Специфика изобразительных приемов архитектурной графики
Графическое изображение чего-либо не является точной копией изображаемого. Оно конструируется с помощью следующих изобразительных средств: точки, линии, тона и цвета. Особенность архитектурного объекта состоит в том, что он всегда мыслится как нечто неотрывное от контекста, конкретных условий среды. Он имеет большой размерный ряд среди искусственно созданных объектов предметного мира и сомасштабен основным компонентам среды. Главное его качество – архитектоничность, то есть то, что определяет художественную выразительность конструкции. При этом стиль, с помощью которого кодируется композиционная выразительность любого архитектурного объекта, является тем средством, благодаря которому структурируется и формализуется эстетическая информация. Перечисленные качества архитектурного объекта отличают его от других творений искусства. Если художник связан с объектом (живописным полотном, произведением станковой графики, скульптурой, ювелирным изделием) напрямую, без посредников, то архитектор имеет дело лишь с проектной моделью будущего объекта. Поэтому знание качественной сущности модели как объекта архитектурного творчества, умение отразить эти качества линейными, тональными и колористическими средствами изображения как языка архитектурной формы составляют основу профессиональных умений архитектора. Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: понятие средств изображения в архитектурной графике неразрывно связано с ее содержанием, основой которого является проектная или реальная модель архитектурного объекта. Природа этого объекта настолько специфична и качественно своеобразна, что ее свойства активно воздействуют на содержание и изобразительную форму архитектурной графики, отличают ее от других видов графического искусства: промграфики, станковой, книжной и иллюстративной графики.
Линейная графика как основное средство изображения архитектурной формы
Линия является самым простым и в то же время самым распространенным средством изображения. Это связано с особой природой человеческого зрения, согласно которой форма любого объекта воспринимается посредством движения глаз, прослеживающих его контур и границы поверхностей в виде их линейных очертаний. Контур воспринимается нами не как самостоятельная линия. Благодаря линейным очертаниям (контуру) мы видим, во-первых, наиболее характерные структурные качества предметной формы, во-вторых, индивидуальные особенности ее конструктивной структуры. Линейное (контурное) изображение передает информацию о размере, масштабе, форме и ракурсе объекта. Выразительность и предметность линейного изображения в искусстве обусловлены реальными качествами предметной формы, где главным является сам предмет, а не средства его изображения. Другое дело чертеж, где линейное построение эстетически воздействует и непосредственно и специфически, т. е. путем ассоциативных закономерностей зрительного восприятия. Так, к примеру, вертикальная линия вызывает ощущение устойчивости, диагональная линия – динамики, горизонтальная линия – покоя и простора; криволинейная линия передает впечатление замкнутости или текучести в зависимости от ее начертания. Степень выразительности языка линейной графики зависит от характера начертания линий (прямая и кривая, толстая и тонкая, сплошная и прерывистая), от тональности и цвета линий (темная и светлая, серая и цветная). Эти простые характеристики линий превращаются в закономерности при различных их сочетаниях. Наиболее выразительные закономерности – линейный контраст и нюанс. Они играют очень важную роль в архитектурной графике, где графическая композиция создается начертанием линий, их тональностью, цветом и ритмом как при построении плоскостных, так и объемно-пространственных изображений архитектурной формы. Плоская поверхность чистого листа воспринимается нами как нечто неорганизованное. Линия является первичным организующим элементом. Две координаты – вертикаль и горизонталь – определяют характеристики плоскости и являются начальными элементами плос- 8 костного изображения. Симметричное или асимметричное расположение линий определяет статичное или динамичное начало изображения любой формы в архитектурной графике. Информативность изображения зависит от степени воздействия линий на зрителя. Плоскость листа может получить выразительную глубину или иные художественные качества изображения, достигаемые варьированием контраста и нюанса линий по их толщине. Более толстый контур зрительно выдвигает фигуру на первый план, а более тонкий – наоборот. Особенное значение имеют линейные контрасты при выполнении чертежей в ортогональных проекциях, где мы имеем дело с двухмерным, плоскостным изображением. Наглядность ортогональных чертежей зависит главным образом от умелого использования линейной техники при изображении деталей чертежа. Например, для выявления на генплане какого-либо участка территории таких элементов планировки, как здания и сооружения, дороги и дорожки, элементы озеленения и благоустройства. Или при выявлении в проекте особенностей какого-либо здания или сооружения, в чертежах его фасадов, планов и разрезов – структурных или композиционных элементов и конструктивных или декоративных деталей, других частей. Линейный контраст и нюанс важны и при изображении пространственных форм, построенных по трем координатам в линейной перспективе или аксонометрии. Глубинность восприятия объемно-пространственной формы достигается самой структурой построения, где толщина линии не имеет особого значения. Кроме особых случаев, когда есть необходимость выделить какую-либо часть архитектурного изображения, к примеру силуэтность застройки, условно отделить один объект от другого или отграничить его от окружающей среды. Глубинность изображения достигается также путем наложения одной фигуры на другую или постепенным уменьшением подобных фигур. Линии не только определяют границы формы, но и заполняют ее, создавая ощущение материальности: освещенности, массы, фактуры, а в зависимости от того или иного строительного материала выражают свойства архитектурной формы: тяжесть или легкость, светлоту или темноту, крупный или маленький масштаб блоков, грубую или мелкую фактуру отделки поверхности. 9 Инструменты и приспособления, применяемые в линейной графике, можно разделить на три группы. Первая группа включает карандаши, угольные палочки, перья и кисти; вторая – рейсфедеры, графосы, фломастеры, рапидографы; третья – летрасеты, трафареты и шаблоны. Вывод. Линия лежит в основе построения любого изображения, в том числе тонального и цветного. Линейная графика – основная техника исполнения рисунка, эскиза, чертежа и технической схемы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.