты   в спринтерском   беге   (200   и   400   м)   во   многом   зависят   от   уровня   развития специальной   выносливости   спортсменов.   В   связи   с   этим,   необходимо   более детально   рассмотреть   возможности   и   пути   ее   развития;   существующие   в практике спорта.     Следует   отметить,   что   довольно   большое   количество   работ   посвящено изучению данной проблемы.     Некоторые   авторы   [50,   73]   рекомендуют   для   развития   скоростной выносливости использовать повторный бег на отрезках: 60 м, через 2,5­3 мин., 18100 через 3­5 мин. и 300 м, через 6­8 мин. отдыха. Количество повторений в одном тренировочном занятии может составлять, соответственно, 7­12 раз, 4­10 раз и 3­5 раз, чтобы суммарная величина нагрузки достигала 400­1200 м, при этом,   по   мере   увеличения   длины   отрезков   снижается   интенсивность   их выполнения.     В   ряде   работ   [13,   43,   49,   62,   73]   указывается   на   эффективность использования для развития специальной   выносливости   спринтеров   бега на различных отрезках (от 100 до 400 м) с переменной скоростью. В.П.   Филин   [76]   в   качестве   средства   развития   специальной   выносливости предлагает 2 варианта пробегания отрезков от 100 до 300 м:                    ­   выполнение   коротких   отрезков   с   максимальной   скоростью   при постепенном увеличении  их длины до 120–150 м (количество пробежек 2–4, с интервалом отдыха, обеспечивающим полное восстановление);           ­ повторное пробегание длинных отрезков с возрастающей скоростью, а затем с постепенным сокращением отрезков до  180–200 м (количество пробежек 4­6, отдых как в первом варианте).     В работе  Н. А.  Султанова  [71]  также  указывается    на    эффективность использования  отрезков  длиной 100–300 м в процессе подготовки спринтеров. Однако   кроме   вышеназванных   средств   автор   рекомендует     применять   для развития   специальной       выносливости   многоскоки   на   отрезках   50–200   м   и свободный бег.     При   изучении     литературы     обнаружилось   немало   работ,    в  которых   в качестве   средства   развития   специальной   выносливости   бегунов   на     короткие дистанции  предлагается  повторное выполнение коротких отрезков от 20 до 60 м [34, 61, 65, 66, 72, 73 и др.]. 19Так, В. Голованов, В. Горожанин [34], А. И. Остапенко с соавторами [65] рекомендуют выполнять отрезки от 20 до 50 м «челночным» методом. В одном занятии предлагается выполнять от 30 до 50 отрезков:  6 х 5­6 раз, через 20–40 с отдыха, а между сериями – паузы 8–10 минут.    В работе  С. М. Обухова [60] так же показана эффективность повторного выполнения коротких ускорений – 20 м с хода (всего около 50 м).     Для   развития   выносливости   скоростному   бегу,   однако   ускорения выполняются   не   через     паузы   отдыха,     а   в   процессе   непрерывного   бега («челнок»). Ускорения интенсивностью 90–95% выполняются через 300–350 м бега со  скоростью, обеспечивающей  поддержание  ЧСС  на  уровне  150–160 уд/мин. Количество отрезков на одну тренировку зависит от подготовленности спортсмена, и может составить 15–30 раз.     Как   показывает   анализ   литературных   данных,     возможности     развития специальной   выносливости   не   исчерпываются   только   вышеназванными средствами и методами.     Ю.   В.   Верхошанский     [20]   подчеркивает,   что   дистанционные   методы тренировки   заключают   в   себе   беспредельные   возможности   повышения тренирующего   воздействия   на   вегетативные   системы   организма.   Однако   они мало эффективны, особенно на уровне  высшего  спортивного  мастерства, для развития   скоростно­силовых     способностей   мышц   и   локальной   мышечной выносливости.   Следовательно,   в   тренировке   необходимо   создавать   такие условия,   которые   обеспечат   более   сильное   воздействие   мышц,     чем функциональные   методы.     Автор   считает,   что   решению   этой   задачи   могут способствовать   упражнения     отягощением   (локальное   воздействие)   и   с   различные   способы   затруднения   выполнения   соревновательного   упражнения (вовлечение   в   работу   всего   организма).   Данные   упражнения   будут 20способствовать   развитию   локальной   мышечной   выносливости   посредством повышения мощности КрФ механизма и окислительных способностей мышечных волокон. С вышеизложенными результатами совпадает мнение   В. Якимовича   и   В. Тарасова   [80]   которые   считают,   что   наиболее   действенными   методами   и средствами совершенствования специальной выносливости спринтеров будут те, которые   направлены     на   формирование     умения,   сохранять   рациональную двигательную структуру в беге на последних метрах дистанции, несмотря   на утомление.     В   связи   с   этим,   они   рекомендуют   использовать   в   подготовке спринтеров   упражнения,   улучшающие   межмышечную   и   внутримышечную координацию: различные варианты тренировочных воздействий с изменением их внешних   (увеличение   или   уменьшение   силы   тяжести   и   силы   сопротивления внешней среды)и внутренних (увеличение веса тела спортсмена или его звеньев, использование упругих тяг и электростимуляции) условий. К первым относятся бег в гору, под уклон, бег с тормозными и тяговыми устройствами, а ко вторым ­ бег с поясами, жилетами, манжетами, резиновыми амортизаторами и т.д.     На   сегодняшний   день   естественные   способы   затруднения   и   облегчения выполнения соревновательного упражнения уже достаточно хорошо изучены и освещены   в   литературе   [49,   50,   57,   73].   В   то   же   время,   эффективность перечисленных   средств   развития   специальной   выносливости   определяется правильностью методики их выполнения. Так, например, для того, чтобы бег в гору   способствовал   развитию   локальной   мышечной   выносливости,   важно сочетание   значительного   внешнего   сопротивления   с   умеренным   темпом движений, в этом случае будет развиваться преимущественно КрФ механизм и аэробная мощность, при незначительном подключении гликолиза [20]. 21Что же касается возможности применения технических средств в процессе СФП,   то   они   исчерпаны   далеко   не   полностью,   в   связи   с   продолжающейся разработкой   новых   и   совершенствованием   уже   имеющихся   технических устройств и тренажеров.     На   сегодняшний   день   в   тренировочном   процессе   бегунов   на   короткие дистанции   тренажеры  и  технические  устройства   применяются  на  всех   этапах спортивного   совершенствования:   от   начальной   подготовки   до   высшего спортивного   мастерства.   Этому   способствовали   положительные   результаты многочисленных   исследований,   посвященные   изучению   возможности использовании технических средств с целью становления рациональной техники спринтерского   бега   и   ее   дальнейшего   совершенствования   [1,   36,   39,   40,   58] повышения   скоростных   [47,   48,   54]   и   скоростно–силовых   [12,   42,   47] способностей бегунов.   Однако, исходя из проблемы нашего исследования, наибольший интерес для нас   представляет   работы,  посвященные   изучению   эффективности   применения различных   технических   средств,   направленные   на   развитие   специальной выносливости спринтеров.     Так   исследования   И.   П.   Маракушкина   [54],   показав   эффективность применения   тренажера   «СОЛ»   ­   «Система   облегченного   лидирования»   в тренировочном   процессе   бегунов   на   короткие   дистанции   (400   м).   Автор рекомендует в качестве средства повышения работоспособности спортсменов, дважды в микроцикл, бег в облегченных условиях на отрезках от 30 до 100 м, со скоростью 105­110%, до 8 отрезков в одном занятии.   По данным С.Х. Манжуева [53] для спринтеров высокой квалификации /МС и   КМС/,   эффективным   средством   повышения   работоспособности   является использование   на   разных   этапах   годичного   цикла   беговых   упражнений   в 22облегченных   и   затрудненных   условиях,   создаваемых   «СОЛ»,   а   также применению   указанных   средств   с   одновременным   использованием   локальных нагрузок   в   виде   манжет   и   упругого   амортизатора.   Величина   тяги   вперед   и сопротивления в упражнениях может составлять от 5% до 15%   от веса тела спортсмена. В     работе   В.   Б.   Митреикина   [59]   подчеркивается,   что   специальная выносливость спринтеров связана с динамической силовой выносливостью таких мышечных   групп,   как   сгибатели   бедра,   сгибатели   голени   и   подошвенные сгибатели стопы. В связи с этим, автор рекомендует применять в подготовке спринтеров   сочетания   круговой   тренировки   с   отягощениями   и   бега   с   тягой вперед  и с  сопротивлением  на  тренажере «СОЛ», выполняемых  вариативным методом.    Несколько иной подход был избран Н. И. Лавриненко [47]. Применяя в исследовании   тормозные   и   тяговые   устройства,   автор   изучал   воздействие   на двигательные   способности   квалифицированных   спринтеров   не   только упражнений   с   постоянной   силой   тяги,   но   и   режима   "динамический   срыв"   и нарастающего   сопротивления.   В   результате   было   выявлено,   что   повышению скоростной выносливости спортсменов способствует бег с тягой вперед 3­4% от веса тела спортсмена на отрезках 80–100 м, выполняемый 3–4 серии по 2 раза и бег в режиме «динамический срыв» на отрезках 60–80 м, и 2–3 х 2 раза.       Наибольший эффект от указанных упражнений наблюдается при почитании их выполнения с бегом в естественных условиях в сочетании 2:1. Разработанный тренажер   Д.   Л.   Мироновым   и   Е.   Е.   Аракеляном     [58]   предназначен   для формирования   рационального   (с   точки   зрения   индивидуальной   техники) спринтерского бега по дистанциям, а также умение быстро отталкиваться от поверхности   дорожки,   что   является   основой   быстрого   бега.   Параллельно   с 23процессом   обучения   движения   с   помощью   данного   устройства   формирует необходимые физические качества.     Таким   образом,   анализ   средств   и   методов   развития   специальной выносливости   бегунов   на   короткие   дистанции   (преимущественно   на   200   м) показал наличие весьма разнообразных подходов к решению данной проблемы. Авторы   указывают   на   возможность   применения   на   этапе   углубленной специализации   спринтеров   всего   арсенала   средств   и   методов   спортивной подготовки, в том числе, различных способов изменения условии выполнения соревновательного направлением совершенствования специальной выносливости считается применение в процессе   Перспективным     упражнения. СФП различных технических устройств и тренажеров.     Однако   сведений   касающихся   решения   данного   вопроса,   весьма недостаточно.   Это   указывает   на   необходимость   дальнейшего   изучения возможностей   повышения   уровня   специальной   выносливости   спринтеров посредством применения тренажеров и технических устройств. Заключение по главе   Вопросы повышения уровня специальной физической подготовки бегунов на коротких дистанции в течение многих лет решались теоретиками и практиками спорта.     Многочисленные   исследования,   посвященных   этой   проблеме   позволяют констатировать,   что   повышение   спортивных   результатов   во   многом определяется   эффективностью   воздействия   на   «ведущие»   факторы, лимитирующие результат в избранном виде мышечной деятельности.   Анализ научно­методической литературы показал, что к числу двигательных способностей, от которых в значительной степени зависит результат в беге на 24200   м,   относится   специальная   выносливость,   причём   с   ростом   спортивного мастерства эта зависимость возрастает.   В связи с этим, важен рациональный выбор средств и методов специальной физической подготовки, направленных на развитие выносливости, а также поиск более   эффективных   путей   развития   этого   двигательного   качества   при подготовке бегунов на короткие дистанции.     Однако   данные   о   современной   методике   развития   специальной выносливости   спринтеров,   противоречивы.   Мало   изучены   возможности применения с этой целью кратковременных беговых упражнении максимальной мощности. Открытым остается вопрос о возможности повышения результатов в беге   на   200   м   за   счёт   применения   тренировочных   средств,   направленных   на повышение аэробных возможностей быстрых мышечных волокон.     Несмотря   на   существующее   мнение   о   перспективности   использования тренажеров и технических устройств для развития специальной выносливости спринтеров, немногочисленны.    результаты   исследований   по   этому   вопросу   весьма   Кроме этого мы не встретили в научно­методической литературе материалы по применению самого распространенного средства, используемого в подготовке спринтеров, барьеристов, прыгунов в длину и тройным и др., дополнительного сопротивления.   Вышеизложенное определило цель и задачи наших исследований. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЛАВА II   252.1. Задачи исследования          Для достижения поставленной цели в работе были выдвинуты следующие  задачи.          1. Разработать методику применения бега с дополнительным  сопротивлением в виде покрышки в подготовке бегунов на 200 метров.          2. Выявить динамику показателей, характеризующих уровень специальной  физической подготовленности у легкоатлетов­спринтеров на специально­подго­ товительном этапе. 2.2. Методы исследования          Для решения выдвинутых задач в работе использованы следующие  методы исследования:          – анализ научно­методической литературы;          – педагогические наблюдения;          – контрольно­педагогические испытания (тесты);          – педагогический эксперимент;          – методы математической статистики;          – фотоэлектронный хронометраж. 2.2.1. Анализ научно­методической литературы                  В процессе аналитического обзора, опубликованных в отечественной литературе, основное внимание уделялось проблемам специальной физической подготовки спринтеров и, в частности,  на этапе углубленной специализации и спортивного совершенствования. В частности были рассмотрены следующие аспекты:          ­ взаимосвязь результатов в беге на 200 м и уровня развития двигательных  26способностей спортсменов;                  ­ физиологические и биохимические факторы, определяющие уровень развития специальной выносливости спринтеров;                  ­   основные   средства   и  методы   развития   специальной   выносливости спринтеров;          ­ применения технических устройств в тренировочном процессе бегунов на короткие дистанции. 2.2.2. Педагогические наблюдения          Педагогические наблюдения проводились в ходе учебно­педагогического процесса   с   целью   контроля   за   динамикой   показателей   СФП   и   выполнения основного упражнения, направленного на развитие специальной выносливости. Кроме   того,   фиксировалось   время   выполнения   отдельных   тренировочных упражнений,   форма   и   длительность   интервалов   отдыха   после   выполнения упражнений и в периоды отдыха, субъективные ощущения спортсменов в ходе тренировочного   занятия.   Все   это   осуществлялось   для   получения   полной   и объективной информации по исследуемому вопросу. 2.2.3. Контрольно­педагогические испытания (тесты)                  Для оценки уровня специальной выносливости в наших исследованиях использовались общепринятые тесты:          – бег на 150 м с низкого старта;          – бег на  300 м с низкого старта.          Для оценки уровня показателей скорости в работе использовались:          – бег на 30 м с низкого старта;          – бег на 30 м с хода; 27– бег на 60 м с низкого старта.          Оценка уровня скоростно­силовых качеств легкоатлетов проводилась по  результатам прыжков в длину, тройным и десятикратным с места.                           Контрольно­педагогические испытания проводились до начала осенне­ зимнего подготовительного  периода  в середине и  по завершению,  т. е.  перед началом  зимнего соревновательного периода. Показатели, полученные до начала подготовительного   периода   (до   начала   педагогического   эксперимента),   были приняты за исходный уровень и сопоставлялись с результатами, полученными по завершению педагогического испытания. 2.2.4. Педагогический эксперимент                   Педагогический   эксперимент   проводился   с   целью   определения эффективности предложенной методики использования бега с дополнительным сопротивлением   в   виде   покрышки.   Эксперимент   проводился   в   естественных условиях учебно­тренировочного процесса и имел продолжительность 4 месяца. В нем принимали участие 10 квалифицированных и высококвалифицированных легкоатлетов­спринтеров (КМС – МС), специализирующихся в беге на 200 м из них: 4 – женщин и 6 – мужчин в возрасте 19 – 23 лет.                  Спортсмены тренировались по индивидуальным планам, составленные совместно   с   личным   тренером.   В   ходе   педагогического   эксперимента легкоатлеты   использовали   разработанную   методику   применения   бега   с дополнительным сопротивлением в виде покрышки весом 5 кг, длина веревки, прикрепленная с одной стороны к покрышке, а с другой ­ к поясу спортсмена, расположенного на пояснице, равнялась 10 м. 2.2.5 Методы математической статистики 28При обработке фактического материала применялись общепринятые статистические   методы   исследования   [10,   32],   с   расчетом   среднего σ ).   Для   оценки арифметического   (X),   среднеквадратического   отклонения   ( достоверности различий использовался t­ критерий Стъюдента. 2.2.6 Фотоэлектрический хронометраж                  Для регистрации времени пробегания дистанции, а также временных интервалов   производилась   с   помощью   измерителя   скорости   ИСВИ­I, производства ВИСТИ. Данный прибор обеспечивает измерения отрезков времени от 0,001 до 9,999 с. Погрешность измерения времени не более 0,001 с.                   Система   электронного   хронометрирования   ИСВИ­I   состоит   из фотодиодных   элементов,   источников   света   и   регистрирующего   устройства. Запуск   регистрирующего   устройства   при   беге   с   хода   происходит   при пересечении   спортсменом   оптической   оси   фотодиодного   элемента, установленного в начале пробегаемой дистанции, а при беге с низкого старта – синхронно   с   выстрелом   при   замыкании   контакта   в   стартовом   пистолете. Остановка   отсчета   времени   происходит   при   пересечении   спортсменом оптической оси фотодиодного элемента, установленного в конце пробегаемой дистанции.          Данная система использовалась при проведении контрольно­педагогичес­ ких испытаний (тестов). 2.3. Организация исследования        Все исследования, описанные в настоящей квалификационной работе,  проводились на базах РГУФКСМиТ  и  ЦСКА. 29На первом этапе исследования был проведен анализ научно­методической литературы по вопросам развития двигательных качеств и влияние их на уровень спортивных   результатов.   лимитирующие специальную   выносливость   и     основные   средства   и   методы,   используемые   Рассматривались   факторы, бегунами на короткие дистанции в круглогодичной тренировке.          Второй  этап исследования проводился в естественных условиях учебно– тренировочного   процесса,   где   изучались   особенности   применения   бега   с дополнительным   сопротивлением   у   легкоатлетов   в   осенне­зимнем подготовительном   периоде   (специально­подготовительный   этап)   годичного цикла подготовки.          Педагогический эксперимент проводился в естественных условиях учебно­ тренировочного процесса с ноября 2013 года по март   2014 гг. Особенность педагогического эксперимента заключалось в планомерном и целенаправленном использовании нетрадиционного средства подготовки. 30ГЛАВА III ИССЛЕДОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОГО СРЕДСТВА  ПОДГОТОВКИ, НАПРАВЛЕННОГО НА ПОВЫШЕНИЕ  СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ В БЕГЕ НА 200 М 3.1. Исследование  методики развития специальной выносливости  у бегунов на короткие дистанции                       По мнению многих авторов [23, 52, 76 и др.], тренировка бегунов на короткие   дистанции   на   всех   этапах   годичного   цикла   носит   комплексный характер,   обеспечивающий   рост   технического   мастерства   и   повышение специальной   физической   подготовленности   спортсменов,   что   влечет   за   собой улучшение   спортивного   результата.   Однако,   несмотря   на   то,   что   вариации параметров   нагрузки   по   месячным   циклам   незначительны, квалифицированных   спринтеров,   для   им   характерно   акцентированное сосредоточение   средств   различной   преимущественной   направленности   на определенных   этапах   подготовки.   В   частности,   основной   объем   средств, направленных на развитие специальной выносливости спринтеров приходится на специально­подготовительные этапы, как на осенне­зимний, так   и на весенне­ летний, продолжительность которых, как правило, составляет 6–7 недель [7, 49, 50,51,55,72].          Исходя из вышеизложенного, педагогический эксперимент был проведен на специально–подготовительном   этапе   осенне–зимнего   подготовительного периода. 31При планировании продолжительности исследования учитывалось, что систематическое   применение   физических   нагрузок   вызывает   адаптационные изменения   в   организме   спортсменов,   которые   проявляются   в   виде   Последовательная   кумуляция кумулятивного   тренировочного   эффекта. тренировочного эффекта нагрузок различной преимущественной направленности имеет   на   продолжительных   этапах   подготовки   и   проявляется   только   в   том случае,   если   тренировочный   эффект   нагрузки   носит   относительно   стойкий характер.   По   данным   Н.   И.   Волкова   [14]   ,   для   достижения   выраженного улучшения большинства биохимических показателей требуется от четырех до   продолжительность   специально­ восьми   недель.   В   связи   с   этим, подготовительного   мезоцикла   составляет   семь   недель   (семь   микроциклов   по шесть тренировочных занятий в каждом).          При составлении экспериментальных программ учитывались рекомендации, имеющиеся в литературе [37, 47, 68].          Программа предусматривала выполнение беговых нагрузок в естественных условиях   учебно­тренировочного   процесса   с   применением   покрышки, прикрепленной на веревке за спиной к поясу легкоатлета. Нагрузка состояла из повторных беговых упражнений с максимальной скоростью (отрезки 60 и 100 м), выполняемых в сочетании с паузами активного отдыха, продолжительностью до 5   мин.   Количество   отрезков   в   одном   тренировочном   занятии   колебалось   в пределах   от   6   до   8.   При   этом   мы   учитывали   возможность   спортсменов поддерживать заданную скорость выполнения упражнений в одном занятии. В недельном   микроцикле   планировались   два   тренировочных   занятия   с использованием бега с отягощением. 32Важной отличительной особенностью экспериментальных тренировочных занятий было отсутствие в нем беговых упражнений анаэробно­гликолитичес­ кой направленности, когда использовался бег с отягощением.                   Динамика   тренировочных   нагрузок   в   период   исследования   имела волнообразный характер. Варьирование величиной нагрузки осуществлялось за счет   изменения   ее   объема   и   контролировалось   в  основном   тренером   группы, которая принимала участие в экспериментальных исследованиях.                  Предполагалось,  что выполнение  предложенной  нами программы на специально­подготовительном   этапе   годичного   цикла   будет   способствовать эффективному   развитию   специальной   выносливости   спринтеров   и   улучшению спортивных результатов в беге на 200 м по сравнению с исходными данными, т.е. результатами предыдущего (зимнего) сезона.          Отличия в содержании тренировочных программ у юношей и девушек, как было   отмечено   выше,   носили   только   количественный   характер,   т.е.   имелось некоторое   несовпадение   объемов   выполняемого   средства,   что   соответствует сведениям,   имеющимся   в   литературе   относительно   особенностей   организма специфической   физической   подготовки   и   мужчин   и   женщин, специализирующихся в беге на короткие дистанции.          Всего за период исследования было проведено 12 тренировочных занятий с использованием  дополнительного сопротивления. 3.2. Динамика показателей, характеризующих  уровень  физической подготовленности спортсменов  за период проведения педагогического эксперимента                   Контроль   за   динамикой   специальной   физической   подготовленности лёгкоатлетов   осуществлялся   по   показателям,   характеризующие   уровень 33специальной беговой и скоростно­силовой подготовленности с периодичностью в 2 недели (промежуточное тестирование – на 3 неделе исследования).           Результата, полученные в ходе проведения педагогического эксперимента представлены в таблицах 1 и 2.          Как следует из табл. 1, по завершению экспериментальных исследований скоростные показатели (бег на 30 и 60 м с низкого старта) у женщин, в среднем, улучшились на 1,1%. Показатели, характеризующие специальную выносливость (бег на 150 и 300 м с высокого старта) выросли, в среднем, на 1,57%. В то же время если прирост результата в беге на 150 м составил 1,8%, то на дистанции вдвое длиннее прирост составил чуть меньше – 1,34%. В большей степени, по сравнению   с   другими   тестами,   улучшились   результаты   в   скоростно­силовой (прыжковой) подготовке (прыжки с места в длину, тройным и десятикратным) ­ на 3,23%. Наибольший прирост отмечен в прыжке в длину с места – 4,5%.                                                                                                                      Таблица 1 Показатели, характеризующие специальную физическую подготовленность квалифицированных бегуний  на короткие дистанции (n = 4) № п/п 1 Бег на 30 м с низкого старта, с Показатели 2 Бег на 60 м с низкого старта, с 3 Бег на 150 м с высокого старта, с 4 Бег на 300 м с высокого старта, с 5 Прыжок в длину с места, м 6 Тройной прыжок с места, м 7 Десятикратный прыжок с места, м 8 Спортивный результат в беге на 200м, с До В процессе После 4,19 ( 0,04 100% 7,98 ( 0,12 100% 19,22 ( 0,21 100% 42,16 ( 1,15 100% 2,44 ( 0,05 100% 6,88 ( 0,10 100% 24,45 ( 0,50 100% 25,63 ( 1,14 100% 4,16 ( 0,05 100,72% 7,92 ( 0,08 100,75% 19,01 ( 0,10 101,1% 42,00 ( 0,15 100,38% 2,48 ( 0,04 101,63% 6,98 ( 0,09 101,45% 24,67 ( 0,43 100,89% 25,50 ( 1,19 100,5% 4,14 ( 0,04 101,26% 7,90 ( 0,07 101,01% 18,88 ( 0,13 101,8% 41,60 ( 0,18 101,34% 2,55 ( 0,06 104,5% 7,08 ( 0,05 102,90% 25,10 ( 0,47 102,65% 25,40 ( 0,18 100,9% 34За период проведения экспериментальных исследований, спортивный результат   в   беге   на   200   м   у   бегуний   повышался.   Если   после   двух   недель применения бега с дополнительным сопротивлением в виде покрышки весом 5 кг прирост   составил   0,5%,   то   после   завершения   педагогического   эксперимента результат улучшился еще на 0,4% или в целом – на 0,42 с.                  Что касается мужчин (табл. 2), то за период проведения исследований результаты   в   скорости   (по   сравнению   с   исходными   данными)   улучшились,   в среднем   на   0,80%.   Тесты,   определяющие   уровень   специальной   выносливости спринтеров  (бег на 150 и 300 м), выросли  на 2,15%.   Если у женщин, бег с дополнительным   сопротивлением   в   виде   покрышки,   оказал   существенное влияние   на   результат   в   беге   на   150   м   (один   из   показателей   специальной выносливости), то у мужчин, напротив, наибольший прирост был зафиксирован в беге на 300 м – 2,55%. Подсчет результатов тестирования скоростно–силовой (прыжковой)   направленности   (прыжки   в   длину   с   места,   тройным   и десятикратным)   выявил   прирост   на   1,82%.   Более   высокий   результат   был достигнут   в   тройном   прыжке   –   2,63%.   Все   это   способствовало   улучшению спортивного результата у бегунов на 200 м на 1,26% или 0,28 с.                                                                                                                 Таблица 2 Показатели, характеризующие специальную физическую подготовленность квалифицированных бегунов на короткие дистанции (n = 6) № п/п 1 Бег на 30 м с низкого старта, с Показатели 2 Бег на 60 м с низкого старта, с 3 Бег на 150 м с высокого старта, с 4 Бег на 300 м с высокого старта, с До В процессе После 3,98 ( 0,02 100% 7,05 ( 0,06 100% 16,87 ( 0,28 100% 35,38 ( 0,27 3,96 ( 0,05 100,5% 7,03 ( 0,09 100,28% 16,70 ( 0,17 101,01% 34,77 ( 0,27 3,95 ( 0,02 100,75% 6,99 ( 0,04 100,85% 16,50 ( 0,22 102,24% 34,50 ( 0,21 355 Прыжок в длину с места, м 6 Тройной прыжок с места, м 7 Десятикратный прыжок с места, м 8 Спортивный результат в беге на 200м, с 100% 2,88 ( 0,06 100% 8,72 ( 0,15 100% 32,83 ( 0,39 100% 22,38 ( 0,17 100% 101,75% 2,90 ( 0,08 101,75% 8,80 ( 0,07 100,69% 33,07 ( 0,38 100,73% 22,20 ( 0,09 100,81% 102,55% 2,93 ( 0,06 101,73% 8,95 ( 0,12 102,63% 33,41 ( 0,50 101,76% 22,10 ( 0,10 101,26%                   Таким   образом,   результаты,   полученные   в   ходе   проведения экспериментальных   исследований,   позволяют   говорить   об   эффективности использование   бега   с   дополнительным   сопротивлением   в   виде   покрышки   в подготовительном периоде, направленного на развитие скоростной выносливости бегунов, специализирующихся в беге на 200 м.            В то же время, как показывают результаты исследования, использования бега   с   дополнительным   сопротивлением   в   виде   покрышки   весом   5   кг   в тренировочном   процессе   у   бегуний,   способствовало   повышению   уровня скоростно–силовой (прыжковой) подготовленности. Данное обстоятельство, по всей вероятности, связано с тем, что вышеуказанное нетрадиционное средство способствовало совершенствованию силового потенциала и взрывной силы мышц нижних   конечностей   спортсменок,   что   и   отразилось   на   результатах педагогического   тестирования.   Тем   самым   наши   предположения   о положительном влиянии бега с сопротивлением на специальную выносливость бегуний,   в   большей   степени,   подтвердились   результатами   педагогического эксперимента.          Для наглядно отображения результатов педагогического эксперимента на  рис. 1–3 представлены один из показателей, характеризующих различные  стороны специальной физической подготовленности. 36Рис. 1 Динамика бега на 60 м с низкого старта                               Рис. 2 Динамика бега на 300 м с высокого старта 37Рис. 3 Динамика тройного прыжка с места ВЫВОДЫ          1. Анализ литературы и передовой практический опыт тренировки в беге на короткие   дистанции,   результаты   собственных   исследований   показали,   что вопросам развития и совершенствования специальной выносливости  в беге на короткие   дистанции   уделяется   значительное   место.   В   настоящее   время разработаны общедоступные, традиционные средства и методы, направленные на совершенствования специальной выносливости у бегунов и бегуний на 200 м.          2. Педагогические наблюдения за ходом подготовки квалифицированных спринтеров   показали,   что   в   осенне­зимнем   подготовительном   периоде лёгкоатлеты   часто   используют   бег   с  дополнительным   сопротивлением   в  виде покрышки. Однако, на практике отсутствует обоснованная методика применения 38нетрадиционного   средства, данного,   направленного   не   только   на совершенствование   специальной   выносливости,   но   и   других   показателей, характеризующих специальную физическую подготовленность.                  3.    Использование в тренировке  спринтеров бега с дополнительным сопротивлением   в   виде   покрышки   способствовало   улучшению   показателей, характеризующих специальную выносливость (бег на 150 и 300 м) – на 2,49%. В большей   степени   существенное   влияние   вышеуказанное   средство   оказало   на результат в беге на 300 м.                   4.   Использование   в   тренировке   бегуний   бега   с   дополнительным сопротивлением   в   виде   покрышки   способствовало     наибольшему   приросту показателей, (прыжковую) подготовленность (прыжок с места: в длину, тройным и десятикратным) – на скоростно­силовую       характеризующих 3,23%.           5.  Бег с дополнительным сопротивлением в виде покрышки весом 5 кг (длина   веревки   прикрепленной   к   поясу   спортсмена,   который   расположен   на пояснице, равна 10 м)   используется на специально­подготовительном этапе 2 раза в недельном микроцикле на отрезках 60 и 100 м.  39СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ           1. Абросимов В.В. Исследование ритмо­скоростной структуры движений бегуна­спринтера   и   возможностей   её   совершенствования   с   использованием тренажерных устройств: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.­ Кишинев. 1977. ­ 24 с.           2. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. ­ М.; физкультура и спорт, 1983 г. ­ 176 с.  403. Азбука тренировки легкоатлета / Под ред. И.Вацула, Э.Достал, В.Вомач­ ка и др. – Минск, Полымя, 1986. ­ 136 с.                  4. Алабин В. Г. Многолетняя подготовка легкоатлетов: (на примере скоростно­силовых видов). ­ Минск, Полымя, 1981 – 207 с.          5. Алешкевич В.Л. Соотношение объемов основных тренировочных средств специальной   физической   подготовки   у   спринтеров   высокой   квалификации: Автореф. дис. … канд. пед. наук.­ Минск, 1987. ­ 24 с.          6. Аракелян Е.Е., Вовк С. И. Специальная физическая подготовка бегуний на короткие дистанции: Методические разработки для слушателей факультета повышения квалификации и студентов тренерского факультета ГЦОЛИФК.­ М., 1989. ­ 19 с.                   7.   Аракелян   Е.Е.,   Левченко   А.В.,   Романова   Н.Н.   Планирование   и организация   подготовки   бегунов   на   короткие   дистанции   в   годичном   цикле: Методическая   разработка   для   слушателей   ФПК,   Высшей   школы   тренеров   и студентов тренерского факультета ГЦОЛИФК. ­ М.. ­ 29 с.                   8.   Арефьев   В.Г.   Возрастная   структура   специальной   физической подготовленности как основа планирования режимов тренировочных нагрузок у легкоатлетов­спринтеров / Режимы тренировочных нагрузок: Сб. науч. тр.­ Киев, 1982. – С. 46­78.                   9.   Арзуманов   Г.Г.   Влияние   тренировочных   режимов   на   изменение показателей   структурных   компонентов   техники   бега   и   специальной работоспособности спринтера: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. ­ М.,1980.­ 24 с.                   10.  Ашмарин   Б.А.  Теория   и   методика   исследований   в   физическом воспитании. – М.: Физкультура и спорт; 1978. ­ 223 с. 4111. Баевский Р.М. К проблеме оценки степени напряжения регуляторных систем   организма.   Адаптация   и   проблемы   общей   патологии.   ­   Новосибирск; 1974.­ 44­48 с.          12. Бакрадзе Т. А.  Исследование эффективности специальных средств с искусственной тягой на развитие скоростных качеств бегуна: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. ­ Тарту, 1971. – 22 с.                   13. Бартеньев Л.Е. Бег на короткие дистанции. – 2­е изд., исп. – М.: Физкультура и спорт, 1971 ­ 72 с.                   14. Биохимия: Учебник для ин­тов. физ. культуры / Под ред. В. В. Меньшикова, Н. И. Волкова. – М.: Физкультура и спорт 1986 ­ 384 с.          15. Болдырев Ю.В. повышение специальной работоспособности бегунов на короткие  дистанции  на  основе   развития навыков  произвольного  расслабления мышц: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Л., 1989. – 23с.                  16. Борилкевич В.Е. Физическая работоспособность в экстремальных условиях   мышечной   деятельности:   методический   и   кардиореспираторные характеристики бега на различные дистанции. – ЛГУ, 1982. – 97 с.          17. Брейзер В., Табачник Б., Иванов В. ­ Бег с парашютом: Спринт: теория и практика // Легкая атлетика ­ 1988 ­ №10. – С. 14­15.          18. Васюк В.Е. Скоростно­силовая подготовка юных бегунов на короткие дистанции   на   основе   комплексной   методики   включающей   использование специальных тренажерных устройств: Автореф.дис. … канд. пед. наук. – М.. 1984. – 20 с.          19. Верхошанский Ю.В., Черноусов Г.В. Прыжки в тренировке спринтера // Легкая атлетика. – 1974. – № 9. – С. 16–17.          20. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки   спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331 с. 4221. Виру А.; Структура адаптации организма к условиям существования / Известия. Академ. наук ЭССР. Биол. – 1980. – Т29. – №3. – С. 165–174.                  22. Вовк О.И. Специальная физическая подготовка в беге на 400 м в годичном цикле на этапе спортивного совершенствования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 1992.– 24 с.           23. Вовк С.И. Специальная физическая подготовка бегуний на короткие дистанции на этапе спортивного совершенствования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 1997. – 21 с.                  24. Волков А.К. Сравнительный анализ технической подготовленности спринтеров   различной   квалификации   по   данным   ритмовой   структуры   бега   // Резервы   повышения   подготовки   юных   и   взрослых   спринтеров   на   различных этапах   становления   спортивного   мастерства   Сб.   науч.   раб.   ГЦОЛИФК   им. Лесгафта. – Л., 1981. – С. 74–79.          25. Волков В.М. Тренировка и восстановительные процессы: Уч. пособие.­ Смоленск, 1990. – 149 с.          26. Волков В.М., Ромашов А. В. Предсоревновательная подготовка  спортсмена: .Уч. пособие. – Смоленск, 1991. – 107 с.           27. Волков Н.И. Энергетический обмен и работоспособность человека в условиях   напряженной   мышечной   деятельности:   Автореф.   дис.   ...   канд.   пед. наук. – М., 1969. – 32 с.          28. Волков Н.И. Тесты и критерии для оценки выносливости спортсменов: Уч. пособие для слушателей Высшей школы тренеров ГЦОЛИФК. – М., 1989. – 44 с.                  29. Высочин Ю.В. Зависимость квалификации спринтеров от уровня развития   важнейших   физических   качеств   на   различных   этапах   становления спортивного мастерства // Резервы повышения эффективности подготовки юных 43и   взрослых   спортсменов   на   различных   этапах   становления   спортивного мастерства: Сб. научн. тр. – Л., 1981. – С. 102­109.           30. Высочин Ю.В., Кузнецов Г.Г., Сальников Е.М. и др. Расслабление мышц; креатин   фосфатный   обмен   и   регуляция   ритма   сердца   у   спринтеров   высокой квалификации // Пути повышения эффективности подготовки юных и взрослых спортсменов: Сб. науч. тр. – Л., 1985. – С. 57–60.          31. Галухин Р.М. Исследование возрастных изменений и методики развития скоростных качеств и специальной выносливости у юных бегуний на короткие дистанции: Автореф. дис. ... канд.пед.наук. – М., 1975. – 21с.           32. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок.­ М.: Физкультура и спорт, 1980. – 135 с.                   33.   Годик   М.А.   Спортивная   метрология:   Учебник   для   ин­тов   физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 192 с.          34. Голованов В., Горожанин В.; Челночный метод в тренировке спринтеров // Легкая атлетика. – № 11. – 1966. – С. 12.                  35. Демерков С.В. Оптимизация тренировочного процесса бегунов на короткие дистанции на этапе углубленной подготовки. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Киев, 1987. – 22 с.           36. Добровольский С.С. Методика использования технических средств и тренажеров   для   раскрытия   и   совершенствования   двигательных   возможностей спортсменов в спринтерском беге: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1979. – 23 с.                   37.   Добровольский   С.С.   Оптимизация   интенсивной   технологии совершенствования   двигательных   действий   –   бегунов–спринтеров   с использованием технических средств // Теория к практика физ. культуры. –1993. – №3. – С. 23–28. 4438. Еркомайшвили И.В. планирование физической подготовки конькобежек групп спортивного совершенствования. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 1990. – 24 с.                   39.   Ерощев   В.Д.   Индивидуализация   тренировочного   процесса квалифицированных спринтеров: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М.: 1988. – 23 с.          40. Жуков И. А. Критерии эффективности техники спринтерского бега в процессе ее совершенствования. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – 1991. – 23 с.           41. Збарский Е.А. Подготовка бегунов на короткие дистанции на основе использования   системы   "облегчающего   лидирования"   с   обратной   связью: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.– М., 1992. – 24 с.                  42. Зуб А.А. Методы специальной физической подготовки спринтеров­ женщин высокой квалификации: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 1983. – 25 с.          43. Кайтмазова Е.Н., Теннов В.П. Легкая атлетика за рубежом: на старте женщины. – М.; Физкультура и спорт, 1978. – 263 с.                  44. Кириллов А. А. Воспитание скорости бега у юных футболистов // Футбол. – 1984. – С. 43–45.           45. Книга тренера по легкой атлетике / Под ред. Л.С.Хоменкова. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 399 с.          46. Коробов А., Волков Н.; Бег на средние дистанции // Легкая атлетика. – 1983. – № 11. – С. 6–8.           47. Лавриенко Н.И.  Эффективность средств  вариативно превышающих воздействий   для   развития   скоростно­силовых   качеств   у   квалифицированных бегунов на короткие дистанции. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 1988. – 23 с. 4548. Левченко А.В. Специальная силовая подготовка бегунов на короткие дистанции в годичном цикле: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 1982. – 23 с.          49. Легкая атлетика: Учеб. для студентов пединститутов по спец. №2114. «Физ. воспитание» / Под ред. А. Н. Макарова. – 2­е изд. перераб. и дополнено. – М.: Просвещение, 1987. – 304 с.           50. Легкая атлетика: Учеб. для институтов физ. культуры / Под ред. Н. Г.  Озолина, В. И. Воронкина. Ю.Н. Примакова. – Изд.4–е; доп.: перераб. – М.:  Физкультура и спорт, 1989. – 671 с.                     51.   Легкая   атлетика:   учеб./   под   общ.   ред.   Н.Н.   Чеснокова,   В.Г. Никитушкина. – М.: Физическая культура, 2010. – 448 с.                  52. Легкая атлетика за рубежом / Под ред. Е.Н. Кайтмазовой. – М.: Физкультура и спорт. – 1974. – 61–83 с.                   53.   Максименко   Г.Н.   Управление   тренировочным   процессом   юных бегунов.­ Киев: Здоровье, 1978. – 144 с.                  54.  Манжуев  С.X.    Нетрадиционные   средства  и  методы  повышения специальной работоспособности  бегунов  на короткие   дистанции:   Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 1984. – 23 с.                  55. Маракушкин И.П. Экспериментальное обоснование рационализации процесса   подготовки   высококвалифицированных   бегунов   на   400   м   на   основе использования тренажерного комплекса "облегчающего лидирования": Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 1978. – 24 с.                 56.   Макух   Р.     Педагогическая   оценка   специальной   физической   подготовленности легкоатлетов спринтеров. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Киев . –1984. – 24 с.           57. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. – М.; Физкультуры и спорта. – 1977. – 278 с. 4658. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры  / Общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико­методические аспекты спорта и профессионально–прикладных форм физической культуры: Учеб. для ин–тов физ. культуры. – М.: Физкультуры и спорта, 1991. – 543 с.                  59. Миронов Д.А., Аракелян Е.Е. Нетрадиционный способ подготовки юношей на этапе начального обучения в беге на короткие дистанции // Состояние и тенденции развития физической культуры и спорта в обществе. Тез. докладов научно­практич. конференции. ВГИФК МГАФК. – Воронеж, 1999. – 20–21 с.          60. Митрейкин В. Г. Средства и методы воспитания силовой выносливости у квалифицированных спринтеров: Автореф. дис. ... канд. под. наук. –М., 1984. – 22 с.          61. Наука и спорт: Сб. обзор, ст. (перевод с английского). – М.: Прогресс, 1982. – 270 с.          62. Обухов С.М. Методика развития мышечной выносливости у бегунов на средние дистанции 12–17 лет: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 1991. – 24 с.          63. Озолин Э.С. Спринт и скоростная выносливость // Легкая атлетика. –  1971. – № 12. – 14 с.                  64. Озолин Э.С. Специализация с универсальной подготовкой // Легкая атлетика. – 1985. – № 10. – 7 с.          65. Озолин Э.С. Спринтерский бег. – М.: Физкультура и спорт, 1986.– 159 с.           66. Озолин Э.С. Спринтерский бег / Э.С. Озолин ; Моск. регион. центр развития легкой атлетики ИААФ. ­ М.: Человек, 2010. ­ 175 с           67. Остапенко А.Н. и др. Легкая атлетика: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа: 1979. – 208 с. 4768.   Петровский   В.   В.   Бег   на   короткие   дистанции   (спринт).   –   М.: Физкультура и спорт. – 1978. – 80 с.          69. Попов В.Б. 555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов / В.Б.   Попов   ;   Всерос.   федер.   легкой   атлетики,   Моск.   регион.   центр   развития легкой атлетики ИААФ. ­ (Изд. 2­е, стер.). ­ М.: Человек, 2012. ­ 219 с.: ил.           70. Рахманов X.М. Специальная выносливость бегунов на 200 метров и методы её повышения: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1981. – 22 с.                   71.   Сарсания   С.   К.,   Селуянов   В.Н.   Факторы,   определяющие   и лимитирующие   результаты   в   беге   на   300   метров   //   Факторы;   лимитирующие повышение работоспособности у спортсменов высокой квалификации: Сб. научн. тр. М.: ГЦОЛИФК, 1990. – 20–28 с.                   72.   Селуянов   В.Н.,   Сарсания   С.   К.   Пути   повышения   спортивной работоспособности: Методические рекомендации. – М., 1987. – 23 с.          73. Селуянов В. Биомеханизмы циклических локомоций (спринтерский бег, велосипедный   спорт,   конькобежный   спорт)   /   Виктор   Селуянов   //   Наука   в олимпийском спорте. ­ 2005. ­ N 2. ­ С. 169­181. Спортивная физиология: Учеб. для институтов физ. культуры. / Под ред. Л. М. Коца, – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 240 с.          74. Султанов Н.А. Обоснование дифференцирования тренировки бегунов на   100   и   200   метров,   в   связи   с   индивидуальными   особенностями:   Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 1979. – 19 с.           75. Токарев Б., Кузнецов Е.  На дистанциях 100, 200, 400 метров. Наша школа легкой атлетики: техника, тактика // Легкая атлетика. – 1968. – № 2. – 11. – 16 с.          76. Учебник тренера по легкой атлетике под ред. Л. С. Хоменкова. – Изд. 2–е перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – С. 116–14.  4877. Фарфель В.И. Физиология спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 361 с.                   78.   Физиологические   и   биохимические   факторы,   лимитирующие спортивную работоспособность. – Уч. пособие. – Волгоград: ВКИФК, 1986. – 9б с.           79. Филин В.П. Бег на короткие дистанции. – М.: Физкультура и спорт, 1964. – 211 с.                   80. Филин В.П., Фомин Н.А. На пути к спортивному мастерству. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 159 с.                  81. Фомин Н.А., Вавилов Ю.А. Физиологические основы двигательной активности. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 224 с.          82. Щербина Н.Н. Развитие специальной выносливости у бегунов на 200 м в подготовительном периоде тренировки: Автореф. дис.  ... канд. пед. наук. – Л., 1981. – 24 с.                  83. Якимович В., Тарасов В. Импульсы управления: спринт: теория и практика // Легкая атлетика. – 1988. ­ № 10. – С. 12–13. Исполнитель ВКР    _________________________________ (Бородина  Я.) 49Научный руководитель, д.п.н. _________________________ (Чернов С.С.) Зав. каф. ТиМ легкой атлетики, д.п.н.  ___________________(Чесноков Н.Н.) Дата защиты ________________________________________ Оценка за защиту ____________________________________ Председатель ГАК __________________________________ 50