Специфика компетентностного урока по таксономии учебных задач Блума
Оценка 4.8

Специфика компетентностного урока по таксономии учебных задач Блума

Оценка 4.8
pdf
04.11.2020
Специфика компетентностного урока по таксономии учебных задач Блума
Специфика компетентностного урока по таксономии учебных задач Блума.pdf

«Специфика компетентностного урока по таксономии учебных задач Блума»

Шилина И.С., учитель математики 

МКОУ «СОШ№1» города Миасс

В контексте  перехода к образованию по ФГОС важная цель обучения -  формирование личности, которая будет способна свободно ориентироваться, самореализовываться, саморазвиваться и самостоятельно принимать правильные ответственные решения в условиях быстроизменяющегося мира.  Все эти качества присущи именное компетентностной технологии обучения, ставшей в данный момент одной из приоритетных.  Компетентностный подход – реальность современного образования.

Важно формирование следующих ключевых компетенций: 

     умение общаться на родном и  на иностранном языке,

     дижитальные компетенции или компетенции в области компьютерной грамотности и информационных технологий;

     умение применять математические навыки и базовые навыки в области науки и технологий;

     умение руководствоваться социальными и гражданскими навыками;

     умение учиться;

     умение проявлять навыки предпринимательства.

Формирование компетенций происходит на уроке и протекает в тесной связи с учебным материалом предмета.  

 В центре внимания компетентностного урока - ученик. Урок состоялся - когда каждый ученик  в пределах своих интеллектуальных и  творческих способностей получил что-то полезное или важное для себя. Учитель – менеджер урока, организующий процесс обучения так, чтобы ученик имел возможность добыть знания и умеющий использовать предмет для формирования жизненно- важных  компетенций. 

В соответствии с «пирамидой обучаемости» (ЮНЕСКО) большая эффективность на уроке достигается благодаря использованию на уроке работы в малых группах, динамических парах, при демонстрации теоретического материала и его практического закрепления.

Вся работа на уроке заключается в выполнении учебных заданий, подготовленных учителем, взятых из учебника или другого источника, видоизменынных или дополненных. Обязательно задание должно отвечать на вопрос: «Что делать?», т.е. начинаться с глагола. Задания учащимся предлагаются на доске, карточке и т.д. При составлении учебных заданий обязательно использование техники учения (Г.А.Рудик «Культура умственного труда или

101 техника учения»). Данные техники формируют у учащихся умения работать с различными видами информации (рисунки, текст, числа, фотографии, таблицы, схемы) и  умения использовать простейшие мыслительные операции.

Учащимся      предлагаются            задания           на        развитие         репететивных(повторение             и воспроизведение усвоенных знаний), когнитивных (познавательных на трансформацию информации) и поведенческих (личное восприятие жизненно важных знаний и ситуаций) навыков.

В Таблице1 приведен примерный перечень глаголов для составления учебных заданий к уроку математики.

Кроме того включается типология заданий следующих 15-ти видов:

1.      Внутритекстовые вопросы 

2.      Задания на закрепление 

3.      Задания на повторение, или  «остановись и проверь» 

4.      Задания на подведение итогов 

5.      Ситуативные вопросы 

6.      Интеллектуальные игра: Кроссворды, триады, ребусы и т.п 

7.      Заполнение таблицы 

8.      Задание на выбор из множества 

9.      Задание на поиск соответствий 

10.  Задание на вставку пропущенных букв, слов . 

11.  Расстановка в правильном порядке 

12.  Вопросы, требующие краткого ответа 

13.  Надписывание 

14.  Перечисление 

15.  Постановка, эксперимент

Все учебные задания делятся на 6 уровней по таксономии Блума:

     Знания - перенос информации  со слов учителя, со страниц учебника и других источников  в знания.

     Понимание -  научение манипулировать знаниями, представлять  в различных видах.

     Применение -  научение применять  знания по примеру, по правилу.   

     Анализ -   научение  элементарной мыслительной операции анализа,  на основе  раннее приобретенных знаний открыть для себя  новые знания.

     Синтез - научение  элементарной мыслительной операции анализасинтеза,  на основе  раннее приобретенных знаний открыть для себя  новые знания.

     Оценивание - научение  делать умозаключения в конкретной ситуации алгоритма  анализа, на основе  раннее приобретенных знаний, открытых для себя  новых знаний на предыдущих уровнях.

Таксономия учебных задач хорошо технологизирована в Таблице 2.

При проведении урока нужно соблюдать следующие рекомендации: после ознакомления с информацией учащиеся приступают к выполнению учебных заданий. При этом все ученика находятся в равном положении -  одни и те же задания и одно и то же время. При работе на уроке учащиеся не должны мешать друг другу. При появлении вопроса, учащийся поднимает руку, и учитель подходит к нему. Выслушав вопрос, не спешить дать ученику ответ, а указать ему, на что следует обратить внимание и где можно найти ответ на вопрос. Одним из  правил урока является то, что учитель не дает готовых ответов, ответ следует самому  ученику  найти. Такая деятельность на уроке позволяет ученику  научиться  «добывать» знания самому.

Каждый ученик  начинает работу с первого задания и работает на протяжении всего урока. Чтобы перейти к следующему заданию, ученик поднимает руку, учитель подходит и определяет верно ли выполнено задание и только потом ученик приступает к выполнению следующего задания. Тут можно использовать много приемов – взаимопроверка, использование «контролера» в малой группе, самопроверка по ключам и т.п.  На уроке оценку может получить каждый  ученик, который присутствует на уроке. На этом этапе формируется у учащихся одна из важных компетенций – уметь оценивать себя.  За выполнение первых трех уровней по таксономии Блума выставляется оценка «3», за выполнение заданий четвертого и пятого уровней ставится оценка «4», и оценка «5» ставится только за выполнение всех заданий шести уровней. Оценку ученика нельзя публично оглашать без его разрешения!

В Схеме 1 предлагается общая схема компетентностного урока.

 


МАТРИЦА заданий к учебному занятию  по Блуму                        Таблица 2 Первый уровень – ЗНАНИЯ

      Таксономия            учебных

задач  первого уровня

Глагол

С чем оперируется 

1.

0

0

З н а н и

е

 

1.10

Знания конкрет ных данных

1.11

Знание термино логии

Определить, усвоить, отличать, вспоминать, распознавать

Словарь, понятия, терминология, значения,определения,  связи, элементы  

Учебное задание 

 

1.20

Знание средств, которые позволя ют опериро

вать 

данным

и

1.21

Практич еские знания

Вспомнить, идентифицировать, припомнить, найти 

Форма, условия, применение, правила, модальности, средства, символы, представления, стиль(и), формат (ы). 

Учебные задания 

 

1.22

Знание тенденц ий и частност ей

Вспомните, распознать, идентифицировать,

добыть 

Действие(я), процесс, движение (я), случаи, продолжение, развитие, тенденции, части, причины, отношения, расположение, классификация, категоризация   

Учебное задание 

 

1.23

Знание классиф

икаций и категори й

Вспомнить, распознать, идентифицировать,

добыть 

Тип,  характеристика, класс, расположение, классификация, категоризация. 

Учебное задание 

 

1.24

Знание  критери

ев

Вспомнить, распознать, получить, идентифицировать 

Критерии, элементы 

основание,

Учебное задание

 

 

1.25

Знание методов

Вспомнить, распознать, получить, идентифицировать 

Методы, использование, применение 

техника, приемы,

 

Учебное задание

 

 

1.30Знан ие абстракт ных представ

1.31

Знание принцип

     ов           и

законов

Вспомнить, распознать, получить, идентифицировать 

Принципы, существенные основные обобщение, им

законы, части, элементы, пликация 

                        лений            Учебное задание

                                                    1.32              Вспомнить,                       Теории,                   базовые

Знание распознать, положения, взаимосвязи, теорий получить, структуры, организация, идентифицировать  формулирование 

Учебные задания

Второй уровень - ПОНИМАНИЕ

Таксономия-     Глагол            С чем оперируется второй уровень

            2.       2.10              Перевести,      трансформировать,      Значимость,           пример,

            0        Перело         выразить собственными словами,      определения,

            0        жение           иллюстрировать,       подготовить,      абстрагирование,

П прочитать,                 представить, представление,          слова, о          изменить,       записать    в          иной    фразы. 

            н                             форме, переформулировать  

            и        Учебные  задания

            м      

а 2.20     Интерпретировать,   Отношения, н            Интерпр         реорганизовать,    существенные           факты, и         етация            перекомпановать,     аспекты,         точка    зрения, е         дифференцировать, достичь,          новые характеристики,       сделать,  установить, объяснить,           выводы, методы, теории, демонстрировать         абстракции  

Учебные задания

2.30 Предвидеть, дифференцировать, Последствия, Экстрап определить, продолжить, вмешательство,

олирова интерполировать, заполнить, заключения, факторы, ние установить   разветвление, значимые

элементы, согласованность, эффекты, вероятность   Учебное задание

Третий уровень - ПРИМЕНЕНИЕ

Таксономия         Глагол            С чем оперируется учебных

задач         – третий уровень

         3.                            Применить, обобщить, установить Принципы,                    законы,

Применение        связи, выбрать,         развить, выводы, эфекты, методы, организовать,       использовать,  теории,         абстракции, руководствоваться,     преобразовать, ситуации,       обобщения, реструктурировать,     процессы,       феномены, классифицировать        приемы         Учебное задание

Четвертый уровень  АНАЛИЗ

Таксономия учебных Глагол С чем оперируется задач – четвертый

уровень

    4.10     Доказать,       Элементы,     гипотезы, Анализ     Определение идентифицировать,     выводы, констатирование  элементов      классифицировать,   фактов,           аргументы,

распознать, вывести,     свойства  категоризировать 

Учебные задания

                                 4.20                      Анализировать,                      Отношения,            ошибки,

Установление          констатировать,        аргументы,    причина, связей        сравнивать, выводить      эффект, части, не верные предположения 

Учебные задания

4.30 Анализировать,  модель, цель,  точки Определение достигнуть, доказать  зрения, техники, принципов опосредованные средства, организации   структуры,  организации,

расположения  

                            Учебное задание

Пятый уровень – СИНТЕЗ

Таксономия учебных Глагол С чем оперируем задач - пятый уровень

Си 5.10 Создание Написать, рассказать, Структура, модель, н собственного произвести, передать, совершенствование,

т произведения создать, проект, работа, ез модифицировать, обобщение, усилие,  документировать  спецефические факты,

сочинение 

Учебные задания

5.20          Разработка     Предложить, План, задачи, плана действия        спланировать,      спецификация, произвести,            схематические          факты, спроектировать,      операции,       способы, модифицировать              решения, средства 

Учебные задачи)

5.30 Выделение Производить, развивать, Феномены, таксономии, абстрактных комбинировать, концепты, схемы, теории, связей  из организовывать, отношения, абстракции, целостного синтезировать, обобщения, гипотезы, комплекса  классифицировать, открытия 

доказать,            развивать, сформулировать, модифицировать            Учебные задания

Шестой уровень – ОЦЕНИВАНИЕ

Таксономия учебных Глагол С чем оперируется задач – шестой уровень

 6.10 Внутренняя Рассуждать, Точность, погрешности, Оц критика аргументировать, достовеерность, просчеты, ен ,оценивать, решать  сщфизмы, степень 

         ива                                                                                         точности 

         ни     Учебные задачи

е 6.20 Внешняя Рассуждать, Цели, средства, критика Аргументировать, эффективность, экономика,

 

 

консолидировать, сравнивать, стандартизировать, оценивать  

полезность, альтернатива, план действий, стандарты, теории, обобщения  

 

Разработка урока математики с использованием таксономии Блума

Титульный лист 

Каталог компетенций

Тема:

 

1

Базовая компетенция:

Сложение и вычитание рациональных чисел

Уметь применять математические навыки и базовые навыки в области наук и технологий.  

Дисциплина: 

1.

1

Составляющая  компетенция:

  Использовать умения и ключевые компетенции для выполнения учебных задач, когда действия регламентированы четкими правилами, описывающими процедуры и стратегии

Математика 

 

Класс: 6

1.1.1

ЦЕЛЬ

УРОКА

 Уметь применять основные математические принципы и

процесс в повседневных ситуациях Приемы: 

Работа со справочной литературой, как решать мыслительные задачи

Преподаватель: Шилина

Ирина Сергеевна

 

2

 

 

 

Информационная составляющая (жизненно важные знания)- 

1. Положительных чисел недостаточно для определения некоторых значений величин

(скорость, высота, температура…)

2.1

 

Знания,  используемые в других дисциплинах

– 

Для описания понятий: мороза, глубины, высоты, долг, прибыль и др. в географии, экономике  используются рациональные  числа

 

 

 

2.2

Знания,          необходимые            в             данном предмете -   

Правила действий с рациональными числами

 

 

Краткое описание структуры  урока:

 Учащиеся работают в группах по уровню успеваемости по предмету (А,В,С).  Для выполнения заданий используется карта знаний в группе, электронный справочник по теме (выполненный в виде презентации на интерактивной доске), а также справочники по математике.  проверка правильности выполнения заданий осуществляется самостоятельно или по образцу. Все индивидуальные решения заносятся в тетрадь, а групповые на рабочий лист. Оценки выставляются на оценочном листе в каждой группе (самооценка, оценка учителем  или оценка консультантом ).  В конце урока Рефлексия - учащиеся прикрепляют фигуру в виде ладошки на доске вокруг знака «+» или «-» в зависимости от результативности урока для каждого учащегося. Обязательна  пауза  во время урока.

Средства: презентация, справочники, карта знаний, лист оценки, рабочий лист, описание техник, фигуры в виде ладошек

Методическое сопровождение: компетентностное обучение,  групповая работа, самооценка, взаимооценка, рефлексия, работа с ТСО, работа с литературой, практикоориентированные задания, здоровьесберегающая технология.

Карта знаний к уроку (учебные задания, которые раздаются каждому учащемуся)

 

Учебное задание

Таксономия

БЛУМА

(уровень)

Время в мин.

Организационна

я форма/   форма оценивания

1

Вспомни правило знаков для рациональных чисел, используя учебник или справочную литературу.

1.10

3

Групповая /самооценка

2

Запиши в виде схемы «Паучок» правила сложения и вычитания рациональных чисел, используя электронный справочник.

2.10

6

Групповая /самооценка

3

Определи пары  среди выражений, объяснив их сходство:

-1,5-(-5)     2,7+(-0,7)   1,8-(+1,5)   

2.30

4

Индивидуальная / взаимооценка

 

 

-0,1+(-0,2)   -6,4+(-0,1)   9,4-(+7,4)

 

 

 

4

Выбери верный вариант из предложенных для решения ситуации:

«Определи  температуру воздуха, если утром температура воздуха была

-220. В полдень она изменилась на +30, а вечером на -20

Варианты ответов:

А) -22+(+3)-(-2)     Б) -22-2-3    В) 22+3+(-2)     Г) 3+22-(-2)

3

3

Индивидуальная / взаимооценка

5

Используй электронный справочник для решения задачи на составление уравнения.

Условие задачи: «Найди первоначальную  глубину водохранилища, если после сброса уровень воды  изменился на -2м и  стал равным 13м»

3

6

Групповая / взаимооценка

6

Преобразуй  текст задачи в числовое выражение,  расставив числа в правильном порядке и вычислив значение выражения.

Условие задачи: «Воздушный шар поднялся над поверхностью земли на высоту 400м. Затем его высота изменилась на -70м, а потом на -130м и снова на +115м.»

3

5

Групповая / взаимооценка

7

Констатируй допущенные ошибки в предложениях и исправь их.

От перемены мест слагаемых сумма меняет знак на противоположный. Сумма любого числа и нуля будет отрицательной.

Сумма противоположных чисел всегда положительна. Модули чисел  бывают как положительными, так и отрицательными.

4.20

4

Групповая / взаимооценка

8

Предложи  условие задачи по теме, используя одно  из изображений.

5.20

5

Индивидуальная

/ оценка учителем

 

 

 

 

 

9

Аргументируй полезность использования правила сложения рациональных чисел при подсчете семейного бюджета твоей семьи за один месяц  (доходов и расходов).

6.20

4

Индивидуальная

/ оценка учителем

 

 

 

40

 

 

Лист оценки

Ф.И. ___________________   группа _______

задания

Форма оценивания

Оценка

1

Самооценка 

 

2

Самооценка 

 

3

Взаимооценка 

 

4

Взаимооценка

 

5

Взаимооценка

 

6

Взаимооценка

 

7

Взаимооценка

 

8

Оценка учителем

 

9

Оценка учителем

 

 

Самооценка за урок

 

 

Итоговая оценка за урок

 

 

Используемая литература:

1.    Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. //ж-л:Управление современной школой.Завуч.- НОУ Центр «Педагогический поиск»: №1, 2008.

2.    Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2003. № 5.

3.    Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернетжурнал "Эйдос". - 2006. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm  

4.    Г.А. Рудик  «Компетентностное обучение», учебные модули,  Монреаль, Канада, центр

«Обучение без границ»

5.    Г.А. Рудик «Культура умственного труда или 101 техника учения»  

Специфика компетентностного урока по таксономии учебных задач

Специфика компетентностного урока по таксономии учебных задач

Данные техники формируют у учащихся умения работать с различными видами информации (рисунки, текст, числа, фотографии, таблицы, схемы) и умения использовать простейшие мыслительные операции

Данные техники формируют у учащихся умения работать с различными видами информации (рисунки, текст, числа, фотографии, таблицы, схемы) и умения использовать простейшие мыслительные операции

Задания на подведение итогов 2

Задания на подведение итогов 2

Такая деятельность на уроке позволяет ученику научиться «добывать» знания самому

Такая деятельность на уроке позволяет ученику научиться «добывать» знания самому

МАТРИЦА заданий к учебному занятию по

МАТРИЦА заданий к учебному занятию по

МАТРИЦА заданий к учебному занятию по

МАТРИЦА заданий к учебному занятию по

Доказать, Элементы, гипотезы,

Доказать, Элементы, гипотезы,

Разработка урока математики с использованием таксономии

Разработка урока математики с использованием таксономии

Знания, необходимые в данном предмете -

Знания, необходимые в данном предмете -

Выбери верный вариант из предложенных для решения ситуации: «Определи температуру воздуха, если утром температура воздуха была -22 0

Выбери верный вариант из предложенных для решения ситуации: «Определи температуру воздуха, если утром температура воздуха была -22 0

Аргументируй полезность использования правила сложения рациональных чисел при подсчете семейного бюджета твоей семьи за один месяц (доходов и расходов)

Аргументируй полезность использования правила сложения рациональных чисел при подсчете семейного бюджета твоей семьи за один месяц (доходов и расходов)

Компетенции и компетентностный подход в современном образовании

Компетенции и компетентностный подход в современном образовании
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2020