Специфика изучения литературы детьми с ОВЗ, обучающимися в специализированном коррекционном классе.
Повышение из года в год количества детей с разными патологиями в развитии выдвигает проблему их психолого-педагогической, социальной реабилитации в ряд актуальных в педагогической науке. Количество детей с ОВЗ, обучающихся в коррекционных школах, постоянно возрастает. Анализ практики свидетельствует, что выпускники специальной (коррекционной) школы недостаточно востребованы на рынке труда, так как сфера возможного приложения их труда носит относительно ограниченный характер. Между тем, в процессе гуманизации общества данная категория детей должна получить те условия воспитания и обучения, которые подняли бы их социальную ценность и способствовали самореализации в социуме.
Закон РФ «Об образовании» декларирует необходимость воспитания гражданина, способного к успешной социализации в современном обществе. В этой связи важно определить ориентиры организации обучения и воспитания учащихся коррекционной школы с учетом их социально-педагогических, медико-психологических особенностей.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования. И прежде всего – это создание оптимальных психолого-педагогических условий для усвоения детьми с ОВЗ общеобразовательных программ в соответствии с образовательными стандартами, максимальное сглаживание нарушенных процессов и функций, недостатков эмоционального и личностного развития.
Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками. Учебная деятельность ребятам с ДЦП дается очень трудно. Они не умеют надолго сконцентрировать внимание, медленно читают, не всегда понимая прочитанное, не могут воспроизвести то, что прочитали, пишут с трудом. Большой проблемой является выражение (как устное, так и письменное) своих мыслей. У 70% детей дислексия и дисграфия. Кроме того, 80% детей имеют диагноз дизартрия (нарушение работы артикуляционной мускулатуры), что значительно усложняет процесс коммуникации. Особенностью детей нашей школы-интерната является общее речевое недоразвитие различной степени выраженности. В период полового созревания заболевание прогрессирует, поэтому все эти факторы усугубляются. Программа же с 5 по 9 класс усложняется, требует абстрактного мышления и большого объёма памяти. Кроме того, дети с церебральным параличом, чрезмерно опекаемые родителями или педагогически запущенные, одинаково не приспособлены к необходимым формам установления контакта со сверстниками и взрослыми, не имеют нужных навыков коллективного взаимодействия.
Изучение литературы в специальной (коррекционной) школе может стать универсальным процессом, включающим в себя установку на саморазвитие личности: ее самосознание. Во главу угла поставлено не воздействие на ребенка извне, а психологическая поддержка внутренней мотивации детей, направленной на освоение духовного опыта людей и отвечающей потребности в самоактуализации. Роль учителя при таком подходе, как считал выдающийся педагог В.Л.Сухомлинский, состоит в создании стимула для внутренней напряженной работы ребенка, в процессе которой формируются нравственные основы. Великим стимулом обучения и воспитания Сухомлинский считал «слово, вобравшее в себя и мысль, и ощущения, и восприятия, и чувства...» Эмоционально-образным средством является, как известно, художественная литература — признанный носитель духовного начала в человеке, идеалов добра, любви, сострадания. В фольклоре, например, имеются самые эффективные средства воспитания, выработки жизненно необходимых умений для отдельного периода роста и развития ребенка.
В научном обосновании педагогических условий эффективного использования фольклора и художественной литературы важно рассмотреть мнения ученых педагогов, психологов о роли родного фольклора и литературы о развитии ребенка: обучении, воспитании, формировании психоэмоциональной сферы. Современные исследователи Е.А. Флерина, В.М. Федяевская и др., подчеркивают обучающую роль родного языка, фольклора и художественной литературы в развитии речи, формировании представления о культуре своего народа, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В данной проблеме значительными являются исследования, отражающие воспитательные возможности литературных произведений. О воздействии художественной литературы на формирование нравственных ценностей человека Т.Д. Полозова пишет: «Произведение художественной литературы обладает возможностью включить читателя, слушателя в процесс открытия истины, создать полную иллюзию соучастия в действии, приобщать его к первооткрытию нравственного, эстетического идеала произведения. Уникальность художественного произведения состоит в его способности слить воедино две индивидуальности в едином процессе познания и освоения общественно и личностно ценной истины: индивидуальность писателя и индивидуальность читателя».
С каждым годом возрастает ответственность учителей литературы: требуется более тщательный отбор литературных произведений, применение хорошо продуманных методой их изучения в школе для того, чтобы научить учащихся понимать жизнь, уметь ценить богатства, созданные человеческим трудом, вызывать желание сделать нашу жизнь по-настоящему прекрасной. Современный подход в преподавании литературы подразумевает определённую свободу в планировании урока литературы. Свобода в принятии решения создает атмосферу творчества, но не исключает существования необходимых обязательных компонентов в деятельности учителя и учеников: подготовки к восприятию произведения и помощи в создании суждения о нем, обогащения духовного мира. В отличие от общеобразовательной школы, где в центре внимания находится художественный текст, в коррекционной школе основное внимание уделяется ученику с ОВЗ, его полноценному развитию.
Цель каждого учителя – вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить потребность в познании. По мнению современных педагогов традиционная схема «учитель – ученик – учебник» мало эффективна сегодня. Выбор и использование мною современных образовательных технологий определяется, конечно, целями и задачами каждого конкретного урока, возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся. Они, в свою очередь, соответствуют той программе, которая выбрана мною как наиболее подходящая к контингенту учащихся с ОВЗ и условиям их обучения. Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с положениями ФК ГОС на основе программы общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В. Я. Коровиной 5 – 11 классы (М. , Просвещение, 2010 год) и учебного плана специальной коррекционной школы для детей с нарушениями ОДА. Авторская программа В.Я.Коровиной адаптирована с учётом особенностей детей, обучающихся в школе-интернате для детей с нарушениями ОДА. Выбор авторской программы по литературе В.Я.Коровиной для адаптации и разработки данной рабочей имеет несколько преимуществ перед другими авторскими программами:
• соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
• формирование научного мировоззрения в тесной связи обучения с жизнью, с решением социально- и личностно-значимых проблем;
• культурологическая направленность учебного содержания, как в подборе текстов, так и в оформлении учебников;
• интеграция учебного содержания.
Анализ произведений основывается на постоянном обращении к тексту; увеличено время для изучения тем, так как работа над произведениями требует дополнительного, сравнительно с массовой школой, времени, что обусловлено трудностями, испытываемыми детьми с нарушениями ЦНС при овладении навыками чтения, а также недостаточным пониманием и эстетическим восприятием прочитанного.
В педагогическом процессе успех может быть обеспечен лишь тогда, когда любое упражнение, каждое новое умение представляют собой необходимое звено в общей системе знаний. Система работы над литературными произведениями - это расположение ее этапов в определенной последовательности, продуманность этапов, целесообразное чередование видов работы.
Целью обучения работе над литературными произведениями в коррекционной школе является активизация мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ и развитие их речи. Все средства и приемы обучения работе над литературными произведениями подчиняются этой цели:
1) выбор методов и приемов должен соответствовать жанру и содержанию художественного произведения, личностным характеристикам персонажей, изображенных в нем;
2) в работе над произведением нельзя использовать какой-либо один метод как универсальный;
3) изучая эффективность применения отдельных методов и приемов, следует учитывать, что лишь в комплексе с другими они могут дать наилучшие результаты;
4) подбор дополнительных приемов проводить с учетом особенностей учащихся, что будет способствовать прочному усвоению материала каждым из них.
Опыт работы с учащимися доказывает, что чтение продолжает оставаться для учащихся коррекционной школы одним из предметов, трудности усвоения которого преодолеваются очень медленно.
Уроки чтения и литературы в коррекционной школе выполняют функцию коррекции недостатков: исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления в установлении причинно-следственной зависимости явлений и событий, активизирует словарь детей.
Как известно, чтение включает в себя четыре основных качества: беглость, правильность, выразительность, осознанность. Формирование этих качеств тесно взаимосвязано между собой и проходит у некоторых школьников достаточно сложно в силу задержки их психофизического и речевого развития. По мере взросления школьников качество их чтения улучшается, но ряд проблем остается. Темп чтения у детей с проблемами в развитии зависит от информационной, лексической и структурной сложности текста. Чем сложнее текст, тем медленнее читают дети. Беглое чтение - это такой темп, который характерен для разговорной речи, и при котором понимание читаемого материала опережает его произношение. Для формирования беглости чтения важна многократность упражнений в самом чтении.
Приемы работы по формированию беглого чтения:
А) речевая гимнастика
Б) скороговорка:
Правильность чтения у школьников с ОВЗ отрабатывается с определенными трудностями. Такие дети допускают большое количество ошибок, искажающих звуковой состав слова. Примерно 80 % учащихся допускают различные нарушения правильности чтения. К сожалению, нарушения правильности чтения сохраняются и в старших классах.
Типичные ошибки и их причины:
Приемы работы над правильностью чтения:
1. Многократность прочтения текста со сменой заданий:
o чтение по заданию;
o эстафета цепочкой;
o выборочное чтение;
o чтение по ролям
2. Проведение речевых зарядок, предваряющих чтение текста, основной целью которых является подготовка учащихся к прочтению трудных слов и переходу на более совершенный способ чтения.
3. Использование различных игровых приемов:
o игра "Будь внимательным" (в таблице сходные по звуковому составу слова - потеплели, потемнели);
o игра "Фотоаппарат" (быстро показываются слова или предложения, нужно прочитать, запомнить, повторить, формируется память и поле зрения);
o игра "Буксир" (читает учитель, дети следят; затем читают дети, по очереди, начиная с сильных учеников).
4. Включение в чтение учащихся со слабой техникой чтения:
o отраженное чтение (читает сильный ученик, слабый повторяет);
o хоровое чтение;
o чтение с продолжением (сильный ученик начинает, слабый продолжает);
Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические ударения. Образец выразительного чтения дает сам учитель, либо используется чтение в исполнении профессиональных артистов (вставка – использование мультимедиа). Кроме этого большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно делать логические ударения и паузы. Осознанность чтения - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Этот навык является наиболее важным для чтения, т.к. если человек не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения.
Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, анализ изобразительных средств художественного произведения, анализ текста, закрепление содержания прочитанного текста, составление различных видов планов, пересказ, а так же обобщающие беседы.
Задания, связанные с лексической работой над словом:
Например: 1) Разбор значений слов-синонимов.
На магнитной доске прикреплены таблички с написанными на них словами-синонимами. По возможности, слова подбираются к тексту произведения, читаемого на уроке. Значение слов объясняется самими учениками, в случае затруднений используется толковый словарь или словарь синонимов.
2) Подбор к данному слову слова с противоположным значением, объяснение значения слова, составление с этими словами словосочетания, предложения.
3) Упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста, связи смысловых частей текста (например, упражнение «Найди ошибку»).
Повышение эффективности, адаптивности и содержательности учебного процесса достигается путем комплексного использования различных программных и технических средств. Сейчас успех учащихся напрямую зависит от качества работы учителя, от того, насколько он способен уловить дух и потребность времени. В течение нескольких лет работаю над методической темой «Активизация познавательной деятельности учащихся через использование ИКТ как способ повышения эффективности урока». Несомненным является то, что применение компьютерных технологий напрямую отвечает требованиям модернизации образования. Электронные учебники, видеолекции, виртуальные экскурсии, программы-репетиторы, справочники, энциклопедии, онлайн-тестирования, уроки в электронном виде и методические разработки к ним — сейчас существует довольно широкий интерактивный мир возможностей для успешного обучения и активизации познавательной деятельности. ИКТ способны решать многие педагогические задачи, представлять совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать новые формы и методы обучения. Мультимедийные уроки (особенно уроки литературы) поднимают процесс на новый качественный уровень, благодаря чему у учащихся развивается интерес. Практика показывает, что дети с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ. Более значимой становится роль в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихся. Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет мне повысить темп урока (что особенно актуально в коррекционной школе, где скорость работы детей с ДЦП достаточно низкая, быстрая утомляемость, потеря внимания и долгая концентрация, и т.д.), сократить потери рабочего времени до минимума, сделать урок более ярким и увлекательным. Используя на своих уроках компьютер уже несколько лет, я получила ответы на многие вопросы. Я применяю компьютер на уроках для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:
· формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
· обогащение словарного запаса;
· овладение навыками литературного языка и развитие речи;
· знание лингвистических и литературоведческих терминов;
· знание фактического материала по биографии и творчеству писателей;
· формирование общеучебных умений и навыков.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет:
- перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ученик становится активным субъектом учебной деятельности;
- активизировать познавательную деятельность учащихся; проводить уроки на высоком эстетическом уровне, с интеграцией всех видов искусств; осуществлять дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению (организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями).
Использование компьютерной презентации на уроке литературы - это применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда слово учителя является недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении, особенно для детей, требующих постоянного фокусирования внимания, что является одним из последствий заболеваний ЦНС. Одной из главных задач на уроке было и остается формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Использование ИКТ позволяет дифференцированно подходить к каждому ребёнку. Уверенные в своих знаниях ученики быстро справляются с основным заданием. Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока-игры, урока-семинара, урока-практикума, урока-виртуальной экскурсии. Например, на заключительных уроках изучения темы по русскому языку очень часто использую такую форму урока как «Своя игра», где можно в игровой и соревновательной форме повторить учебный материал, расширить кругозор учащихся, проверить качество усвоения пройденного материала и т.д.
Таким образом, уроки литературы играют значительную роль в формировании духовно-нравственного сознания, чувств и привычек поведения у учащихся, которые сталкиваются с огромными трудностями при адаптации в социуме. Литература при этом рассматривается не как цель, а как средство формирования личности, что может быть достигнуто через воспитание творческого отношения к предмету, заинтересованный подход к деятельности в сфере конкретной мотивации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.