УДК 740
Макарова Ю.В.
Преподаватель,
КГПОАУ «Камчатский политехнический техникум»
Специфика дисциплины «Основы философии» в системе среднего профессионального образования
UDK 740
Мakarova Y.V.
Teacher,
KGPOAU «Kamchatka Polytechnic College”
The specifics of the discipline "Fundamentals of Philosophy" in the system of secondary vocational education
Аннотация: в статье рассматривается специфика дисциплины «Основы философии» в рамках среднего профессионального образования, ее значимость, способность развивать навыки критического мышления, креативного подхода к решению онтологических, гносеологических и аксиологических проблем и грамотно строить рассуждения и вести диалог. Дисциплина «Основы философии» в среднем профессиональном образовании обязательна для всех специальностей КГПОАУ «Камчатский политехнический техникум». Согласно ФГОС СПО норма учебных занятий по философии — 48 часов.
Ключевые слова: философия, мировоззрение, компетенции, креативность, абстракция, диалектика, мышление, анализ.
Keywords: philosophy, worldview, competence, creativity, abstraction, dialectic, thinking.
В разное время требования, предъявляемые к студенту – будущему специалисту, одни и те же – научиться применять полученные знания на практике, воспитать навыки самостоятельной активной, творческой деятельности, свободно ориентироваться в информационном пространстве, без этих навыков невозможно дальнейшее образование и карьерный рост. Развитие творческих способностей, развитие теоретического, рационального мышления, стремление к постоянному самосовершенствованию и самообразованию как никогда необходимы в современном обществе специалисту в любой области.
Ещё в XVIII веке швейцарский педагог и один из крупнейших гуманистов Иоганн Генрих Песталоцци высказал замечательную мысль о том, что знание нельзя передать, можно только побудить человека к мышлению и познанию, ибо ученик – не сосуд, извне наполняемый влагой познания, а очаг мысли, который надо умело разжечь.
В настоящее время роль философии недооценена, особенно при подготовке специалистов среднего звена, а ведь изучение философии во многом способствует развитию логического мышления, умению абстрактно мыслить, изменяя мировоззрение от обыденного к научно-философскому, подвергающему все критическому анализу.
Иммануил Кант немецкий философ и один из центральных мыслителей эпохи Просвещения, говорил: «Не мыслям надо учиться, а мыслить!», ему вторит Марта Крэйвен Нуссбаум, американский философ, еще в 1998 г. на ХХ Всемирном философском конгрессе, она заметила, что: «… философия должна не учить запоминанию фактов, а развивать способности рассуждать и ставить вопросы. Смысл же философских занятий состоит в том, чтобы человек научился думать сам и следовал своему разуму, а не обращался бы по каждому вопросу к авторитетам. Отсюда задача философии – учить общению, диалогу, чтобы человек стремился не к самоутверждению, а к поиску истины. Это в свою очередь предполагает, что все люди заслуживают быть выслушанными»[1].
У студентов часто складывается мнение, что философия – ненужный, сложный для понимания предмет, ее роль ими часто недооценивается, они считают ее малозначимой, несвязанной с их будущей профессией, а потому относятся к ее изучению несерьезно, без интереса: «Зачем автомеханику философия, мы что будем крутить гайки и думать о бытие?», подобные вопросы студенты задают довольно часто.
Однако, философия – это не просто рассуждение о мире, это еще и опыт, знания, которые открывают нам новый мир, по окончании курса она не уходит, она остается со студентом формируя его мировоззрение. И поэтому очень важно уметь заинтересовать студента, открыть предмет с новой стороны. Все свои знания философия черпает из жизни и решает свои вопросы с единственной целью – помочь человеку совершенствоваться и выработать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки, с помощью которых можно преодолеть жизненные невзгоды и добиваться успеха. Мозговой штурм, один из приемов который можно использовать уже в первые часы изучения философии. Определите на основе анализа цитаты основную идею – Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого» Что Сократ имел в виду? Мне кажется это абсурдное изречение, докажите, что это не так «Чего я не знаю, того и не предполагаю знать», говорил Платон, в чем разница этих изречений? Или Какому философскому направлению близко понимание бытия, отраженное в высказываниях Генриха Гейне: «Илиада, Платон, Марафонская битва, Моисей, Венера Медицейская, Страсбургский собор, французская революция, Гегель, пароходы и т. д. – все это отдельные удачные мысли в творческом сне Бога, но настанет час, и Бог проснется, протрет заспанные глаза, усмехнется - и наш мир растает без следа, да он, пожалуй, и не существовал вовсе»? Ребята подумаете, разрешим ли парадокс, сформулированный Ф. М. Достоевским, он полагал, что зло присуще самой природе человека и будет существовать всегда, пока есть человек. Лишить человека возможности делать зло можно, только лишив его свободы. Однако люди всегда боролись со злом и мечтали искоренить зло в мире.
Таким образом мы применяем технологии критического мышления, такие задания помогают студенту творчески осмыслить материал и выразить собственное мнение, они формируют культуру мышления, учат вести дискуссию и уважать чужое мнение.
Философия обращена к проблемам смысла жизни, смысла ценностных ориентаций и осознанием возможностей воплощения их в жизнь. Она открывает путь к самостоятельному разумному и нравственному решению экзистенциальных проблем.
Следует обратить внимание на тот факт, что, у некоторой части студентов (да и у иных преподавателей специальных дисциплин в техникуме) на редкость обыденное, узкое, примитивное представление о философии как о предмете, основанном на отвлечённых рассуждениях. А это далеко не так, философское знание в силу специфики своего предмета и места в системе обучения выполняет прежде всего мировоззренческую и методологическую функции – способствует формированию у студентов идейной зрелости, убеждённости, умению творчески осмысливать философские положения и самостоятельно применять их при анализе моральных, духовных, культурных, цивилизационных, общественно-политических, личностных, идеологических, научных и глобальных проблем.
В процессе изучения философии, студенты развивают абстрактное, теоретическое, логическое мышление – таким образом формируя культуру мышления. Культура мышления современного человека – это диалектика ума, умение мыслить нестандартно, креативно, самостоятельно анализировать предметы, явления и процессы, вскрывать в них главное и существенное, это умение отказаться от штампов и обыденного мышления, еще Аристотель полагал, что много есть наук более полезных, чем философия, но нет ни одной из них, более важной.
В процессе освоения дисциплины «Основы философии» студент должен постоянно анализировать не только учебный материал, но и окружающую его действительность. Студент должен стремиться осмыслить, понять, изменить свое отношение к миру, свой внутренний мир, показать объём и глубину материала с которым он ознакомился в процессе изучения предмета, конкретизировать его, проанализировать и в результате приобрести уверенность в своих знаниях.
Изучая философию, студенты учатся правильно строить речь, вести диалог и подобно Сократу в споре находить аргументы для отстаивания собственной позиции, находить истину. Знания в области философии способствуют формированию у студентов стратегического мышления, мышления «на перспективу», они развивают навыки критического анализа, а также расширяют возможности в будущей профессиональной деятельности. Студенты учатся осознавать свои возможности, а также понимать свои цели, видеть себя не как узкого специалиста в рамках одной профессии, а воспринимать себя как разностороннюю личность в определенном культурно-историческом контексте.
Список использованной литературы:
1. Вопросы философии. № 5 – М.: «Наука», 1999. - С. 43.
2. Аристотель. Метафизика /перевод А.В. Кубицкого. СОЦЭКГИЗ, 1934. – 35 с.
3. Корчагин В.Н. Генезис системно-синергетической педагогики: неофилософия / В.Н. Корчагин. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003. – 186 с.
4. Черепкова, О. О. Роль философии в подготовке студентов инженерных специальностей / О. О. Черепкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 34 (376). — С. 172-175. — URL: https://moluch.ru/archive/376/83686/ (дата обращения: 28.11.2022).
5. http://проф-обр.рф/publ/19-1-0-1588 Христич Любовь Алексеевна, преподаватель ОГБПОУ «Смоленская академия профессионального образования», г. Смоленск (дата обращения: 28.11.2022).
6. https://multiurok.ru/index.php/files/statia-tekhnologii-prepodavaniia-filosofii-v-bodai.html (дата обращения: 28.11.2022).
7.https://t-obr.ru/component/djclassifieds/?view=item&cid=4:publ-ssh-bf&id=1182:специфика-преподавания-философии-в-системе-среднего-профессионального-образования&Itemid=464 (дата обращения: 28.11.2022).
8. https://studfile.net/preview/3108892/page:15/ (дата обращения: 28.11.2022).
Скачано с www.znanio.ru
[1] Вопросы философии. № 5 – М.: «Наука», 1999. - С. 43.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.